Социальный прогресс и регресс 4 глава
Каждый человек окружен стимуляционным полем. Это могут быть и объекты естественной среды (лес, море, горы и др.), и духовные ценности, и материальные предметы, и предлагаемые обществом знаки внимания, отличия, образцы поведения, групповые символы. Это не просто окружающий мир, а мир, "пропущенный" через сито полезности, значимости для субъекта. Стимуляци-онное поле личности подвижно и динамично. Оно меняется с развитием потребностей (то, что было стимулом раньше, со временем может перестать играть такую роль) и с изменением набора объектов. Если необходимых для стимуляции объектов нет, то вектор цели сворачивается, деятельность обессмысливается, социальная активность гаснет. Возникают разного рода антистимулирующие эффекты, когда то, что предлагается обществом в качестве стимула, дает противоположный результат. Стимулы дистанцированы от индивида. Чтобы овладеть стимулом, индивиду необходима соответствующая настройка как инструментальная (навыки, умения, знания, средства деятельности), так и психолого-мировоззренческая. Такая настройка индивида означает переход стимула в мотив как внутреннее побуждение к действию по достижению цели - овладению объектом-стимулом. В этом случае мотив выступает как внутреннее побуждение индивида, группы, индуцированное стимулом. При отсутствии реальных, действенных стимулов мотивы возникнуть не могут. Сама по себе потребность такую роль выполнять не способна. Данный методологический подход позволяет по-новому рассматривать систему мотивации в бывшем советском обществе, где действовала планово-административная система управления трудом. Нельзя сказать, чтобы советская система не была заинтересована в развитии творческой активности, повышении производительности труда. По-своему она настойчиво добивалась этого, но средства обесценили усилия, постепенно разрушая остатки традиционных элементов мотивации и не предлагая взамен ничего нового. Прежде всего система породила иллюзию высокой эффективности принуждения. Практика взяла на вооружение "концепцию мотивации", которая покоилась на трех "китах": 1) человек всегда стремится к более высокой должности, большему вознаграждению; 2) наиболее эффективно человек трудится в рамках регламента, зная что его работу можно проверить; 3) при социализме личные интересы подчинены общественным.
В трудные послевоенные годы эмпирическая достоверность данных положений представлялась очевидной. Но, начиная уже с середины 60-х годов, практика управления оказалась не в состоянии задействовать огромные социальные резервы, составляющие на современном предприятии до 40 % всех резервов. Рост материального благосостояния снизил личную зависимость работника, экономическую необходимость интенсивного труда ради средств к жизни; возросший образовательный, культурно-технический уровень существенно повысил стремление к творческой работе, к самостоятельности. Что же касается соотношения личных и общественных интересов, то оно по самой своей сути диалектично, а это значит, что они (интересы) образуют единство, но не тождество. Вытекающие из их самостоятельности различия не только не исключают, но и предполагают противоречия между ними. Способом их разрешения не может быть доминирование общего над личным или жертвенность личного общему. Действительное их разрешение означает реализацию одного через другое, взаимовоплощение в ином, с возвращением к собственной основе на новом уровне. Принятые постулаты в принципе не могли обеспечить адекватную мотивацию, а значит неизбежность кризиса коренилась в них самих.
Для нынешнего периода трансформационных процессов в обществе наиболее характерным типом мотивации является инструментальный, иными словами, ориентация на зарабатывание. Усилению этого типа мотивации способствуют: инфляция и падение жизненного уровня населения, растущая безработица, трудности индивидуальной интеграции в рыночные отношения с непривычными экономическими критериями. При столь высоких темпах экономических изменений подавляющее большинство населения потеряло многие критерии "нормального" существования. Окончательно разрушена связь заработной платы с уровнем и содержанием квалификации, уровнем профессионализма, произошло изменение самого смысла понятия "профессионализм в работе"; обострилась застаревшая и очень болезненная проблема, когда на промышленных предприятиях более ценится физический труд, нежели умственный (основа которого - как минимум, среднее специальное образование и высокая квалификация). Если прежде заработная плата не стимулировала существенной трудовой мотивации в силу своего уравнительного характера, то теперь она антистимулирует трудовую мотивацию в силу потери связи с качеством и количеством труда и даже в силу возникновения обратной связи между ними: чем более профессионален труд, чем больше лет он требует на овладение данной профессией, тем хуже он оплачивается. Таким образом, заработная плата стала антистимулом трудовой мотивации в стиму-ляционном поле человека при разрушении в этом поле остальных мотиваторов профессионального, квалифицированного труда. А это означает научно-технический и социальный регресс и ведет к возникновению и усилению люмпенского по своей природе сознания в тех или иных социальных группах. Конечно, такая ситуация должна измениться с приведением механизма оплаты труда в соответствие с критериями прибыли, экономической эффективности и вклада в нее, осуществляемого работником или подразделением. Но это возможно лишь при введении системы глубокого хозрасчета в условиях стабилизации новых экономических отношений. В связи с резкими и часто непредвиденными изменениями в конкретной общественной ситуации, особое значение приобретает концептуально обоснованная система социологических показателей, с помощью которых:
1. Определяется достигнутый уровень развития явлений и процессов, составляющих предмет социологии труда - социально-типичные установки на трудовую деятельность. При этом совокупность тех или иных показателей, их уровень должны адекватно выявлять происходящие общественные изменения, отражать изучаемые явления в связи со всем процессом общественного развития, со сосредоточением внимания на возникающих проблемах. 2. Определяются факторы, воздействующие на явления и процессы в сфере формирования ценностного отношения к труду. При этом речь идет в первую очередь о факторах, с помощью которых можно целеустремленно влиять на социальные процессь^ побуждающие естественную потребность в труде. Это, прежде всего, формирование в труде характерных особенностей личности и положительно-заинтересованного отношения к труду, проявление различных форм социальной активности. 3. Определяются тенденции изменений в содержании и характере труда, его социально-экономических, гигиенических и психологических условиях, а также в социальном качестве рабочей силы с целью прогнозирования тех или иных изменений в отношении к эффективному высокопроизводительному труду. Основные условия совершенствования социологических показателей вообще, а в сфере труда в частности, - это уточнение концептуального видения предмета исследования в плане большей адекватности концепции трансформационным процессам в обществе. В методическом плане - это уточнение процессов операционализации основных понятий в рамках социологической модели, используемой для объяснения изучаемого явления. В эмпирическом аспекте - это поиск новых объективных и субъективных показателей, адекватных реально протекающим процессам в момент и на этапе проведения исследования. Социология политики Современные представления о социологии политики складывались в процессе эволюции политической мысли, накопления знаний, совершенствования методов политической практики.
Если наука о политике (политология) исследует политическую жизнь во всех ее многообразных проявлениях от сущности власти, ее природы и до конкретных форм ее проявления и институализации, то социология политики - отрасль социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни политических институтов, с другими социальными институтами. Социология политики изучает проблемы, связанные непосредственно с государством, политическими партиями, общественными объединениями и движениями и т.д. Сущностную основу политической жизни, как и всей политики, составляет вопрос о власти и об ее использовании. В этой связи с позиции социологии следует рассматривать политическое сознание и политическую деятельность, которые представлены, во-первых, деятельностью государства и олицетворяющих его политическую сущность партий, учреждений и организаций и, во-вторых, деятельностью общественных и добровольных объединений и организаций, частично выполняющих политические функции, и, наконец, деятельностью социальных групп, слоев, отдельной личности. Без преувеличения можно сказать, что главным для социологии политики становится исследование личности как субъекта политической жизни. Являясь структурным элементом класса и нации, личность в то же время, в зависимости от конкретных обстоятельств, самостоятельно "включается" в политическую деятельность, олицетворяет ту или иную степень воплощения политических отношений любого общества. Содержание политической жизни представляет особую форму реализации интересов политических партий и объединений, классов, наций, социальных групп, добровольных организаций и даже отдельного человека по сознательному использованию власти, которая направлена на удовлетворение политических интересов. Зная особенности взаимодействия социально-политических субъектов и предлагая сценарий развития событий, социология политики обозначает границы принимаемых решений и тем самым определяет меру политической ответственности. В этом смысле социология политики является непременным атрибутом политической культуры демократического общества, так как она вырабатывает критерий приемлемости политических решений. Другая сторона этой функции социологии политики состоит в обеспечении правильности принимаемых политических решений, когда принятое решение должно соответствовать интересам основных участников политического процесса, и ориентирована на наиболее благоприятные для них варианты развития событий.
Социология политики не только выявляет интеграционные социальные механизмы, анализирует условия их укрепления и развития, но и поставляет информацию, необходимую для конструирования новых механизмов интеграции. Подпадая под власть общественного мнения, социология политики может легко утерять свой объект, а тем самым не выполнить одну из основных своих функций - поддержания в обществе общественного согласия и соответствующего ему политического порядка. Социология политики формирует идеологию гражданских прав и свобод, которая предполагает знания границ, действенности принимаемых решений и условий функционирования тех или иных политических ролей, приобщает граждан к демократической системе политических ценностей, способствует политической социализации личности. Центральными проблемами социологии политики являются вопросы: каким образом взаимодействие соци- альных общностей отражается на характере и способах функционирования политических институтов, в какой мере политическое нормирование воздействует на устойчивость структуры, как характер процессов институциа-лизации общности меняет ее статус в обществе, какова социальная база того или иного политического порядка. "Собственными" объектами социологии политики являются события, процессы, субъекты социальной сферы. Однако социология политики исследует и те объекты, которые имеются в экономической, политической и духовной сферах. Социологии политики - это наука о взаимодействии социальных общностей, политических институтов и граждан по поводу отношений власти и политического влияния в обществе. Основная задача ее состоит в том, чтобы выявить, при каких социальных условиях формируется тот или иной политический порядок и каковы социальные основания его воспроизводства. При этом в разряд условий попадают, во-первых, взаимодействия социальных общностей; во-вторых, структура социальных институтов, типы и формы социальных движений; наконец, характер традиций, обеспечивающий воспроизводство данного социального и политического порядка. Совокупность условий и образует различные социальные механизмы политических процессов. Предметом социологии политики является исследование социальных механизмов власти и влияния в обществе на различных этапах его развития и в разных фазах его функционирования. При этом в состав социального механизма включаются как деятельностные моменты, обеспечивающие достижение политических целей, так и естественные, определяющие характер политического процесса. Таким образом, многообразие социальных механизмов, благодаря которым обеспечивается формирование и функционирование динамичного, но вместе с тем устойчивого политического порядка, является тем специфическим признаком, благодаря которому предмет социологии политики выделяется из предмета политологии и отличается от предметов других политологических дисциплин. Основной трудностью в исследовании феномена власти является ее многомерность и амбивалентность; в рамках каждого социального института имеется свой способ властвования. Выделяются три вектора измерения пространства политической власти. Первое измерение образуется отношениями политического субъекта и той социальной общности, интересы которой он представляет - "ось представительства". Второе измерение представляет собой многообразные отношения политического субъекта и социальных институтов общества, властвующей элиты -"институциональная ось". На третьей оси откладываются "технологии" решения политическим субъектом встающих перед обществом проблем - "ось политической деятельности". Природа каждого из этих измерений определяется целой системой объективных и субъективных обстоятельств. Отношения представительства и влияния изменчивы, динамичны, зависят от множества факторов социальной среды. Глубже отразить характер этих отношений поможет понятие "политического рынка", которое подразумевает особую форму обмена. Исходным ресурсом, подлежащим обмену на политическом рынке является возможность. Лица, претендующие на статус политического субъекта, предлагают членам своей общности некоторые программы решения общественных проблем. Программа - это уже оформление неких возможностей. Анализ показывает, что отношения представительства и влияния возникают в результате обмена такого рода ресурсом, как возможность. Парадоксально, но факт: власть, одна из мощных и даже грозных реалий общественной жизни, вырастает из чего-то, казалось бы, эфемерного и трудноуловимого - из обмена возможностями. Модель политического рынка отражает онтогенез политической власти в рамках представительных институтов. Анализ политических стратегий показывает, Что власть может использоваться различными политическими субъектами как для созидания, так и для разрушения. Поэтому возникает необходимость такого мощного стабилизатора, как. государство, благодаря которому обществу обеспечивается минимум условий, необходимых для его развития. Республика Беларусь - одно из новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР - унитарное демократическое социальное правовое государство. Конституцией утвержден принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом является Верховный Совет Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь является главой государства и исполнительной власти. При нем создается Кабинет Министров Республики Беларусь, который реализует полномочия исполнительной власти на высшем уровне (до принятия Конституции 1994 года и выборов Президента эти функции выполнял Совет Министров Республики Беларусь). Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального гражданского самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь, который избирается Верховным Советом из квалифицированных специалистов в области права в количестве 11 человек. Срок полномочий членов Конституционного суда - 11 лет. В результате демократизации общественно-политической жизни в Беларуси сформировалась многопартийная система. Политические партии, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, способствуют выявлению политической воли граждан, участвуют в выборах, оказывают влияние на формирование общественного мнения. На 1 января 1996 года в Министерстве юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано 34 политических партии. Наиболее крупными по численности из них являются Партия коммунистов, Аграрная партия, Белорусская социал-демократическая Грамада, Объединенная гражданская партия. В Верховный совет тринадцатого созыва избраны депутаты, представляющие 16 политических партий. Большое воздействие на политические процессы оказывает общественное мнение, под которым понимается один из наиболее доступных и оперативных способов репрезентации социальным субъектом своих потребностей и интересов с целью повлиять на поведение других социальных субъектов и ситуацию в целом. В общественном мнении воспроизводятся образцы доминирующей политической культуры, выступающие как самоочевидные истины. Не попасть под полное влияние общественного мнения и вместе с тем уметь вовремя и правильно его услышать - в этом искусство политика. В последнее время на Западе на формирование общественного мнения все большее влияние оказывает такая специализированная деятельность как public relations. Цель этой деятельности состоит в управлении политическим субъектом информацией о своих действиях, намерениях и целях. В результате в общественном мнении формируется адекватный образ политика. Воздействие на общественное мнение различных социальных групп осуществляется через самые разнообразные каналы, начиная от межличностного общения и заканчивая средствами массовой информации. Общественное мнение - необходимый элемент демократии, благодаря чему различные социальные группы населения получают доступ к системе управления. В социологии политики важное место отводится анализу политической культуры как совокупности образцов поведения и деятельности, обеспечивающих передачу накопленного опыта от поколения к поколению и тем самым способствующих устойчивости политических отношений под воздействует времени. Вместе с тем политическая культура выступает как нормативный механизм, обеспечивающий регуляцию поведения и деятельности. Воспроизводство и регуляция политических отношений происходит и на уровне общества в целом, и в рамках социальной общности или группы, и на индивидуальном уровне - все это вбирает в себя политическая социализация. Под политической социализацией понимается приобщение индивида к ценностям, знаниям, ролевым образцам, позволяющим ему адаптироваться к политической жизни общества. Обычно социализация осуществляется на основе общепринятых норм и образцов, вошедших в сферу политической культуры. Политическая социализация - это двусторонний процесс. С одной стороны, воздействие социально-политической среды на индивида, а с другой - формирование политической индивидуальности, предполагающей свободный выбор и ответственность за принятые со стороны индивида решения. Результатом политической социализации является готовность индивида к участию в политической акции, т.е. определенный уровень социальной мобилизации. Эта готовность проявляется и на уровне знаний, представлений об основных, принципах функционирования политической системы, и на уровне приверженности к фундаментальным принципам общества, и на уровне политических навыков, позволяющих индивиду переходить от слов к делу. Те члены общества, которые не смогли мобилизоваться, поставляют материал для маргинальных слоев общества. В этом смысле политическая социализация -это еще и механизм естественного отбора таких субъектов, которые готовы принять на себя ответственность за судьбы страны. При этом необходимо подчеркнуть, что социальная мобилизация предполагает довольно высокий уровень идентификации индивида с политическими институтами и интересами общества в целом. В связи с начавшимися переменами все население страны вынуждено было начать процесс ресоциализации, т.е. коренной смены политических ценностей и ориентиров, а также навыков участия в политической жизни. Одна из сложностей политического реформирования как раз и состоит в том, что одновременно с созданием новых политических отношений необходимо осуществлять процесс обучения населения владения ими. При этом необходимо отметить, что господствующий тип политических отношений воспроизводится на основе соответствующего типа социализации населения. Итак, политическая культура представляет собой сложившийся механизм воспроизводства политических отношений как в масштабе общества, так и на уровне социальных групп. Сущность политической культуры состоит в приобщении индивида к политическим ценностям общества и формировании политической индивидуальности. Усвоение как общих для всего общества моделей поведения и деятельности, так и специфических для данной социальной среды происходит в рамках политических субкультур, взаимодействие которых порождает все мно-гоцветие политической жизни. В самом общем виде политический процесс представляет собой переход от одного политического события к другому за определенный промежуток времени. Под событием мы подразумеваем некоторое нарушение регулярности, обычного состояния вещей, которое оказывает воздействие на последующее состояние политической реальности. Например, августовский (1991 г.) путч в Москве оказался крупнейшим событием, привлекшим внимание всей общественности, он значительно ускорил все политические события в стране. Важнейшим методологическим требованием при исследовании политических процессов является различение трех подходов к политике. В рамках структурно-функционального подхода (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) политический процесс понимается как результат совокупного функционирования как всей политической системы, так и отдельных ее элементов. Функциональные процессы переводят политическую систему из одного состояния в другое. Источником измерения является сама социальная (в широком смысле) среда, вызывающая ответные реакции органов политической системы. Дисфункция политической системы и невозможность ее устранить порождает политический кризис, который приводит или к устранению дисфункции и перестройке системы, или же к ее разрушению. Преодоление кризиса означает переход политической системы на новый этап развития, предполагающий более высокую степень ее адаптированное™ к социальной среде. Что имеется в виду под функциональным характером политических процессов в рамках этого подхода? Прежде всего то, что процесс возникает как реакция органа политической системы на воздействие социальной среды. Следует учитывать и то, что орган политической системы может функционировать, так сказать, непроизвольно, вне зависимости от состояния среды, в силу определенной заданное™. В этом случае происходят псевдополитические процессы, похожие на политические лишь с формальной стороны. Основные функциональные процессы связаны с поддержанием целостности и порядка в обществе. Для этого возникают институциональные и неинституциональные формы социального контроля, блокирующие аномальные общественные процессы. А вместе с тем формируются каналы социальных взаимодействий, в рамках которых реализуется социальная активность. Иной тип функционального процесса - внесение в социальную среду соответствующих норм и образцов, задающих определенный ролевой набор, интериоризируе-мый членами общества. Усвоение этих ролей способствует поддержанию политической системы на уровне индивида. И, наконец, последний тип процесса в рамках этой парадигмы - это поддержание целостности политической системы, повышение ее статуса и роли в обществе. Эти процессы связаны с утверждением властных полномочий и авторитета органов власти. Результатом функционирования политической системы является интеграция общества через структуры власти и влияния, а уровень интегрированности общества выступает как показатель результативности всей политической системы в целом. Механизмом политических процессов в этом случае выступает институциональная среда общества. Если представители функционального подхода рассматривают политический процесс с точки зрения общества в целом, то в рамках конфликтного подхода (Р. Да-рендорф, Л. Козер и др.) политические процессы выступают прежде всего как процессы борьбы, соперничества и соглашения относительно материальных ресурсов и социальных статусов в обществе. При этом политический процесс раскрывается с точки зрения участвующих в них субъектов. Поэтому для описания политического процесса нужно знать, какие субъекты в нем участвуют, их статус, цели, ресурсы и стратегию поведения. Анализ характера взаимодействия политических субъектов раскрывает нам содержание таких процессов, как консолидация политических силг монополизация и концентрация власти, завоевание влияния и формирование социальной базы поддержки, мобилизация социальных ресурсов и т.п. Результатом всех этих политических процессов является изменение соотношение сил на политической аре не, появление новых политических субъектов и новых отношений между ними. Главными событиями при эток выступает победа или поражение в соперничестве с противником. Символическое закрепление этих событий служит важным средством укрепления социальной базы политического субъекта. В ходе взаимодействия различны политических субъектов формируется "политическое со общество", куда входят прежде всего политики, а также журналисты, исследователи, политические менеджеры и т.п., т.е. все те, кто профессионально занимается политической деятельностью или обслуживает ее. Ядром политического сообщества является политическая элита - наиболее влиятельные политики и их помощники. Сформировавшись, политическое сообщество обретает свой собственный интерес, независимый от интересов избирателей, и на основе этого интереса возникают единые правила "политической игры". Конфликт между управляющими и управляемым п задает содержание и основную направленность политических процессов. И, наконец, в рамках поведенческой модели (И. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин и др.) политические процессы предстают как поведение и деятельность людей, направленные на овладение и использование власти в личных и общественных интересах. С одной стороны, содержание политических процессов определяется механизмами социализации и изменениями в ценностной структуре общества, а с другой стороны - способами и формами политического участия индивида. В данном случае политические процессы оцениваются с социокультурной точки зрения как реализация прототипов культуры на материале политики. Источником развития в рамках этой модели выступает девиантное поведение, характеризующееся определенным способом рассогласования целей и средств их достижения. При этом предполагается, что цели заданы образцами культуры. Основным показателем политических процессов здесь выступает уровень включенности индивида в политические отношения. Проблемы соотношения политики и морали, политической ответственности, цены политических решений и т.п. целесообразно обсуждать в рамках данной модели, ориентированной на индивида и его деятельность. Анализ различных моделей политического процесса показывает, что его природа многообразна и многоуров-нева. И вряд ли одно представление политического процесса, скажем, функциональное, можно свести к другому. Каждое из этих представлений имеет равную ценность, свой язык описания и логику анализа. Политический процесс имеет двухслойную структуру: первый слой представляет собой официальные акты и действия, нормативно определяющие и расстановку политических сил, и характер их деятельности; второй слой -это неофициальные взаимодействия политических субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти. Политическая реформа представляет собой объединение и координацию реформирования различных политических процессов в едином информационно-политическом пространстве. Трудность этого объединения состоит в том, что различные социально-политические субъекты созревают к восприятию тех или иных идей, а также к способности действовать не одномоментно, и это обстоятельство зачастую является причиной политического противостояния. Существуют политические процессы, которые длятся на протяжении одного или нескольких поколений. Эти процессы носят исторический характер. Процессы, начавшиеся в нашем обществе в конце 80-х годов XX столетия, по своим масштабам и значению - исторические, оказывают сильное воздействие на мировой политический порядок и характер политических отношений в будущем. Социология электората Социология электората постепенно приобретает самостоятельный статус и выделяется в отдельную отрасль социального знания на уровне специальных социологических теорий. Являясь однопорядковым направлением социологии политики, изучающим политическую реальное ib с присущими ей особенностями и тенденциями развития социология электората, тем не менее, обладает целы рядом отличительных характеристик, способствующих ее современной и своевременной институционализации Особую значимость в настоящее время приобретает вопрос о легитимизации власти, который невозможно решить, не зная природы электората и его правовых полномочий. Социология электората занимается изучением политического взаимодействия общественных субъектов посредством анализа механизмов их политического участия в жизни социума, условий и особенностей объединения в политические группы, политической презентации собственных интересов на арене власти, процессов борьбы за лидерство в политической социации, путей оптимизации социально-группового статуса и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|