Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приёмы работы над мимикой, позой чтеца, постановкой логического ударения




Выполните практические задания:

1. Определить, какой вариант расстановки логических ударений является верным и почему.

1) а) Уж небо осенью дышало.

Уж реже солнышко блистало. Короче становился день...

б) Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день...

(А. С. Пушкин)

2) а) Зима недаром злится::

Прошла ее пора -Весна в окно стучится И гонит со двора

б) Зима недаром злится:: Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора

2. Как постановка логического ударения меняет смысл? Проследите на примере фразы.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Я_памятник себе воздвиг нерукотворный. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

(Н. А. Некрасов)

4. Обоснуйте постановку логического ударения, прочитайте выразительно: Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил..

 

(И. А. Крылов) По улицам Слона водили...

(И. А. Крылов)

И волка не боюсь, и лисицы и медведя - никого не боюсь.

(Д. Н. Мамин—Сибиряк)

4. Выделите слова, на которые подает логическое ударение:

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето

Все кругом и любит и поет

(А. К. Толстой)

6. Распределите по порядку, от легкого к трудному, виды работ над логическим ударением:

- чтение текста с выделением логических ударений;

- самостоятельное нахождение слов, которые нужно читать, выделяя голосом;

- анализ образца (чтения учителя, чтеца в записи) с точки зрения правильности постановки логических ударений.

 

7. Самостоятельно познакомить со статьей А. И. Шпунтова "Системная работа над логическим ударением на уроках чтения" (Начальная школа № 4, 1992, стр. 10-21).

8. Самостоятельно проанализировать логику работы над паузами, описанную выше в книге Омороковой М. И. "Преодоление трудностей" ~ М., 1990, стр. 47.

9. Прочитать и расставить паузы (I - короткая, II - длинная) в стихотворении А. С. Пушкина.

"Зимний вечер"

Буря мглою небо кроет, I

Вихри снежные крутя, I

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя. II

То по кровле обветшалой I

Вдруг соломой зашумит II

То, I как путник запоздалый, I

К нам в окошко застучит, II

Наша ветхая лачужка I

И печальна и темна. II

Что же ты, 1 моя старушка, 1

Приумолкла у окна? II

Или бури завыванием

Ты, I мой друг, I утомлена, II

Или дремлешь под жужжанье I

Своего веретена. II

Сделайте выводы: 1) всегда ли наличие запятой предполагает паузу? 2) всегда ли отсутствие знака препинания означает отсутствие паузы; 3) всегда ли один знак препинания (в данном случае запятая) обозначает равные по длительности паузы?

10.Найдите факты несоответствия знаков препинания и пауз.

1) И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном

(Н. Некрасов)

2) Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завыванием
Ты, мой друг, утомлена

(А. С. Пушкин)

11.В тексте (на выбор) определить:

а) совпадают ли паузы со знаками препинания?

б) какая пауза не совпадает со знаком препинания?

в) какова длительность пауз?
12.Где следует сделать паузы?

1) Пришла, рассыпалась; клочками повисла на суках дубов

(А. С. Пушкин)

2)...И вот сентябрь! На поля и горы Уже мороз бросает по утрам Свои сребристые узоры

(Е. А. Баратынский).

13. Привести примеры, чтобы психологическая пауза имела место.

а) в начале фразы или перед каким-то словом.

б) внутри фразы, между словами.

в) в конце фразы, после прочитанных слов.

14. Прочитать скороговорки в быстром, медленном, среднем темпе.

15. Составить ритмическую схему стихотворения.

В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная, Зеленая была.

Скороговорки к практическому занятию № 2.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Проворонила ворона вороненка.

В декабре, в декабре, все деревья в серебре.

Ткет ткач ткань.

Осип охрип, Архип осип.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Все бобры добры для своих бобрят.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

У бычка бела губа была тупа.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

На дворе трава, на траве дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

У елки иголки колки.

Дали Клаше каши с простоквашей, Ела Клаша кашу с простоквашей.

Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят, тараторят, тарахтят.

В живом уголке ежи да ужи.

У на семеро саней, по семеро в сани мы уселись сами.

Дятел долбил долго дерево клювом долотом.

.По Чите течет Читинка.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Стриб-стриб-стриб — підстрибує по стерні рідня: перепілка, перепел, перепеленя.

В сіренької горлички туркотливе горлечко.

Летіла лелека, заклекотіла до лелеченят.

Летів крук через сук, через безверхе дерево.

Не клюй, курко, крупку, не кури, котку, люльку.

Бачить лиска, звідкіль блиска; хвостом має — хмарине розмає.

Лізе кусіка з-за сусіка: зуби зазубила, очі заочила, руки заручила, ноги заножила.

Чапля ціпом молотила, воду цеберком в сіни носила, куліш жабенятам на вечерю варила.

У нас надворі погода розмокропогодилася.

Хитру сороку спіймати морока,

А на сорок сорок — сорок морок.

 

Практическое задание №3.

Тема: Исполнительский анализ. Работа над текстами.

Цель:

1. Учить определять сверхзадачи исполнения произведения, определять перспективы развития действия, нахождение главных и второстепенных событий в произведении в развитии сюжета. Учить работать над текстами.

2. Упражняться в определении формы и характера произведений. Учиться передавать художественные особенности произведения путем устного исполнения.

 

Ход занятия

Обсуждение вопросов

1.Исполнительский анализ.

2.Работа над текстами.

Выполнение практических заданий по анализу художественных текстов (на материале самостоятельной работы № 3).

Самостоятельная работа№ 3:

Художественные особенности произведения: идея, тема, сюжет, композиция Форма и характер произведения. Авторские стилевые особенности.

Выполнить такие задания

1. Л. А. Горбушина, А. П. Николаичева. "Выразительное чтение и рассказывание детям" стр. 71-83.

2. 1 этап работы с текстом - подготовка к восприятию произведения. Отразится ли качество произведения подготовительного этапа на дальнейшей работе над выразительностью чтения? Ответ обоснуйте.

3. II этап работы над текстом - организация первичного восприятия произведения (первичный синтез). Как этот период влияет на понимание его детьми?

4. III этап - анализ литературного произведения (анализ стилистический, проблемный, анализ развития действия, анализ художественных образов} Какие из этих видов анализа наиболее целесообразно использовать при подготовке к выразительному чтению детям?

5. Произвести анализ развития действия ("Вслед за героем") в сказке "Царевна—лягушка" (Хрестоматия по детской литературе с. 25—29).

6. Произвести анализ художественных образов на примере сказки "Хаврошечка" (Хрестоматия по детской литературе с. 23—25) - характеристика образа героя, смысл этого образа, т. е. нагрузку, к-ю несет этот герой в общей структуре произведения.

7. Определить авторское отношение к героям в сказке "Теремок" с. 11-12. Детская хрестоматия по литературе.

8. Изучить статью самостоятельно Мали Д. Л. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений —ж-л Начальная школа 1990, №7, с. 34.

9. Определить форму и характер произведения Н. Н. Носова "Живая шляпа" (с. 289. Хрестоматия по детской литературе).

10.Определить авторские стилевые особенности в произведениях М. М. Пришвина "Моя Родина" (с. 253 Хрестоматия по детской литературе).

11. Упражняться в передаче художественных особенностей произведений путем устного исполнения на примере след. произведений К. Г. Паустовского "Заботливый цветок. Хрестоматия по детской литературе).; В. А. Осиновой "Волшебное слово" (с. 271. Хрестоматия по дет. лит-ре).

12. Выделить элементы композиции в произведениях С. Я, Маршака "Усатый—полосатый", "Вот какой рассеянный" (см. Хрестоматию по детской литературе стр. 209—212).

Практическое занятие № 4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...