Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель лидерства Р. Танненбаума и В. Шмидта




 

В соответствии с данной моделью лидер выбирает только один из семи возможных образцов поведения в зависимости от воздействия на отношения лидерства трех фак­торов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации. На рис.1 по­казан весь спектр выбора между демократической и авторитарной альтернативами, соответственно ассоциируемыми с интересом к человеческим отношениям или к ра­боте (результату).

Различие между этими двумя крайними лидерскими стилями основано на предпо­ложениях лидера об источниках его власти и природе человека. Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых он ведет, и что люди в основном об­ладают способностью к самоуправлению и творческой работе в условиях правильной мотивации (теория "У"). Автократ считает, что власть дается его позицией в группе и что люди внутренне ленивы и на них трудно полагаться (теория "X"). В первом слу­чае имеется возможность участия в управлении, во втором цели, средства и полити­ку определяет только лидер. Однако, по мнению авторов модели, между ними двумя крайностями существуют еще пять промежуточных лидерских стилей.

Последующее развитие данной модели столкнулось с трудностями в учете всех возможных взаимодействий между лидером, последователями и ситуацией при уста­новлении причинно-следственных связей в отношениях лидерства. Так, развитие про­цессов интернационализации в бизнесе и резкое увеличение числа участников этих процессов сломало традиционные представления об управлении и сделало переход к отношениям лидерства еще более трудным.

 

 

Демократический стиль Авторитарный стиль

Ориентация на отношения Ориентация на работу

Область свободы для последователей Область применения власти лидером      

 

Источник

власти

 

 

Рисунок 4

2. Лидер дает последователям действовать в пределах зоны свободы.

3. Лидер в определенных пределах делегирует решения группе.

4. Лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и принимает решение.

5. Лидер предлагает решения и считает возможным их изменение.

6. Лидер выдвигает идеи и предлагает их обсудить в группе.

7. Лидер убеждает последователей в правильности своих решении.

8. Лидер единолично принимает решения и доводит их до подчиненных

Рис.4.Модель лидерского поведения Р. Танненбаума и В. Шмидта

Модель лидерства Р. Хауса

 

В соответствии со своей моделью лидерства Р. Хаус предложил два стиля лидерства: а) стиль поддержки и б) инструментальный стиль.

Стиль поддержки по своему содержанию очень близок к стилю, ориентированному на человека и человеческие отношений. Инстру­ментальный стиль похож на стиль лидерства, ориентированный на работу или на задачу.

В дальнейшем Р. Хаус предложил еще два вида стилей лидерства:

а) поощряющий участие подчиненных в принятии решений и

б) стиль, ориентированный на достижение. Первый их этих сти­лей он назвал "партисипативным" стилем.[6]

Среди стилей лидерства, в большей степени соответствующего ситуации и наиболее поддерживаемого подчиненными, относится тот, который находится в определенной зависимости от двух ситуа­ционных факторов: а) личных свойств подчиненных и б) требований к ним со стороны организации. При наличии стойкой потребности к самоуважению и принадлежности к определенной группе наибо­лее предпочтительным является стиль поддержки. Но возможна и другая ситуация, когда подчиненные испытывают сильную потреб­ность в самостоятельности и самовыражении. В этом случае луч­шим окажется стиль, ориентированный на задачу – инструмен­тальный стиль.

Если характер задачи недостаточно определен с точки зрения содержания и ее структурирования, тогда наиболее эффективным оказывается инструментальный стиль, обеспечивающий выполнение задачи, а также повышение удовлетворения трудом и повышение его производительности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...