Внутренняя среда организации
«Организационные структуры становятся недолговечными и неустойчивыми. Раньше они менялись в течение нескольких поколений. Теперь же не успевает компания провести крупную реорганизацию, как все начинается снова» (П. Дракер)
Анализ внутренней среды представляет собой методическую оценку организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон, включающую пять функциональных зон.
1. Маркетинг
При обследовании функции маркетинга заслуживают внимания семь областей:
>
Доля рынка и конкурентоспособность.
> Разнообразие и качество ассортимента изделий.
> Рыночная демографическая статистика.
> Рыночные исследования и разработки.
> Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов.
>. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара.
> Прибыли.
2. Финансы / Бухгалтерский учет
Анализ финансового состояния может принести пользу организации и содействовать повышению эффективности процесса стратегического планирования. Имеются многочисленные «за» и «против» проведения финансовой ревизии фирмы. Но в целом, преимущества финансового контроля, сил и возможностей организации перевешивают недостатки и затруднения.
Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, а также относительное положение организации в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.
3. Операции
Весьма важным для длительного выживания фирмы является непрерывный анализ управления операциями. Некоторые ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями:
> Можем ли мы производить наши товары или услуги по более низкой цене, чем наши конкуренты? Если нет, то почему?
> Какой доступ мы имеем к материалам?
> Является ли наше оборудование современным, и хорошо ли оно обслуживается?
> Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа?
> Подвержена ли наша продукция сезонным колебаниям спроса?
> Можем ли мы обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты? И т.д.
4. Человеческие ресурсы
Истоки большинства проблем в организации могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Имеется ряд вопросов, которые должны быть учтены при обследовании сильных и слабых сторон функции человеческих ресурсов любой организации.
> Как бы вы охарактеризовали тип сотрудников, работающих в настоящее время в области бизнеса, и что от них по требуется в будущем?
> Каковы компетентность и подготовка высшего руководства?
> Имеем ли мы эффективную и конкурентоспособную систему вознаграждения?
> Спланировали ли мы порядок преемственности руководящих должностей?
> Эффективно ли мы используем подготовку и повышение квалификации руководящих работников?
> Имелись ли у нас потери ведущих специалистов в последнее время? Если так, то почему?
>.Когда мы в последний раз проводили тщательный анализ нашей системы оценки деятельности персонала?
> Можем ли мы улучшить качество изделия и работу сотрудников путем использования кружков качества или участия работников в управлении?
Путем тщательного рассмотрения каждого из этих вопросов руководство может выявить потенциально слабые зоны и предпринять соответствующие корректирующие меры.
5. Культура и образ корпорации
Эти нетрадиционные факторы имеют решающее значение для успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе. Атмосфера или климат в организации называются культурой организации. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения.
Имидж корпорации, как внутри, так и вне организации, относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Это впечатление стимулирует клиентов к покупке товаров у определенных фирм, а не у других.
Внешняя среда организации
После установления своей миссии и целей руководство должно начать изучение внешней среды.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработки стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Анализ внешней среды дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время ля разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут предотвратить прежние угрозы любые выгодные возможности.
' С точки зрения угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на 3 конкретных вопроса:
1. Где сейчас находится организация?
2. Где должна находиться организация в будущем?
3. Что нужно сделать, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь областей:
Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь драматическое влияние на цели организации. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться.
Политические факторы. Активное участие лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе является четким указанием на важность государственной политики для организации.
Рыночные факторы. В анализ изменчивой рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное влияние на успехи и провалы организации.
Технологические факторы. Изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в проигрышное конкурентное положение.
Международные факторы. Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство сегодня должно постоянно контролировать и оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков.
Факторы конкуренции. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. В анализе конкурентов присутствует четыре диагностических элемента:
1. Анализ будущих целей конкурента;
2. Оценка текущей стратегии конкурента;
3. Отбор предпосылок в отношении конкурентов в отрасли, в которой функционируют данные компании;
4. Углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Для более тщательного исследования руководством этих элементов, нужно ответить на четыре простых вопроса:
> Удовлетворен ли клиент своим настоящим положением?
> Какие вероятные шаги или изменения в стратегии предпримет конкурент?
> В чем уязвимость конкурента?
> Что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные ответные меры со стороны конкурента?
Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и права общества.
При помощи анализа внешней среды организация может создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Перечень включает как взвешивание факторов (для измерения значимости каждого фактора для данной организации), так и оценку воздействия фактора на организацию.
После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. Для успешного планирования руководство должно иметь полное представление о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации, а также о существенных внешних проблемах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: