Приёмы работы над мимикой, позой чтеца, постановкой логического ударения
Выполните практические задания: 1. Определить, какой вариант расстановки логических ударений является верным и почему. 1) а) Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало. Короче становился день... б) Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день... (А. С. Пушкин) 2) а) Зима недаром злится:: Прошла ее пора -Весна в окно стучится И гонит со двора б) Зима недаром злится:: Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора 2. Как постановка логического ударения меняет смысл? Проследите на примере фразы. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Я_памятник себе воздвиг нерукотворный. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (Н. А. Некрасов) 4. Обоснуйте постановку логического ударения, прочитайте выразительно: Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил..
(И. А. Крылов) По улицам Слона водили... (И. А. Крылов) И волка не боюсь, и лисицы и медведя - никого не боюсь. (Д. Н. Мамин—Сибиряк) 4. Выделите слова, на которые подает логическое ударение: Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет; Все весны дыханием согрето Все кругом и любит и поет (А. К. Толстой) 6. Распределите по порядку, от легкого к трудному, виды работ над логическим ударением: - чтение текста с выделением логических ударений; - самостоятельное нахождение слов, которые нужно читать, выделяя голосом; - анализ образца (чтения учителя, чтеца в записи) с точки зрения правильности постановки логических ударений.
7. Самостоятельно познакомить со статьей А. И. Шпунтова "Системная работа над логическим ударением на уроках чтения" (Начальная школа № 4, 1992, стр. 10-21).
8. Самостоятельно проанализировать логику работы над паузами, описанную выше в книге Омороковой М. И. "Преодоление трудностей" ~ М., 1990, стр. 47. 9. Прочитать и расставить паузы (I - короткая, II - длинная) в стихотворении А. С. Пушкина. "Зимний вечер" Буря мглою небо кроет, I Вихри снежные крутя, I То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. II То по кровле обветшалой I Вдруг соломой зашумит II То, I как путник запоздалый, I К нам в окошко застучит, II Наша ветхая лачужка I И печальна и темна. II Что же ты, 1 моя старушка, 1 Приумолкла у окна? II Или бури завыванием Ты, I мой друг, I утомлена, II Или дремлешь под жужжанье I Своего веретена. II Сделайте выводы: 1) всегда ли наличие запятой предполагает паузу? 2) всегда ли отсутствие знака препинания означает отсутствие паузы; 3) всегда ли один знак препинания (в данном случае запятая) обозначает равные по длительности паузы? 10.Найдите факты несоответствия знаков препинания и пауз. 1) И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном (Н. Некрасов) 2) Что же ты, моя старушка, (А. С. Пушкин) 11.В тексте (на выбор) определить: а) совпадают ли паузы со знаками препинания? б) какая пауза не совпадает со знаком препинания? в) какова длительность пауз? 1) Пришла, рассыпалась; клочками повисла на суках дубов (А. С. Пушкин) 2)...И вот сентябрь! На поля и горы Уже мороз бросает по утрам Свои сребристые узоры (Е. А. Баратынский). 13. Привести примеры, чтобы психологическая пауза имела место. а) в начале фразы или перед каким-то словом. б) внутри фразы, между словами. в) в конце фразы, после прочитанных слов.
14. Прочитать скороговорки в быстром, медленном, среднем темпе. 15. Составить ритмическую схему стихотворения. В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная, Зеленая была. Скороговорки к практическому занятию № 2. Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. В декабре, в декабре, все деревья в серебре. Ткет ткач ткань. Осип охрип, Архип осип. У осы не усы, не усищи, а усики. Все бобры добры для своих бобрят. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. У бычка бела губа была тупа. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. Ткачи ткали ткани на платье Тане. На дворе трава, на траве дрова. От топота копыт пыль по полю летит. У елки иголки колки. Дали Клаше каши с простоквашей, Ела Клаша кашу с простоквашей. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят, тараторят, тарахтят. В живом уголке ежи да ужи. У на семеро саней, по семеро в сани мы уселись сами. Дятел долбил долго дерево клювом долотом. .По Чите течет Читинка. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Стриб-стриб-стриб — підстрибує по стерні рідня: перепілка, перепел, перепеленя. В сіренької горлички туркотливе горлечко. Летіла лелека, заклекотіла до лелеченят. Летів крук через сук, через безверхе дерево. Не клюй, курко, крупку, не кури, котку, люльку. Бачить лиска, звідкіль блиска; хвостом має — хмарине розмає. Лізе кусіка з-за сусіка: зуби зазубила, очі заочила, руки заручила, ноги заножила. Чапля ціпом молотила, воду цеберком в сіни носила, куліш жабенятам на вечерю варила. У нас надворі погода розмокропогодилася. Хитру сороку спіймати морока, А на сорок сорок — сорок морок.
Практическое задание №3. Тема: Исполнительский анализ. Работа над текстами. Цель: 1. Учить определять сверхзадачи исполнения произведения, определять перспективы развития действия, нахождение главных и второстепенных событий в произведении в развитии сюжета. Учить работать над текстами. 2. Упражняться в определении формы и характера произведений. Учиться передавать художественные особенности произведения путем устного исполнения.
Ход занятия Обсуждение вопросов
1.Исполнительский анализ. 2.Работа над текстами. Выполнение практических заданий по анализу художественных текстов (на материале самостоятельной работы № 3). Самостоятельная работа№ 3: Художественные особенности произведения: идея, тема, сюжет, композиция Форма и характер произведения. Авторские стилевые особенности. Выполнить такие задания 1. Л. А. Горбушина, А. П. Николаичева. "Выразительное чтение и рассказывание детям" стр. 71-83. 2. 1 этап работы с текстом - подготовка к восприятию произведения. Отразится ли качество произведения подготовительного этапа на дальнейшей работе над выразительностью чтения? Ответ обоснуйте. 3. II этап работы над текстом - организация первичного восприятия произведения (первичный синтез). Как этот период влияет на понимание его детьми? 4. III этап - анализ литературного произведения (анализ стилистический, проблемный, анализ развития действия, анализ художественных образов} Какие из этих видов анализа наиболее целесообразно использовать при подготовке к выразительному чтению детям? 5. Произвести анализ развития действия ("Вслед за героем") в сказке "Царевна—лягушка" (Хрестоматия по детской литературе с. 25—29). 6. Произвести анализ художественных образов на примере сказки "Хаврошечка" (Хрестоматия по детской литературе с. 23—25) - характеристика образа героя, смысл этого образа, т. е. нагрузку, к-ю несет этот герой в общей структуре произведения. 7. Определить авторское отношение к героям в сказке "Теремок" с. 11-12. Детская хрестоматия по литературе. 8. Изучить статью самостоятельно Мали Д. Л. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений —ж-л Начальная школа 1990, №7, с. 34. 9. Определить форму и характер произведения Н. Н. Носова "Живая шляпа" (с. 289. Хрестоматия по детской литературе). 10.Определить авторские стилевые особенности в произведениях М. М. Пришвина "Моя Родина" (с. 253 Хрестоматия по детской литературе). 11. Упражняться в передаче художественных особенностей произведений путем устного исполнения на примере след. произведений К. Г. Паустовского "Заботливый цветок. Хрестоматия по детской литературе).; В. А. Осиновой "Волшебное слово" (с. 271. Хрестоматия по дет. лит-ре).
12. Выделить элементы композиции в произведениях С. Я, Маршака "Усатый—полосатый", "Вот какой рассеянный" (см. Хрестоматию по детской литературе стр. 209—212). Практическое занятие № 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|