Коммерческая и некоммерческая деятельность.
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Фандрайзинг в современных культурных реалиях означает реализацию определенных специальных задач связанных с осуществлением проектной деятельности внутри существующей структуры культурного предприятия или между различными культурными предприятиями. Настоящий учебно-методический комплекс (далее -- УМК) предназначен для овладения магистрантами актуальными знаниями, умениями и навыками в области фандрайзинга. Материалы данного УМК связаны с материалами УМК по дисциплинам «Правовые и экономические основы деятельности в культуре» и «Арт-менеджмент: теория и практика». Данный УМК основан на системном изучении развития концепции фандрайзинга в социокультурной сфере на современном этапе, международного опыта фандрайзинга некоммерческого сектора, анализе опыта крупнейших мировых некоммерческих организаций социальной сферы и возможности его применения в условиях развития культуры Республики Беларусь. Основной целью УМК является: систематизация информационного ресурса по изучению фандрайзинга магистрантами для формирования целостного представления об особенностях, структуре, целях и основных направлениях фандрайзинга некоммерческих организаций. Задачи УМК: • создание комплексного представления о фандрайзинге и его инструментарии; • формирование навыков проведения фандрайзинговой компании; • овладение комплексом умений принятия решений с учетом состояния окружающей среды некоммерческой организации; • выявление потенциальных доноров некоммерческой организации; • реализация мероприятий фандрайзингового цикла с учетом специфики доноров и особенностей окружающей среды организации.
Особенности структурирования и подачи учебного материала: УМК включает в себя основные компоненты согласно требования к УМК, направленные на изучение теоретико-практических возможностей фандрайзинговой компании в разных культурных контекстах. В процессе освоения курса предлагается ряд практических заданий по осуществлению фандрайзинговой компании в реальных условиях современности. Они позволят предвидеть и учитывать реакцию и возможные варианты поведения людей, окажутся важными для управления художественными коллективами, ведения переговоров, заключения сделок и в целом для формирования успешного долгосрочного сотрудничества в сфере современной культуры.Методологическими особенностями УМК являются принцип активного творческого мышления, направленность обучения на формирование самостоятельности суждений, мировоззренческой позиции. В структурном отношении УМК состоит из: введения; теоретического раздела; практического раздела; раздела контроля знаний; вспомогательного раздела. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАНДРАЙЗИНГ» (ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАНДРАЙЗИНГ» (ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ КУРС ЛЕКЦИЙ По дисциплине «Фандрайзинг» ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ФАНДРАЙЗИНГА В СИСТЕМЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРЕ Современная экономика – это смешанная экономика. Она включает в себя два сектора: частный и общественный. Эти сектора, имеющие разную природу, но они взаимодополняют друг друга, образуя единый народнохозяйственный механизм. Общественный (некоммерческий) сектор, направленный на реализацию, прежде всего, социальных, культурных, а так же благотворительных целей, в настоящее время играет важнейшую роль в современной рыночной экономике. Современное экономическое положение России, переход от выживания к развитию привел к росту значимости некоммерческой сферы для развития национальной экономики, что, естественно, требует существенной переоценки понимания как ее места, так и той роли, которую играет некоммерческий сектор в системе хозяйствования. Поэтому, на первый план выдвигаются проблемы функционирования и эффективного управления некоммерческим сектором как в России, так и за рубежом.
Между деятельностью частного и некоммерческого секторов в экономике существует ряд фундаментальных различий. Деятельность частного сектора определяется прежде всего экономической целесообразностью, принимаемые здесь решения носят исключительно добровольный характер. Функционирование государственного сектора во многом определяется политической и социальной необходимостью. Большое влияние на него оказывают общественные и политические институты, решения которых носят обязательный характер. Финансирование в сфере культуры и искусства становится важнейшей составляющей современного бизнеса. Японский менеджмент 1980-1990гг. квалифицирует себя как переход "от вещей к сердцу" и от конкуренции товаров к конкуренции социально-культурных имиджей, а современное японское общество - как переходное от эпохи экономического роста к эпохе экономики культуры. Эта тенденция начинает распространяться на все сферы современной мировой культуры. Культура оказывается не только и не столько средством, сколько целью экономической деятельности как в масштабах общества в целом, так и отдельно взятых фирм. Коммерческая и некоммерческая деятельность. В данных зарубежных концепциях к некоммерческим относятся как правило негосударственные организации. Несмотря на различия трактовок понятия некоммерческих организаций в России и за рубежом, иностранный опыт управления некоммерческими организациями культуры приобретает большое значение в период становления рыночной экономики в России как для негосударственных, так и государственных некоммерческих организаций культуры. Организационно–правовые формы некоммерческих организаций в России весьма разнообразны. В настоящее время, регулирование организационно–правовых форм осуществляется на основе Закона РФ «О некоммерческих организациях» и Закона РФ «Об общественных объединениях». Существует всего 8 организационно–правовых форм, в которых могут существовать некоммерческие организации в России: учреждение, фонд, автономной некоммерческой организации, государственная корпорация, некоммерческое партнёрство, ассоциации (союза), общественной организации и общественного движения.
Специфика миссии и целевых установок некоммерческих организаций накладывает существенный отпечаток на формирование экономических механизмов управления их деятельностью и структуру менеджмента этих организаций. Существует ряд теоретических концепций экономики и менеджмента некоммерческого сектора. Среди этих теорий особое место занимают четыре концепции: • теория «производства общественных благ» (public goods production theory); • теория «невыполненного контракта» (the contract failure theory); • теория «контроля стейкхолдеров»7 (the stakeholder control theory). • теория управления трудовыми ресурсами (теория «психологического дохода» (psychic income)) Первая базовая теория управления некоммерческим сектором – теория «производства общественных благ» предложена американскими учеными Д. Шифом и Б. Вайсбродом [Schiff J., Weisbrod B., 1993]. Согласно этой теории специфика управления некоммерческими организациями проистекает из самих причин их появления, а именно вследствие «провалов рынка», низкой эффективности коммерческих структур в сфере производства общественных благ. Тем самым, в данном секторе необходимо применение организационных форм принципиально иного типа, которым и должна выступать некоммерческая организация, не преследующая прямых коммерческих целей, и своей миссией реализующая существующие социальные нужды населения. При этом предполагается, что общественные блага, по сравнению с частными благами, отличаются наличием особых свойств –несопрерничества (неконкурентности) и не исключаемости, которые проявляются в той или иной мере. Эти блага должны быть свободными для каждого человека, нуждающегося в получении данного блага, следовательно, должно отсутствовать соперничество в их потреблении. Если частные блага в основном относятся к группе экономических благ, их количество ограничено и это создает конкуренцию в их потреблении, то общественные блага могут в равной степени использоваться всеми нуждающимися в них потребителями. Тем самым, общественные блага должны быть либо бесплатны, либо предполагают фиксацию цены в соответствии со сложившейся в экономике ситуацией и финансовыми возможностями населения, либо их распределение зависит от неценовых ограничений. Следовательно, все это ограничивает возможности введения рыночной платы за пользование общественными благами. При отсутствии рыночного механизма регуляции цен на общественные блага, возникают дополнительные эффекты, выраженные в появлении издержек или выгод, не учтенных в ценах. Эти издержки должны быть компенсированы третьими лицами (например, государством или иными спонсорами). Потенциальные выгоды (в большинстве случаев некоммерческого характера) также могут быть получены третьей стороной, что и создает мотивацию к финансированию некоммерческой деятельности в социальной сфере.
Например, к общественным благам можно отнести всемирные научные достижения, культурное наследие человечества и др. Например, мировое культурное наследие обладает свойствами не соперничества и не исключаемости. Обращение еще одного человека к культурному наследию не влияет на потребление этого блага остальными людьми, а, значит, не может быть ограничено (вместе с тем, возможны ограничения, связанные с носителями культурного наследия).10 Образовательный потенциал, реализованный в форме образовательной услуги, и, переданный в ходе обучения одному учащемуся, не снижается и может быть одновременно или в дальнейшем (до тех пор пока это целесообразно) быть передан другому учащемуся. Уникальная книга, картина, научная теория или музыкальное произведение остаются достоянием всех членов общества и последующих поколений, и потому возможно их совместное и неоднократное использование. В исследовании Вайсброда отмечается, что в большинстве случаев потребители обладают неодинаковой информацией о наличии и особенностях существующих общественных благ. В силу неполноты информации возникает проблема оценки спроса на общественные блага.«Покупатели, в силу различных предпочтений и уровней дохода, придают информации различное значение, а также видят разную эффективность потребления общественных благ» [Schiff & Weisbrod, 1993. P. 64]. Более того, так как потребители не всегда в состоянии сами оценить качества предлагаемых им общественных благ, то их спрос может быть мотивированне реально существующими потребностями, а дополнительными факторами(социальной рекламой, удовлетворенностью сервисом и др.). Возникает ситуация неопределенности при которой коммерческое производство общественных благ затруднено, и даже может привезти к снижению или отсутствию предложения со стороны производителей. На основе существующей информационной асимметрии Вайсброд доказывает неэффективность коммерческого производства общественных благ. Вайсброд утверждает, что необходимым условием выпускабщественных благ является использование социальног(некоммерческого) маркетинга, под которым понимается вид маркетинга, направленный на формирование общественных ценностей. Применение этой формы маркетинга позволяет производителям стимулировать потребление общественных благ у различных групп населения. Например, некоммерческие организации сферы культуры компенсируют информационную асимметрию на рынке культурных услуг активным применением социального маркетинга. Как заметила К. М. Гасратян, значение социального маркетинга особенно важно для сферы культуры, где«категория информации приобретает более широкий контекст, включающий не только данные о товарах и услугах, но и возможность приобщить к искусству, развить вкус к нему, благодаря чему спрос на продукцию сферы культуры быстро возрастает»11. Тем самым, социальный маркетинг в сфере культуры направлен не только на стимулирование потребления, но и на формирование самого потребителя. Аналогичная ситуация характерна и для сферы образования, где отребитель обычно не в состоянии осуществить полноценный выбор, так как не может самостоятельно оценить потенциальные преимущества той или иной программы обучения. Его выбор основан на сегодняшнем представлении о структуре потребностей будущего рынка труда, потенциальный потребитель исходит из престижа программы, иногда даже не отдавая себе отчета в реальной потребности в профессиональных кадрах данной направленности. Например, подобная ситуация характерна для ряда программ подготовки психологов. Потребитель исходит из внешней привлекательности и престижности данной профессии, абсолютно не учитывая реальные объемы спроса на специалистов этой квалификации. Образовательные учреждения, при этом, стремясь к привлечению дополнительных доходов, поддерживают информационный дефицит методами социального маркетинга. Но те же методы могут оказать позитивное влияние на формирование спроса на потенциально важные для экономической политики государства и интенсивно развивающиеся в настоящий период времени образовательные программы. Тем самым, аппарат социального маркетинга может быть использован некоммерческими организациями двояко, иногда даже для достижения не основных для некоммерческой организации целей деятельности. Почему же расходы на производство общественных благ зачастую не покрываются доходами некоммерческих организаций (и уж, тем более, необеспечивают прибыль)? Объясняется это необходимостью доступа к общественным благам самых различных групп населения, вне зависимости от уровня их доходов и присущей общественным благам не исключаемостью. Таким образом производители не могут, в большинстве случаев, устанавливать на общественные блага такие цены, которые обеспечивали бы прибыль. Поэтому, особую важность при производстве общественных благ, приобретает привлеченное финансирование и, следовательно, активноеиспользование аппарата фандрейзинга, привлекающего и аккумулирующего внешние источники финансирования, (спонсорские и благотворительные взносы, государственные субсидии, гранты, и т. д.). Специфика трудовых отношений в данной области определяется без условная ограниченностью ресурсов производителей общественных благ. Поэтому огромное значение для некоммерческих организаций приобретает волонтёрство, как система трудовых отношений, преследующая социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели и построенная на механизме нематериального стимулирования. В некоммерческих организациях труд волонтёров может затрагиватьсамые разнообразные области (но, как правило, является вспомогательным): разнообразная помощь в проведении мероприятий, работа с посетителями, сбор внешней информации и т. п. Согласно теории «невыполненного контракта» И. Илмана иГ. Хансманна [Ellman I., 1992; Hansmann H., 1990], в ряде случаев рыночный механизм (в основном из-за информационной асимметрии) не обеспечивает эффективного контроля за деятельностью производителей, что приводит к завышению цены, ценовой дискриминации (повышению цены определённым группам потребителей (или отдельным потребителям),неоправданной издержками), низком качестве продукции, что приводит к ухудшению благосостояния людей. В экономической литературе до 80-х годов термин ≪инвестиции≫ для анализа процессов социалистического воспроизводства практически не использовался, основной сферой его применения были переводные работы зарубежных авторов и исследования в области капиталистической экономики. Базисным понятием инвестиционной деятельности являлось понятие капитальных вложений. В последующий период термин ≪инвестиции≫ получил более широкое распространение в научном обороте, стал использоваться в правительственных и нормативных документах. Однако большей частью инвестиции отождествлялись с капитальными вложениями. Инвестиции (капитальные вложения) рассматривались в двух аспектах: как процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства осовных фондов, и как экономическая категория — система экономических отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в основные фонды от момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения. Инвести́ции — вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично. Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Более широкая трактовка инвестиций в рассматриваемый период была представлена позицией, согласно которой инвестиции выступают как вложения не только в основные фонды, но и в прирост оборотных средств, нашедшая отражение в Типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений 1981 г. и других методических рекомендациях. В основе данного подхода лежало положение о том, что основные фонды не функционируют в отрыве от оборотных средств и, следовательно, прирост прибыли (дохода) является результатом их совместного использования. С позиции монетарной теории денег, средства можно направить на потребление или сбережение. Простое сбережение изымает средства из оборота и создаёт предпосылки для кризисов. Инвестирование же вовлекает сбережения в оборот. Оно может происходить напрямую или косвенно (размещение временно свободных средств на депозит в банк, который уже сам инвестирует).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|