Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Символические письмена и тексты.




Символические письмена — это ключ, призванный пробудить передачу-наказ, а также постижение и учения, сокрытые в исконной природе ума тертона.

Символические письмена бывают трёх видов. Первый, называемый «только видимый» — самый короткий. Это может быть слог или два, причём не обязательно существительное. Второй, «просто указание», — средней длины. Это может быть фрагмент истории, краткое содержание, заглавие текста или фраза, указывающая, прямо или косвенно, на события той древней эпохи, когда Руру Падмасамбхава передавал эти учения. Третий, «полный текст», — это всё учение, записанное символами. Если записан полный текст, его слова пробуждать не нужно, так что в этом смысле он не является символическим. Тем не менее, он помогает пробудить в тертоне смысл и, особенно, передачу-наказ и сокрытие. Поэтому такие тексты, как и тексты первых двух видов, действуют как символические.

 

Расшифровка.

Когда тертон читает и расшифровывает символические письмена языка дакини, они ведут себя по-разному. Иногда, когда тертон читает текст, письмена часто меняются или становятся нечёткими, а порой меняется или становится неясным смысл. Бывает, меняются и сами письмена, и их смысл. Благоприятные обстоятельства и подготовительные практики помогают обеспечить большее постоянство и ясность текста при его чтении. Символические тексты, которые ведут себя подобным образом, называются «иллюзорные чудесные тексты».

Есть и другая часто встречающаяся разновидность текстов — неиллюзорные чудесные тексты, у которых слова и смысл с самого начала ясны и постоянны. Эти различия зависят не только от самих текстов, а, главным образом, от разной степени пробуждения прошлых переживаний или навыков в уме тертона.

Если текст записан не тибетским письмом, есть три основных метода его расшифровки. В некоторых случаях в ларце вместе с символическим текстом находят ключ для расшифровки — побуквенное соответствие символических письмён и тибетского алфавита. В других случаях некое необъяснимое событие пробуждает в уме тертона способность расшифровать текст. Бывает также, что, взглянув на текст, тертон сразу может его прочесть, а иногда такая способность приходит после длительного созерцания текста.

Если тертон не может расшифровать символический текст, то это может сделать для него другой человек, получивший передачу-наказ этих же учений от Гуру Падмасамбхавы. Как следует из жизнеописания Кьенцея Вангпо,79 он расшифровал некоторые символические тексты, принадлежавшие Чогьюр Лингпе (1829-1870). Мой учитель Кьяла Кенпо Чочог (1893-1957) из монастыря Додрубчен однажды сказал мне, что Лэраб Лингпа (1856-1926), не сумев прочесть четыре символических текста, принёс их третьему Додрубчену Ринпоче, и тот расшифровал два из них.

 

 

Запись.

Тертоны записывают учения сами или диктуют их каллиграфу. Если символический текст принадлежит к разряду «полный текст» или к нему прилагается побуквенное соответствие символов, его может записать кто угодно. Если же язык неизвестен, а текст принадлежит к разряду «только видимый» или «просто указание», то записать и расшифровать его может только сам открыватель клада или человек, который в прошлом получил от Гуру Падмасамбхавы передачу-наказ, в этой жизни тоже является тертоном и получил разрешение самого открывателя.

После того как текст переписан, некоторые жёлтые свитки нужно снова сокрыть. Одни исчезнут сами: их заберут дакини и охранители. Другие останутся у тертонов и их последователей как объекты почитания.

После завершения записи больше никаких дополнительных текстов открыть нельзя и из символических письмён больше ничего проявиться не может, поскольку цель пожеланий и благословений, выраженных Гуру Падмасамбхавой при сокрытии, исполнена.

 

 

Сохранение в тайне.

При открытии терма важно хранить тайну. Это обеспечивает мир и покой, защищает учения от препятствий и помогает поддерживать благоприятные обстоятельства.

Обычно тертоны хранят учения в тайне во время обнаружения ларца и расшифровки письмён и еще много дней, месяцев, а порой и лет после этого. Они ожидают дальнейшего духовного руководства: нужны ли дальнейшие подготовительные практики, чтобы завершить терма и устранить вредоносные силы. Если символический текст принадлежит к разряду иллюзорных чудесных текстов, тертон должен ждать, дабы подтвердить или установить его подлинное содержание. После записи учение хранится в тайне, чтобы обеспечить благоприятное начало практики терма. Сначала тертон практикует его сам, чтобы создать способность передавать его другим.

 

Повторное сокрытие и повторное обнаружение.

Некоторые символические тексты существуют только в одном экземпляре даже в стране дакини. По причине такой чрезвычайной редкости их после записи необходимо спрятать как повторно сокрытые терма. Не обязательно укрывать их в том же месте, где они были обнаружены, но охранители должны быть те же, что и прежде. Открытые учения нужно повторно сокрыть, если есть вероятность, что в будущем они принесут людям благо.

Тертоны повторно сокрывают символические тексты, чтобы их заново обнаружили тертоны будущих времен. Например, Кьенцей Вангпо заново открыл много учений — как терма земли, так и терма ума. Среди них Цасум дрилдруб Сангье Лингпы и Каду чоки гъяцо Огьен Лингпы (1323-1360(7)).

 

 

Держатели учения.

 

Держатели учения — это основные получатели и держатели передачи терма. Они бывают двух видов: особые, или коренные, держатели учения и обычные держатели учения. И те и другие получили передачу-наказ конкретного учения от Гуру Падмасамбхавы, но различие между ними определяется способом получения. Коренные держатели учения вместе с тертоном получили передачу-наказ и пророчества в древние времена лично от Гуру Падмасамбхавы. Обычные же держатели учения не получали передачи-наказа лично от Гуру Падмасамбхавы, а может быть, и никогда не бывали с ним рядом. И всё же, благодаря силе сосредоточения и намерения Гуру Падмасамбхавы, они получили передачу-наказ силою его сосредоточения, которое и составляет сущность передачи.

У тертона может быть много держателей учения для разных терма и один коренной держатель учения для всех терма в совокупности. Так, например, Первый Додрубчен Ринпоче был коренным держателем всего цикла учений Лонгчен ньингтиг — терма Кункьена Джигме Лингпы.

 

 

Открытие терма ума.

 

Терма ума — это учение, которое было сокрыто в состоянии осознанности ума тертона и извлечено оттуда. Пробуждение передачи не основано на жёлтых свитках символических письмён. В урочное время передача пробуждается из состояния осознанности ума тертона. Иногда её пробуждение вызвано видениями символических письмён, звуков символических слов или каким-то другим способом. Различие между терма земли и терма ума состоит в том, что первые опираются на жёлтые свитки, а вторые — нет. Но между ними есть три основных сходства: во-первых, они были сокрыты Гуру Падмсамбхавой посредством передачи-наказа в неразрушимой природе ума тертона; во-вторых, они хранятся в естественном состоянии ума без изменений и порчи; в-третьих, когда наступает время, происходит их извлечение из глубин постижения состояния осознанности ума тертона с помощью острых инструментов мудрости ясного света.

Одни терма ума Гуру Падмасамбхава передавал и сокрывал в состоянии осознанности тертона в виде букв, другие — в виде звука. Там, где дело касается терма ума, передача-наказ — это уже сокрытие. Оно происходит мгновенно и не требует последовательных действий.

Учения будут обнаружены в том виде, в каком они были сокрыты: в виде букв или звуков, которые появляются в уме тертона и пробуждают скрытые в нём учения. Благодаря такому процессу пробуждения отпадает необходимость в каких бы то ни было символических письменах, предваряющих текст терма ума. Ниже следует рассказ о том, как Кункьен Джигме Лингпа открыл терма ума цикла Лонгчен ньингтиг. Это сокращенный пересказ отрывка из Дакий сангтам ченмо80.

Кункьен Джигме Лингпа проводил трехлетнее затворничество в монастыре Палри, построенном Тренгпо Терчен Шераб Осером (1518-1584). В двадцать пятую ночь десятого месяца года огня-быка (1757) в состоянии созерцания ясного света ему привиделось, что он пролетел по небу на белом льве и оказался на дороге, что шла вокруг ступы Чжарунг Кашор (Боднатх) в Непале. Там дакини мудрости изначального тела вручили ему ларец мудрости, в котором он нашёл пять жёлтых свитков и семь хрустальных бусин. Он развернул два жёлтых свитка. На первом был символический текст Авалокитешвары на тибетском языке. Второй был пророческим руководством, Нэчанг тугкьи дромбу.81 Он съел все жёлтые свитки и хрустальные бусины, и все слова и смысл терма, которые были в них сокрыты, пробудились в его уме, словно отпечатанные. Он хранил их в тайне много лет. В год земли-зайца (1759 г.) он начал ещё одно трёхлетнее затворничество в Чимпу, близ монастыря Самье. Во время этого затворничества, вдохновлённый тремя последовательными чистыми видениями Кункьен Лонгчен Рабчжама и побуждаемый многократными просьбами дакини, он записал своё терма как цикл Лонгчен ньингтиг. В десятый день шестого месяца (месяца обезьяны) года обезьяны (1764 г.) он впервые рассказал про своё терма и даровал передачу посвящения и наставлений пятнадцати ученикам.

 

 

Открытие чистого видения.

 

Есть два вида учений чистого видения: обычное чистое видение и терма ума, открытое как учения чистого видения.

Учения обычного чистого видения — очень важные и сильные, но, согласно традиции ньингма, это не терма, поскольку не пришли через передачу-наказ и не были обнаружены в месте сокрытия. Такие учения совершенные ламы получают непосредственно от будд, бодхисаттв, божеств и великих учителей в чистом видении, в переживаниях или в снах.

Далее следует цитата из текста посвящения «Бессмертное празднество», написанного Кьенцеем Вангпо для Чиме дангма чудрен — садханы Будды долгой жизни (Амитаюса), открытой пятым Далай-ламой как учение чистого видения:82

 

Есть три вида <открытия> в чистом видении: полученные непосредственно <от будд, великих учителей и божеств>, из переживаний и из снов.

 

Примером терма ума, открытого как учение чистого видения, может служить Ригдзин согдруб, открытое Лхацуном Намка Джигме (1597-1650?). Как упоминается в истории текста,83 Лхацун открыл эти учения как чистые видения, когда получал благословение Ваджраварахи, и записал их как учения чистого видения. На самом же деле это терма ума Гуру Падмасамбхавы, пробуждённое с помощью символических письмён и чистого видения дакини мудрости. Мощные средства — видения — пробудили в нём передачу, но не были истинным источником учений.

В чём же разница между терма ума и чистым видением? Терма ума — это учения, которые находят там, где их сокрыл Гуру Падмасамбхава. Учения чистого видения обретают в чистых видениях как особые учения. В «Океане чудес» сказано:84

 

Если символические письмена не растворены <сокрыты> в уме и не запечатаны на будущее, то в них нет аспекта терма и открывать здесь нечего. Таким образом, если присутствует первый аспект <то есть состояние осознанности>, но не второй <то есть, сокрытие>, открытое учение относится к категории чистого видения.

 

В жизнеописании Кьенцея Вангпо Конгтрул рассказывает,85 как Кьенцей получил одно из своих учений чистого видения:

 

В пятнадцатилетнем возрасте, выполняя строгое затворничество, посвященное чтению мантр и практике долгой жизни, на рассвете десятого дня месяца гьял <12-й> года дерева-лошади <1834>, он услышал в небе звук дамару*. Всё вокруг наполнилось ароматом, и он увидел красный свет, спускающийся к веществам садханы. Из него в облике Чандали, супруги <будды> долгой жизни, появилась бессмертная Мандарава. Она дала юноше учения, наставления и посвящения мужского божества бесконечной жизни <Будды Амитаюса>. <Это были тексты> «Цикла единственного "Хри"» и практики Чандали, женского божества долгой жизни. А в конце, когда Чандали читала молитвы благоприятствования, он увидел дождь из красных цветов.

 

* Двусторонний ручной барабан.

 

 

Подлинные и ложные терма.

 

Из-за неблагих влияний и пожеланий, а также по причине дурной кармы людей встречаются и ложные терма. Причем обычному человеку распознать их не легко. Автор «Океана Чудес»86 рассматривает два традиционных способа исследования подлинности терма: первый — это получение разъяснений у йидама; а второй — анализ написания текста и его смысла. Но он отмечает, что в наши дни мало людей, которые могут прямо свериться со своим йидамом, и к тому же нет уверенности, что анализ будет безошибочным. Так что оба этих метода приносят мало пользы. Он особо подчеркивает, что истинный тертон должен обладать наивысшими достижениями в практике Великого Совершенства, поскольку такой просветлённый практик не может открыть ложные учения. Он также рекомендовал проверять, похоже ли новооткрытое учение на подлинные учения-терма. Могут быть отличия в словах и стиле, но, если по смыслу и сути новое терма не отличается от традиционных текстов, его нужно признать подлинным. Еще он сказал, что оценивать тертонов нужно не по образу жизни, а только по открытым учениям, как говорится в Праджняпарамите:

 

Достиг ли бодхисаттва стадии невозвращения, можно узнать по тому, как он излагает Дхарму.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...