Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исполнение прозаических произведений.




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ И ТЕХНИКИ РЕЧИ»

для специальности 6.010101 «Дошкольное образование»,

6.010102 «Начальное образование»

дневная форма обучения

образовательно-квалификационный уровень: бакалавр

 

 

Севастополь

Основы культуры и техники речи

Программа учебной дисциплины для студентов направления 0101 педагогическое образование, очная форма обучения, специальность 6.010101 «Дошкольное образование», 6.010102 «Начальное обучение» подготовка бакалавра. – Севастополь, 2012 г.

 

Разработчики: Попова И.И., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования

Рецензенты: Трусова Е.Л., кан. пед. наук,доцент кафедры дошкольного и начального образования

Утверджено на заседании кафедры дошкольного и начального образования

Протокол № 5 от «10» января 2012 г.

Севастополь, 2012 г.

 

 

I. Цель и задачи курса

В результате изучения курса студенты должны:

ЗНАТЬ:

- Теорию и историю искусства звучащего слова;

- Основы культуры и техники речи;

- Методы и приемы выразительного чтения для младших школьников.

- Правила устной речи и чтения;

- Особенности использования художественных произведений.

УМЕТЬ:

- Использовать выразительные средства при исполнении художественных произведений:

- Производить литературно-художественных и исполнительных анализ произведений;

- Совершенствовать технику чтения;

- Составлять сценарии по произведениям художественной литературы;

- ОЗНАКОМИТЬСЯ.

- С основными методическими пособиями по выразительному чтению и научиться пользоваться ими;

- С особенностями исполнения произведений устного народного творчества;

- С особенностями стихосложения;

- С особенностями прозаических произведений.


II. Программа

Модуль 1 Теоретические аспекты выразительного чтения и культуры речи

Содержательный модуль 1

Выразительные средства искусства художественного чтения, культуры речи.

Понятие об искусстве художественного чтения, культуре речи. Основные характеристики культуры речи.

Понятия об искусстве выразительного чтения как передаче литературного текста выразительными средствами голоса.

Роль выразительной речи воспитателя в процессе воспитания и обучения детей. Понятия о культуре речи педагога. Место художественного слова в воспитании детей.

Основные задачи чтеца и рассказчика: передача мыслей, настроений, переживаний, волевой целеустремленности автора, передача зрительных образов, связанных с содержанием произведения, выявление авторского и личного отношения к действующим лицам, картинам, событиям; общение с аудиторией во время исполнения произведения.

Основные направления в развитии искусства художественного слова. Роль устного народного творчества в формировании искусства чтеца и рассказчика.

Понятие о выразительных средствах искусства художественного слова.

Т ема: Техника речи. Речевое дыхание и голос.

Закаливание, охрана и постановка голоса воспитателя. Дикция. Определения понятия. Система упражнений для совершенствования техники речи учителя. Приемы по технике речи, используемые в работе с детьми.

Тема: Литературное произношение.

Правила литературного произношения для современной устной речи. Упражнения на материале литературных произведений, рекомендуемых программами начальной школы.

Тема: Логика чтения.

Логическое ударение. Выявление логического ударения слова. Зависимость смысла фразы от логического ударения. Средства постановки логического ударения: выделение логического слова паузами, изменения темпа произношения, сила, высота голоса. Правила постановки логических ударений. Примеры и упражнения.

Содержательный модуль 2

Тема: Пауза.

Определение понятия. Виды пауз: логическая, психологическая. Выделение речевых логических звеньев, выявление пауз, их длительности. Правила постановки логических пауз, связь логических пауз со знаками препинания.

Психологическая пауза. Зависимость психологической паузы от эмоциональной передачи текста, передача настроения и переживаний автора и чтеца.

Стихотворная пауза. Правила использования стихотворной паузы. Приемы и упражнения.

Тема: Интонация.

Интонация - основное средство выразительности звучащей речи. Компоненты интонации. Отражение в интонациях стилевых и жанровых особенностей литературного текста. Сила, высота, тембр голоса, темп речи. Примеры и упражнения. Мимика, жесты, поза чтеца как дополнительные средства выразительности. Приемы работы над выразительностью речи детей.

 

Содержательный модуль 3

Литературно-художественный и исполнительский анализ произведений.

Тема: Литературно-художественный анализ.

Выявление художественных особенностей произведения: идея, сюжет, композиция и ее составные компоненты: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация; язык произведения, авторские и стилевые особенности; характеристика действующих лиц; форма и характер произведения. Литературно-художественный анализ на примере произведений из хрестоматии по детской литературе.

Тема: Исполнительский анализ.

К.С. Станиславский о работе над словом («Метод физического действия»). Определение задачи исполнения произведения.

Определение перспективы развития действия: нахождение главных и второстепенных событий в развитии сюжета.

Выявление средств выразительного исполнения произведения. Работа над текстами.

МОДУЛЬ 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Содержательный модуль 1

Исполнение произведений устного народного творчества

Для детей младшего школьного возраста.

Особенности чтения произведений устного народного творчества детям. Особенности чтения малых фольклорных форм. (песенки, Работа над исполнением русских, украинских песен для детей.

Рассказывание сказок для детей. Работа над исполнением русских и украинских народных сказок для детей младшего школьного возраста:

Рассказывание сказок для детей старших групп. Чтение произведений устного народного творчества. Особенности чтения.

 

Содержательный модуль 2

Исполнение стихотворных произведений.

Особенности стихосложения. Определение размера, ритма и рифмы. Виды стихосложения. Практические упражнения по определению особенностей стихосложения.

Своеобразие поэзии для детей. Особенности исполнения стихотворений для детей разных возрастов. Особенности чтения произведений А.С. Пушкина. Анализ отрывков из произведений Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, АЛ.Барто, СВ. Михалкова, Т.Г. Шевченка, Леси Украинки, Л. Глибова, Е. Гуцала, Г. Бойка, Т.Коломиец, П. Ребра, Б. Стельмаха, П. Тичины, М. Рильского и др. Чтение по ролям.

 

Содержательный модуль 3

Исполнение прозаических произведений.

Особенности произведений прозы, особенности ее исполнения. Виды рассказов. Особенности исполнения бытового рассказа. Характер исполнения познавательных рассказов (по выбору). Особенности исполнения героических рассказов.

Юмористические рассказы для детей, выразительные средства их исполнения. Выразительные средства их исполнения.

Содержательный модуль 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...