Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственности до конца XVI века.




Политическая мысль России возникла позже, чем западная, но также прошла в своем развитии несколько этапов. На первом этапе в целом она развивалась в религиозной форме, а определяющее влияние на нее оказывало православие.

Зарождение русской политической мысли относится к периоду Киевской Руси. В то время рассматривались такие злободневные проблемы, как борьба с внешней опасностью и потребность в прекращении княжеских междоусобиц, в объединении всех русских земель. Политические идеи этой эпохи отражены в содержании самых известных древнерусских произведений:

«Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (XI век) обосновывало княжескую власть через волю Бога, роль закона и истины в регулировании поведения человека.

«Повесть временных лет» монаха Нестора (XII век) утверждала идею единства всех русских княжеств.

«Слово о полку Игореве» (XII век) передавало идею пагубности княжеских раздоров перед лицом внешней опасности и содержало призыв к объединению.

В XIV-XVI вв. центром объединения русских земель становится Москва. Московское княжество превращается в мощную державу, с которой считаются ее соседи, а княжеская власть, трансформировавшись в царскую, приобретает неограниченные полномочия. Все это потребовало соответствующего идеологического обоснования.

Для укрепления авторитета московских государей широко использовалось теологическое (божественное) обоснование происхождения власти. Теория «Москва – третий Рим» (после Рима и Константинополя) монаха Филофея в конце XV – начале XVI века доказывала закономерность возвышения власти князя Московского. Согласно его идее, после падения Константинополя в 1453 г. Московское государство превращалось в мировой центр православия, а русский народ становился единственным хранителем православной веры. Царь – наместник Бога и его слуга. Он вправе требовать безусловного повиновения со стороны подданных, но одновременно царь выступает хранителем и защитником православных традиций.

Множество факторов, включая природно-климатический, геополитический, способствовало установлению в России сильного государства с деспотической властью, формированию идей самобытности и исключительности России. В XVI веке формулируется и предельно четко звучит идея самодержавия в письмах Ивана Грозного А. Курбскому.

С идеей централизации государственной власти выступил идеолог дворянства И. Пересветов (XVI век). Лишь в централизованном государстве и сильном монархе Пересветов видел средство преодоления оскудения государства. Царь, по его представлению, должен быть «грозен и мудр». Он должен ограничить всесилие бояр, которые чрезмерным порабощением холопов наносят вред благосостоянию государства.

Политическая мысль России XVII-XVIII вв.

На втором этапе влияние религии падает, обозначился переход от религиозной к светской идее государственной власти – секуляризация. XVII век в истории России – это период укрепления централизованного государства и постепенного становления абсолютной монархии. В русской политической мысли стали преобладать абсолютистские тенденции.

Одним из ярких представителей политической мысли XVII века был Ю. Крижанич. Вслед за Аристотелем он разделил формы правления на правильные и неправильные. К правильным он отнес совершенное самовластво – неограниченную монархию с мудрым царем на троне; боярское правление; общевластво, то есть республику. Мыслитель считал, что наиболее совершенной является первая форма правления, поскольку она позволяет обеспечить покой в стране, согласие в народе, справедливость и общее благо. Соответственно к неправильным формам он отнес тиранию, олигархию и анархию. Гарантией против тирании, по Крижаничу, должны стать хорошие законы и контроль за их исполнением.

С XVIII века в ней преобладает просветительская тенденции, связанная с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I. Политическая мысль России XVIII века находилась под сильным влиянием европейского Просвещения. Но эти идеи были восприняты своеобразным образом. Если в Европе теории естественного права и общественного договора стали основой для обоснования свобод индивида и ограничения королевской власти, то в России они были использованы для обоснования идеологии абсолютизма.

Ф. Прокопович - идеолог просвещенного абсолютизма - доказывал, что источник происхождения власти монарха кроется в народной воле, которая, в свою очередь, направляется Богом. Отдав власть монарху, народ не может расторгнуть с ним договор. Идея Прокоповича о следовании царя принципу «народного блага» стала истоком формирования концепции «службы» царя Отечеству и народу. Петр I показал пример подобного царствования. Его непосредственное участие в военных действиях и строительстве наглядно «демонстрировало» подданным особые «обязанности» монарха.

Истоки либерального течения общественной мысли связаны с именем просветителя Н.И. Новикова. Его публицистика и издательская деятельность способствовали формированию критического отношения к самодержавно-крепостническому строю.

Радикальное течение русского Просвещения XVIII века представлено А.Н. Радищевым - первым революционным мыслителем России. Свой протест против крепостничества он аргументировал ссылками на естественное право, согласно которому все рождаются равными и свободными. Естественные права включают в себя защиту жизни и собственности, вольность, право народа на восстание. Народ вправе расторгнуть общественный договор и даже казнить государя, который не исполняет своих обязанностей. Самодержавие в оценке Радищева - наихудшая форма правления. Будущее России мыслитель видел как народную республику. С именем Радищева связано начало революционно-демократического направления общественной мысли и практики в России.

Основные направления развития российской политической

Мысли XIX-XX вв.

В XIX веке окончательно формируются 3 направления общественно-политической мысли: консервативное, либеральное, радикальное.

Консервативное направление представляли мыслители, выступавшие за сохранение существовавшего порядка: абсолютную монархию, крепостное право, дворянские привилегии. Известный историк Н.М. Карамзин считал, что любое ограничение императорской власти в России будет иметь своим последствием общественную нестабильность.

Идея единения царя и народа получила обоснование в теории официальной народности министра просвещения С.С. Уварова. Она выражалась формулой «православие, самодержавие, народность».

Развитие консервативно-монархической политической мысли в России конца ХIХ – начала ХХ века связывают с именами К.П. Победоносцева и К.Н. Леонтьева. Русский монархический консерватизм как политическая идеология формируются под влиянием традиционного видения «народоправства на Руси» и православной культуры. Самодержавие воспринималось как освященная Богом традиция, как форма правления, которая отвечает национальному складу русского человека. Парламентаризм и выборные системы критиковались, так как они не могут быть эффективными в условиях «падения нравственности»

Либеральное направление включало тех, кто исходил из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. Сторонники этого направления выступали за реформы.

В началеXIX века М.М. Сперанский разработал проект конституционных преобразований. Он включал проведение реформ в стране, постепенную отмену крепостного права, конституционное ограничение императорской власти, принцип разделения властей, свободу печати, публичное ведение судебных дел. Но император Александр I не пошел на реализацию этого проекта.

На рубеже 30-40-х гг. XIX века оформляются два течения общественно-политической мысли России - западничество и славянофильство. Импульсом к формированию двух направлений общественной мысли послужили идеи П.Я. Чаадаева. В своих «Философических письмах» он выразил протест против самодержавия и крепостничества, но одновременно проявил пессимизм в оценке настоящего и будущего России. По Чаадаеву, русский народ оказался вне общей логики истории, главной причиной чего стала изоляция от католической Европы. Позднее он сделал более оптимистичный вывод: используя опыт других народов и учась на чужих ошибках, Россия сможет решить многие социальные проблемы и ответить на вопросы, которые занимают человечество.

Славянофилы связывали обновление России с отказом от копирования идеалов Запада. История Запада, с их точки зрения, – это история насилия, вражды, отказа от свободы и духовности. Особый путь России определяется православием, общиной и соборностью. Под соборностью понималась особая форма единения народа, когда все сословия объединяются на основе любви к Богу и друг к другу. К числу известных славянофилов относятся А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские.

Идеям славянофильства нельзя дать однозначной оценки. Славянофилы стояли на позициях консерватизма, выступая за сохранение самодержавия и крестьянской общины. В то же время славянофилы высказали передовые для своего времени идеи: отмена крепостничества, историческое право крестьян на землю, свобода печати и слова, свобода совести. Славянофилы были сторонниками монархии, но их представления о самодержавном строе отличались от официальной идеологической доктрины. Это был своеобразный романтический консерватизм. Они идеализировали монархические устои допетровской Руси, видя в них воплощение соборного начала, и считали, что монарх получает власть от народа.

Западники были последователями идей Просвещения. Они критиковали российскую действительность и отстаивали необходимость ее развития по западноевропейскому пути. Среди известных западников либеральной направленности были К.Д. Кавелин и Т.Н. Грановский.

Основателем охранительного либерализма был Б.Н. Чичерин. Он отстаивал идею конституционной монархии, при которой существует оппозиция, называл свою политико-правовую концепцию консервативным (охранительным) либерализмом, так как «там, где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить осторожно и постепенно», поэтапно «сверху».

Несколько дальше в своих размышлениях пошел П.И. Новгородцев, развивавший идею социального государства. Его основная мысль: право на достойное человеческое существование должно быть гарантировано государством. По мнению Новгородцева, свобода возможна лишь при наличии материальных условий и фактического ее осуществления.

На рубеже XIX-XX вв. широкую известность получили религиозно-нравственные концепции государства и политики. Модернизировав идеи христианства применительно к новым общественным задачам, авторитетные мыслители этого времени - В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев – обосновали свое видение общественного идеала. Их позиции объединяло непринятие политического радикализма и всех форм насилия, обоснование главенства нравственного начала над политической сферой, рассмотрение социальных институтов, в том числе и государства как воплощения личностно-человеческого и общечеловеческого смысла.

Радикальное направление представлено теми, кто с помощью радикальных методов (революции, бунта и т.п.) пытался преобразовать общественную жизнь. Целью был, как правило, социализм.

Первыми революционерами были декабристы, поднявшие восстание в 1825 г. Декабристы состояли из двух течений. Умеренное течение исходило из целесообразности ограничения самодержавия конституцией и законодательной властью. Идеологом этого направления был Н.М. Муравьев, составивший проект «Конституции». Радикальное направление требовало упразднения монархии и установления республики. Основные программные положения этого течения были изложены П.И. Пестелем в «Русской правде».

Самой влиятельной революционной доктриной второй половины XIX века было народничество. У его истоков стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, основоположники русского социализма. Под социализмом они понимали воплощение принципов социального равенства и справедливости, политической демократии. Герцен и Чернышевский считали, что Россия в своем развитии может миновать капитализм, а потенциал для социалистических преобразований заложен в крестьянской общине. Другими словами, особый путь России - это крестьянский, общинный социализм. Особую роль в этом процессе они отводили интеллигенции.

Народники 1860-70-х гг. попытались непосредственно соединить социалистические идеи с практикой. Народничество этого периода было представлено тремя направлениями: бунтарским, пропагандистским и заговорщическим.

Бунтарский вариант народничества связан с именем М.А. Бакунина. Он вошел в историю как крупнейший теоретик анархизма. Государство, по его мнению, должно быть немедленно разрушено. Сам же Бакунин противопоставил государству новую форму организации в виде федерации самоуправляющихся трудовых союзов и общин. Последователем Бакунина был П.А. Кропоткин.

Идеологом пропагандистского течения народничества был П.Н. Лавров. Он считал, что революцию следует готовить легальными средствами, и призвал революционную молодежь идти в народ для пропаганды революционных идей.

Идеологом заговорщического течения был П.Н. Ткачев. Он утверждал, что пропаганде должен предшествовать социальный переворот. Началом социальной революции должны стать захват революционным меньшинством (партией) государственной власти и создание революционного государства. Только после этого, по Ткачеву, следует развернуть пропаганду для вовлечения народа в революционный процесс.

Начиная с 90-х гг. XIX века, в России получает распространение марксизм. Распространение марксизма в России и марксистской концепции политики связывают с именем Г.В. Плеханова. Марксизм распространялся в двух вариантах: ортодоксальный марксизм, ориентированный на революционную борьбу (В.И. Ленин), и реформистский, или так называемый «легальный» марксизм (П.Б. Струве). После 1917 г. революционный марксизм стал официальной идеологией СССР. После прихода к власти большевиков развитие политической науки в России было надолго прервано и восстановилось только в конце 1980-х гг. Официальное признание политологии в СССР как самостоятельной науки и образовательной дисциплины произошло в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ века, после официальной отмены руководящей роли КПСС (шестой статьи Конституции СССР).

Таким образом, хотя политическая мысль России начала развиваться позже западноевропейской, для нее не было характерно механическое копирование идей последней. Российские мыслители создали немало собственных оригинальных концепций, в которых нашли отражение сложившаяся социальная, политическая и духовная практика России и потребности исторического развития страны. Как и на Западе, политическая мысль России была направлена на поиск наиболее совершенной формы власти и общественной жизни.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему политическая мысли в России возникла позже, чем на Западе и Востоке?

2. Назовите представителей радикального, либерального и консервативного направлений политической мысли России?

3. В чем суть идеи «Москва – третий Рим»?

 

 

Дополнительная литература

1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. / рук. проекта Г.Ю. Семигин, Л.Н. Анисова, В.В. Баев. – М.: Мысль, 1997.

2. Вся политика: хрестоматия / сост.: В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М.: Европа, 2006. – 440 с.

3. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2004. – 944 с.

4. История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. В 3 ч. – М.: Юридическая литература, 1997.

5. Политическая мысль второй половины ХХ века: хрестоматия по политологии для студентов вузов / сост. В.А. Мальцев. – Пермь: Звезда, 1999. – 588 с.

6. Политология. Хрестоматия / сост. Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е. Хренов. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с

7. Политология: хрестоматия / сост. проф. М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2000. – 843 с.

8. Рубаник, С.А. История политических и правовых учений. Академический курс: учебник для вузов / С.А. Рубаник; отв. ред. В.Е. Рубаник. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 477 с.

.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...