Функции политической системы.
Любая политическая система многофункциональна. К ее основным функциям относятся следующие: - политическое руководство обществом, в том числе определение стратегических целей и перспектив общественного развития; - консолидация общественно-политического строя на базе ценностей, идеалов, символов; - регулятивная функция – выработка определенных правил поведения, придерживаться которых обязаны субъекты политики; - мобилизация ресурсов. Эта функция призвана обеспечить максимальное использование ресурсов общества для осуществления поставленных целей; - функция распределения материальных и духовных ценностей. Существует и другая классификация. Г. Алмонд разделил функции политической системы на два типа: 1. «Входящие» функции: - политическая социализация, т.е. процесс освоения личностью политики. В результате личность усваивает определенные политические знания, нормы, ценности, модели поведения; - рекрутирование, заполнение ролей в политической системе; - артикуляция интересов, т.е. процесс, посредством которого выражаются требования; - агрегирование интересов, т.е. превращение требований в государственную политику; - политическая коммуникация, т.е. деятельность по согласованию и достижению компромиссов. Эта функция обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. 2. «Исходящие» функции: - нормотворчество, т.е. процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе; - использование правил и норм, т.е. приведение их в действие, в социальную практику; - контроль за соблюдением правил и норм. «Входящие» и «выходящие» функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде. В этих функциях проявляется реагирующий и саморегулирующий потенциал системы, который позволяет ей корректировать внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения.
В зависимости от существующего в стране политического режима выделяют тоталитарную, авторитарную и демократическую политические системы. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое политическая система, и какова ее структура? 2. В чем суть системной и информационно-кибернетической моделей политической системы?
Дополнительная литература 1. Анохин, М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость / М.Г. Анохин. – М.: Инфомарт, 1996. – 305 с. 2. Истон, Д. Категории системного анализа политики / Д. Истон //Антология мировой политической мысли. – М., 1997. Т. 2. – С. 629-642. 3. Фурман, Д.Е. Политическая система России в ряду других постсоветских систем: научное издание / Д.Е. Фурман. – М.: Русский сувенир, 2009. – 116 с. ГЛАВА 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 1. Тоталитарный режим. 2. Авторитарный режим. 3. Демократический режим.
Политический режим – это система приемов и способов, с помощью которых политическая власть осуществляет управление обществом. Это способ функционирования всей политической системы общества. Политический режим не зависит напрямую от формы правления или способа территориально-политической организации власти. Например, один и тот же режим может существовать и республике, и в монархии, и в унитарном государстве, и в федерации. Выделят три типа режимов, которые отличаются между собой степенью вмешательства государства в развитие общества. Тоталитарный режим Тоталитарный режим – режим, характеризующийся стремлением власти к полному (тотальному) контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим характеризуется следующими признаками:
- монополия на власть одной партии (остальные запрещены) во главе с харизматическим лидером; - господство официальной идеологии и принудительное ее навязывание; - система жесткого полицейского контроля с использованием физического насилия (массовые репрессии); - государственная монополия на СМИ; - централизованное руководство и управление экономикой. Тоталитарный режим возникает в экстремальных ситуациях (война, обострение социальных противоречий и т.п.), когда надо жесткими мерами достигать поставленной цели. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Классическими примерами тоталитарных режимов считаются фашистская Италия, нацистская Германия и сталинский СССР.
Авторитарный режим Авторитарный режим (лат. auctoritas – власть, влияние) – режим, характеризующийся монополией на власть одного человека или группы лиц. При таком режиме допускается определенная свобода граждан во всех сферах, кроме политической. Признаками авторитаризма являются: - монополия на власть одного человека или группы лиц, т.е. возможность легальным способом сменить власть исключена. Поэтому сменить власть при авторитарном режиме возможно лишь незаконно – путем революции, мятежа или переворота; - полный или частичный запрет на деятельность оппозиции; - использование силовых структур для удержания власти; - сильно централизованная структура власти; - сохранение ограниченного плюрализма; - наследование и кооптация как главные способы рекрутирования правящей элиты. Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, абсолютные монархии периода средневековья и нового времени. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Авторитаризм содержит в себе определенные реформаторские возможности. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов политического выражения общественных интересов.
В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения общественных реформ. Это наглядно доказывают Китай, Южная Корея и др. Демократический режим Слово «демократия» в переводе с греческого означает «власть народа». В последнее время очень широкую популярность приобрело определение демократии, данное А. Линкольном: «Правление народа, избранное народом и для народа». Правда, при этом нужно понимать, что весь народ править не может, а его интересы очень разнородны и вполне могут противоречить государственным. Также различают прямую и представительную демократию. Прямая демократия – непосредственное участие населения в принятии политических решений (на вече, референдуме, на всеобщем обсуждении тех или иных вопросов политической жизни). Представительная демократия строится на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения). В настоящее время демократию рассматривают: - как форму устройства любой организации; как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решений большинством; - как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;
- как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков. Основополагающими признаками демократического режима являются следующие: - соблюдение прав и свобод граждан; - разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; - проведение конкурентных выборов; - свобода деятельности партий и общественных организаций, в том числе и оппозиционных, в рамках закона. Исторические формы демократии. Истоки демократии ведут нас в первобытное общество, когда отсутствовало деление на классы. Общие собрания взрослых членов племени на Совете старейшин избирали вождей и решали все основные вопросы общественной жизни. С появлением первых государств демократия становится прерогативой политической власти в регулировании общественных отношений. Термин «демократия», так же, как и сама демократическая форма правления, связаны с древней Грецией. Право голоса и активного участия в управлении получили мужчины («граждане»). Другие категории населения (женщины, рабы) были исключены из этого процесса. В эпоху феодализма варианты демократии наблюдались в некоторых европейских городах, в которых усилилась роль ремесленников. Например, многие города северной Франции в XIII в. стали самоуправляющимися городами-коммунами, выбиравшими из своих граждан Совет (правительство), судебных чиновников и военное ополчение. Народные собрания существовали на Руси (Новгород, Псков, Москва, Вятка и т. д.). В них могли участвовать широкие слои населения, которые избирали или смещали князей, обсуждали законы, военные вопросы, вносили коррективы в налоговой сфере и пр. Современные черты демократия приобрела в период расцвета капиталистических отношений (XVII-XIX вв.). Она становится общегосударственной идеологией большинства стран Западной Европы и США. Прошедшие в них революции привели либо к свержению, либо к ограничению власти монархических дворов. Укрепилась роль буржуазии, стремившейся с помощью демократических преобразований усилить влияние на различные слои населения. В качестве органа народного представительства провозглашается парламент, граждане уравниваются перед законом. Формируется законодательная база на демократической основе, в основе которой находятся принципы, закрепляющие свободу слова, печати, митингов, инакомыслия и т.п. Между властью и обществом был заключен своеобразный договор, а его «условия» оформлены в виде конституционного акта – правового документа, обязательного для всех.
На современном этапе развития демократии практика показывает, что одним из методов ее распространения в незападных странах является манипулятивно-силовой. Там, где он не дает результатов, происходит «революция через выборы» (объявление предыдущего режима диктаторским и коррупционным – ставка на демократического кандидата – проведение выборов. Если «демократический» кандидат проигрывает, то итоги голосования объявляются западными странами недействительными, и тогда начинается призыв на уличную демонстрацию). В итоге, является очевидным то, что возникновение так называемых демократических режимов в незападных странах происходит в основном под воздействием внешних сил, которые щедро финансируют местную марионеточную элиту, а в ряде случаев напрямую используют силу (например, в 1999 г. в Югославии, в 2011 г. в Ливии). Примечательно, что под лозунгами демократии могут скрываться обычные диктаторы (например, Пиночет – в Чили), но западная элита их поддерживает, если они получают доступ к ресурсам. Но, если лидер какой-нибудь незападной страны прервет доступ к ресурсам (например, президент Венесуэлы У. Чавес), то его объявляют диктатором. Таким образом, политический режим характеризуется как метод организации власти и определяется степенью ее влияния на сферы общественной жизни. Чем больше государство вмешивается в жизнь общества, тем жестче политический режим. Время его существования зависит от многих факторов: от менталитета народа, геополитического положения, традиций и т.д. Он складывается как ответ на внутренние и внешние угрозы. Поэтому власть и общество совместными усилиями должны решать, в каком государстве им жить, определять правила политической жизни, участвовать в формировании политического курса. От степени этого будет зависеть устойчивость политического режима. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое политический режим? 2. Чем политические режимы отличаются друг от друга? 3. Каковы плюсы и минусы каждого из политических режимов? 4. Какой политический режим существует в России?
Дополнительная литература 1. Демократия в современном мире / сост. Я.А. Пляйс, А.Б. Шатилов. – М.: РОССПЭН, 2009. – 368 с. 2. Ковлер, А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века / А.И. Ковлер. – М.: Институт государства и права РАН, 2003. – 104 с. 3. Поляков, Л.В. «Суверенная демократия» / Л.В. Поляков // Общественные науки и современность. – 2007. – №2. 4. Пшеворский, А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке / А. Пшеворский. – М.: РОССПЭН, 2000. – 319 с. 5. Согрин, В.В. Управляемая демократия: американский вариант / В.В. Согрин // Общественные науки и современность. – 2004. – №6. 6. Сохань, И. Деспотия демократии / И. Сохань // СОЦИС. – 2008. – №3. 7. Цыганков, А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: учебное пособие / А.П. Цыганков. – М.: Интерпакс, 1995. – 294 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|