Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы договора поставки




Предмет договора. Предмет договора поставки характерен присущими ему одному особенностями: а) первоначально широкая для договора купли-продажи трактовка предмета договора в договоре поставки сужена за счет исключения единых имущественных комплексов, зданий, сооружений и иного недвижимого имущества, ценных бумаг, валюты, энергетических и других ресурсов, снабжение которыми осуществляется через присоединенную сеть; б) предмет договора поставки идентифицирует не просто товар вообще, а товар, предназначенный для использования в предпринимательской деятельности; в) во многих случаях на момент заключения договора поставки товар, который должен быть передан в обусловленные договором сроки, отсутствует.

В качестве товара в договоре поставки могут выступать вещи определенные родовыми признаками, но это могут быть и индивидуально-определенные вещи. Как предмет товар в договоре поставки характеризуется такими категориями как ассортимент и комплектность, правила о которых содержатся в ГК и Положениях о поставках товаров. Товар также должен быть поставлен в определенном договоре количестве и соответствующим условиям о качестве.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» в качестве существенного условия договора поставки должна указываться цель приобретения товаров.

Стороны договора. Сторонами в договоре поставки являются субъекты предпринимательства: индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Цена в договоре поставки. Параграф 3 гл. 30 ГК не содержит специальных правил, касающихся цены в договоре поставки. Наряду с общими нормами, содержащимися в § 1 гл. 30 ГК следует руководствоваться специальным законодательством о поставках товаров. Цена товара в договоре поставки определяется соглашением сторон с учетом норм законодательства о ценообразовании и может выражаться в белорусских рублях или иностранной валюте.

Форма договора поставки и порядок его заключения. Специальных правил о форме договора поставки § 3 гл. 30 ГК не содержит. Следует применять правила ГК о форме сделок. Сфера применения договора поставки (множественность товара, цена товара) предопределяет использование письменной формы договора.

К отношениям по поставке товаров применимы правила гл. 28 ГК («Заключение договора»). При возникновении разногласий следует руководствоваться нормами ст. 477 ГК («Урегулирование разногласий при заключении договора поставки»). Сторона, предложившая заключить договор поставки и получившая от другой стороны предложения о согласовании этих условий, должна в течение тридцати дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законодательством или соглашением сторон, принять меры по согласованию соответствующих условий договора или же письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения. Сторона, получившая предложениепо соответствующим условиям договора поставки, но не принявшая мер по согласованию условий договора и не уведомившая другую сторону об отказе от его заключения в срок, предусмотренный п. 1 ст. 477 ГК, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.

Сроки в договоре поставки. Поскольку в договоре поставки момент заключения договора и момент передачи товара не совпадают по времени, возникает необходимость в установлении сроков, в течение которых будет передан товар покупателю. Для договора поставки условие о сроках передачи товара покупателю следует считать существенным условием. Срок поставки соотносится с количеством товара, а с другой стороны связан со способом доставки товара. Если договор предусматривает поставку товаров отдельными партиями (частями), а сроки их поставки договором не определены, товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не следует из законодательства или существа обязательства. Как правило, в договоре поставки в качестве периодов поставки товаров указывается декада, месяц, квартал. Период поставки товаров может быть дополнен графиком поставки товаров.

Допускается досрочная поставка товара. Это может быть как поставка ранее определенного договором периода поставки, так и поставка в пределах установленного договором периода поставки, но с превышением количества товаров, подлежащих передаче покупателю в данном периоде поставки. Досрочная поставка в обязательном порядке требует согласия покупателя (п. 3 ст. 478 ГК). Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.

Кроме сроков определяющих периоды поставки договором поставки могут устанавливаться сроки на совершение сторонами различных действий: согласование ассортимента, уведомление об отгрузке товара, извещение о приемке товара и т. д.

Содержание договора поставки. Поставщик обязан передать покупателю товар. Передаваемый товар должен соответствовать условиям договора об ассортименте, комплектности, количестве и качестве.

Поставка товаров осуществляется поставщиком посредством отгрузки (передачи) товара покупателю или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (п. 1 ст. 479 ГК). Отгрузка осуществляется транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных договором условиях. Если в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товара принадлежит поставщику, если иное не вытекает из законодательства или существа обязательства.

Договор поставки может предусматривать выборку товаров, при которой товар получает покупатель в месте нахождения поставщика в срок установленный договором поставки. Если такой срок договором не предусмотрен, выборка товаров должна производиться в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товара (п. 2 ст. 480 ГК). При наличии в договоре поставки условия о выборке товаров поставщик обязан к сроку, предусмотренному договором подготовить товар для передачи его покупателю.

При недопоставке товаров поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) поставки в пределах срока действия договора поставки, если только иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 481 ГК). В соответствии с п. 3 ст. 481 ГК покупатель имеет право отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена, если в договоре поставки не предусмотрено иное. Такой отказ возможен лишь при условии уведомления поставщика. Товары, поставленные до получения поставщиком уведомления, покупатель обязан принять и оплатить. Ассортимент товаров при восполнении недопоставки определяется соглашением сторон. Если такое соглашение отсутствует, то поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров в ассортименте, установленном для того периода, в котором была допущена недопоставка.

Если товар принят покупателем на ответственное хранение, поставщик обязан вывезти товар или распорядиться им в разумный срок (п. 2 ст. 484 ГК). Поставщик также обязан возместить покупателю все необходимые расходы, понесенные последним в связи с принятием товара на ответственное хранение.

Покупатель обязан принять товар и оплатить его. Покупатель также обязан принять и оплатить товары, поставленные до получения поставщиком уведомления об отказе в принятии товаров, поставка которых просрочена.

Обязанность покупателя по принятию товаров означает необходимость совершения им всех действий, обеспечивающих принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. При принятии товаров осуществляется проверка соответствия полученного покупателем товара условиям договора о количестве, качестве, ассортименте, комплектности, маркировки и т.д. Порядок приемки товаров по количеству и качеству определяется законодательством и договором поставки.

Если в результате приемки товаров будут выявлены какие-либо несоответствия или недостатки, то покупатель обязан незамедлительно в письменной форме уведомить об этом поставщика.

В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законодательством, регулирующим деятельность транспорта (п. 3 ст. 483 ГК).

Если покупатель в соответствии с законодательством или договором поставки отказывается от товара, переданного ему поставщиком, то он обязан обеспечить сохранность этого товара, поместив его на ответственное хранение и незамедлительно уведомить об этом поставщика. Если непринятие покупателем товара не основано на законодательстве или договоре поставки, то поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара.

Невыборка покупателем товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии – в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров, дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров (п. 2 ст. 485 ГК).

Обязанность покупателя оплатить товары означает, что покупатель должен следовать условиям договора поставки, определяющим порядок и форму расчетов. Как правило, форма расчетов определяется соглашением сторон, а сами расчеты осуществляются с соблюдением действующего законодательства о расчетах. В соответствии с п. 1 ст. 486 ГК расчеты осуществляются платежными поручениями, в том случае, если порядок и форма расчетов не определены соглашением сторон.

Если договор поставки допускает поставку товара отдельными частями, входящими в комплект и договором поставки не определен порядок оплаты, то оплата производится после отгрузки или выборки последней части, входящей в комплект.

Если иное не установлено договором поставки, покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар. Порядок и сроки возврата многооборотной тары и средств пакетирования устанавливаются специальным законодательством. Иная тара и упаковка подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.

Правила § 3 гл. 30 ГК определяют особенности последствий поставки товаров ненадлежащего качества, некомплектных товаров, а также права покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров. Так, при поставке товара ненадлежащего качества покупатель вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 445 ГК. Однако незамедлительная замена поставщиком некачественных товаров на качественные, произошедшая после уведомления покупателем поставщика исключает возможность предъявления покупателем таких требований.

Покупатель, осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки (п. 2 ст. 488 ГК).

При поставке товаров с нарушением условий договора, требований законодательства или обычно предъявляемых требований к комплектности, покупатель имеет право предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 450 ГК. Вместе с тем, незамедлительное, после уведомления покупателем поставщика доукомплектование последним товаров или же их замена на комплектные лишает покупателя права предъявлять такие требования.

Покупатель, осуществляющий продажу товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок некомплектных товаров, возвращенных потребителем, комплектными, если иное не предусмотрено договором поставки (п. 2 ст. 489 ГК).

Недопоставка товаров, невыполнение требований покупателя о замене недоброкачественных товаров или доукомплектовании товаров в установленный срок дает покупателю право приобрести недопоставленные товары у других лиц, но за счет поставщика. Поставщик в подобных случаях принуждается к уплате всех необходимых и разумных расходов на приобретение товаров. Исчисление таких расходов производится по правилам, предусмотренным п. 1 ст. 494 ГК.

Согласно п. 3 ст. 490 ГК покупатель вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, – потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров, либо их замены.

Односторонний отказ от исполнения договора поставки. По общему правилу такой отказ (полностью или частично) или же одностороннее изменение договора допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 2 ст. 420 ГК). Нарушение предполагается существенным в случаях: а) поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; б) неоднократного нарушения сроков поставки товаров; неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров.

Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении, либо не определен соглашением сторон (п. 4 ст. 493 ГК).

Ответственность по договору поставки. Нарушение договора поставки поставщиком или покупателем ведет к ответственности сторон. Для договора поставки наиболее характерным является возмещение убытков и взыскание неустойки. Основные положения, касающиеся ответственности за нарушение обязательств содержатся в гл. 25 ГК. Ответственность сторон за нарушение условий договора поставки (недопоставка, нарушение ассортимента, нарушение качества и комплектности и др.) предусмотрена Положением о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 444. Так, в случае несоответствия товара по качеству стандартам, другой нормативно-технической документации, образцам (эталонам) или иным условиям договора, а также в случае некомплектности товара, поставщик уплачивает покупателю неустойку (штраф) в размере 25 процентов стоимости некачественного либо неукомплектованного товара.

Специальные правила установлены ст. 494 ГК и касаются исчисления убытков при расторжении договора поставки.

 

Поставка товаров для государственных нужд

 

В гражданском праве наряду с преобладающими в нем частно-правовыми началами присутствуют и публично-правовые начала. Выражение публичности в гражданском праве, во многих случаях связано с участием государства в гражданских правоотношениях в качестве субъекта гражданского права. С другой стороны, происхождение публичного в гражданском праве имеет и более глубинные начала, происходящие из сущности права, призванного быть регулятором тех или иных общественных отношений.

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Для эффективного выполнения своих функций государство нуждается в определенных ресурсах и как субъект гражданского права имеет потребности в различных вещах. Целям удовлетворения этих потребностей служит институт поставки товаров для государственных нужд.

В ГК правила о поставке товаров для государственных нужд помещены в § 4 гл. 30 («Купля-продажа»). Подобное решение относительно структуры и содержания данной главы, куда включены правила об отдельных видах купли-продажи не вполне соответствует сущности института поставки товаров для государственных нужд, если учесть то обстоятельство, что законодательство о поставках для государственных нужд формировалось еще во 2-й ½ XIX в. и имеет собственные устоявшиеся традиции отечественного нормотворчества. Вместе с тем, в отечественном гражданском праве столь же длительное время развивался институт поставки, который в гражданско-правовой доктрине неизбежно отделялся от купли-продажи. Таким образом, более правильным будет позиционирование поставки товаров для государственных нужд в качестве разновидности поставки.[158]

Источники правового регулирования. Основу правового регулирования отношений по поставке товаров для государственных нужд составляют правила § 4 гл. 30 ГК, а если иное не предусмотрено ГК и иными актами законодательства применяются также правила ГК о договоре поставки (ст.ст. 476 – 493). В 1993 г. в Республике Беларусь был принят Закон «О поставках товаров для государственных нужд». Отношения по поставкам товаров для государственных нужд регулируются также нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, в частности, Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», Совета Министров Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждаются перечни республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд.

В соответствии с п. 1 ст. 495 ГК государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Договорами, опосредующими поставку товаров для государственных нужд, являются: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и заключаемый на его основе договор поставки товаров для государственный нужд.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию – иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 496 ГК).

Содержание § 4 главы 30 ГК позволяет сделать вывод о том, что договором поставки товаров для государственных нужд следует считать соглашение сторон, в соответствии с которым поставщик (исполнитель) на основе государственного контракта обязуется передать покупателю товары, предназначенные для государственных нужд.

Государственный контракт и договор на поставку товаров для государственных нужд относятся к числу консенсуальных, возмездных, двусторонних.

Элементы договора

Сторонами в государственном контракте и договоре поставки товаров для государственных нужд являются: а) поставщик – субъект предпринимательства, т.е. коммерческая организация или индивидуальный предприниматель; б) покупатель – государственный заказчик или же в качестве покупателя может выступать иное лицо, чаще всего коммерческая организация.

Государственного заказчика в отношениях по поставке товаров для государственных нужд представляют определяемые в установленном законодательством порядке организации – республиканские органы государственного управления, облисполкомы и др.

Предмет государственного контракта, договора поставки товаров для государственных нужд – это любые товары, как правило, определенные родовыми признаками, которые соответствуют своему предназначению товаров для государственных нужд.

Форма и порядок заключения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд. Форма государственного контракта, договора поставки письменная, что следует из содержания § 1 гл. 9 и § 4 гл. 30 ГК.

Основанием заключения государственного контракта является заказ государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Размещение заказа на поставку обязывает государственного заказчика заключить государственный контракт. Для поставщика (исполнителя) обязанность заключить государственный контракт возникает в случаях, предусмотренных законодательством, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта (п. 2 ст. 497 ГК).

При конкурсном размещении заказа на поставку товаров для государственных нужд, государственный заказчик обязан заключить государственный контракт с лицом, ставшим победителем конкурса – поставщиком (исполнителем).

Статья 498 ГК устанавливает порядок заключения государственного контракта. Презюмируется, что проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю). Иное может быть предусмотрено соглашением между государственным заказчиком и поставщиком.

Порядок заключения государственного контракта среди иных норм императивного характера содержащихся в § 4 гл. 30 ГК указывает на конкретные сроки, в течение которых сторонами должны осуществляться необходимые для заключения государственного контракта действия.

Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает другой стороне один экземпляр контракта. Если по условиям государственного контракта возникают разногласия, то в этот же срок подписант составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне или уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.

Получение другой стороной государственного контракта с протоколом разногласий предполагает совершение получателем ряда действий: а) в течение тридцати дней рассмотреть разногласия по существу; б) предпринять меры по согласованию разногласий с другой стороной; в) известить другую сторону о принятии государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий.

В случае отклонения протокола разногласий или истечения установленного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, если только его заключение является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней в суд.

Специальный срок для заключения государственного контракта устанавливается при конкурсном порядке размещения заказа. По результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд контракт, в соответствии с п. 4 ст. 498 ГК должен быть заключен в срок не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.

Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт (п. 5 ст. 498 ГК). Порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд установлен ст. 499 ГК.

Если государственный контракт предусматривает поставку товаров покупателю, определяемому государственным заказчиком по договорам поставки товаров для государственных нужд, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю), а также покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Подобное извещение о прикреплении покупателя к поставщику служит основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд. Терминологически извещение о прикреплении не является новеллой действующего ГК, поскольку происходит из системы понятийного аппарата института поставки. В действующем законодательстве о поставках, извещение о прикреплении наполнено иным правовым содержанием, отображающим сущность современного института поставки товаров для государственных нужд.[159]

Презюмируется обязанность поставщика (исполнителя) направить проект договора поставки товаров для государственных нужд покупателю. Государственным контрактом может быть предусмотрен и иной порядок подготовки проекта договора. Кроме этого проект договора может быть представлен и покупателем. Такая обязанность поставщика должна быть им исполнена не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного заказчика.

Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных нужд, подписывает его и один из экземпляров возвращает другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта, но при наличии разногласий по условиям договора составляет протокол разногласий и в этот же срок направляет его вместе с подписанным договором другой стороне. Получение проекта договора с протоколом разногласий связывает получателя необходимостью в течение тридцати дней: а) рассмотреть возникшие разногласия; б) принять меры по согласованию условий договора с другой стороной; в) известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Разногласия, оставшиеся неурегулированными, могут быть переданы заинтересованной стороной в тридцатидневный срок на рассмотрение суда.

При уклонении поставщика (исполнителя) от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель получает право предъявить иск в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на тех условиях проекта договора, которые были разработаны покупателем.

В соответствии с п. 1 ст. 500 ГК покупателю предоставлено право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае, поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика государственный заказчик предпринимает одно из следующих действий: а) выдает извещение о прикреплении к поставщику другого покупателя; б) направляет поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров; в) сообщает о своем согласии принять и оплатить товары.

При невыполнении государственным заказчиком этих обязанностей, поставщик (исполнитель) вправе по своему выбору либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.

Цена товаров определяется в соответствии с государственным контрактом, если только им не предусмотрен иной порядок определения цен. Во многих случаях цена определяется с учетом действующего механизма государственного регулирования цен на отдельные группы товаров.

Срок в отношениях по поставке товаров для государственных нужд имеет существенное значение, что следует из правовой природы поставки и самого определения договора поставки (ст. 476 ГК).

Содержание контракта (договора) на поставку товаров для государственных нужд. Основная обязанность поставщика (исполнителя) передать товары государственному заказчику, иному лицу. Государственный заказчик обязан обеспечить оплату поставленных товаров. При определении прав и обязанностей сторон в правоотношениях по поставке товаров для государственных нужд следует руководствоваться правилами ст.ст. 476 – 493 ГК.

Если товар по указанию государственного заказчика поставляется по отгрузочной разнарядке получателю, указанному в разнарядке, оплата товаров производится государственным заказчиком, если только иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

Статья 502 ГК определяет общий порядок оплаты товара по договору поставки товаров для государственных нужд. Оплата товаров по договору производится покупателем, при этом государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по поставке товаров для государственных нужд. Применяются общие правила гл. 25 ГК об ответственности за нарушение обязательств, а также нормы специального законодательства о поставках товаров для государственных нужд. Особенности возмещения убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного контракта, определены ст.ст. 503 и 504 ГК.

Если иное не предусмотрено законодательством о поставке товаров для государственных нужд или государственным контрактом, то убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта (п. 2 ст. 497 ГК), подлежат возмещению государственным заказчиком в срок не позднее тридцати дней с момента передачи товара в соответствии с государственным контрактом. В тех случаях, когда убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, не возмещаются в соответствии с государственным контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от выполнения государственного контракта. При этом он имеет право потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта.

 

Договор контрактации

 

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (заготовителю) (п. 1 ст. 505 ГК).

Договор контрактации консенсуальный, двусторонний, возмездный.

Как гражданско-правовая форма договор контрактации охватывает сферу производства сельскохозяйственной продукции, ее заготовки. В действующем ГК договор контрактации позиционируется как вид купли-продажи, хотя в ГК 1964 г. это был самостоятельный гражданско-правовой договор.

В существующей гражданско-правовой форме договор контрактации присущ отечественному гражданскому праву. В юридической литературе долгое время договор контрактации вызывал споры относительно его отраслевой принадлежности. Помимо гражданско-правовых элементов в правоотношениях контрактации находили административно-правовые элементы, а также конструкции, идентифицирующие сельскохозяйственное право.[160]

Источники правового регулирования. Основные положения о договоре контрактации содержатся в § 5 гл. 30 ГК. Отношения по договору контрактации, не урегулированные правилами § 5 гл. 30 ГК, регулируются правилами о договоре поставки товаров (ст.ст. 476 – 494), а при заготовке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд – правилами о договоре поставки товаров для государственных нужд (ст.ст. 495 – 504 ГК). Отношения по заготовке сельскохозяйственной продукции регулируются также иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок и условия закупки сельскохозяйственной продукции отдельных наименований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...