Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1. Введение в менеджмент. Природа управления и исторические тенденции его развития




Лекция 1. Введение в менеджмент. Природа управления и исторические тенденции его развития

     План лекции

1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.

3. Основные этапы развития менеджмента как науки и профессии.

1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека

 

Управление появилось вместе с людьми. Оно выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объе­динялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возника­ла задача координации их совместных действий, решение кото­рой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один ста­новился руководителем, т. е. управляющим, а другой - его подчи­ненным, т. е. управляемым.

Впервые проблему управления взялись решить древние египтяне. Около 6 тыс. лет назад они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планиро­вания и контроля результатов, а также поставили вопрос о децен­трализации управления.

На глиняных табличках, датированных третьим тысячеле­тием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах Древней Шумерии (юг совр. Ирака), что также свидетельствует о наличии там практики управления.

В Вавилоне царь Хаммурапи в 18 в. до н. э. применил для нужд управления и контроля письменные до­кументы на глиняных табличках и свидетельские показания, при­знал недопустимым перекладывание должностными лицами от­ветственности на своих подчиненных, законодательно установил уровень зарплаты.

Определенный вклад в теорию управления был внесен в эпоху античности, за 400 лет до н. э. Сократ (Др. Гр. ) сформулировал принцип универсальности управления. Его современник — пер­сидский царь Кир выдвинул идею о необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию, т. е. мо­тивации. Он рассматривал также проблему обработки управлен­ческой информации и составления планов. Чуть позже в Греции занимались изучением метода выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Ученик Сократа Платон сформулировал принцип специализации.

В 325 г. до н. э. Александр Македонский создал впервые штаб как центр управления боевыми действиями.

В древности организации имели определенную структуру, в которой выделялись уровни управления. Существовали и круп­ные политические организации, руководителями которых явля­лись короли и генералы. Были также и управляющие, хранители житниц, погонщики, надсмотрщики работ, губернаторы террито­рий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность этих организаций.

Шли годы, управление многими организациями станови­лось более четким и сложным, а сами организации - сильными и устойчивыми. Примером может служить Римская империя, кото­рая просуществовала сотни лет. Римские легионы, отличавшиеся четкой структурой управления, состоящей из генералов и офице­ров, подразделением армии на дивизии, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились доро­ги, чтобы установить связь с Римом.

Почти все формы современного управления можно просле­дить в древних организациях, хотя их характер и структура управления существенно отличались от сегодняшних.

В эпоху рабовладения также имели место элементы управле­ния, однако преобладали методы прямого принуждения и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду.

В дальнейшем, с развитием общественного производства, такой труд обнаружил органически присущую ему неэффектив­ность. Его заменила система наемного труда зарождающейся буржуазной эпохи. Она основывалась на использовании принци­пиально иного, опосредованного механизма принуждения, при­менявшего материальные стимулы и экономические рычаги в управлении трудом. Возникший свыше 250 лет назад в ряде стран Западной Европы торговый капитализм имел совсем иную осно­ву - денежный капитал. Вместо прямых и грубых форм принуж­дения к труду при капитализме формировался и повсеместно ис­пользовался рыночный механизм, действовавший на базе обмена меновыми стоимостями и предполагавший формальную личную независимость и равенство обменивающихся сторон.

Хотя управленческая практика развивается с древних вре­мен, до XX в., вероятно, никто не задумывался над тем, как управлять системно. Людей в основном интересовало, как заработать больше денег, завоевать политическую власть, но не как управлять организациями.

В начале XIX в. английский исследователь Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы оцен­ки результатов их труда и путем дополнительных выплат стиму­лировал хорошую работу. Эти реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Но несмотря на это, бизнесмены того време­ни видели мало здравого смысла в реформах Р. Оуэна, ни один из них не последовал его примеру, так как у них отсутствовал инте­рес к управлению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...