Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности терма, принадлежащих к традиции ньингма.




 

Источник сокровищ Дхармы, основатель ньингмапинской системы терма – это Падмасамбхава, которому помогала его супруга Еше Цогьял. Существуют также учения, сокрытые такими его учениками, как Вайрочана, и их перерождениями, а также Вималамитрой, великим индийским учёным и практиком, жившим в девятом веке.

Терма – это тантрические тексты, в особенности относящиеся к трём внутренним тантрам. В школе ньингма есть два способа сокрытия терма. Первый – терма земли: сокрытие и обнаружение терма, при котором в качестве ключа используют символический текст. Символические тексты на свитках бумаги прячут в каменных глыбах, озёрах и храмах. Они называются «терма» земли, поскольку символические тексты на бумажных свитках используются как ключ к пробуждению воспоминания об учении, которое было сокрыто в исконной природе ума. Иногда в месте сокрытия находят весь текст учения. Все священные предметы, обнаруженные как терма, – это тоже терма земли.

Второй вид – терма ума. В большинстве случаев тертон сначала обнаруживает в своём уме символический текст, который затем становится ключом к раскрытию учений. Зачастую символического текста для открытия терма ума не существует. Так или иначе, символические тексты в этой системе открывают без посредства внешних объектов, поэтому они и называются «терма ума» а не «терма земли». Важная особенность ньингмапинской системы терма состоит в том, что Гуру Падмасамбхава сокрыл учение в исконной природе ума своих совершенных учеников силою передачи-наказа. Таким образом, в школе ньингма терма – это не тексты, сокрытые где-то в другом месте или другом мире в виде книг, которые затем обнаруживают или доставляют обратно в виде того же материального текста. Их обнаруживают благодаря пробуждению учений из природы умов совершенных учеников – последователей Гуру Падмасамбхавы и других учителей.

Другой вид терма в традиции ньингма – это учения чистого ви́дения, хотя не все учения чистого ви́дения обязательно принадлежат к терма. Так, учения, полученные в чистом ви́дении от божеств и учителей, не относятся к терма, а сокрытые с помощью передачи-наказа в исконной природе умов учеников и затем пробуждённые чистым ви́дением – это терма. Есть также открытые чудесным образом сокровенные учения, которые основываются на тантрах и наставлениях Гуру Падмасамбхавы и других великих практиков школы ньингма. Их называют терма из-за присущих им превосходных достоинств. Полный список терма насчитывает тысячи текстов. Ринпоче теркьи дзо – это шестидесятитомное издание терма главных тертонов, составленное Конгтрул Йонтэном Гьяцо.41

 

Назначение терма.

 

В Тролтиг вангчог42 Кункьена Джигме Лингпы (1729–1798) указаны четыре причины сокрытия и обнаружения терма:

 

<Терма укрывают> с четырьмя намерениями, а именно: чтобы учение не исчезло, чтобы наставления не искажались, чтобы благословения не слабели и чтобы линия передачи сократилась.

 

Во-первых, многие учения, которые давали в древние времена, исчезли, но то, что во время, подобное нашему, эти учения снова и снова появляются в виде терма, помогает их сберечь и сделать доступными для людей. Во-вторых, чистое учение из «живого» источника, не прошедшее через руки самых разных людей, составляющих линию передачи, сохраняет подлинность наставлений. В-третьих, поддержание чистоты и подлинности учений помогает сохранить благословения в неприкосновенности. В-четвёртых, в такой линии передачи между Гуру Падмасамбхавой, жившим в девятом веке, и современным тертоном нет никого, поскольку этот тертон получил учения от Гуру Падмасамбхавы ещё тогда, будучи его учеником. Так что открытие терма сокращает линию передачи. В Гонгду намше Кункьен Джигме Лингпа сказал:43

 

Назначение <традиции терма> объясняется в Лунгтен кагьяма из Лама гонгду: «Когда канонические учения станут искажать, как разбавляют молоко на рынке, и они окажутся на грани исчезновения, <тогда учения-терма> будут распространяться. Поскольку терма свободны от искажений, они являются быстрым путём практики. Они обладают множеством превосходных качеств, в том числе огромной силой, и являются более простым способом достижения свершений. Поэтому терма так важны».

 

Очень полезно, чтобы разные виды терма обнаруживали в разные периоды времени, дабы они соответствовали желаниям, потребностям и возможностям рождённых в соответствующее время людей.

 

 

Передача терма.

 

Ньингмапинские терма сокрывали разные учителя, но больше всех – Гуру Падмасамбхава. Объяснение терма земли, сокрытого Гуру Падмасамбхавой, упростит понимание других видов сокрытия.

Сначала о том, как передают и укрывают терма. В Кадро ньингтиг логью44 перечислены шесть передач: три обычные передачи канонических тантр и три необычные – передачи терма. Три обычные уже упоминались: это передача от ума к уму, символическая и устная. Теперь о трех необычных – передачах терма.

 

 

Пророчество-поручение, или пророчество-посвящение.

Во время передачи учения конкретному ученику Гуру Падмасамбхава предсказывал, что в определённое время в будущем этот ученик родится тертоном и откроет это учение. Гуру Ринпоче передавал тертону учение-терма на благо существам будущего. Он также предсказывал время и место открытия терма. Эти пророчества были не просто предсказаниями: просветлённая сила Гуру действительно служила причиной того, чтобы предсказанное свершилось. В Кадро ньингтиг логью45 упоминается передача сострадательного благословения: это передача благословения Гуру Падмасамбхавы открывателям терма, чтобы в будущем, просто увидев это учение, они открыли введение в состояние осознанности.

 

 

Передача посредством посвящения-пожелания, или передача-наказ.

Согласно «Океану чудес» и многим другим текстам, это самая сущность сокрытия терма. Сосредоточив свой просветлённый ум, Гуру Падмасамбхава силой пожелания сокрывал учения в исконной природе ума учеников, или в пространстве их состояния осознанности. Если бы учения были сокрыты во внешнем объекте или в обычном состоянии ума, на них могли бы повлиять изменчивые обстоятельства. Сокрытые же в естественном состоянии ума, чистом и неизменном, они сохраняются в изначальном виде до времени открытия. В Кадро ньингтиг логью46 сказано:

 

Я, Гуру Падма<самбхава>, высказал пожелание: «Да встретятся в будущем <эти учения> со счастливцем (таким-то)». Благодаря такому намерению учения встретятся с этим счастливцем.

 

В «Океане Чудес»47 сказано:

 

Смысл передачи-наказа – это передача от ума Гуру Падмасамбхавы к уму совершенного ученика... Это подлинная передача свершения, вследствие которой умы учителя и ученика становятся нераздельными.

 

 

Вверение дакини.

Для этих учений Гуру Падмасамбхава создал символические тексты, поместил их в ларцы и укрыл в скалах, озёрах, в небе и других местах. Затем он вверил их дакини и охранителям.

Им было велено охранять их и передать в будущем надлежащему человеку, тертону. Также им было приказано охранять найденные учения и последователей, которые правильно их практикуют.

В Гонгду намше48 приведена другая система пояснения трёх необычных передач терма. Здесь передача-наказ объясняется как передача мудрости, то есть смысла символических учений:

 

1) Посвящение-пожелание <– это пожелание, высказанное Гуру Падмасамбхавой>: «Пусть человек, владеющий таким-то терма, откроет его».

2) Пророческая передача-наказ – это сокрытие смысла символа, абсолютной мудрости, в человеке, который откроет данное терма, и передача её как наказа с помощью сосредоточения просветлённого ума Гуру Падмасамбхавы.

3) Словесная передача жёлтого свитка – это символические тексты, которые были сокрыты в ваджрных скалах, благоприятных озёрах, неизменных ларцах и т.д.; их сделали невидимыми <для других> и вверили различным владельцам терма <охранителям>.

 

Все терма передаются тертонам посредством этих шести передач.

В Гонгду намше49 Джигме Лингпа объясняет, как происходила передача при сокрытии Лама гонгду:

 

С мыслью об учениках будущего, число которых бесконечно, как океан, он, вручив собравшимся печать последовательности своего пророчества в трёх временах, даровал царевичу передачу-наказ посвящения-пожелания и сокрыл смысл символических указаний или наставлений в неразрушимом ларце в пространстве осознанности царевича Мурума Ценпо. Эти символические тексты сокрыла Еше Цогьял, проявление Сарасвати... и вверила их охранителям данного терма...

 

В «Океане чудес» слово gTad rGya использовано и для передачи-наказа посвящения-пожелания, и для вверения дакини. Когда речь идет о посвящении-пожелании, я переводил gTad rGya как «передача-наказ», поскольку в этом случае сокрытие учений в исконной природе ума ученика осуществляется с помощью силы пожелания и сосредоточения просветлённого ума Гуру Падмасамбхавы и других. В случае вверения дакини я переводил его просто как «вверение», поскольку это акт доверения символических текстов или предметов дакини или охранителям, чтобы они их сохранили и в будущем передали тертонам.

 

 

II. Сокрытие терма.

Три особенности сокрытия терма можно сопоставить с тремя необычными системами передачи.

Во-первых, Гуру Падмасамбхава даровал множество посвящений и учений, в основном по трём внутренним тантрам. Затем он сокрыл большинство этих учений в естественном состоянии ума, или в пространстве осознанности, собрания своих совершенных учеников. Иногда он сокрывал одно учение в <природе ума> нескольких людей, но обычно несколько учений в <природе ума> одного единственного ученика. Такой процесс называется «передача-наказ посвящения-пожелания». Благодаря силе сосредоточения Гуру Падмасамбхавы и силе свершения учеников, учения хранятся без искажений, пока не придет время их открытия. Согласно «Океану чудес»50, сокрывающий терма должен иметь наивысшие достижения, а тот, в ком это терма сокрывают, должен, по меньшей мере, осуществить стадию завершения. Место сокрытия — это не обычный ум учеников, поскольку он нечист и непостоянен по своей природе, тогда как пространство состояния осознанности — природы ума будды — чисто и неизменно.

Во-вторых, после того как Гуру Падмасамбхава передал тайные учения своим ученикам, его супруга Еше Цогьял силой своей безошибочной памяти собрала эти учения воедино. Затем, согласно пожеланиям и благословениям Гуру Падмасамбхавы, она с помощью других опытных практиков-каллиграфов записала эти учения символическими письменами на жёлтых свитках бумаги, поместила их в ларцы и сокрыла в разных местах, где тертоны впоследствии смогли бы их обнаружить и благодаря этим ключам извлечь из пробуждённого состояния своего ума воспоминания о словах, смысле и понимании терма. Они также сокрыли пророческие руководства для тертонов. Этот процесс представляет собой вверение дакини или охранителям учения.

Интересна и важна природа символических письмён, ларцов и мест сокрытия. Иногда Гуру Падмасамбхава и Еше Цогьял посещали и благословляли место сокрытия терма, но обычно, воспользовавшись своей просветлённой силой, они укрывали учения на расстоянии. Иногда Гуру Падмасамбхава призывал существ нечеловеческой природы, которые собирались стать охранителями, и вверял им учения вместе с благословениями, чтобы те берегли и укрывали их в своих владениях. Не все терма Гуру Падмасамбхавы были сокрыты в девятом веке, когда он побывал в Тибете. Если на то есть важная причина, он и сегодня укрывает или передаёт терма, чтобы их открыли на благо существам. Передача продолжается благодаря его просветлённой силе, а не ограниченным причинам и следствиям.

В третьих, во время сокрытия терма Гуру Падмасамбхава также давал пророчество-благословение, которое описывало будущее открытие учений: кто, когда и где их откроет, кто будет опорами, или супругами, тертонов и кто будет держателями учения и их главными учениками. Такое пророчество-поручение не просто предсказывает будущие события, но благодаря силе слов истины, изреченных Гуру Падмасамбхавой, обладает способностью осуществлять всё, что было сказано. Это пророчество также вдохновляет учеников на получение и практику учений и на создание сильного намерения открыть учения в будущем.

 

 

Место сокрытия.

 

Символические тексты и священные предметы укрывают в скалах, деревьях, горах, храмах, статуях, озёрах, небе и других местах посредством чудесного проявления просветлённой силы Гуру Падмасамбхавы. Благодаря этой благословляющей силе они становятся невидимы для других, а под защитой охранителей терма их не могут разрушить четыре стихии. Они пребывают в месте сокрытия, пока столетия спустя не наступит подходящее время. Иногда, если место сокрытия разрушается, охранители или безграничная благословляющая сила и деяние Гуру Падмасамбхавы переносят терма и скрывают в другом месте.

 

 

Символические письмена.

 

Есть два вида символических письмён: письмена дакини и письмена, не принадлежащие дакини. Все разнообразные письмена дакини могут прочесть только люди, обладающие превосходными достижениями или получившие передачу конкретного терма. Письмена, не принадлежащие дакини — это тибетское письмо, а также санскритское и других виды индийского письма. Различают также три вида символических текстов в зависимости от содержания. Это могут быть одно-два слова, причем не обязательно существительные. Может быть намек на тему, историю учения или его название. Некоторые могут представлять собой краткие сведения о событии, прямо не связанном с темой текста, но произошедшем в те же времена, — эти сведения могут способствовать пробуждению в памяти сокрытых учений. В некоторых случаях укрывается весь текст целиком — по-видимому, тексты этой категории всегда бывают написаны по-тибетски. Например, Кагье дешег дупа в девяти томах, открытое Ньянг Ньима Осером (1124-1192), это полный текст-терма. Одна из многочисленных глав этого учения была в личной библиотеке Его Святейшества Дуджома Ринпоче (1904-1987).

Символические тексты созданы просветлёнными учениками Гуру Падмасамбхавы, а иногда им самим. Они могут одним мановением руки записать символическим письмом текст, по объему в сто раз превышающий девять томов Лама гонгду.

 

 

Жёлтый свиток.

Хотя эти свитки и называют жёлтыми, бумага может быть любого цвета и чернила тоже разного вида и цвета. В «Драгоценном ожерелье из лазурита»51 упоминается жёлтый свиток длиной шестьдесят локтей, открытый Тангтонгом Гьялпо (1385— 1509), но это мог быть полный текст, а не тайные письмена.

 

 

Ларец.

Жёлтые свитки помещают в ларцы, сделанные из драгоценных камней, металлов, дерева, глины или камня. Иногда символические тексты обнаруживают в одном ларце, а бывает, что учение распределено на несколько ларцов. Но чаще всего в каждом ларце находят по одному учению. Ларцы плотно закрыты, так что не видно ни малейших признаков крышки, ни даже трещины.

 

 

Охранители терма.

После того как жёлтые свитки помещены в ларцы, их вверяют таким охранителям терма, как Экаджати, Ваджрасадху и Ра-хула, которые должны беречь терма, передавать их нужным тертонам и оберегать последователей и традицию учения. Это охранители из разных классов не-людей или духов, в том числе боги, наги, якши и ракшасы. Они получили учения от Гуру Падмасамбхавы и взяли обет охранять Дхарму. Большинство из них — повелители своих классов. Есть существа, которые охраняют много учений, а иногда у одного терма бывает много охранителей. Часто охранителями бывают будды и бодхисаттвы, проявляющиеся в виде могущественных духов. Но это могут быть и обычные существа, которые по природе своей и благодаря свершениям — следствию учений и благословений Гуру Падмасамбхавы — обладают особой силой.

 

 

III. Открытие терма.

 

Тертоны школы ньингма — это переродившиеся просветлённые ученики Гуру Падмасамбхавы. Когда приходит время открыть терма, появляются и совершенные ученики, каждый в своём надлежащем рождении. Они обнаруживают сокрытые терма и таким образом становятся тертонами.

Есть более ста великих тертонов и сотни малых. Согласно «Океану Чудес»52 и другим источникам, тертон, открывший учения трёх видов, становится великим тертоном. В противном случае он остается малым открывателем учений. Эти три вида — учения Гуру Падмасамбхавы, Авалокитешвары и Великого Совершенства. Однако Кьенцей Вангпо в «Кратком повествовании о престолонаследниках» сказал:53

 

Среди открывателей терма земли есть сто великих терто-нов и тысяча малых. Согласно Тердаг Лингпе, тертон, открывший полную систему учений, позволяющую обрести просветление <только благодаря этому учению>, — это великий тертон. Если же он открыл только учения по деяниям, — это малый тертон. Пример первого — Ньянг Ньима Осер и его ученики, а второго — Калдэн Чипа.

 

В «Драгоценном ожерелье из лазурита» есть краткие жизнеописания или имена двухсот тридцати тертонов.54 Сто восемьдесят девять из них открыли терма земли, сорок один — терма ума и учения чистого видения. Но трое из этих двухсот тридцати считаются дважды — как открыватели и терма земли, и терма ума. Ещё несколько названы тертонами, хотя неизвестно, принадлежат ли открытые ими учения к линии ньингма и можно ли считать их автором Гуру Падмасамбхаву. Это Лхацун Чангчуб О, Джоводже, Шанг Дарма Ринчен, Геше Дордже Кунтраг и Лама Сангри Рэпа.

Первым тертоном традиции ньингма был живший в одиннадцатом веке Сангье Лама, воплощение царя Трисонг Деуцена. Он открыл тексты садхан Гуру Падмасамбхавы и Авалокитешвары и учения по Великому Совершенству в опоре храма Лово Гекар в провинции Нгари, что в Западном Тибете. Также широко известны пять великих тертонов, которых называют пятью царями тертонов. Это Ньянг Ньима Осер, Гуру Чованг (1212-1270), Дордже Лингпа (1346-1405), Падма Лингпа (1450-1521), и Кьенцей Вангпо (1820-1892). Есть и сотни других выдающихся тертонов, не упомянутых в «Драгоценном ожерелье из лазурита», которые были современниками Конгтрула или появились после него55.

Большинство тертонов с детства проявляют особые способности. Во время их рождения возникают чудесные знаки, они с лёгкостью или вовсе без труда изучают тексты, по желанию являют чудеса и постоянно получают видения и благословения будд, божеств и дакини. Некоторые тертоны до поры до времени — обычно до времени открытия учения — живут как обычные люди.

Пророческие руководства.

 

Пророческие руководства — это предсказания и наставления, предназначенные тертонам, которым предстоит открыть терма. Им сообщается, что они тертоны, а также о том, как, где и когда сокровища были сокрыты и будут обнаружены, кто будет опорой, или супругой, держателем учения и главными учениками. Также даются указания, как и где выполнить подготовительные практики, как расшифровать символические письмена, практиковать и распространять учения. Иногда тертоны получают пророческие руководства от проявлений Гуру Падмасамбхавы или великих учителей, от дакини или охранителей Дхармы — лично или в видениях.

Ратна Лингпа (1403-1478) получил первое пророческое руководство от проявления самого Гуру Падмасамбхавы. В «Истории великих терма Ратна Лингпы»56 он рассказывает о том, как его посетил впечатляющий старец-аскет, всё облачение которого, от шапки до обуви, было из желтой ткани. Аскет достал из мешка один из трёх бумажных свитков и подал ему. Отведав угощения, которое поднёс ему Ратна Лингпа, старец дал наставления о том, как вести себя в будущем, чтобы открыть терма, а затем чудесным образом исчез. То было проявление Гуру Падмасамбхавы.

В «Драгоценном ожерелье из лазурита»57 рассказывается, как Сангье Лингпа (1340-1396) получил пророческое руководство от охранителя терма:

 

Однажды вечером во время уединенной практики великое божество цен, охранитель терма, вручил ему три бумажных свитка — пророческое руководство для его терма и наставления по выполнению подготовительных практик

 

Иногда пророческие руководства получают от дакини. В жизнеописании Тердаг Лингпы (1646-1714) его брат Дхармашри пишет про получение в Ярлунг Шелтраг пророческого руководства для терма Шинджеше трегджом (gShin rje'i gShed Dregs Pa 'Joms):58

 

Рано утром в десятый день месяца нагпа <третий по тибетскому календарю> небесная дакини пришла к нему во сне в облике прекрасной улыбающейся девушки в одеянии из яркого шёлка с драгоценными украшениями. Она начала выказывать выражение и знаки великого блаженства. Соединившись с ней, он обрел освобождение в пространстве свободы от умопостроений — природе переживания совершенного великого блаженства. Дакини сказала: «Мудрость великого блаженства — одно только это и ничего больше. Ныне для тебя сложились благоприятные обстоятельства». Она сняла своё драгоценное кольцо и опустила в чашу со словами: «Храни его как символ свершения». Затем дакини исчезла, и он проснулся. Рассвет ещё не наступил, так что ничего не было видно, но он нащупал в своей чаше свиток бумаги. Он оставил его на том же месте, а на рассвете поднёс к окну и увидел, что это пророческое руководство для терма. На розовом свитке бумаги мелкими, очень тонкими буквами, будто волосом, были начертаны письмена. Текст начинался со слов: «Э ма! Царь Падма<самбхава>, покоритель существ, теперь отправляется покорять ракшасов...»

 

Тертоны могут обнаруживать пророческие руководства в местах сокрытия или же обнаруживать указания, которые объясняют, как их найти. В своем жизнеописании Дуджом Лингпа (1835-1903)59 рассказывает, как он, получив совет дакини, вместе со священными предметами открыл в скалистой горе Батер указания, как и где он найдёт пророческое руководство. Следуя этим указаниям, он извлёк пророческое руководство из скалистой горы Нгулго, что позволило ему открыть терма в Нгала Тагце.

Помимо общих пророческих руководств по открытию, обычно бывают конкретные пророческие руководства для каждого крупного терма того же тертона. Многие тертоны, в том числе Гуру Чованг и Ратна Лингпа, вместе с терма обнаруживали и пророческое руководство для следующей находки. В тех случаях, когда пророческого руководства нет, тертон должен найти терма благодаря собственному духовному видению.

Есть три категории пророческих руководств: общие, внутренние и сокровенные. В «Истории великих терма» Ратна Лингпа определяет их так:60

 

Человек, которому предречено <стать тертоном>, должен определить долину <сокрытия>, положившись на <общее> пророческое руководство; должен найти точку <сокрытия>, измерив место согласно внутреннему пророческому руководству; открыть дверь места сокрытия, сделать подношения охранителям терма и вложить предметы, замещающие терма в соответствии с сокровенным <пророческим руководством>.

 

В пророческих руководствах, устных и письменных, обычно содержатся полные наставления по открытию терма. В своём жизнеописании61 Падма Лингпа говорит:

 

Когда я жил в Кунсангтраге, мне приснился сон: три женщины в тибетском платье подошли ко мне и сказали: «Падма Лингпа, проснись!» Я сразу проснулся и не успел ни о чем подумать, как они сказали: «В нижней части этой долины, к востоку от Тарлинга, в месте под названием Чатраг есть скалистая гора Дорджетраг. Перед скалистой горой — река, а на её берегу растёт дуб. На уровне его вершины лежит плоский красный камень, похожий на зеркало, с ярко-красной буквой «А» посередине. Справа, на расстоянии в один дом <длина вытянутой руки>, найдёшь дверь терма в форме свастики. В центре свастики есть отверстие размером с яйцо, невидимое снаружи. Если вставить в отверстие деревянный кинжал и толкнуть вверх, дверь откроется. Внутри находится бронзовая статуя Ваджрасаттвы высотою с локоть и свиток садханы Ваджрасаттвы длиною в пядь, запечатанный буквой «А». Ты должен открыть их в десятый день месяца овцы одиннадцатый месяц тибетского календаря>». И тут они исчезли.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...