Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
В экономической литературе имеются и другие классификации инвестиций, отражающие, как правило, детализацию их основных форм. В частности, инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, подразделяют на следующие виды: • оборонительные инвестиции, направленные на снижение риска по приобретению сырья, комплектующих изделий, на удержание уровня цен, на защиту от конкурентов и т.д.; • наступательные инвестиции, обусловленные поиском новых технологий и разработок, с целью поддержания высокого научно-технического уровня производимой продукции; • социальные инвестиции, целью которых является улучшение условий труда персонала; • обязательные инвестиции, необходимость в которых связана с удовлетворением государственных требований в части экологических стандартов, безопасности продукции, иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствованияменеджмента; • представительские инвестиции, направленные на поддержание престижа предприятия. В зависимости от направленности действий выделяют: • начальные инвестиции (нетто-инвестиции), осуществляемые при приобретении или основании предприятия; • экстенсивные инвестиции, направленные на расширение производственного потенциала; • реинвестиции, под которыми понимают вложение высвободившихся инвестиционных средств в покупку или изготовление новых средств производства; • брутто-инвестиции, включающие нетто-инвестиции и реинвестиции. В экономическом анализе применяется и иная группировка инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений: • инвестиции, направляемые на замену оборудования, изношенного физически и/или морально;
• инвестиции на модернизацию оборудования. Их целью является прежде всего сокращение издержек производства или улучшение качества выпускаемой продукции; • инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является увеличение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств при расширении спроса на продукцию или переход на выпуск новых видов продукции; • инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры продукции, производством новых видов продукции, организацией новых рынков сбыта; • стратегические инвестиции, направленные на внедрение достижений научно-технического прогресса, повышение степени конкурентоспособности продукции, снижение хозяйственных рисков. Посредством стратегических инвестиций реализуются структурные изменения в экономике, развиваются ключевые импортозамещающие производства или конкурентоспособные экспортно-ориентированные отрасли. Наименее рисковыми из этих видов инвестиций считаются инвестиции в замену и модернизацию оборудования. Повышенной степенью риска характеризуются инвестиции в расширение производства и стратегические инвестиции. В понимании инвестиций сначала существовал затратный подход (инвестиции как трата денежных средств) позднее сформировался ресурсный подход. В основе последнего лежало выделение другого составляющего элемента инвестиций — ресурсов. Развитие рыночных отношений в российской экономике обусловило необходимость пересмотра толкования категории ≪инвестиции≫ в соответствии с новыми условиями. Характерными чертами формирующегося рыночного подхода к пониманию сущности инвестиций являются: • связь инвестиций с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности; • рассмотрение инвестиций в единстве двух сторон: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат);
• анализ инвестиций не в статике, а в динамике, что позволяетобъединить в рамках категории ≪инвестиции≫ ресурсы, вложения иотдачу вложенных средств как мотива этого объединения; • включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих экономический (социальный) эффект. В целом инвестиции определяются как процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учетом целевых установок инвесторов — получения дохода (эффекта). Традиционно, существуют пять основных источников финансирования неприбыльных организаций. Это благотворительные фонды и международные донорские организации; предпринимательские структуры, органы исполнительной власти и местного самоуправления, физические лица и другие НПО. Следует отметить, что фандрайзинг предполагает поиск ресурсов, необходимых НПО, среди которых финансовые ресурсы занимают важное, но не единственное место. В целом, можно выделить следующие виды ресурсов: финансовые, материальные (техника, оборудование), информационные, человеческие В европейских странах среднестатистический годовой бюджет НПО составляют членские взносы и доходы от собственной деятельности (47%), государственное финансирование (43%), благотворительные пожертвования, включая гранты от фондов, коммерческих фирм и индивидуальные пожертвования (10%). Нетрудно заметить, что подавляющую часть поступлений НПО составляют "нетрадиционные" для организаций СНГ источники: хозяйственная деятельность, государственное финансирование и членские взносы. Более привычные для НПО гранты от донорских организаций, благотворительные пожертвования от коммерческих фирм и физических лиц составляют лишь 10%. В странах СНГ наблюдается несколько иная картина. Согласно данным социологического исследования "Правовые инициативы некоммерческих организаций СНГ", усредненный бюджет НПО СНГ состоит из следующих источников финансирования: членские взносы — 18%; индивидуальные пожертвования — 12%, спонсорские взносы — 18,6%; средства российских фондов — 2,2%; средства иностранных фондов — 25,3%; государственные источники — 8,9%; средства политических организаций — 5,1%; собственные доходы от услуг — 0,6%; прочие источники — 9,3%.
Если сгруппировать данные статьи поступлений в соответствии с основными источниками финансирования НПО, то картина будет следующей: благотворительные фонды и международные донорские организации — 27,5%; предпринимательские структуры — 18, 6%; органы исполнительной власти и местного самоуправления — 8,9%; физические лица — 30%; другие НПО — 15%. Таким образом, в Украине основными источниками финансирования являются пожертвования от физических лиц и гранты от донорских организаций. Если подсчитать на какие программы в основном люди жертвуют деньги, то это (по степени приоритетности в глазах бизнеса): государственным социальным учреждениям; государственным учреждениям культуры; на государственные или проводящиеся под государственной/муниципальной эгидой мероприятия в сфере социальной помощи или культуры; общественным организациям инвалидов, пенсионеров, ветеранов, родителей детей-инвалидов, многодетных семей, пострадавших в военных конфликтах или катастрофах; другим некоммерческим организациям, работающим в социальной сфере или в области культуры; благотворительным фондам. Практически не имеют шансов получать от бизнеса регулярную финансовую поддержку организации: научные; экологические; правозащитные; женские феминистские; ресурсные центры; по развитию малого бизнеса, гражданского общества в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|