Социальный прогресс и регресс 10 глава
Определенное влияние на социологию семьи оказала теория "социальных групп". Ее автором является американский социолог Чарльз Кули (1864-1929). Кули ввел различения первичных групп и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, соседство, детские группы) являются основными общественными ячейками Они характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устой- чивостыо, малым размером. В первичных группах происходит социализация личности. Вторичные общественные институты (классы, нации, партии), согласно теории Кули, образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения и в которые индивид включается лишь как носитель определенной функции. В течение первой половины XX века преобладает направление, которое ориентировано на эмпирические подходы Ле-Плея. Наблюдается переход к социальным проблемам семьи. Концептуальный аппарат существенно не меняется, но ощущается потребность в эмпирической и логической верификации. Постановка проблемы изменения семьи на Западе совпала во времени с крупнейшим экономическим кризисом 20-30 годов XX века, который потряс всю социально-историческую систему. Среди причин выдвижения этой проблемы на первом месте - обострение социальных антагонизмов, в частности, дезорганизация семьи. Вторая причина - переориентация общественной науки с чисто академических и идеологических задач на прикладные и терапевтические. В этот период происходит осознание социальной и социологической важности процессов изменения семьи, и в связи с этим отмечаются многочисленные попытки постановки проблемы изменения семьи на базе того эмпирического материала и тех теоретико-методологических ориентации, которыми- располагало обществоведение в предшествующий период. Наиболее значимая работа, опубликованная в это время, книга американского социолога Уильяма Огберна "Изменяющаяся семья" (1929). Огберн рассматривал совокупность услуг, которые семья предоставляет своим членам. Он обнаружил 6 наиболее важных функций и пытался доказать, что удовлетворение 5 из них перемещается за пределы семьи. Огберн сформулировал проблему как "утрату семьей ее функций". Его позиция известна как технологический детерминизм, т.к. основным фактором социальных изменений он считал технические изобретения и нововведения.
Абсолютизация роли технического фактора была осуждена современниками Огберна, однако идея об из- менении функционального облика американской семьи была воспринята положительно, и на ее основе появились различные концепции. Например, Карл Циммерман в своей книге "Семья и цивилизация" (1947) сделал попытку понять проблему изменения семьи как проблему ее дезорганизации. В середине нашего столетия осуществлялись попытки проверки новых гипотез, накапливался эмпирический материал как в рамках основной линии исследования, так и в рамках побочных результатов, которые лишь косвенно были связаны с изменениями семьи. В это время повышается престиж количественных методов, использования статистики. Начинается развитие социальной психологии, и становится заметным влияние психоаналитиков. Появляется Социально-психологический подход в семье. В 1945 году выходит книга Э. Берджесса и X. Локка "Семья - от института к содружеству". В ней представители чикагской школы пытались доказать, что изменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется нормальный переход от института (традиционной модели семьи) к содружеству (современной модели семьи). Прочность брака зависит главным образом от психологических усилий супругов. Иными словами, семья изменяется, когда утрачивает все признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради своих личных желаний и потребностей, а именно, - в содружество. Берджесс и Локк понимали изменения семьи не просто как утрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, в изменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг "От института к содружеству" был социологически наивным, но идея изменения семьи как ее реорганизации была подхвачена и развита дальше.
Уже на этой стадии, которую X. Кристенсен назвал периодом "появляющейся науки", встретились важнейшие для теории семьи проблемы: формирование семьи, совместимость супругов, удовлетворенность браком и его успешность, стабильность брака. Ученые разработали теоретические концепции, которые по содержанию близки тем, которые использовались позже. С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали "периодом построения систематической теории". Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубокого и серьезного анализа полученных данных. Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. В той мере, в которой брак становится нестабильным, и в обществе появляются последствия этого явления, возникает и социальное требование к исследованию семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже - в СССР и странах восточной Европы. Существенным становится стремление откорректировать понятия, которые необходимы для анализа семейных процессов, выяснение зависимостей между этими понятиями. Следует отметить особую роль в этом процессе американского социолога Толкотта Парсонса (1902-1979). В пятидесятые годы он разработал так называемую "систему социального действия", которая оказалась достаточно открытой для междисциплинарных взаимодействий и пригодной для решения специальных задач. Кроме этого, она способствовала понятийно-языковой интерпретации социальной действительности. Формализм этой системы включал в себя априорную систему понятий, многие из которых колеблются между чисто теоретическим истолкованием и операциональным применением в процессе исследования. Для анализа американской семьи Парсонс использовал методику, которая широко распространена в культурной антропологии и этнографии, а именно - изучение терминологии родства. Парсонс со своими коллегами впервые провели исследования по определению роли супругов в обществе. Парсонс допускал возможность процесса дезорганизации семьи вне всякой связи с процессами функционирования и развития более широких общественных структур. Особенности брачно-семейных отношений в США Т. Парсонс объясняет процессом социальной
дифференциации. В связи с изменением уровня структурной дифференциации общества, пишет Парсонс, "уменьшается важность в нашем обществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи". Происходит перемещение всех основных ее функций, (в частности, в сектор занятости), кроме двух: первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство не упадка семьи, а ее "специализации" и повышении роли в обществе, т.к. эти жизненные функции выполняются исключительно в семье. Уточнение распределения ролей в нуклеарной семье было произведено американцем М. Зильдичем (1955). Интерес исследователей к ролям супругов вытекал из общественного требования определить критерии успешности брака, т.к. широкое распространение получили разводы. Одновременно с дестабилизацией брака распространяются исследования о разводах и влиянии их на членов семьи. Наряду с проблемами нестабильности брака осуществляется изучение семейных отношений. Теперь мы перейдем к рассмотрению второго направления в социологии семьи и брака - анализ их современного состояния. Если взять всю западную литературу по социологии семьи, изданную в нашем веке, то более половины ее появилось после 1955 года. Около 50 % публикаций имеют тенденцию к построению теорий. Если понимать теорию как систему законов, которые формулируются на основе экспериментальных исследований, то в западной социологии семьи такого не существует. Это мнение американского аналитика Р. Хилла. Сегодня можно говорить лишь о теоретических подходах к изучению семьи.
По данным известного советского социолога М.С. Мацковского, в СССР за период развития социологии семьи по состоянию на конец 80-х годов вышло более 3000 работ в этой области науки. Но до сих пор ощущается потребность в развитии социологической теории семьи и брака. Предпосылки для создания и оформления такой теории есть. В работах советских и современных авторов введены в научный оборот сложные теоретические понятия, созданы плодотворные типологии и классификации. Значимые результаты достигнуты в построении концептуальных схем, моделей, выдвижении и проверке объяснительных гипотез. О достижениях в теоретических разработках социологии семьи может свидетельствовать интеграция аппарата различных научных дисциплин: - демографии (особенно развито направление исследований рождаемости и репродуктивных установок); - социальной психологии (исследование семейных конфликтов и динамика развития семейных групп); - педагогики (изучение воспитательной функции Семьи); - права (изучение юридических аспектов браков и разводов, имущественного положения членов семьи); - экономики (бюджет семьи, семейное потребление, производственная функция семьи); - этнографии (быт и культурные особенности семей в различных этнических группах). Среди известных социологов семьи СССР - А. Г. Хар-чев, М.С. Мацковский, Н.Г. Юркевич, В.В. Бойко, В.А. Сы-сенко, А.И. Антонов, СИ. Голод, Э. Тийт, Н.Я. Соловьев и др. В странах Восточной Европы социология семьи более всего развита в Польше: изучением крестьянских семей занимался Флориан Знанецкий (1882-1958), этно-социологическими исследованиями семьи - Людвик Кжи-вицкий (1859-1941). Бронислав Малиновский (1884-1942) исследовал сексуальные отношения, брак, семью. Особенно плодотворно социология семьи в Польше развивалась в 60-70-е годы. Среди известных ученых - имена А. Клас-ковской, Д. Марковской, 36. Тышки, который издал "Социологию семьи". Глубокие и богатые традиции имели научные исследования семьи в бывшей Югославии. Одной из самых значимых фигур в социологии семьи является М. Младе-нович. В его работах "Социология семьи", "Введение в социологию семьи", изданных в 60-е годы, в центре внимания находятся вопросы, которые связаны с обоснованием социологии семьи как науки, рассматривается ее предмет, методы, категории, понятия, место социологии семьи в системе социологических наук. Известным является и
югославский ученый С. Якшич, издавший в 1978 году книгу "Семья в системе ценностей Югославии". В теоретическом активе западной социологии числится установление двух тенденций развития семьи: 1) тенденция к дезорганизации (что происходит параллельно всеобщей дезинтеграции культурных сфер - Р. Кё-ниг); 2) тенденции сведения ее деятельности к "чисто семейным" обязанностям, "уход семьи в себя" (Г. Шель-ский). Концептуальные позиции современной западной социологии с достаточной полнотой выявлены в таких капитальных работах, как "Мировая революция и образцы семьи" У. Гуда (1965) и "Антология по браку и семье" под общей редакцией Г. Кристенсена (1967). В советской социологии семьи наиболее значимыми в этом отношении являются труды А.Г. Харчева "Брак и семья в СССР" (1979) и М.С. Мацковского "Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики" (1989). В качестве основных социологических подходов к исследованию семьи выступают социальный институт и малая социальная группа. Указанные подходы проявляются в специфическом видении предмета исследования и выборе понятий. Несмотря на то, что объективный процесс изменения семьи связан с развитием ее групповых черт, социология семьи как наука все в большей мере подчеркивает институциональный характер брачно-семей-ных отношений, что прежде всего связано с уточнением предмета социологии. В статье "Исследования семьи: на пороге нового этапа" (1986) А. Г. Харчев обосновывает и уточняет правомерность институционального подхода применительно к семье. Исходя из определения семьи как общественного механизма воспроизводства человека, который так или иначе узаконен обществом (при помощи права, морали, религии, обычаев), автор показывает, как "семья - отношение развивалось в семью - социальную общность". Соответственно усложняется и само определение категории "семья". Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется прежде всего как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаи- мосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей. Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей прежде всего интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений (в том числе и на стадии формирования семьи). Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий. В настоящее время имеются достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграции институционального и группового подхода для социологического изучения семьи как социальной системы (М.С. Мацков-ский). Правомерность такого подхода обусловлена тем, что к исследованию семьи может быть применена логика системного подхода, т.е. выявление компонентов, внешних и внутренних связей, целей функционирования, функций, генезиса, развития, разрушения. Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем: - несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокая разводимость, низкий воспитательный потенциал семьи и т.д.); - противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы; - падение престижа традиционного брака. Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнению А.Г. Харчева, следует прежде всего назвать следующие; 1. Выяснять, какие типы социальных отношений характерны для семьи; какие из них первичны, какие вторичны. Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни. 2. Анализировать общественные функции семьи и ее особенности как социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социальные и психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, воз-, никновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи. 3. Изучать исторические типы и формы брачно-се-мейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрывать диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности. 4. Разрабатывать методологические и методические проблемы социологии брака и семьи. При этом учитывать, что общесоциологические методы в интересах точности и надежности выводов и рекомендаций должны быть адаптированы к объекту и целям исследования. Проблемы брачно-семейных отношений необходимо исследовать с использованием комплексного подхода, т.к. многие из них находятся на стыке социологии и психологии, социологии и педагогики, социологии и этнографии, социологии и истории и т.д. Для этого требуется вторичный анализ уже накопленных данных. Успешное выполнение интеграционной задачи требует и преодоления ряда методических трудностей, что неизбежно при изучении таких сложных явлений социальной жизни, как брак и семья. Главная трудность - очень большое количество и многообразие объектов. Семья как объект может быть классифицирована по разным основаниям, например: 1) по типам поселения - городская и сельская; 2) по составу - расширенная и нуклеарная; 3) по наличию родителей - полная и неполная (монородительская); 4) по наличию и количеству детей - бездетная, малодетная, сред-недетная, многодетная; 5) по социальному положению родителей - семьи крестьян, семьи рабочих, семьи служащих и т.д.; 6) по этапам жизненного цикла - молодая, зрелая, "опустевшего гнезда"; 7) по принципам организации семейной жизни - демократическая, авторитарная, анархическая и др. Брак также может быть классифицирован. Например, по таким основаниям, как: 1) по степени формализации - фактический, юридический; 2) по однородности социального положения супругов - гомогенный и гетерогенный. При этом математически точно может быть выражено лишь очень ограниченное число характеристик каждого из выбранных объектов (например, брачный возраст, количество детей, число членов семьи). Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений (например, совершенно исключен такой метод, как включенное наблюдение, эксперимент). Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов. Понятийно-категориальный аппарат социологии семьи и брака обширен. Выделим лишь основные категории. 404 К их числу в теории брачно-семейных отношений принадлежат: Условия жизни семьи. Подразделяются на 1) макро-и 2) микроусловия: а) социально-экономические условия; общественно-политические; социально-культурные и идеологические; условия, связанные с распределением населения по демографическим, этническим, социальным, профессиональным, образовательным признакам; экологические условия; б) социально-психологические условия, характеризующие общее состояние сознания людей, их отношение к миру, непосредственному окружению (социальные установки, интересы, ценностные ориентации). Структура семьи - совокупность отношений между ее членами, которая включает: - структуру родства; - структуру власти и лидерства; - структуру ролей; - структуру коммуникаций. Функции семьи - способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обусловливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции. Образ жизни семьи - интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отвечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи - это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для систематизации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи. Семейно-брачная идеология - совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере. Успешность бранно-семейных отношений - интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семей-ных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брач-но-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями. Этапы жизненного цикла семьи - категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях. Научно-теоретические и прикладные исследования семьи ориентированы не на регламентацию жизни отдельных семей, а на изучение факторов, от которых зависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всем обществе, а также разработку практических путей совершенствования и стимуляции определенных социальных процессов. Это может быть связано с достижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшением экономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, форм досуга и отдыха; улучшением законодательства, регулирующего отношения в браке и семье. В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений; имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака. Тендерная социология В последние десятилетия в таких науках, как социология, экономика, демография и др. появилось новое плодотворное направление, в центре внимания которого находятся проблемы женщин. В области социологии данное направление получило название феминистской, или тендерной социологии. С определенной долей условности можно сказать, что тендерная социология - это такое направление, которое занимается анализом социальной стратификации по признаку пола на микро-, мезо- и макроуровнях. В рамках самой тендерной социологии существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, однако их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Отсюда следует тезис о необходимости переосмысления под углом зрения тендера всех традиционных проблем социологии (социальной стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации личности и т.д.), а также дополнение социологического знания новыми проблемными узлами (т.е. теми проблемами, которые, прежде всего, релевантны с точки зрения женщин). В зависимости от того, насколько радикально подходят сами представители тендерной социологии к этому переосмыслению истории взаимоотношений полов, можно говорить о тендерной социологии либо как особом, новом направлении в сложившейся структуре социологического знания (по аналогии с социологией этнических или межнациональных отношений), предметом исследования которого избраны социальные особенности полов и основанные на половом признаке социальные роли, социальные стереотипы поведения, социальное неравенство в целом, либо как о новой парадигме построения социологического знания вообще (по аналогии с этноме-тодологией), требующей полного отказа от "старых" социологических интерпретаций общества и от "устаревшей", "нерелевантной" социологической науки, под видом объективности и нейтральности протаскивающей и закрепляющей идеи полового неравенства и сексистской культуры. Основные понятия и теории тендерной социологии. Само основополагающее понятие "гендер" (англ. gender -род), означающее социальный пол, противопоставляется понятию пола биологического (англ. sex) и используется для обоснования центральной феминистской идеи о том, что социальные особенности полов определяются историческими и этнокультурными условиями и, следовательно, что социальные роли мужчин и женщин не предопределены их биологией, а социально сконструированы. Речь идет о различении между социальной и биологической категориями пола, смешение которых приводит, по мнению представителей тендерной социологии, к закреплению и оправданию неравенства женщин и мужчин во властных отношениях. Как утверждает одна из американских феминисток Джоан Скотт, "гендер - основная область, в которой или при помощи которой выражается власть". Она поясняет, что существуют различные способы выражения социального понимания половых различий: 1) через культурные символы (например, "женщина-мать" и "отец-кормилец"); 2) через нормативные понятия (они выражаются в политических, научных, религиозных теориях. Так, в традиционной системе морали ожидается, что женщина должна появляться в общественных местах в юбке, что она любит маленьких детей и мало смыслит в политике); 3) принятое деление социальных сфер деятельности по признаку пола со всеми вытекающими последствиями (например, рынок труда женщин и мужчин, образование женщин и мужчин и т.д.), наконец; 4) субъективное восприятие индивидом себя как женщины или мужчины ("образ Я", идентификация себя как "мужественного" или "женственной", которые постепенно складываются у индивида каждого пола в процессе моделирования, подкрепления и самосоциализации). Таким образом, понятие тендера может служить не только описанию различных аспектов реальной (эмпирической) жизни представителей обоих полов, но и анализу и объяснению властных отношений в обществе. Оно включено практически во все разработанные феминист- ские модели анализа жизни женщин и условий этой жизни. Понятие тендера (наряду с понятиями сексизма, патриархата и капитализма) лежат в основе всего разнообразия феминистских теорий и популярных в 60-70-е годы на Западе дискуссий о "предназначении женщины" и "образе женственности". Сам факт существования различий в социальных ролях мужчин и женщин, их реального социального неравенства никогда не оспаривался и в традиционной социологии. Новаторство феминистского, или тендерного, подхода проявилось в попытках придать этому неравенству социальное, социально-экономическое или социально-культурное объяснение; показать, что оно исторически сложилось в "патриархальном" обществе и закрепилось в "патриархальных" образах общества и науки. С точки зрения феминизма (независимо от конкретного его более или менее радикального проявления), важно непредубежденное отношение к людям по признаку пола и признание политического, экономического, духовного, сексуального равенства женщин. Тендерный подход, во-первых, делает акцент на самоценности личности женщины, признает неотъемлемым ее право на развитие, творчество, на свободу в проявлении себя. Во-вторых, представители тендерного подхода едины в критике традиционной патриархальной культуры, основанной на принципах господства мужчины над женщиной, на отождествлении человека и "подлинно человеческих" качеств с мужчиной и мужскими качествами. В связи с вышесказанным понятно, почему тендерная социология изначально находится в прямой оппозиции ко всем и всяческим психоаналитическим и структурно-функциональным трактовкам общества в целом и социальных ролей мужчин и женщин в частности. Ни фрейдистская детерминация развития индивида сексуальностью ("анатомия - это судьба"), ни парсоновское обоснование строгого разделения ролей между мужчинами и женщинами ("социальный статус женщины - это статус жены своего мужа, матери его детей, домохозяйки", статус мужчины - это статус профессионала и "кормильца семьи") не могут быть приемлемыми с позиций гендерной социологии, ищущей пути освобождения женщины через "подъем" ее сознания (освобождения его от груза устарелых стереотипов о "второсортное™" женского пола), активное включение в массовое женское движение (по типу суфражистского движения конца XIX -начала XX века) и изменения ("эгалитаризации") всего общества. Теоретический уровень гендерных исследований связан с разработкой таких основополагающих понятий, характеризующих структурные отношения в обществе, как патриархат и капитализм. Оба понятия широко применяются и вне гендерной социологии. Специфика их использования в гендерной социологии - в интерпретации всей истории человеческого общества на основе включения половых отношений в объяснительные модели. Мужчины и женщины находятся в разных отношениях к средствам производства: женщины выполняют большую часть труда в сфере воспроизводства (работа по уходу за детьми, домом), тогда как мужчины заняты в производственной сфере (работа вне дома) и создают прибавочную стоимость. Узость марксистского анализа труда с точки зрения тендерного подхода состоит в преуменьшении роли отношений воспроизводства, в элиминации отношений Полов из анализа общества и отношений эксплуатации. Признавая наличие классов и даже классовой эксплуатации, феминистки акцентируют внимание на эксплуатации женщин, осуществляемой мужчинами, принадлежащими к различным классам, поскольку все они заинтересованы в сохранении патриархата (т.е. власти категории мужчин над категорией женщин). И патриархат, и капитализм закрепляют эту эксплуатацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|