Глава вторая. Методы и организация исследования
Обоснование выбора методов исследования Основная направленность данной работы заключается в изучении возможностей спортсмена, касающихся управления своим состоянием и поведением в ситуациях возникновения конфликта. При этом стоит отметить, что он не должен стремиться избегать конфликт, а управлять его динамикой. Это может благоприятно воздействовать на следующие элементы индивидуальности спортсмена: социализация, сохранение физического и психического здоровья, оптимальное физическое и психическое состояние, готовность к эффективной соревновательной деятельности. Мы предполагаем, что поведение, стиль деятельности, отношение к условиям спортивной деятельности в команде в значительной степени определяется индивидуальными особенностями спортсмена, особенно по проявлениям социально обусловленных и так называемых психодинамических свойств личности [А. Анастази, 1982]. Применяемые для этих целей методы основываются на представлении о человеке как саморазвивающейся-самоорганизующейся системе, которая состоит из относительно замкнутых подсистем (уровней): физиологической, психологической, социальной [Б.А. Вяткин, 1976, 1993]. Между ними, как считает В.С. Мерлин [1986], существует многозначная зависимость. В качестве основного промежуточного звена, который определяет особенности взаимосвязей и взаимозависимости, рассматриваются виды человеческой деятельности. Это подтверждают факты изменения характера связей между индивидуальными свойствами различных уровней (гармонизации) в зависимости от того, какие действия, операции и промежуточные цели выбирает человек для решения задач, т.е. какой индивидуальный стиль деятельности или общения у него формируется.
В качестве примера подобного подхода можно привести, в частности, работу В.А. Толочека [1985], который в исследовании, связанном с борцами-дзюдоистами, выделил три устойчивые и информативные характеристики индивидуальности, интегрирующие в себе совокупность качественных особенностей субъекта деятельности. В качестве первой устойчивой характеристики автор выделил особенность предпочтения противника; второй стала инвариантная часть (структуру) стиля, образующегося вариативно устойчивыми качествами и свойствами личности; третья – это тип решения задач, который касается способа управления деятельностью. Такой подход представляется методически целесообразным, хотя едва ли можно согласиться с утверждением, что эти характеристики иерархически связаны и первая является низшей, а третья - высшей. Скорее можно предположить, что предпочтение противника включается как в структуру стиля, так и в способ управления деятельностью. В соответствии с выдвинутой нами рабочей гипотезой исследования предполагалось, что имеются объективные возможности применять такие средства и формы управления поведением и деятельностью спортсменов-единоборцев, которые окажут безусловное позитивное воздействие на физические, психические и социальные элементы его спортивной деятельности при неблагоприятных воздействиях конфликтных ситуаций. Этим определяется направленность выбранных нами средств и методов экспериментального исследования. Они должны, прежде всего, отражать эффект личностно-ориентированной направленности личности спортсмена, действующего в экстремальных условиях при возникновении конфликтных ситуаций.
Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования. Диагностика силы мотивационной установки к достижению успеха [А.В. Лебедев, 2001].Данная методика представляет интерпретацию теста Т. Элерса, который ориентирован на диагностику уровня развития потребности в достижении цели и страха неудачи, потребности в самоутверждении, стремления к познанию и вознаграждению при достижении целей.
Ведущие особенности людей с высоким уровнем мотива социального успеха: активность, уверенность в себе, предприимчивость, практичность, организованность, интеллект, умение ладить с людьми. Низкие показатели характеризуют доминирование мотива избегания неудач, неспособность и нежелание преодолевать трудности. Мотивация к достижению успеха характерна для большинства спортсменов, готовящихся к соревнованиям. Однако данный тест построен на неспецифическом для спорта вербальном материале, что делает его нейтральным по отношению, как к виду спорта, так и к квалификации спортсмена. Метод диагностика уровня невротизации Л.И. Вассермана [В.В. Бойко, 1996]. Невротизация представляет собой состояние эмоциональной нестабильности, приводящее к неврозу и невротической тенденции в поведении личности. Невротизация формируется на основе следующих личностных факторов-предпосылок: эмоционального (склонность личности к тревожности и легкой возбудимости); мотивационного (эгоцентрическая направленность личности); адаптационного (плохая приспосабливаемость личности). Невротизация не обязательно развивается и достигает уровня невроза, поэтому у личности есть шанс уберечься от развития психической деформации. Тем не менее очевидны неблагоприятные коммуникативные последствия невротизации: личность становится сложной и неприятной во взаимодействии, психический статус мешает ей эффективно сотрудничать с партнерами и исполнять профессиональные обязанности. Тест представляет собой 40 суждений, с которыми опрашиваемый может согласиться или нет. При обработке полученных результатов определяется уровень невротизации (в нашем случае – спортсмена). Высокий уровень невротизации свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность); о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний; об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксаций на соматических ощущениях и личностных недостатках; отрудностях в общении; о социальной робости и зависимости.
Низкий уровень невротизации свидетельствует об эмоциональной устойчивости, положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм), инициативности, чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, легкости в общении. Диагностика уровня «эмоционального выгорания» [В.В.Бойко, 1996]. «Эмоциональное выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Эмоциональное выгорание» представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. «Эмоциональное выгорание» является формой профессиональной деформации личности. Внешние факторы, провоцирующие «выгорание»: - хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность; - дестабилизирующая организация деятельности; - повышенная ответственность за исполняемые функции и операции; - неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; - психологически трудный контингент, с которым имеет Внутренние факторы, обусловливающие «эмоциональное выгорание»: - склонность к эмоциональной ригидности; - интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности; - слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;
- нравственные дефекты и дезориентация личности. Тест включает в себя 84 вопроса. Обработка результатов теста исходит имз положения, что «эмоциональное выгорание» — динамический процесс, возникающий поэтапно в соответствии с механизмом развития стресса. Г.Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую (т.е. всеобщего действия) защитную реакцию организма в ответ на различные психотравмирующие факторы. При «эмоциональном выгорании» налицо все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение, которое создают хроническая неблагоприятная психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; 2) резистенция (сопротивление), проявляющаяся в том, что человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которые наступают вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего «эмоционального выгорания». Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов, которое указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома «выгорания»; 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»; 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех симптомов. Напряжение. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником формирования «эмоционального выгорания», является его пусковым механизмом. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов. 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств. Проявляется в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов в профессиональной деятельности, которые трудно или невозможно устранить. Если человек ригиден, то раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».
2. Неудовлетворенность собой. В результате неудач или не 3. «Загнанность в клетку». Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние «загнанности в клетку», и не только в связи с 4. Тревога и депрессия. Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к «эмоциональному выгоранию» как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождает мощное энергетическое напряжение в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом тревоги и депрессии, пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии «эмоционального выгорания». Резистенция. Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Резистенция включает несколько симптомов. 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «Хочу или не хочу»: сочту нужным уделю внимание данному партнеру, будет настроение откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. 2. Эмоционально-нравственная дезориентация. У профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Таким нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться?»
3. Расширение сферы экономии эмоций. Такое доказательство «эмоционального выгорания» имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области: в общении с родными, приятелями и знакомыми естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Опросник для определения профессиональной дезадаптации, в основу которого положен принцип оценки обследуемыми своего реального, сформированного на основе личного опыта, эмоционального отношения, возникающего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности или занятий; своего предпочтения или нежелания выполнять действия в профессиональной деятельности. Достаточная выраженность этих компонентов – показатель высокого уровня готовности обследуемого, его активности, самостоятельности в процессе деятельности. Методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации. Эта методика была разработана американскими психологами К.Томасом и Р.Килменом и адаптирована Н.В.Гришиной /34/. С помощью данного теста оказывается возможным определить стратегии преодоления конфликтной ситуации и модель поведения испытуемого в ситуации разногласий. Стратегии преодоления: 1) Активная, 2) Пассивная 3) Прямая, 4) Непрямая, 5) Просоциальная, 7) Асоциальная. Модели поведения: 1) Ассертивные действия, 2) Вступление в социальный контакт, 3) Поиск социальной поддержки, 4) Осторожные действия, 5) Импульсивные действия, 6) Избегание, 7) Манипулятивные действия, 8) Асоциальные действия, 9) Агрессивные действия. Для разных стратегий поведения могут применяться по несколько моделей поведения. Например, просоциальной стратегии поведения соответствуют вступление в социальный контакт или поиск социальной поддержки; для асоциальной стратегии поведения – асоциальные действия или агрессивные действия. Для каждого спортсмена определялись типичные стратегии и модели поведения. Беседа. С каждым испытуемым, а также его тренером проводились специально организованные беседы, основное содержание которых определялось тем, в какие конфликты вступал последние три года спортсмен (включая возможные конфликты с тренером), объективные и субъективные причины конфликта, течение конфликта, механизмы выхода из него, а также характерный для данного спортсмена стиль поведения в ситуации конфликта.
Организация исследования Исследование проводилось на высококвалифицированных борцах вольного стиля. Состав испытуемых указан на таблице 1. Таблица 1 Список испытуемых
Поскольку тесты проводились анонимно, поэтому в результатах исследования личные имена и фамилии заменены порядковыми номерами испытуемых. Исследование проводилось в 2008-2009 годах на базе РГУФКСиТ и Центра олимпийской подготовки в городе Махачкала. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОРЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|