Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента




2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

 

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX-XX вв.

Американец Джозеф Вартон в 1881 г. впервые разработал курс менеджмента для преподавания в колледже. Американский инженер Фредерик Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу «Принци­пы научного менеджмента», которая вызвала всеобщий интерес и в которой управление впервые признано наукой и самостоя­тельной областью исследования. Это были первые работы, в ко­торых сделана попытка научного обобщения накопленного опы­та и формирования основ научного управления. Они явились от­ветом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации-гиганты ис­пытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответ­ствии с научно обоснованными принципами, нормами и стан­дартами.

Основной силой, которая первоначально подстегнула инте­рес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая стала родиной современного управления. В начале XX в., в период бурного развития, Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек, преодолев трудности, связанные с его происхождением, национальностью, мог проявить инициативу и личную компетентность. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку, создав тем самым огром­ный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех желающих, что способствовало росту числа людей, ин­теллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе и управлении. Трансконтинентальные железнодорожные линии превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. В то время практически не существовало государственного регули­рования в бизнесе, поэтому предприниматели, которые добива­лись успеха, становились монополистами. В результате создава­лись крупные отрасли и предприятия, для управления которыми требовались формализованные способы.

Таким образом, появление менеджмента связано со сле­дующими условиями:

- органическим строением капитала, развитием машинно­го производства, возрастанием требований к управлению, неспо­собностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления;

      - возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

- развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной
экономики, которые обусловливают необходимость профессионального подхода к управлению;

- появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников; именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника-предпринимателя;

- рассредоточением собственности между акционерами, в
результате чего появились новые функции управления акционер­ным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.;

- попытками предпринимателей воспользоваться пре­имуществами техники, созданной в период промышленной революции;

- желанием группы любознательных людей создать самые
эффективные способы выполнения работы
.

Термин «управленческая мысль» относится к теориям и принци­пам, связанным с управлением людьми в организациях. Ранние уп­равленческие теории использовались менеджерами, которые пыта­лись сформулировать управленческие принципы, опираясь на результаты своего собственного опыта. Позже управленческие теории были обобщены и построены на идеях, заимствованных из других на­ук: социологии, антропологии, психологии, экономики и философии. Сегодня многие теоретики пытаются интегрировать различные исто­рические подходы к управленческой мысли в сравнительно целостное учение. Те ранние управленческие идеи, которые выдержали испы­тание временем, интегрируются в новые подходы.

Теории управления (менеджмента) объясняют, почему конкрет­ная практика является эффективной или неэффективной. Они необ­ходимы для прогноза и контроля за человеческим поведением на рабочем месте. Выполняя практическую работу без ее теоретического осмысления менеджеры могут не понять причины своих успехов или провалов. Без такого рода понимания менеджеры будут в меньшей сте­пени обеспечивать достижение будущих задач.

Теория управления является относительно новым явлением в истории бизнеса. Первая радикальная идея появилась в 1886 г., когда Генри Р. Таун, основатель и президент «Эйле энд Таун Манифактуринг Компани», предложил такого рода область изучения в своей статье «Ин­женер как экономист», представленной Американскому обществу ин­женеров. Утверждая, что менеджмент является областью изучения, рав­ной по важности инженерному делу, Таун отметил, что управление работой не было организовано и в большинстве случаев велось интуи­тивно. У менеджеров, сказал Таун, нет ассоциаций, посредством кото­рых они могли бы обмениваться опытом, и нет научной дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принци­пы или теории. Как основатель торговой палаты, Таун оказал значитель­ное влияние на деловой мир. Его статья часто упоминается как началь­ная точка отсчета современной науки управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...