Предмет и функции социологии
Полная характеристика научной дисциплины невозможна без определения предмета, т.е. той части объективной действительности, которая изучается данной дисциплиной. Не является исключением в этом плане и социология. Однако вопрос о предмете социологии оказался в последнее время сильно запутанным. И не только потому, что социология, как в этом мы убедились в предыдущем параграфе, крайне сложная по своему объекту и по своей структурной организации наука, но еще из-за того, что в социологии, как ни в какой другой науке, эта проблема усложнилась из-за чисто терминологических обстоятельств. Проблема предмета познания здесь стала переплетаться с проблемой объекта познания. Дело в-том, что понятия "предмет" и "объект" имеют как сходные, так и различные значения, именно поэтому они в одном контексте могут использоваться как синонимы, взаимозаменяемые понятия, а в другом - как совершенно отличные друг от друга термины. Если эти контексты не выдерживаются, а тем более спутываются, тогда вопрос о предмете социологии становится почти неразрешимым, ибо один контекст подменяется другим. Так, вполне правомерное различение объекта и предмета социологического исследования в рамках прикладной социологии, где необходимо выделение строгих рамок изучаемого объекта, особенно, если речь идет о хоздоговорной тематике, теряет свой смысл при общем определении предмета социологии. Например, в рамках прикладной социологии могут изучаться какие-либо явления на отдельно взятом предприятии. Тогда в качестве объекта исследования будет выступать производственный коллектив данного предприятия, а в качестве предмета исследования, предположим, текучесть кадров или же система управления. Через определение объекта и предмета исследования здесь четко обозначаются рамки исследования, что придает последнему более четкую направленность и организацию.
Когда же определяется предмет социологии в целом, то необходимость такой конкретизации отпадает, здесь нужно установить именно то, что изучает социологическая наука в отличие от других наук. В этом общем контексте понятия объекта и предмета исследования совпадают, ибо предмет познания любой науки с философской точки зрения определяется именно как объект отражения. Перенесение же на общее определение предмета социологии понятий прикладного исследования приводит к явным недоразумениям, ибо наряду с понятием предмета исследования приходится вводить еще и понятие объекта, что не делается ни в одной науке (в каждой науке определяется именно предмет исследования) и что не только не проясняет, а, наоборот, окончательно запутывает проблему. Так, в одном из учебников по социологии утверждается, что "объект той или иной науки -это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, а предмет науки - это результат исследовательских действий" или "результат теоретического абстрагирования"1. Получается, что наука 1 Радугин А А, Радугин К А Социология М, 1995 С 5 68 изучает не действительность, а результат собственного теоретизирования; предмет науки получает сугубо концептуальное истолкование, превращаясь в его результат, а это полностью искажает суть проблемы о предметной области научного познания. Исходя из традиционного толкования данной проблемы, предметом исследования мы будем считать саму реальную действительность (которая может выступать как в виде материальных, так и в виде духовных явлений), специфический срез которой и становится объектом познания в той или иной науке.
Общество как специфический объект действительности выступает предметом познания целого комплекса общественных и гуманитарных дисциплин. Поэтому утверждение о том, что социология изучает общество или мир общественных явлений, не определяет специфики этой науки. Ибо и история, и политология, и культурология, и демография, и социальная психология, и антропология и т.д. также изучают мир общественных явлений. Специфика социологии проявляется лишь в том случае, если из всего комплекса общественных явлений выделяется такой их слой, который непосредственно связан с миром человеческих отношений и тех структурных элементов, из которых складывается общество как целостная социальная система. Все эти элементы и отношения реализуются в общем понятии "социальность". Изучение этой реальности И определяет предмет социологии как в ее общем понимании, так и в рамках отдельных конкретно-социологических дисциплин. Наличие общего предмета исследования помогает не разъединять, а, наоборот, объединять все конкретно-социологические дисциплины в единый блок социологического познания, т.к. все они (и социология семьи, и социология труда, и социология политики, и все остальные) пытаются установить именно тот социальный компонент, который выступает инвариантом всех видов социологического исследования. Поэтому социология изучает не общество, а тот социальный материал, из которого общество складывается, на базе которого оно функционирует и развивается. Причем масштабы такого изучения могут значительно отличаться друг от друга, начиная от структуры общества в целом (макроуровень) до структуры отдельного подразделения этой целостности: город, регион, завод, учреждение, бригада и т.д. (микроуровень). Но вне зависимости от этих масштабов везде будет проявляться именно тот момент социальности, тех человеческих отношений, которые и определяют специфику социологического познания. На основе сказанного можно заключить, что пред метом социологии является изучение общества или отдельных его фрагментов через призму их социальной организации, социальных связей и отношений, на базе чего раскрываются общие законы функционирования социальных объектов и строятся прогнозы о перспективах их развития.
Введение в определение предмета социологии понятия "система" позволяет уяснить сущность различных подходов к интерпретации содержания социологии как отрасли научного знания. Это связано- с выяснением главных, системообразующих факторов, обусловливающих характер и направленность функционирования и развития общества как целостной системы. Среди таких подходов, сложившихся в истории социологии, можно выделить два основных. Один из них базируется на утверждении приоритетности целостных социальных образований (социальных групп, общностей, общества в целом) по отношению к отдельному человеку. Социальные действия индивида в этом случае рассматриваются как вторичные, производные, зависимые от функционирования социальных целостностей, в которые индивид включен. Такой подход обозначается как социологический реализм. Наиболее ярко он выражен на мак-росоциологическом уровне в функционализме и теориях конфликта. В них человек рассматривается преимущественно как функционер или представитель социального класса, характеристики и поведение которого определяются сложившимися социальными структурами и общественными отношениями в социальных макросистемах. Другой подход выражает внешне противоположную теоретико-методологическую ориентацию и признает в качестве главных факторов общественной жизни индивидов и их социальные действия. Именно они, по мнению сторонников такого подхода, создают целостные социальные структуры, в т.ч. и общество в целом, зависимое от действий отдельных людей - членов общества. Эта ориентация может быть обозначена как социологический номинализм. Его установки прослеживаются на уровне микросоциологии - в социальном бихевиоризме, теории обмена, этнометодологии и символическом интеракцио-низме. Следует отметить, что системное понимание общества как предмета социологии позволяет уйти от крайностей реализма и номинализма. Можно и нужно использовать результаты исследований с разными теоретико-методологическими ориентациями, но не следует абсолютизировать крайние позиции. В обществе как системе целостные характеристики находятся в диалектической взаимосвязи с составляющими систему элементами. Индивид как один из элементов социальной системы в своих социальных характеристиках воспроизводит свойства социальных объединений (социальных групп, общностей, общества в целом), а они в свою очередь приобретают специфический характер в зависимости от особенностей социальных качеств и социального поведения входящих в них индивидов.
Так, социолог, изучающий типичные характеристики современного белорусского общества, не может исследовать их, не выявив особенностей социальных действий людей, живущих сегодня в этом обществе. С этой целью он собирает объективную (статистическую) и субъективно-оценочную информацию о населении Республики Беларусь, изучает общественное мнение о явлениях и процессах общественной жизни, исследует социальную активность граждан и различных социальных групп и таким образом выявляет типообразующие характеристики современного общества. Социологический подход к изучению явлений и процессов общественной жизни, который характеризуется системным характером, ориентирует на выявление разнообразных социальных субъектов, характера их взаимосвязи, принципов социальной организации, определение основных тенденций изменения в рамках процесса функционирования общества. Несмотря на сложный характер предмета социологической науки, ее задачи и функции могут быть определены достаточно однозначно, важно лишь иметь в виду соответствующие масштабные особенности при изучении общества. В общем плане функции социологии не отличаются от задач и функций любой другой научной дисциплины. Таковыми являются: гносеологическая, прогностическая, праксеологическая и идеологическая. Гносеологическая функция реализуется в системе познавательных средств науки. В качестве таковых в социологии выступают общие и специальные теории, раскрывающие законы функционирования и развития как общества в целом, так и отдельных его сторон и звеньев. К средствам познания относятся также приемы и методы сбора первичной эмпирической информации, логические и математические приемы обработки этой информации, средства описания (фиксации) фактов и их объяснения, в целом средства формирования нового социологического знания. Сюда же включается и критическая функция социологии, т.к. познание связано с критическим осмыслением уже имеющихся социологических теорий, социологического знания в целом в его ■ содержательном и методологическом аспектах и выработкой на этой основе новых теоретических и методологических парадигм. Критическая функция не обходится без соответствующей оценки изучаемых объектов, поэтому она дополняется аксеологической функцией.
Прогностическая функция реализуется в системе тех общих суждений, в которых описываются возможные состояние социальной системы в ближайшем или отдаленном будущем, осуществляется научное предвидение социального развития общества в целом или отдельных его звеньев и подсистем. Праксеологическая функция теснее всего связана с прикладной социологией и реализуется в практических рекомендациях, которые предлагаются социологами своим заказчикам, различным управленческим структурам. Эти рекомендации служат основой для принятия управленческих решений, и тем самым социология активно вторгается в реальную жизнь общества. Идеологическая функция связана с тем, что социология, будучи научной дисциплиной, не может не отражать социальные интересы различных слоев общества. т.к. они непосредственно входят в предмет этой науки; именно поэтому социологические теории различаются не только по моделям структурной организации общества, того или иного объяснения его природы, но и по принципам политической ориентации тех или иных авторов. Поэтому социология (особенно в ранге своих общих теорий) просто не может выйти за пределы идеологических предпочтений, в какой-то мере она является теоретическим обоснованием соответствующих политических идеалов. Описание функций социологического знания позволяет заключить, что социология занимает одно из центральных мест в структуре мировоззрения, определяя своеобразное видение не только социального мира, но и мира в целом. ГЛАВА II.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|