Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4. Политические процессы




И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГЛАВА 13. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Политический процесс: понятие и субъекты.

2. Структура политического процесса.

3. Типология политических процессов.

4. Формы политического процесса: политическое изменение и политическое развитие.

5. Особенности российского политического процесса.

 

Политический процесс: понятие и субъекты

Политика наполнена огромным количеством событий: избирательные кампании, принятие законов, конфликты, митинги и т.д. Деятельность политических институтов, граждан, заинтересованных групп (субъектов или по-другому – акторов), связанная с реализацией властных интересов, образует политическую деятельность. В процессе деятельности субъекты взаимодействуют между собой. Совокупность действий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов, называется политический процесс. Политический процессявляется динамической характеристикой политики.

Взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти называются политическими отношениями. Совокупность приемов, способов и процедур, посредством которых субъекты политики реализуют свои интересы и цели в рамках политических процессов, называют политическими технологиями.

Основными субъектами (акторами) политического процесса являются политическая система, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды. Политический институт – воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.

Главным субъектом политического процесса выступает государство. Другим важным актором является гражданское общество. Менее масштабными субъектами являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например, голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, например, в форме стихийных массовых выступлениях.

 

Структура политического процесса

Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими субъектами, а также посредством выявления основных фаз политического процесса. Большинство взаимодействий политических акторов касаются осуществления публичной власти. В силу этого обстоятельства особенно велика значимость процесса принятия и реализации политических решений. Можно выделить следующие основные фазы процесса принятия и реализации политического решения:

1. Постановка проблемы (сбор необходимой информации о существующих проблемах, общественных запросах и возможных путях решения, определение первостепенных и второстепенных проблем).

2. Формулирование альтернативных решений.

3. Сравнительный анализ и выбор наиболее эффективного решения.

4. Формулирование государственного решения и его легитимация (путем принятия законов, голосования и проч.).

5. Реализация принятого решения.

6. Контроль за реализацией решения и осуществление «обратной связи».

 

Типология политических процессов

Существует несколько способов типологии политических процессов, основанных на различных критериях. Исходя из среды протекания политического процесса, выделяют внутриполитические (взаимоотношения между элементами политической системы, связанные с реализацией политической власти) и внешнеполитические (отношения между государствами) процессы; по природе политического процесса – эволюционные (постепенные изменения) и революционные (резкое изменение характера отношений, приводящее к политическим конфликтам и кризисам) процессы; по ориентированности субъектов политики – конфронтационные (обусловленные борьбой между участниками политического процесса) и консенсуальные (характеризуемые сотрудничеством между участниками политического процесса) процессы; по степени устойчивости взаимосвязей политических структур – стабильные (устойчивые модели поведения и механизмы принятия политических решений) и нестабильные (возникающие, как правило, в условиях кризиса) политические процессы; по времени протекания политического процесса – длительные и кратковременные.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 1980-1990-х гг., перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

Л. Пай разграничил политические процессы западногои незападного типа. В статье «Незападный политический про­цесс» он сформулировал 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах.

Помимо этих политологи выделяют экстремальные виды политического процесса, к которым относят мятеж, бунт, восстание, путч. Признаками экстремального политического процесса являются: отрицание существующих политических норм и ценностей, стремление к подрыву политической стабильности, призыв к низвержению политической власти неправовыми методами, готовность к насилию, к применению силы.

 

Формы политического процесса: политическое изменение

И политическое развитие

Политический процесс – динамическая характеристика политики, поэтому его формами являются политическое изменение и политическое развитие.

Политическое изменение – преобразование структур, процессов или целей, затрагивающее распределение или осуществление властных полномочий по управлению обществом. Это процесс появления новых характерных черт (новой характерной черты) в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Примерами изменений выступают революция, государственный переворот, реформа.

Революция – это насильственный способ кардинального изменения политической системы. Она оказывает широкое и устойчивое воздействие на общество. Примером можем являться Октябрьская революция 1917 г.

Государственный переворот – внезапная и неконституционная смена правящих элит, которая сама по себе не сопряжена с какими-либо глубокими переменами в общественных отношениях. Особенно часто перевороты в России происходили во второй четверти XVIII века, поэтому тот период даже вошел в историю под названием «дворцовые перевороты» Иногда перевороты называют революциями, например, в 2003 г. в Грузии произошла «революция роз», в 2004 г. на Украине – «оранжевая революция», но по сути они завершились сменой элит.

Реформа – частичные изменения в отдельных сферах общества, не затрагивающие его фундаментальных основ, например, административная реформа, судебная реформа и т.д.

Политическое развитие – приобретение политической системой качеств и характеристик, которое позволяет ей адаптироваться к новым условиям социально-политической жизни. Выделяются такие типы политического развития, как глобализация, демократизация, политическая модернизация.

Политическая модернизация – процесс трансформации институтов политической системы при переходе от традиционного общества к современному. Для традиционного общества характерно господство тра­диций, т.е. следование привычным установкам. Традиционное общество отличает­ся закрытой социальной структурой, исключающей вертикальную и горизон­тальную социальную мобильность, и низким индивидуальным статусом боль­шинства его членов. Религиозное сознание господствует здесь во всех жизненных сферах, а политическая власть носит авторитарный характер. Традиционное общество слабовосприимчиво к инновациям, застойно по самой своей природе.

Современное общество основывается на преобладании целерационального социального действия, в нем господствует стремление к новизне. Социальная структура такого общества приобретает от­крытый характер, появляются возможности для горизонтальной и вертикаль­ной социальной мобильности. Ролевые функции в современном обществе диф­ференцированы, а основные сферы жизнедеятельности секуляризированы, т.е. освобождены от религиозного влияния. Власть и управление в совре­менном обществе рационализированы. В целом это общество обладает мощ­ным потенциалом развития.

Выделяют два основных типа модернизации: первичную, или органичную модернизацию и вторичную, или неорганичную модернизацию.

Первичная модернизация реализовывалась в США и странах Западной Европы путем эволюционного развития всех сфер общественной жизни, что привело к формированию гражданского общества и возникновению нового типа политической системы.

Вторичная модернизация (Россия, Турция и пр.) осуществлялась путем заимствования опыта развитых стран, уже прошедших этот этап. Данный тип модернизации, основанный не на объективных требованиях внутреннего развития, а на ориентации на внешние условия, отличался гораздо большей интенсивностью, но при этом и существенной неравномерностью происходивших в обществе изменений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...