Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управленческие отношения обладают следующими признаками.




1. Эти отношения обусловлены деятельностью субъектов государственного управления, которыми прежде всего являются органы исполнительной власти, направленной на организацию и решение определенных законодательством Российской Федерации задач в различных сферах жизни и деятельности государства и общества - экономической, социально-культурной и административно-политической. Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них средствами (методами).

2. Эти отношения носят государственно-властный характер, поскольку субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства. Это связано с тем, что административное право свое регулятивное воздействие оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т. е. соответствующий интересам государства и общества, характер.

3. Эти отношения обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, то есть осуществлять распорядительные полномочия.

4. Поскольку субъекты исполнительной власти (исполнительные органы) в соответствии с законодательством функционируют в качестве обязательной стороны в различного рода общественных отношениях имущественного, финансового, природоохранного, предпринимательского и прочего характера, постольку и в названных сферах возникают управленческие отношения, составляющие предмет административного права.

5. Управленческие отношения также включают в себя отношения, связанные с административным процессом. В широком плане он рассматривается как совокупность всех действий, совершаемых органами исполнительной власти для реализации своей компетенции. Речь идет о различного рода административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах. Это процедуры осуществления различных видов позитивной управленческой деятельности (процедуры нормотворческой деятельности, процедуры реализации прав и обязанностей граждан и организаций в сфере управления, процедуры контрольной деятельности), а также процедуры, связанные с организацией работы аппарата органов исполнительной власти.

Таким образом, при определении управленческих отношений, относящихся к предмету административного права, необходимо учитывать их следующие свойства:

а) они возникают в сфере государственного управления, то есть при осуществлении государственно-управленческой деятельности;

б) наличие в них субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;

в) они определяют практическую реализацию распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности.

Также следует отметить, что к предмету административного права относятся и несколько групп общественных отношений, непосредственно связанных с управленческими отношениями.

В предмет административного права включаются отношения, связанные с государственной службой, которая является одним из важнейших институтов административного права. Согласно Закону " О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, т. е. деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, по обеспечению исполнения полномочий - Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Предмет административного права также включает в себя отношения, связные с административной юрисдикцией и судопроизводством по делам об административных правонарушениях, а также по делам о жалобах на незаконные решения и действия органов исполнительной власти и их должностных лиц.

На основе изложенного можно раскрыть содержание предмета административного права, который включает:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) отношения, связанные с организацией государственной службы Российской Федерации;

в) отношения, связанные с осуществлением административной юрисдикции.

Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере государственного управления (осуществления исполнительной власти); отношения, связанные с организацией государственной службы Российской Федерации, а также отношения, связанные с осуществлением административной юрисдикции.

Роль административного права, определяющего реализацию исполнительной власти, естественно, сохраняется в период реформирования государственных институтов. В частности, не сокращается его масштабность, о чем свидетельствует тенденция расширения массива подзаконных административно-правовых норм преимущественно президентского и правительственного уровня. Не означает отказа от административно-правового регулирования и сокращение государственного сектора в экономической сфере. Меняются его методы, что не лишает административное право роли одного из необходимых юридических регуляторов общественных отношений. Об этом свидетельствуют, например, усиление значения целевых программ и национальных проектов, возрастание роли региональных регуляторов, усиление начал совместного управления в пределах предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), выход на приоритетные позиции административно-правовых средств контрольно-надзорного характера, активная роль совершенствующихся институтов административной ответственности и административного процесса, широкое распространение административно-правовых средств укрепления правопорядка, таких как государственная регистрация, разрешительная система и т. п.

В качестве итогового вывода имеются достаточные основания для признания того факта, что исполнительная власть практически реализуется в рамках общественных отношений, регулируемых административным правом.

Такими образом, государственное управление, исполнительная власть являются предметом общественных отношений, которые изучает административное право.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...