Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный прогресс и регресс 9 глава





изучающей молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенностей образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентации, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д.

В западной социологии используется, кроме того, термин "ювентология" (от латинского juvenilis), которым обозначается воздействие, оказываемое молодежью на общество, молодым поколением - на все остальные элементы социальной системы.

Как отмечают исследователи, один и тот же процесс - включение новых поколений в активную общественную жизнь - имеет две стороны: социализацию молодежи и ювентизацию общества. Первое является выражением преемственности между поколениями, непрерывности общественного развития. Ювентизация же является выражением новаторства молодежи, обновлением общественного развития. Социализация охватывает процесс, путем которого общество создает молодежь, а ювентизация - процесс, при котором молодежь создает общество. Молодежь - поколение не только и не столько возрастное, сколько социальное и историческое.

Дискуссия относительно фундаментального понятия "молодежь" чаще всего достигает инвариантных положений в области скорее негативных определений (что не есть молодежь), чем в позитивном развертывании всего содержания этой категории. Речь идет не только о том, чтобы достичь согласия относительно каких-либо универсальных пределов молодого возраста - таких не может быть как в синхронном существовании отдельных обществ, находящихся на различных этапах своего развития, так и в диахронии данного общества.

Проблема состоит в том, чтобы идентифицировать то универсальное качество, которое характерно для молодежи, и только для нее, чем и определяются пределы молодого возраста. В этом отношении важно подчеркнуть социальный аспект в определении молодежи, который


как раз и предполагает, что молодежь является частью общества, определенной популяцией населения. Следовательно, исходной позицией для определения молодежи является не этап развития в онтогенезе, период юности, а конкретно-историческое общество.

Профессор С.Н. Иконникова отмечает, что теоретически неверно считать молодежь внесоциальной, вне-исторической категорией, а лишь возрастной переходной фазой. Проанализировав многие работы по проблемам антропологии и психологии, В.Н. Боряз 'констатирует, что понятие "молодежь" нельзя ограничить рассмотрением его антропологического и психологического содержания, так как оно прежде всего имеет объективную социальную природу. Именно поэтому научное определение этого понятия в целом, его возрастные грани можно выработать только на основе познания его социальной природы и сущности.

В свою очередь, общественная мысль Запада активно исследует в течение последних 30 лет различные аспекты социального бытия молодежи. Многие результаты таких исследований могут быть использованы для интерпретации фактов социального и политического поведения нашего общества. Множество подходов к анализу молодежи, как и факторов, определяющих ее социальную и политическую дееспособность, схематически можно свести к трем основным течениям:

- фрейдистская традиция с характерным для нее приматом роли раннего семейного воспитания и замещением его результатов в различных видах деятельности;

- парсоновская теория стабильности и структурный анализ социальных систем, где поведение молодежи есть функционально обусловленная временная стадия (жизненный цикл с присущим для молодого человека набором моделей поведения);

- генерационный анализ К. Маннгейма, акцентирующий роль социальных изменений в формировании у молодежи отличного от предыдущих поколений опыта, а также способов его рефлексии.

Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столько копирует предлагае-


мые образцы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содержание под влиянием изменившихся условий жизни.

Переходные процессы, начавшиеся в конце 80-х годов, востребовали новый уровень социализации молодежи, связанный с включением ее в совершенно несвойственные предыдущим поколениям общественно-экономические отношения, новые ценности, утвержденные новой системой мотивации.

В этих условиях более отчетливо обозначается проблема роли молодежи как субъекта перемен. В социологии молодежи эта парадигма сложилась в самом начале 70-х годов. Понимание молодежи как субъекта социального развития и социального обновления совпадает с изменением более общей парадигмы в теории человека,-когда личность берется не только и не столько как продукт, сколько как субъект свободной деятельности.

Данная трактовка молодежи не снимает ни асимметричности отношений, ни разницы в уровне знаний и положения старших и младших, но она требует принципиально иного типа социальной политики.

В отечественной социологии молодежи основное внимание уделялось исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов), процессов становления личности и молодежи (И.С. Кон, А.Н. Елсуков, Л.Г. Титаренко), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи (С.А. Шавель), профессионального самоопределения молодежи и его влияния на систему ценностных ориентации (М.Х. Титма, А.В. Вардомацкий, СП. Винокурова), особенностей отношения молодежи к труду (Г.Н. Соколова, Д.Г. Ротман), особенностей молодежной семьи (С.Д. Лаптенок, С.Н. Бурова, Л.А. Соглае-ва) и др.

В современной западной социологии молодежи больше внимания уделяется социально-психологическому анализу взаимоотношения поколений (К. Аллербег, Ф. Тен-брук), молодежной субкультуры (С. Эйзенштадт, А. Коэн и др.), изменения ценностей (Р. Инглехард) и др.


В условиях переходного периода молодежь сталкивается с рядом новых трудностей: резкое сокращение производства, безработица, расстройство системы гарантированной социальной защиты и т.д. Молодой человек, по существу, оказался выброшенным в океан рыночных страстей, не зная элементарных правил перемещения в этом океане, позволяющих выжить в экстремальных условиях. Эта и без того сложная ситуация усугубляется еще и тем, что переходное общество оказалось не готовым представить быструю возможность иметь широко пропагандируемый стандарт благосостояния. Родителям приходится, по существу, конкурировать с детьми на едином рынке труда, где у последних больше преимуществ. Претерпевает значительные изменения социальный статус молодежи, происходит практически полная замена ее ожиданий.

В этих условиях меняются государственные подходы к развитию и защите гражданских прав молодежи. Президентом страны созданы республиканские фонды по социальной поддержке учащихся и студентов, талантливой молодежи, введены специальные фанты. Высшим законодательным органом страны в апреле 1992 года впервые был принят Закон Республики Беларусь "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь". Кабинетом Министров принимается Республиканская программа "Молодежь Беларуси", в этот же период укрепляются государственные структуры, призванные реализовывать молодежную политику. Перемены последних лет открыли новые возможности для дальнейшего развития плюрализма молодежной самоорганизации. В настоящее время в республике зарегистрировано и действует около 50 молодежных и детских общественных объединений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодежи, студенческие и др.) Наиболее массовые из них - Белорусский союз молодежи, Белорусская республиканская пионерская организация, Белорусская ассоциация международных молодежных обменов и туризма, Союз скаутов, Ассоциация белорусских гайдов, Ленинский коммунистический союз молодежи, Лига добровольного труда, Фонд социальной защиты детей и подростков "Мы - детям", Ассоциация студентов вузов, БПСМ.


Молодежь, с одной стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с дру гой - сам этот переход связан со значительными социальными потрясениями, всеобщим кризисом, что, естественно, предполагает существенное сокращение рабочих мест, препятствуя, таким образом, процессу трудовой интеграции молодежи. Молодежь оказалась в парадоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится ее жертвой. Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодежи. Острота этих конфликтов обусловлена главным образом тем обстоятельством, что возможности, открываемые переходными процессами для общества, лежат где-то в будущем, а отрицательные последствия начинают сказываться сразу.

Мировой опыт свидетельствует, насколько непросто определиться не только с приоритетами молодежной политики, но и с механизмами ее реализации. Молодежное законодательство в ФРГ, например, опирается на 150-летнюю традицию, но лишь к середине 70-х годов сформировалось в современном виде. Лишь в последнее-время им удалось решить ряд организационных и кадровых вопросов, в том числе в области подготовки социальных работников, действующих в молодежной среде. Молодежная политика как особое направление государственной деятельности в США, Франции, Италии, Швеции, ФРГ, Испании, Финляндии и других странах - гарантия стабильности общества и эффективного развития экономики. В то же время сегодня ни одна страна мира не дает образцов законченной, не требующей постоянных изменений государственной молодежной политики, и в этой области идет поиск своих ресурсов, а также интенсивный обмен опытом.

Государственная молодежная политика - особое направление деятельности государства, имеющей целью создание необходимых социально-экономических, политико-правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодого человека,


реализации творческого потенциала молодого поколения в интересах развития общества.

Анализ государственной молодежной политики в Беларуси позволяет выделить некоторые характерные тенденции.

Во-первых, это реформа системы образования и переподготовки молодежи с целью формирования нового стиля мышления, формирование основ соответствующего экономического поведения, готовность к выполнению новых социальных ролей в экономике рыночного типа. В какой-то степени формирование пополнения новых социально-профессиональных групп: предпринимателей, брокеров, сельских фермеров и т.п.

Во-вторых, создание необходимых материальных и экономических условий в плане подготовки преемственности работающих основных специальностей государственных и негосударственных структур, которые обеспечивают жизнедеятельность общества, с учетом дальнейшего развития научно-технического прогресса, совершенствования образования, внедрение новой техники, значительного изменения условий и содержания труда.

В-третьих, создание мотивационных основ для переключения миграционных потоков молодежи в социально-значимые отрасли и регионы республики путем введения соответствующих экономических и моральных стимулов, системы мер по снижению негативных последствий переходного периода, особенно возможной безработицы.

В-четвертых, создание необходимых,правовых и финансовых возможностей для открытия собственного дела, использования полученных знаний и опыта для решения собственных проблем: строительства дома или квартиры, получения земельного участка, организации производства и т.п.

В-пятых, расширение возможностей обмена опытом, знаниями с коллегами ближнего и дальнего зарубежья, упрощение въезда и выезда граждан. -

В-шестых, создание системы льготного стимулирования развития национального искусства и культуры, народных ремесел и промыслов.


Решение молодежных проблем напрямую связано с успехами в решении глобальных социально-экономических проблем общества, стабилизации его вокруг новых ценностей, дающих надежду реальной экономической, политической и культурной самоидентификации. При этом нельзя не учитывать последствий Чернобыльской трагедии, "афганского синдрома", последствий межэтнических конфликтов на территории новых независимых государств.

Динамично меняющееся общество по-своему про-ранжировало жизненные ценности, выделив, прежде всего, те из них, которые позволяют сегодняшней молодежи вписаться в существующую ее модель. Расколотое между прошлым и будущим, нынешнее поколение, по существу, живет днем сегодняшним, практически потеряв долговременную целевую опору в жизни.

Такое неустойчивое положение не может продолжаться бесконечно долго, оно опасно своей непредсказуемостью, возможностью разразиться новыми революциями. Новое поколение, как показывают исследования, ориентировано главным образом на сегодняшний день и немедленное удовлетворение своих потребностей, оно свободно от веры в какие-либо социальные идеалы и общепринятые моральные ценности. Очевидна существенная переориентация молодежи с духовных ценностей на прагматические. Усиление прагматических устремлений в молодежной среде - это в какой-то степени отражение общих тенденций развития общества.

В условиях переходного периода приобретает стратегическое значение научно обоснованное, социально оправданное, экономически и политически эффективное решение целого комплекса проблем более активного включения огромного интеллектуального потенциала молодежи, повышения результативности его использования в деле преобразования белорусского общества.

Наиболее важными из путей решения поставленных проблем представляются следующие. Первое направление - научно-теоретическое - включает два взаимосвязанных компонента:

1. Разрушение сложившихся догм и стереотипов по вопросам положения молодежи в обществе, ее образо-


вания и воспитания, реального включения в научную, производственную, культурную деятельность, в общественно-политическую жизнь;

2. Выработка научно обоснованной концепции социального развития современной молодежи, ее реального положения, позиции и роли в обществе в период кризиса и усиления значимости интеллектуальных факторов в поисках эффективных путей преодоления существующих трудностей во имя будущего общества.

Главное на нынешнем этапе развития социологии молодежи - генерирование новых научных идей, позволяющих понять и объяснить неоднозначные процессы, протекающие ныне в молодежной среде и одновременно помогающие выявить, что дает молодежи общество взамен предлагавшихся ранее ценностей, как можно выработать у молодого человека адекватный взгляд на перемены в обществе, подготовить его к возможным вызовам времени.

При разработке новой научной концепции социального развития молодежи и активизации ее интеллектуального потенциала социологическая наука в качестве приоритета выделяет определение путей, средств, способов формирования нового, инициативного, инновационного по сути типа мышления юношества.

Второе направление решения проблемы активизации интеллектуального и гражданского потенциала молодежи - практически-политическое. Центральная задача его - создание реальных экономических, политических, образовательных, социально-психологических предпосылок и условий для более быстрого интеллектуального, нравственного, гражданского созревания юношества. Без подлинной гражданственности однобокая интеллектуализация нередко становится безнравственной. Основное средство решения этой задачи - разработка и' осуществление продуманной, целостной политики в том, чтобы создать условия, которые позволяли бы молодежи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои возможности и реализовать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, поли-


тическую и моральную ответственность за судьбу своего государства.

Методы анализа, принимаемые в социологии молодежи, должны соответствовать характеру объекта - несложившейся еще личности в период ее социализации. Это мониторинговые, лонгитюдные, панельные и когорт-ные исследования. Помимо традиционных методов сбора данных - интервью, анкетирования, наблюдения - эффективен анализ дневников, биографических описаний, сочинений, реконструирующих процесс развития личности. В своей совокупности эти методы и виды социологического исследования позволяют изучить наиболее важную с социологической и политической точек зрения проблему формирования такой группы населения, которая играет наиболее активную роль в дальнейшем развитии общества,

Социология семьи и брака

Социология семьи и брака - специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи и брака.

Социология семьи и брака изучает типы социальных отношений, характерных для семьи; численность и структуру семейной общности, функции семьи и брака; особенности семьи как социального института и малой социальной группы; мотивы браков и разводов; факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению конфликтов и их преодолению; связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни; исторические типы и формы брач-но-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.

Объектом познания социологии семьи являются брак и семья.

Семья - одна из наиболее древних форм социальной общности людей. Семья возникла значительно раньше классов, наций и госудАрств в недрах первобытнообщинной формации. Непреходящая общественная ценность ее и интерес к ней обусловлены прежде всего тем, что она


связана с "производством и воспроизводством" непосредственной жизни - человеческого рода, воспитанием детей, удовлетворением в наиболее приемлемой форме самых насущных потребностей человека.

Семья- это социальный институт (с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обусловливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества.

Брак- исторически изменяющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Как соотносятся понятия брака и семьи? Ученые, которые признают вечность и изначальность моногамии (единобрачие), отождествляют брак и семью, т.е. различия между ними сводят к чисто формальному моменту. Самый яркий представитель данной концепции - Г. Гегель, который утверждал, что "брак лишь образ непосредственного понятия семьи". Несостоятельность этого взгляда опровергнута тем, что установлено, что брак и семья возникли исторически не одновременно.

Российский этнограф Л.Я. Штернберг писал, что половое отношение между мужчиной и женщиной (хотя бы и регулярное) лишь тогда можно назвать браком, когда оно так или иначе санкционировано обществом, когда оно правомерно. Первой в истории социальной санкцией отношений между мужчиной и женщиной было "исключение из полового общения родителей и детей, равно как дедов и бабок с их внуками и внучками". Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. Возникновение брака еще далеко не означало возникновения


семьи, т.к. брак на той стадии представлял лишь случайное, эпизодическое соединение мужчины и женщины.

Исторически семья появляется значительно позднее брака. Западногерманский социолог Р. Кёниг писал: "При переходе от брака к семье парная связь вступает в конкуренцию с собственно групповой связью, которая составляет сущность семьи". В то время как брак является только отношением, семья представляет собой еще и социально организованное объединение людей. Как социальная организация семья отличается от брака не только тогда, когда в нее входит какое-то количество людей, кроме супружеской пары, но и тогда, когда она ограничивается только мужем и женой. Это означает, что семью нельзя рассматривать лишь как разросшийся брачный союз, что нужно учитывать не только количественное, но и качественное различие между ними. Семью создает прежде всего отношение мать - ребенок, отец - ребенок, а не отношение мужчина - женщина.

Таким образом, социология семьи и брака является самостоятельной отраслью науки, представляющей собой систему знаний, которые отражают семью как целостность, в единстве ее общих и особенных, количественных и качественных, статистических и динамических сторон, в ее связи и различии с другими формами социальной жизни и рассматривает брачно-семейные отношения как свой главный предмет.

Становление и развитие социологии семьи было процессом длительным и многоаспектным, чему предшествовало накопление фактических данных и разнообразных взглядов на семью и брак и их переосмысление выдающимися мыслителями во все времена.

В социологии семьи и брака различают два основных направления:

- исследование истории семьи и брака;

- анализ современной семьи и брака.

В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально-экономических формациях. Систематическое исследование семьи, по данным американского социолога X. Кристенсена, было начато в конце XIX века. До этого


времени на взгляды на семью и брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия. Как известно, в социологической концепции Платона интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. "Идеальное государство - общность жен и детей", "Каждый брак должен быть полезен для государства", -писал Платон. Аристотель предполагал, что природа нормального человека определяется его "встроенностью" в политическую систему, а "всякая семья составляет часть государства".

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель XVIH века Жан Жак Руссо (1712-1778), который отличался особым демократизмом, отрицал правомерность общественного неравенства между полами. Но вместе с тем Руссо обращал внимание и на их природные, функциональные и в какой-то мере социальные различия. Он предлагал дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины.

Большой интерес представляют воззрения на семью и брак классиков немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), которые рассматривали проблемы брака и семьи, исходя из теории естественного права, неравенства мужчины и женщины. Они считали, что брак - это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами. Еще один классик немецкого идеализма Г. Гегель (1770-1831), обладая огромным историческим чутьем, увидел связь определенной формы семьи и соответствующего социального и политического строя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейному союзу самому по себе. В основе этого вывода лежит идея о противоречии между духовно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений.

Огюст Конт (1798-1857), признанный родоначальник социологии как науки, понимал семью как категорию изменяющуюся, историческую и при этом считал ее


основной общественной группой, которая выполняет самые важные функции.

Огромное влияние на работы ученых, в том числе и в области общественных наук, оказала эволюционная теория Чарльза Дарвина. Сторонники этой теории считали, что социальные явления и разные институты в обществе развиваются аналогично природе. Английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), разрабатывая идею социальных институтов как структурных элементов общества, начинал с так называемых "домашних институтов" -семьи, брака, домашнего воспитания, раскрывал взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследовал изменения внутрисемейных отношений, которые происходят под влиянием социального прогресса. Для того периода были характерны исследования, в которых подчеркивались эволюция и прогресс; методы сбора информации в то время были примитивными, а их валидность - низкой. В методах анализа преобладало описание. Это направление было названо социальным дарвинизмом.

Заметный вклад в развитие теории семьи внес французский социолог Фредерик Ле-Плей (1806-1882). Ле-Плей считал, что семья в любом обществе является, по существу, единственным "мирным способом выводить дальнейшие поколения, развивая добро и подавляя зло в новорожденных людях", если семья не справляется с укрощением "маленьких варваров", то прежде всего страдает она сама, но в конечном итоге "разрушается и общество". Ле-Плей является творцом монографического исследования семьи, он развивал методы и технику контролируемого наблюдения.

В течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов и ученых античности, средневековья и отчасти Нового времени интересовала не столько семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего, к государству.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями: 1) при помощи исследо-


вания прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов; 2) путем изучения семьи в различных социальных условиях. У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен (1815-1887). Он положил начало изучению истории семьи. В труде "Материнское право" (1861) он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека' от первоначального беспорядочного общения полов ("гетеризма") к материнскому, а затем отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина - с несколькими мужчинами.

Независимо от Бахофена к открытию материнского права пришел шотландский ученый Джон Мак-Леннон (1827-1881). Его исследование "Первобытный брак" было опубликовано в 1865 г., где он описывал экзогамные и эндогамные браки.

Идеи матриархата и исторического развития семьи нашли поддержку и дальнейшую разработку в трудах Дж. Леббока "Происхождение цивилизации" (1870), "Брак, тотемизм и религия" (1911), где доказывается существование группового брака.

Особенно большое значение для обоснования эволюционных идей имел труд американского ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые на научной основе рассмотрел историю первобытного общества. Свою книгу "Древнее общество" он писал около 40 лет и опубликовал в 1877 году. В ней излагается теория единого пути развития человеческого общества, обосновывается универсальность материнского рода, опровергается патриархальная теория. На огромном фактическом материале Морган проанализировал систему родства на разных континентах. По его схеме брачные отношения прошли путь от промискуитета (беспорядочные половые связи) через групповой брак к моногамии. Наиболее важным результатом всех его изысканий было установление многообразия исторических типов брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретных исторических условий.

"594


Книга Моргана "Древнее общество", которую законспектировал и прокомментировал К. Маркс (1818-1883), послужила поводом для создания произведения Ф. Энгельса (1820-1895) "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). Выполняя завещание К. Маркса, Ф. Энгельс, с использованием труда Л. Моргана, доказал глубокую органическую взаимосвязь производства средств жизни и производство самого человека, развития, с одной стороны, труда, а с другой - семьи. Была вскрыта объективно-историческая закономерность изменений семьи, ее противоречивый и вместе с тем прогрессивный характер. Энгельс уделяет особое внимание эволюции форм семьи, ее развитию от групповых форм брака к моногамии.

Свой вклад в разработку теории семьи и брака внесли и российские исследователи. Историк, юрист, социолог, этнограф М.М. Ковалевский (1851-1916) установил историческую роль патриархально-семейной общины как форму разложения рода. Этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) изучал на Сахалине этнографию нивхов. Он установил у них наличие связи родового строя с классификационной системой родства и пережитками группового брака.

Нельзя не отметить определенного вклада в развитие науки о семье выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который сформулировал закон "контракции" (сжатия) семьи от обширного круга родственников ко все более узкой группе вплоть до так называемой "супружеской семьи". Дальнейшие исследования, однако, показали, что этот закон проявляется лишь на некоторых этапах истории семьи, но не носит всеобщего характера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...