Понятия и сущность лидерства
В последние годы учеными и исследователями достигнута высокая степень согласия в отношении понимания лидерства. Лидерство (англ. Leader) – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами. «Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.
Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер – это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру). С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: 1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье); 2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.); 3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели). Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа. Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”. Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.
Доверие к лидеру – это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером. Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, – модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним. Чтобы влиять на людей, каждому лидеру требуется определенная власть. Власть – это функция взаимозависимости людей, групп. Власть может появиться от занимаемой должности (соотношение власти и должности ситуационно и индивидуально), от личного воздействия или от того и другого. Авторитет – это власть, возникшая на формальной основе, которая может даваться сверху или быть получена снизу. Власть может быть делегирована (и взята обратно наверх) в зависимости от уровня доверия должностного лица, находящегося выше в иерархии. Личная власть в организации приходит снизу, это степень уважительного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных и ее надо регулярно от них получать. Идеально, если руководитель обладает и должностной, и личной властью. Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти – то, через что данная основа используется. Источники власти разделяют на две группы: – имеют личностную основу (источники власти: экспертиза, пример или харизма, право на власть, информация, потребность во власти); – имеют организационную основу (источники власти: право принятия решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, связи).
Уровень экспертной власти определяется способностью влиять на других в силу своей компетентности, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализированных знаний. Право на власть формально имеет каждый руководитель в пределах предоставленных ему прав и ответственности. Харизма – это власть, основанная на силе личных качеств и стиле руководителя. Руководитель влияет на своих подчиненных благодаря своей привлекательности, наличию харизмы. Источником власти такого руководителя будет власть примера. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше подкрепляет свою личностную основу власти. Потребность во власти как источник власти, имеющей личностную основу, проявляется в даче настойчивых советов, стремлении оказать помощь, умении вызвать эмоциональную реакцию у других, укреплении своей репутации и пр. Класть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на других. Сокрытие или централизация информации поддерживает властные отношения. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным. Принятие решения как источник власти проявляется в степени влияния (носителя этой власти) на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Власть вознаграждения – один из эффективнейших способов влияния на людей. Однако сила данного источника власти может ослабевать, если, давая обещание поощрить за работу, руководитель не выполняет своего обещания или если он поощряет невыполнившего поручение. Принуждение как источник власти предполагает влияние за счет выговоров, штрафов, увольнения и пр. Подчиненные следуют указаниям, так как боятся быть наказанными. Однако страх сковывает инициативу, ограничивает творчество. Регулирование доступности ресурсов образует источник власти. Обычно поток распределения ресурсов в организации имеет направленность сверху вниз. Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее.
Лидерство – это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы (организации, ее подразделения). Для этого требуется определенное соответствие между целями лидера и целями тех, кто за ним следует. Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная власть и власть примера. Право на власть и власть принуждения мало связаны с результатами работы и больше ассоциируются с неудовлетворенностью. В группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы ниже, а неудовлетворенность выше.
Функции лидера
Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций. Назовем некоторые из них. Конструктивная функция – выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она – условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ. Когда в далеком 1517 г. Мартин Лютер прибил на портале церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов о злоупотреблениях католической иерархии и церковных властей, он точно отразил в них настроение отчаявшегося от нужды и преследований народа. Лютер оказался подлинным лидером. Идея религиозной и политической реформы овладела умами и всколыхнула Германию, а за ней и другие страны. Лидер предлагает обществу свою программу и по существу вырабатывает ее совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов. Когда в 1917 г., через 400 лет, в другую эпоху великих исторических перемен, в России у власти оказалось Временное правительство, его глава А.Ф. Керенский не сумел найти программы, которая отвечала бы чаяниям общества. И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером. Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.
Координационная функция – согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей. Интегративная функция – сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.
Теории и стили лидерства
Основная часть работ по проблеме лидерства появилась в 70-е годы. Известным ученым Р.М.Стогдиллом к 1974 году было проработано больше, трех тысяч работ, посвященных этой проблематике. Одним из первых подходов в изучении лидерства был подход с точки зрения метода черт, основой которого стало изучение черт характера, которыми обладают лидеры. Наиболее известной теорией лидерства стала теория "великого человека", согласно которой, лидерами рождаются, а не становятся. По существу такая позиция была отражена еще в работах древних греков и римлян, как указывают современные исследователи проблем управления Г. Кунц и С. О'Доннелл.[1] Р.М. Стогдилл отмечал, что различные исследования черт и ка На ранних этапах изучения лидерства ученые стремились выявить качества и свойства личности наиболее эффективных лидеров. В этой связи и появилась теория «великих людей». В самых начальных попытках изучать лидерство на научной основе было сделано предположение о том, что лучшие из руководителей являются обладателями набора общих для всех качеств. Следующим этапом в развитии учения о лидерстве стал «поведенческий подход», рассматривавшийся в рамках бихевиористской теории. Полученные данные явились основанием для различных классификации стилей руководства, или стилей поведения лидеров, Основное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на поведении руководителей. Следующим этапом в развитии теорий лидерства стала ситуационная теория лидерства Ф. Фидлера, согласно которой лидер может вести себя различным образом, исходя из конкретной ситуации.[3] Авторы более ранних исследований по этой проблематике не нашли постоянной связи между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью, что послужило основой признания того, что в разных ситуациях действуют дополнительные факторы, Для поиска этих факторов ученые обращали внимание не только на лидера и его подчиненных, но и на саму ситуацию. Стиль руководства в контексте управления – это привычная мера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|