Вопрос 51. Качество и конкурентоспособность товара
Конкурентоспособность товаров и их качество — выражение научно-технического и человеческого потенциала предприятия.
Качество — суммирующий проявление множества факторов показатель: от динамики развития экономики до уровня управления качеством в рамках хозяйственной единицы.
Маркетинг выступает мощным средством управления не только качеством продукции, но и её конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность — это весь комплекс потребительских и ценовых характеристик продукта, которые определят его успех, то есть преимущество данного товара или услуги перед другими товарами-аналогами.
Фактор конкуренции имеет принудительный характер, подталкивая производителей непрестанно заниматься уровнем качества и конкурентоспособностью товаров.
Конкурентоспособность товара — самый важный показатель товара в условиях конкурентного противостояния компаний, целых отраслей и отдельных товаров и услуг. Конкурентоспособный товар должен соответствовать не только запросам потребителей, но и условиям его распространения и реализации по следующим показателям:
> цена,
> срок поставки,
> канал товародвижения,
> сервис,
> реклама.
Особым параметром конкурентоспособности товара является уровень эксплуатационных расходов, которые понесёт потребитель за всё время пользования продуктом, что также сказывается на конкурентоспособности продукта. Эксплуатационные расходы плюс расходы на приобретение называются ценой потребления.
Каждый товар, выйдя на рынок, постепенно расходует потенциал конкурентоспособности. Это можно замедлить, но невозможно остановить. Поэтому любое изделие должно обладать опережающей и долговременной конкурентоспособностью.
Часто ставится вопрос о соотношении качества товара и его конкурентоспособности.
Не следует отождествлять качество и конкурентоспособность. Качество выступает как соответствие продукта неким базовым показателям, в то время как для конкурентоспособности качество продукта лишь один из элементов, к которым относятся также цена, стимулирование сбыта и так далее. Кроме того, конкурентоспособность — это категория только рыночной экономики, а качество продукта может быть оценено в любой экономике. Конкурировать могут и неоднородные товары, то есть не тождественные по набору базовых характеристик.
Конкурентоспособность определяется лишь теми показателями, которые имеют для потребителя какое-то значение.
Повышение качества или уровня продукта сверх меры делает его дороже, но не обязательно привлекательнее для потребителя.
Качество может быть рассмотрено на нескольких уровнях.
1. соответствие стандарту,
2. соответствие использованию,
3. соответствие требованиям рынка,
4. соответствие латентным (неочевидным, скрытым) потребностям.
Международная организация по стандартизации, поддерживаемая и российскими специалистами, даёт такое определение качества: качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Традиционная формула, которой пользуются для оценки степени полезности товара, следующая: «продаётся не продукт, а удовлетворённая потребность», не молоток, а заколоченные гвозди.
Только товары производственного назначения оцениваются практически только по соотношению цена и качество, поскольку почти всегда покупатели являются специалистами и разбираются в данном продукте не хуже самого производителя.
Проблема качества и конкурентоспособности товаров и услуг имеет стратегическое значение для менеджмента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: