Личность и проблемы социализации
Как все материальные объекты состоят из молекул, атомов и элементарных частиц, как все живые организмы состоят из клеток, так и общество, состоящее из сложного сочетания систем и подсистем, включает в себя в качестве исходного элемента отдельно взятого человека. Но человек - это родовое понятие, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы. В таком понимании это понятие выступает в качестве философской категории. Отдельно взятый человек в его природной характеристике выступает как предмет исследования медицинских наук (анатомии, физиологии) и психологии. Вместе с тем человек выступает и как носитель социальных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность; именно в этом понятии человек и выступает в качестве исходного элемента соци- 9Q альной структуры, а личность - в качестве особой социологической категории. Личность - интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической организации индивида - одно из условий формирования личности, но ее сущность все же определяют социальные реальности. В личности переплетаются и единичные, неповторимые, присущие только ей, и общезначимые черты. Будучи активным элементом социальной системы, личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создает проекты своей будущей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общественных отношений. В свою очередь, объективная социальная действительность во многом обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания личности. Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность рабочего, личность интеллигента, личность руководителя, личность врача, личность инженера и т.д.). Различают базисную личность (личность, обладающую наиболее распространенными в данном обществе чертами) и идеал личности (личность, которую общество провозглашает своеобразным эталоном).
В структуре личности можно выделить два компонента: совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, в значительной степени определяющие характер взаимодействий с социальными реальностями. Совокупность разнонаправленных связей с внешним миром, центром которого является индивид, представляет собой базис личности. Характер связей человека с внешним миром определяется, с одной стороны, его положением в социальной структуре, (статусом), с другой - конкретными предметами его деятельности. Например, во внутриколлективных отношениях рабочий "подключен" к одним отношениям, директор завода - к другим. У первого это непосредственные отношения с членами бригады, мастером, профгруппоргом и т.п., опосредованные - с руководителями завода, рабочими других цехов, заказчиками производимой заводом продукции, поставщиками сырья и т.д. У второго, наоборот, отношения с заказчиками и поставщиками часто непосредственные, а с рабочими своего завода - опосредованные. Предметы деятельности можно разделить на три класса: предметы профессиональной деятельности, предметы социальной деятельности, предметы духовной деятельности. На индивидуальный выбор тех или иных предметов деятельности влияют не только социальное положение человека, но и его личностная направленность (особенно когда это касается предметов вне сферы профессиональной деятельности) и специфические особенности структуры окружающей среды. Поэтому предметы деятельности можно считать в достаточной степени самостоятельным рядом переменных. Изменения как в социальном положении, так и в предметах деятельности ведут к соответствующим переменам в базисе личности.
Базис отражается в сознании личности, детерминирует формирование и развитие ее внутреннего мира. В мировоззрении личности совокупность социальных связей отражается непосредственно, в нем содержится также их оценка и установка на поддержание или изменение существующего положения. Информация о социальной действительности, являющаяся структурообразующим элементом мировоззрения, различается по своей достоверности и устойчивости. Наиболее достоверным и устойчивым образованием являются знания, поскольку для их получения используются научно обоснованные методы. Столь же устойчивы, хотя и менее динамичны, убеждения. В часто меняющихся конкретных ситуациях человек, опираясь на знания и основываясь на убеждениях и мнениях, вырабатывает взгляды. Знания и убеждения как наиболее устойчивые образования относятся к качествам личности, взгляды и мнения - к ее чертам. Первые участвуют в определении стратегии поведения человека, вторые - в регуляции его поведения в конкретных ситуациях. Качества и черты определяют характер индивидуальных целей и идеалов. В мировоззрении отражены основные виды внешних и личностных связей: с предметами профессиональной деятельности, трудовым коллективом, обществом в целом. В нем выражены также опыт личности, ее индивидуальные устремления. Все эти различные по природе и содержанию моменты находятся в особых, специфических, иногда противоречивых взаимоотношениях. Взгляд личности на мир выкристаллизовывается из суммы взаимодействий составляющих ее мировоззрение элементов. Многообразные связи современного человека с социокультурной средой, их своеобразие, непохожесть на аналогичные связи окружающих и одновременно быстрая смена обстоятельств жизни, необходимость в этих условиях сохранения собственного лица детерминируют дальнейшее развитие процесса индивидуализации личности. Происходит отождествление составных частей механизма функционирования мировоззрения с личностными "Я". Они воспринимаются не как нечто внешнее или даже отражение внешнего, а как собственное, внутрилич-ностное. Опыт личности, ее прошлое в результате субъ-ективизации принимают форму ретроспективного "Я"; индивидуальные цели и нормы поведения, представляющие с точки зрения личности идеальный вариант ее развития, - идеального "Я"; отражение трудовой и внутри-коллективной деятельности, а значит, и их оценка со стороны окружающих, - отраженного "Я". Постоянная дискуссия между четырьмя личностными "Я" приводит к образованию реального "Я". Реальное "Я" - это решение, принятое в ходе спора между личностными "Я". Оно является глубинным внутренним источником индивидуального поведения.
Отношения между элементами внутреннего мира, если их соотнести с отношениями личности с социальной средой, являются вторичными. Одновременно с этим они развиваются по своим специфическим законам, приводя в конечном итоге к изменению в базисе личности, которая является активным социальным началом, постоянно преобразующим себя и созидающим мир. Особый теоретический смысл имеет вопрос о структуре личности. Когда речь идет о структуре личности, имеется в виду выделение целостных "внутренних" комплексов, мотивирующих и побуждающих изменения как в самом индивиде, так и в формах его предметной и коммуникативной активности, и находящихся, в свою очередь, под тем или иным стимулирующим эти изменения воздействием "внешней" социокультурной среды, надындивидуальных факторов человеческого бытия. Становление структур личности и анализ механизмов ее саморегуляции является предметом анализа прежде всего психологии. Социологию же эта проблематика интересует в той мере, в какой она помогает описывать и анализировать процессы самоопределения индивида в различных социокультурных условиях и ситуациях и "простраивать" системы межличностных и надличностных взаимодействий в рамках групп, общностей и социальных институтов. С этой точки зрения необходим анализ трех взаимопроникающих друг в друга систем представлений, лежащих в основе формирования так называемых субъективного, отраженного и ролевого "Я".
Система субъективного "Я" есть комплекс представлений индивида о своей внутренней подлинной сущности, о своей выделенное™ из среды и противопоставленности другим "Я", структурам "не - Я" в целом. Субъективное "Я" формируется в процессе социализации человека на основе развития его задатков и способностей, накопления индивидуального опыта и выполнения социально значимых функций, под воздействием социального окружения индивида. Однако конечная "цель" субъективного "Я" - автономизировать человека, сформировать его экзистенциальные установки и ориентации, систему его личностных смыслов, в конечном счете - его индивидуальность. Оно предполагает наличие механизмов самоидентификации и самозащиты личности, их выражение (в той или иной мере) в самосознании. Самоидентификация опирается на "глубинные" индивидуальные ценности, ее механизмы максимально скрыты от "внешнего наблюдателя", практически не поддаются фиксации средствами социологического анализа Однако можно установить степень ее адекватности различным ситуациям деятельности. Особо явно самоидентификация может проявляться в конфликтах личности и ситуациях, предполагающих выбор линии поведения вообще. Субъективное "Я" во многом как раз и предопределяет выбираемые личностью способы самоутверждения в мире, однако в целом имеет тенденцию к отграничению от внешних действий и поведения человека, образуя зачастую противостоящий и противоречащий им уровень самореализации и самоопределения. Большую роль в соотнесении "внешнего" и "внутреннего" играют выбранные и (или) освоенные индивидом механизмы психологической самозащиты, предохраняющие личность от потери самоуважения и распада структур деятельности при явном расхождении последних между собой. Среди этих механизмов можно назвать следующие: а) сублимации (переключения внимания и перевода активности в другую область, в которой индивид имеет большие шансы добиться успеха), б) рационализации поведенческих схем (подмены истинных мотивов или вытеснения мотивов, неприемлемых в данной ситуации), в) перцептуального отрицания (невосприятия информации, оцениваемой как "негативная" или "вредная"), г) проекции (переноса неприемлемого для индивида на других людей).
Субъективное "Я" часто выполняет компенсатор-ские функции, "смягчая" для индивида неудачи в реальной деятельности и коммуникации, и поэтому может весьма неадекватно репрезентировать как возможности самого человека, так и реальные социальные коллизии, в которые он попадает. Корректирующую функцию в этом случае может выполнить система отраженного "Я", выступающая в целом своеобразным посредником между планами содержания и выражения, индивидуальной замкнутостью внешним самоутверждением индивида. Отраженное "Я" характеризует комплекс представлений человека о себе, складывающийся на основе известных ему или предполагаемых им оценок себя другими людьми и своих реакций на эти реальные или предполагаемые оценки. Оно также может быть в разной степени адекватным реальному положению дел. Ведь люди весьма избирательны в отборе информации и субъективны в оценке реакций других людей, как и часто бывают малопредсказуемы в своих реакциях. Кроме того, отраженное "Я" может не только корректировать субъективное "Я", но и вступать с ним в открытое противостояние. Однако в целом оно выступает мощным фактором конформизма, включения человека в систему социального контроля, реальных социальных связей и отношений. Сильными детерминантами формирования отраженного "Я" являются микросреда, первичные группы, в которые входит индивид, а также референтные и эталонные для него группы. Ответственность же за реальное самоутверждение человека в мире несет его ролевое "Я", построенное на основе реально выполняемых индивидом социальных функций. В рамках этой структуры он'вынужден как бы "выносить себя вовне", ориентироваться на достижение конкретных внешних, видимых другими результатов, реа-лизовывать свои интенции через формирование комплекса черт и свойств, проявления которых от него ожидают, т.е. требуют и санкционируют другие люди, группы, общности, институты. Это максимально "открытая" вовне личностная структура, эксплицирующая внешнюю детерминацию индивидуальных моделей и стратегий поведения Ее конституирование предполагает активное "задействование" механизмов приспособления и адаптации к среде не только через процессы воспитания и обучения, но и через прямое внушение, заражение, подражание. Ролевое "Я" также может быть в разной степени согласовано с другими подсистемами личности. Однако его рассогласование с ними ведет не только к возможной дезинтеграции и фрустрации личностных структур, но и к дезорганизации систем социальных взаимодействий, явлениям социальной изоляции или, наоборот, агрессии по отношению к окружению, росту конфликтов, в которые втягивается индивид. Наложение структур субъективного, отраженного и ролевого "Я" друг на друга, их проекции вовне лежат в основе формирования различных моделей и стратегий индивидуального и коллективного (в рамках надындивидуальных взаимодействий) поведения человека, выработки определенной "концепции жизни", латентных и эксплицированных социальных качеств личности, типологизация которых является прямой задачей социолога, занимающегося данной проблематик'ой. Его задачей является также описание и анализ вариантов со- отнесенности "внутренних" личностных структур с принятыми культурными идеалами личности. Неадекватная оценка себя и своих возможностей, а также реальных социальных условий и ситуаций, рассогласование подструктур личности, базисных и норма тивных моделей личности, ее внутренние и внешние конфликты могут приводить к формированию того, что можно назвать "ложным" (в других концепциях - "расколотым") "Я", а в социальном плане фиксировать как рост различного рода отклонений от нормы и характеризовать как девиантное поведение. Подводя итог сказанному, можно отметить, что различная степень учета структур личности в социологии приводит к своеобразной поляризации теорий, акцентирующих прежде всего "внешнюю" детерминацию индивидуального поведения, и теорий, настаивающих (опять же в предельном случае) на первостепенности самодетерминации индивидуального поведения. Первые можно определить как ролевые, а вторые - как диспозиционные концепции личности. Современные исследовательские разработки небезуспешно ищут различные варианты их синтеза. Процесс усвоения личностных качеств человеком на разных этапах его физического существования определяется в социологии понятием "социализация". Социализация - это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Лишь в различных видах деятельности - экономической, общественно-политической, управленческой, культурной, педагогической и т.д., выполняя определенную социальную роль, человек формируется как творец материальных и духовных благ, активный субъект социального отношения - познавательного, ценностно-ориентационного, практического, коммуникативного и др. Его социальная активность при этом рассматривается как социальное качество, а ее реализация в социальной практике - как функция. Вне включенности человека в тот или иной вид деятельности, совместной с другими людьми, процесс социализации, формирования личности невозможен. Являясь по своей природе общественным существом, суть которого состоит в совокупности всех общественных отношений, человек таковым не рождается. В процессе развития, поднимаясь до уровня социальности и овладевая ее различными формами, индивид становится человеческим существом. Но, поскольку социальность -не что иное, как формы общественного сознания и деятельности, социального опыта и культуры, постольку в овладении ими и состоит сущность процесса становления личности. Основное содержание этого процесса, с одной стороны, - передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентации, а с другой - их усвоение индивидом. Овладение социальным опытом и культурой осуществляется как естественноисторическая необходимость: общество функционирует посредством передачи новым поколениям исторического опыта (воспроизводить себя), а индивид существует как человеческое существо, как личность только благодаря усвоению определенных форм социальности. Процесс социализации в социологии рассматривается с двух сторон: как процесс постепенного раскрытия заложенных в индивиде природных качеств и как результат внешнего воздействия среды, целенаправленного и ненаправленного воспитания. Такой подход позволяет раскрыть структуру процесса социализации, его объективные условия и субъективные факторы, механизмы, определить сферы жизнедеятельности, в которых и посредством которых человек становится личностью, объективирует себя в созданных им вещах, духовных ценностях. Процесс социализации предстает как двуединый процесс интериоризации и экстериоризации. Под инте-риоризацией понимается переход внешних по своей форме процессов во внутренние процессы сознания, при котором они претерпевают соответствующую трансформацию -обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию; под экстериоризацией - объективация внутреннего мира человека в его практической деятельности. Важнейшими его элементами являются: социальная среда с ее многообразными сферами;,человек как деятель с его природными задатками, его предметная деятельность с ее механизмами; круги общения человека, выраженные в структуре его социальных ролей, содержание, структура, направленность его сознания; субъект социализации с его механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Каждый из этих элементов выступает в качестве системного образования, взаимодействует с другими элементами, нередко определяя их конкретный набор. Образуются системы механизмов интериоризации и экстериоризации человека, которые в совокупности и обеспечивают процесс его персонификации, определяют его социальный модус (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления, образ социального поведения, образ жизни). Для социологии первостепенное значение приобретает изучение закономерностей взаимодействия составных элементов процесса социализации, процессов интериоризации и экстериоризации, их механизмов в различных социальных условиях, в различные периоды жизни и деятельности человека. Социальная среда с ее многочисленными сферами является объективным основанием социализации и в то же время основным системообразующим элементом этого процесса. Поэтому взаимодействие человека с социальной средой находится в центре внимания теоретической и прикладной социологии. При анализе этого взаимодействия используют два подхода: интраиндивидуальный, когда исследуется индивид с его особенностями, и интериндивидуальный, когда упор делается на изучение межличностных связей, закономерностей, социальных взаимодействий личности. Типология объективных сфер социализации может иметь различные основания. Так, если за основу взять, социальную структуру общества, то в центре внимания окажутся семья, различного типа коллективы, народности, нации, классы, социальные прослойки, общество в целом как совокупность социальных образований. За основу можно принять главные сферы функционирования общества: материальное производство, духовную жизнь, общественное управление, коммуникации и др. Каждая из них имеет свои особенности, предполагает использование только ей присущих механизмов социализирующего воздействия. При анализе роли основных сфер общественной системы в социализации важное значение приобретает их рассмотрение на микроуровне, т.е. в непосредственно окружающей человека среде, где он живет, работает, учится. Именно микросфера, представляющая соединение общего, особенного и единичного, содержит факторы, условия формирования неповторимого индивидуального своеобразия личности. Объективные факторы социализации могут типо-логизироваться и на основе организационных механизмов воздействия на человека, к числу которых относят информационно-образовательные, стимуляционные, регу-лятивно-контролирующие, организационно-регулирующие и др., функционирующие в каждой из сфер социальной жизни. К информационно-образовательному механизму относят народное образование, профессиональное обучение, массовую пропаганду, идеологическое просвещение, т.е. организованную и специализированную деятельность по распространению и усвоению определенной социальной информации. Система форм, средств и методов материального и морального стимулирования работника составляет сти-муляционный механизм социализации. С его помощью раскрываются потенциальные возможности и творческие силы человека. В качестве регулятивно-контролирующего механизма социализации выступает система социальных эталонов. Реализация любого социального контроля предполагает некоторый эталон-ориентир, масштаб, меру. Эталоны -различные виды предписаний, норм, оценочных критериев, образцов, стереотипов мышления и поведения (нравы, обычаи, традиции) и т.д. Они определяют меру различных видов контрольно-регулирующего воздействия - предупредительного, предписывающего, оценочного и т.д. Различают деонтические и недеонтические эталоны. Деонтические определяют обязанности личности в отношении общества, класса, коллектива и носят императивный характер, предписывают должное поведение. Недеонтиче- ские эталоны, не предписывая поведения, стимулируют к подражанию. К их числу относят различные жизненные и художественные образцы, духовные и материальные ценности. Система социальных статусов, ролей и функций личности является организационно-регулирующим механизмом социализации, придающим социализирующему воздействию определенные организационные формы - соответствующие права, обязанности и полномочия человека в обществе, коллективе в зависимости от его общественного положения, исполняемых функций и способностей. Этот механизм направлен на формирование у личности социального опыта поведения. Все эти механизмы социализации диалектически взаимодействуют, образуя единый комплекс внешних воздействий на поведение и мышление человека. Специфика социализации как формирующего механизма состоит в том, что усвоенные личностью внешние социальные воздействия приобретают личностный смысл и значение В ходе взаимодействия личности со средой образуются субъективные феномены социализации. Они находят синтезированное выражение в таких личностных системах, как социальные потребности и интересы, социальные ориентации и позиции, стратегическая организация поведения, социальная активность. Первые две системы принято называть мотивирующими, третью - организующей, четвертую - реализующей. Социальные потребности и интересы образуют основу социальной активности личности Потребности выражают ее особое состояние, а интересы - избирательное отношение к материальным и духовным потребностям и к процессу их удовлетворения. Они осознаются человеком, превращаются в его идеальные стремления, определяют направления, избирательный характер и мотивирующее значение его социальной ориентации, деятельности. Социальные ориентации и позиции - совокупность целей, установок и ценностных критериев личности, объективирующихся в соответствующих стереотипах социального поведения. Позиция выражает внутреннее отношение человека к своему положению в обществе, к внешнему миру, придает ориентации объективный характер, субъективную мотивированность и личностный смысл Она определяет нравственно-идеологический аспект социальной ориентации человека, характер и содержание программы его социальных действий и соответствующие способы их реализации, оценки. Особое место в системе социальных ориентации и позиций занимает установка. Она придает ориентации человека личностный смысл, играет роль психологического и идеологического механизма активного отношения человека к социальным нормам, ролям и ценностям. Система внутренней стратегической организации поведения представляет собой совокупность средств приведения в действие мотивирующих систем социализации, является промежуточным звеном между потребностями, интересами, ориентациями и позициями личности, с одной стороны, и ее социальной активностью - с другой Она осуществляет переход от побудительной к исполнительной регуляции процесса социализации. Социализация, как любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологической литературе в социализации выделяют три периода: дотрудовой, трудовой, послетрудовой; и четыре стадии: ранняя (от рождения до поступления в школу), обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и специального образования), социальная зрелость (основная, охватывающая период активной трудовой и общественно-политической деятельности), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации). Разделение на определенные периоды и стадии позволяет изучать специфику и особенности социализации ребенка, молодежи, людей зрелого и пенсионного возраста. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы социальных институтов: институты первоначального развития природных и социальных свойств, институты обучения и образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательной и общественной деятельности, институты социального обеспечения и т.д. Система социальной активности, охватывающая деятельность и поведение человека, объективирует человека в создаваемых им духовных и материальных ценностях, является заключительным звеном его социализации, показателем его социальной зрелости. Социологический анализ личности немыслим без характеристики ее места и роли в материальном и духовном производстве, в общественных отношениях и выполняемых обязанностях. Лишь посредством глубокого анализа различных сочетаний объективных условий и субъективных факторов можно определить степень социализации личности, уровень ее зрелости и развития. Социальная общность Общество как целостная система состоит из множества составляющих его элементов - групп, классов, сословий, слоев и т.д., представляющих собой те или иные коллективные образования. В целом их можно определить понятием "общность", которое является общим названием всех составляющих общество элементов. Примерно так же, как организм состоит из органов,} общество состоит из составляющих его общностей, через общности люди включаются в структуру общества. И действительно, человек является мужчиной или женщиной, взрослым или ребенком, рабочим или служащим, верующим или неверующим, русским или белорусом, партийным или беспартийным, крупным бизнесменом или мелким предпринимателем и т.д., и т.п. - все это некие общие признаки, по которым люди группируются в особые социальные образования, или общности, из которых, как из исходных элементов, обладающих той или иной степенью сложности, складывается общество как целостное образование. Определений этого понятия достаточно много. Не вдаваясь в дискуссионные тонкости этого вопроса, отметим лишь его общие признаки.! Прежде всего это понятие обозначает какое-то объединение людей, начиная от элементарной группы в два-три человека и кончая такими сообществами, которые насчитывают миллионы и миллионы людей, например, раса, нация или конфессия. Для общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя ее специфику и отделейность от других групп и общностей. Общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, социальный статус и т.д.) характер. Важным признаком социальной общности является наличие определенной социальной связи между составляющими ее людьми. Связи могут быть более прочными, определяя долговременное существование общности, и менее прочными, характерными для случайных общностей (очередь, пассажиры, зрители, толпа). Но даже случайная общность с ее непрочными связями имеет свои родовые и видовые признаки, знание которых помогает понять и регулировать коллективное поведение. Наличие общего признака и социальных связей предполагает некие общие принципы поведения, умонастроения, целеполагания, что еще больше сплачивает людей в единый целостный коллектив (объединение), наличие которого и составляет тот исходный элемент, из которого складывается общество. Само общество можно представить как предельно сложную общность, которая, как русская матрешка, складывается из множества других общностей вплоть до самых мельчайших групп, включающих два-три человека. ; Таким образом, социальная общность - это такое объединение людей (природное или социальное), которое характеризуется общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, умозрения, умонастроения и целеполагания. • В обществе можно выделить бесконечное множество социальных общностей. Одно деление людей по возрастному признаку может иметь несколько вариантов от общего деления на детей, юношей, взрослых и стариков до выделения более мелких групп в каждом из этих подразделений. Тем не менее в социологии утвердились некоторые понятия, которые выделяют такие типы общностей, которые характеризуют сам предмет этой науки -это прежде всего такие понятия, как "группа" и "слой" ("страт"). Если понятие группы помогает составить представление о сотовой модели общества, где все группы выступают как взаимосвязанные ячейки сложной структуры, то понятие слоя помогает высветить иерархическую структуру общества с соответствующими характеристиками каждого слоя и теми сложными процессами взаимообмена, которые устанавливаются между этими слоями. Рассмотрим эти понятия более подробно. 3.4. Социальная группа Особенность человеческого существования состоит в том, что люди живут не изолированно, а объединяясь в различные коллективные образования, особые социальные системы и подсистемы, внутренние и внешние связи которых и выступают в качестве объекта социологического познания. В качестве исходной подсистемы в структуре человеческих отношений выступает социальная группа. Социальная группа - это наиболее общее и специальное понятие социологии, означающее определенную совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и традициями. В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные. Первые представляют собой такое объединение людей, которое строится на основе официальных документов: юридических норм, уставов, правил, служебных инструкций, предписаний и т.д. Члены официальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархически структурированной соподчиненности (например, производственный коллектив, спортивная команда, воинское подразделение, ученический класс и т.д.). Стихийно складывающаяся (неформальная) группа не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование, но она также складывается на основе общих интересов и устремлений, объединяющих людей в более или менее устойчивые образования (дворовый коллектив детей, дружеские компании, объединения деклассированных элементов или криминальных структур). Как правило, поведение членов таких групп регламентируется особыми неписаными правилами. Особенность формальных групп состоит в том, что в них наряду с формальными могут складываться и неформальные отношения, которые в одних случаях усиливают и подкрепляют друг друга, а в других - наоборот, противоречат и нивелируют друг друга. Проникновение одних групповых признаков в другие, их взаимодействие можно было бы определить как интерференцию групповых отношений. Скажем, ученический класс - это не просто группа, а группа, складывающаяся из нескольких групповых подсистем: мальчики и девочки; успевающие, неуспевающие и средние ученики; физически крепкие и слабые учащиеся; ученики, принадлежащие к разным религиозным конфессиям и неверующие; дети бедных и богатых родителей и т.д. Все эти признаки как бы накладываются и взаимопроникают друг в друга. В зависимости от количества членов и условий внут-ригруппового взаимодействия социальные группы делятся на малые, средние и большие. К малым социальным группам относятся такие объединения людей, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом; как правило, они насчитывают от двух до нескольких десятков человек. К таким группам относятся: семья, компания друзей, соседская общность, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, первичная производственная ячейка (бригада), первичная партийная организация, первичный воинский коллектив (рота, взвод) и т.д. Малая группа, таким образом, выступает как первичная организация людей. За исключением компании Друзей и соседской общности, все эти группы имеют четко обозначенные юри- дические нормы своей организации, поведения, что не исключает, однако, и неформальные формы взаимоотношений. Сочетание формальных и неформальных норм коллективных взаимоотношений является непременным условием наиболее оптимального функционирования группы как единого социального целого. Система межличностных отношений в группе определяется понятием референтности, на основе чего складывается понятие референтной группы. Последняя служит для индивида своеобразным стандартом, системой оценки себя и других в свете тех или иных коллективных норм и ценностных ориентации. По выполняемым функциям выделяют нормативные и сравнительные референтные группы; по факту членства - группы реального присутствия и идеальные; в зависимости от принятия или непринятия групповых норм выделяют положительные и отрицательные референтные группы. По характеру объединения людей в малые группы выделяют следующие их виды: 1) диффузная группа -члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями (приятельский коллектив); 2) ассоциация - члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями (например, объединение охотников, рыболовов, нумизматов и т.д.), 3) корпорация -члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами; 4) коллектив - члецы группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые единством личных и общественных интересов. Социальные группы средних масштабов представляют собой сравнительно устойчивые общности людей, работающих на одном предприятии, являющихся членами каких-либо общественных организаций или проживающих на одной достаточн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|