Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия и сущность лидерства




 

В последние годы учеными и исследователями достигнута высо­кая степень согласия в отношении понимания лидерства.

Лидерство (англ. Leader) – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направ­ление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руко­водить коллективом в силу своих организаторских способ­ностей. Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личност­ные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер – это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который явля­ется лидером в одной группе, совсем не обязательно ста­нет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделя­ют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в проф­союзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, об­щественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять зада­чи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора со­стоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапар­та: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взгля­дом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обя­зано мое превосходство над другими”.

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру – это признание его высоких досто­инств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внут­реннее согласие с носителем авторитета, готовность дей­ствовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требу­ется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

Чтобы влиять на людей, каждому лидеру требуется определенная власть. Власть – это функция взаи­мозависимости людей, групп. Власть может появиться от занимаемой должности (со­отношение власти и должности ситуационно и индивидуально), от личного воздей­ствия или от того и другого.

Авторитет – это власть, возникшая на формальной основе, которая может давать­ся сверху или быть получена снизу. Власть может быть делегирована (и взята обратно наверх) в зависимости от уровня доверия должностного лица, находящегося выше в иерархии. Личная власть в организации приходит снизу, это степень уважительного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных и ее надо регулярно от них по­лучать. Идеально, если руководитель обладает и должностной, и личной властью.

Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти – то, через что данная основа используется.

Источники власти разделяют на две группы:

– имеют личностную основу (источники власти: экспертиза, пример или харизма, право на власть, информация, потребность во власти);

– имеют организационную основу (источники власти: право принятия решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, связи).

Уровень экспертной власти определяется способностью влиять на других в силу своей компетентности, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализиро­ванных знаний.

Право на власть формально имеет каждый руководитель в пределах предоставлен­ных ему прав и ответственности.

Харизма – это власть, основанная на силе личных качеств и стиле руководителя. Руководитель влияет на своих подчиненных благодаря своей привлекательности, наличию харизмы. Источником власти такого руководителя будет власть примера. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше подкрепляет свою личностную основу власти.

Потребность во власти как источник власти, имеющей личностную основу, про­является в даче настойчивых советов, стремлении оказать помощь, умении вызвать эмоциональную реакцию у других, укреплении своей репутации и пр.

Класть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной ин­формации и умении использовать ее для влияния на других. Сокрытие или централи­зация информации поддерживает властные отношения. Координация информацион­ных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным.

Принятие решения как источник власти проявляется в степени влияния (носите­ля этой власти) на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия.

Власть вознаграждения – один из эффективнейших способов влияния на людей. Однако сила данного источника власти может ослабевать, если, давая обещание по­ощрить за работу, руководитель не выполняет своего обещания или если он поощря­ет невыполнившего поручение.

Принуждение как источник власти предполагает влияние за счет выговоров, штра­фов, увольнения и пр. Подчиненные следуют указаниям, так как боятся быть нака­занными. Однако страх сковывает инициативу, ограничивает творчество.

Регулирование доступности ресурсов образует источник власти. Обычно поток распределения ресурсов в организации имеет направленность сверху вниз.

Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее.

Лидерство – это способность эффективно использовать все имеющиеся источни­ки власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры ис­пользуют власть как средство в достижении целей группы (организации, ее подраз­деления). Для этого требуется определенное соответствие между целями лидера и целями тех, кто за ним следует.

Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная власть и власть примера. Право на власть и власть принуждения мало связаны с результатами работы и больше ассоциируются с неудовлетворенностью. В группах, где уровень власти воз­награждения высок, результаты работы ниже, а неудовлетворенность выше.

 

Функции лидера

 

Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций. Назовем некоторые из них.

Конструктивная функция – выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она – условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ.

Когда в далеком 1517 г. Мартин Лютер прибил на портале церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов о злоупотреблениях католической иерархии и церковных властей, он точно отразил в них настроение отчаявшегося от нужды и преследований народа. Лютер оказался подлинным лидером. Идея религиозной и политической реформы овладела умами и всколыхнула Германию, а за ней и другие страны. Лидер предлагает обществу свою программу и по существу вырабатывает ее совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов. Когда в 1917 г., через 400 лет, в другую эпоху великих исторических перемен, в России у власти оказалось Временное правительство, его глава А.Ф. Керенский не сумел найти программы, которая отвечала бы чаяниям общества. И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером.

Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.

Координационная функция – согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.

Интегративная функция – сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.


 

Теории и стили лидерства

 

Основная часть работ по проблеме лидерства появилась в 70-е годы. Известным ученым Р.М.Стогдиллом к 1974 году было проработано больше, трех тысяч работ, посвященных этой пробле­матике. Одним из первых подходов в изучении лидерства был под­ход с точки зрения метода черт, основой которого стало изучение черт характера, которыми обладают лидеры.

Наиболее известной теорией лидерства стала теория "великого человека", согласно которой, лидерами рождаются, а не становятся. По существу такая позиция была отражена еще в работах древних греков и римлян, как указывают современные исследователи про­блем управления Г. Кунц и С. О'Доннелл.[1]

Р.М. Стогдилл отмечал, что различные исследования черт и ка­
честв личности основывались на подтверждении способностей лю­
дей к сотрудничеству и умениям быть хорошими администратора­
ми. Анализ феномена лидерства показал, что в теориях лидерства в
основном преобладал бихевиористский подход.[2]

На ранних этапах изучения лидерства ученые стремились выявить качества и свойства личности наиболее эффективных лидеров. В этой связи и появилась теория «великих людей». В самых начальных попытках изучать лидерство на научной основе было сделано предположение о том, что лучшие из руководителей являются обладателями набора общих для всех качеств.

Следующим этапом в развитии учения о лидерстве стал «поведенческий подход», рассматривавшийся в рамках бихевиористской теории. Полученные данные явились основанием для различных классификации стилей руководства, или стилей поведения лидеров, Основное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на поведении руководителей.

Следующим этапом в развитии теорий лидерства стала ситуаци­онная теория лидерства Ф. Фидлера, согласно которой лидер может вести себя различным образом, исходя из конкретной ситуации.[3] Авторы более ранних исследований по этой проблематике не нашли постоянной связи между стилем руководства, удовлетворен­ностью и производительностью, что послужило основой признания того, что в разных ситуациях действуют дополнительные факторы, Для поиска этих факторов ученые обращали внимание не только на лидера и его подчиненных, но и на саму ситуацию.

Стиль руководства в контексте управления – это привычная мера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...