Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава вторая. Методы и организация исследования




 

Обоснование выбора методов исследования

Основная направленность данной работы заключается в изучении возможностей спортсмена, касающихся управления своим состоянием и поведением в ситуациях возникновения конфликта. При этом стоит отметить, что он не должен стремиться избегать конфликт, а управлять его динамикой. Это может благоприятно воздействовать на следующие элементы индивидуальности спортсмена: социализация, сохранение физического и психического здоровья, оптимальное физическое и психическое состояние, готовность к эффективной соревновательной деятельности.

Мы предполагаем, что поведение, стиль деятельности, отношение к условиям спортивной деятельности в команде в значительной степени определяется индивидуальными особенностями спортсмена, особенно по проявлениям социально обусловленных и так называемых психодинамических свойств личности [А. Анастази, 1982].

Применяемые для этих целей методы основываются на представлении о человеке как саморазвивающейся-самоорганизующейся системе, которая состоит из относительно замкнутых подсистем (уровней): физиологической, психологической, социальной [Б.А. Вяткин, 1976, 1993]. Между ними, как считает В.С. Мерлин [1986], существует многозначная зависимость. В качестве основного промежуточного звена, который определяет особенности взаимосвязей и взаимозависимости, рассматриваются виды человеческой деятельности. Это подтверждают факты изменения характера связей между индивидуальными свойствами различных уровней (гармонизации) в зависимости от того, какие действия, операции и промежуточные цели выбирает человек для решения за­дач, т.е. какой индивидуальный стиль деятельности или общения у него формируется.

В качестве примера подобного подхода можно привести, в частности, работу В.А. Толочека [1985], который в исследовании, связанном с борцами-дзюдоистами, выделил три устойчивые и информативные характеристики индивидуальности, интегрирующие в себе совокупность качественных особенностей субъекта деятельности. В качестве первой устойчивой характеристики автор выделил особенность предпочтения противника; второй стала инвариантная часть (структуру) стиля, образующегося вариативно устойчивыми качествами и свойствами личности; третья – это тип решения задач, который касается способа управления деятельностью. Такой подход представляется методически целесообразным, хотя едва ли можно согласиться с утверждением, что эти характеристики иерархически связаны и первая является низшей, а третья - высшей. Скорее можно предположить, что предпочтение противника включается как в структуру стиля, так и в способ управления деятельностью.

В соответствии с выдвинутой нами рабочей гипотезой исследования предполагалось, что имеются объективные возможности применять такие средства и формы управления поведением и деятельностью спортсменов-единоборцев, которые окажут безусловное позитивное воздействие на физические, психические и социальные элементы его спортивной деятельности при неблагоприятных воздействиях конфликтных ситуаций.

Этим определяется направленность выбранных нами средств и методов экспериментального исследования. Они должны, прежде всего, отражать эффект личностно-ориентированной направленности личности спортсмена, действующего в экстремальных условиях при возникновении конфликтных ситуаций.

 

Методы исследования

 

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования.

Диагностика силы мотивационной установки к достижению успеха [А.В. Лебедев, 2001].Данная методика представляет интерпретацию теста Т. Элерса, который ориентирован на диагностику уровня развития потребности в достижении цели и страха неудачи, потребности в самоутверждении, стремления к познанию и вознаграждению при достижении целей.

Ведущие особенности людей с высоким уровнем мотива социального успеха: активность, уверенность в себе, предприимчивость, практичность, организованность, интеллект, умение ладить с людьми. Низкие показатели характеризуют доминирование мотива избегания неудач, неспособность и нежелание преодолевать трудности.

Мотивация к достижению успеха характерна для большинства спортсменов, готовящихся к соревнованиям. Однако данный тест построен на неспецифическом для спорта вербальном ма­териале, что делает его нейтральным по отношению, как к виду спорта, так и к квалификации спортсмена.                        

Метод диагностика уровня невротизации Л.И. Вассермана [В.В. Бойко, 1996]. 

Невротизация представляет собой состояние эмоциональной неста­бильности, приводящее к неврозу и невроти­ческой тенденции в поведении личности.

Невротизация формируется на основе следующих лич­ностных факторов-предпосылок: эмоционального (склонность личности к тревожности и легкой возбудимости); мотивационного (эгоцентрическая направленность личности); адаптационного (плохая приспосабливаемость личности). Невротизация не обязательно развивается и достигает уровня невроза, поэтому у личности есть шанс уберечься от развития психической деформации. Тем не менее очевидны неблагоприятные коммуникативные послед­ствия невротизации: личность становится сложной и неп­риятной во взаимодействии, психический статус мешает ей эффективно сотрудничать с партнерами и исполнять про­фессиональные обязанности.

Тест представляет собой 40 суждений, с которыми опрашиваемый может согласиться или нет. При обработке полученных результатов определяется уровень невротизации (в нашем случае – спортсмена). Высокий уровень невротизации свидетельствует о выра­женной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, на­пряженность, беспокойство, растерянность, раздражитель­ность); о безынициативности, которая формирует пережи­вания, связанные с неудовлетворенностью желаний; об эгоцентрической личностной направленности, что приво­дит к ипохондрической фиксаций на соматических ощуще­ниях и личностных недостатках; отрудностях в общении; о социальной робости и зависимости.

Низкий уровень невротизации свидетельствует об эмо­циональной устойчивости, положительном фоне пережива­ний (спокойствие, оптимизм), инициативности, чувстве собственного достоинства, независимости, социальной сме­лости, легкости в общении.

Диагностика уровня «эмоционального выгорания» [В.В.Бойко, 1996]. 

«Эмоциональное выгорание» — это выработанный лично­стью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Эмоциональное выгорание» представляет собой приоб­ретенный стереотип эмоционального, чаще всего професси­онального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональ­ный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполне­нии профессиональной деятельности и отношениях с парт­нерами.

«Эмоциональное выгорание» является формой профессио­нальной деформации личности.

Внешние факторы, прово­цирующие «выгорание»:

- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность;

- дестабилизирующая организация деятельности;

- повышенная ответственность за исполняемые функ­ции и операции;

- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;

- психологически трудный контингент, с которым имеет
дело профессионал в сфере общения.

Внутренние факторы, обусловливающие «эмоциональное выгорание»:

- склонность к эмоциональной ригидности;

- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности;

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;

- нравственные дефекты и дезориентация личности.

Тест включает в себя 84 вопроса. Обработка результатов теста исходит имз положения, что «эмоциональное выгорание» — динамический процесс, возникающий поэтапно в соответствии с механизмом разви­тия стресса. Г.Селье, основоположник учения о стрессе, рассматри­вал его как неспецифическую (т.е. всеобщего действия) за­щитную реакцию организма в ответ на различные психот­равмирующие факторы. При «эмоциональном выгорании» налицо все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напря­жение, которое создают хроническая неблагоприятная пси­хоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обста­новка, повышенная ответственность, трудность континген­та; 2) резистенция (сопротивление), проявляющаяся в том, что человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение — оскудение пси­хических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, кото­рые наступают вследствие того, что проявленное сопротив­ление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки, или симптомы, нара­стающего «эмоционального выгорания».

Каждый вариант ответа предварительно оценен компе­тентными судьями тем или иным количеством баллов, кото­рое указывается в ключе рядом с номером суждения в скоб­ках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей при­знак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каж­дого симптома «выгорания»; 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирова­ния «выгорания»; 3) находится итоговый показатель синдро­ма «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех симптомов.

Напряжение. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником формирования «эмоционального выгорания», является его пусковым механизмом. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянст­вом или усилением психотравмирующих факторов. Тревож­ное напряжение включает несколько симптомов.

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств. Проявляется в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов в профессиональной деятельности, которые труд­но или невозможно устранить. Если человек ригиден, то раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2.   Неудовлетворенность собой. В результате неудач или не­
способности повлиять на психотравмирующие обстоятель­ства человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретны­ми обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса»: энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя.

3.   «Загнанность в клетку». Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние «загнанности в клетку», и не только в связи с
профессиональной деятельностью. В таких случаях мы в от­чаянии произносим: «Неужели это не имеет пределов?"; «Нет сил с этим бороться»; «Я чувствую безысходность ситу­ации».

4.   Тревога и депрессия. Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных об­стоятельствах, побуждающих к «эмоциональному выгоранию» как средству психологической защиты. Чувство неу­довлетворенности работой и собой порождает мощное энергетическое напряжение в форме переживания ситуа­тивной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом тревоги и депрессии, пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии «эмоционального выгорания».

Резистенция. Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма услов­но. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начи­нается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стре­мится к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распо­ряжении средств. Резистенция включает несколько симпто­мов.

1.   Неадекватное избирательное эмоциональное реагирова­ние. Профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «Хочу или не хочу»: сочту нужным уделю внимание данному партнеру, будет настроение откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмо­ционального поведения он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

2.   Эмоционально-нравственная дезориентация. У профессионала возникает потребность в самооправдании. Не про­являя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Таким нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться?»

 

3.   Расширение сферы экономии эмоций. Такое доказательство «эмоционального выгорания» имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области: в общении с родными, приятелями и знакомыми естественно: человек осознанно или бессознательно стре­мится к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распо­ряжении средств.

Опросник для определения профессиональной дезадаптации, в основу которого положен принцип оценки обследуемыми своего реального, сформированного на основе личного опыта, эмоционального отношения, возникающего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности или занятий; своего предпочтения или нежелания выполнять действия в профессиональной деятельности.

Достаточная выраженность этих компонентов – показатель высокого уровня готовности обследуемого, его активности, самостоятельности в процессе деятельности.

Методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации. Эта методика была разработана американскими психологами К.Томасом и Р.Килменом и адаптирована Н.В.Гришиной /34/. С помощью данного теста оказывается возможным определить стратегии преодоления конфликтной ситуации и модель поведения испытуемого в ситуации разногласий.

Стратегии преодоления: 1) Активная, 2) Пассивная 3) Прямая, 4) Непрямая, 5) Просоциальная, 7) Асоциальная.

Модели поведения: 1) Ассертивные действия, 2) Вступление в социальный контакт, 3) Поиск социальной поддержки, 4) Осторожные действия, 5) Импульсивные действия, 6) Избегание, 7) Манипулятивные действия, 8) Асоциальные действия, 9) Агрессивные действия.

Для разных стратегий поведения могут применяться по несколько моделей поведения. Например, просоциальной стратегии поведения соответствуют вступление в социальный контакт или поиск социальной поддержки; для асоциальной стратегии поведения – асоциальные действия или агрессивные действия.

Для каждого спортсмена определялись типичные стратегии и модели поведения.

Беседа. С каждым испытуемым, а также его тренером проводились специально организованные беседы, основное содержание которых определялось тем, в какие конфликты вступал последние три года спортсмен (включая возможные конфликты с тренером), объективные и субъективные причины конфликта, течение конфликта, механизмы выхода из него, а также характерный для данного спортсмена стиль поведения в ситуации конфликта.

 

 

Организация исследования

Исследование проводилось на высококвалифицированных борцах вольного стиля. Состав испытуемых указан на таблице 1.

Таблица 1

Список испытуемых

Фамилия, имя Возраст Квалификация Стаж Рост (см) Вес (кг)
1 Шевцов Алексей 31 ЗМС 20 166 60
2 Айларов Ахсартаг 25 МСМК 16 169 73
3 Рамазанов Рамис 3 МСМК 22 176 80
4 Алексеев Алексей 23 МСМК 13 176 88
5 Казиев Вагиф 22 МСМК 13 175 65
6 Аюбов Хаджимурад 24 МС 14 176 76
7 Лижджиев Андрей 20 КМС 8 175 75
8 Алексеев Андриан 21 КМС 7 175 78
9 Даутов Артур 25 МС 13 173 73
10 Иванченко Михаил 30 ЗМС 20 177 76
11 Ахмедов Артур 20 МСМК 11 165 60
12 Ахмедов Магомедрасул 23 МСМК 13 175 75
13 Курбан-Исмаилов Расим 23 МСМК 12 185 105

 

Поскольку тесты проводились анонимно, поэтому в результатах исследования личные имена и фамилии заменены порядковыми номерами испытуемых.

Исследование проводилось в 2008-2009 годах на базе РГУФКСиТ и Центра олимпийской подготовки в городе Махачкала.


ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

БОРЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...