Стратегическая сегментация внешней и внутренней среды организации
Для выбора стратегических позиций производственной системы мы использовали концепции стратегических зон хозяйствования. Под стратегической зоной хозяйствования следует понимать отдельный сегмент внешней среды ПС, на который она имеет (или хочет иметь) выход. Стратегическая сегментация рынка - исследование рынка с целью стратегического прогнозирования его параметров для разработки стратегии фирмы. К параметрам рынка относятся: функции или потребности, которые нужно удовлетворить; группы потребителей по целевым сегментам; объёмы, цены и сроки продаж по целевым сегментам; технологии удовлетворения потребностей. На данном этапе для нашей организации важно выделить рынок, на котором мы хотим вести конкурентную борьбу. Для выбора своего базового рынка нам необходимо разбиение рынка на части, состоящие из потребителей со схожими потребностями и поведенческими или мотивационными характеристиками и создающие для нашей фирмы благоприятные маркетинговые предпосылки. Выделение стратегических зон хозяйствования (СЗХ) Выбор СЗХ непосредственно связан с миссией организации. Миссия может выражаться как одной СЗХ, так и их набором. При этом возможны сочетания СЗХ на рынках различных товаров. Для выделения СЗХ применяют следующие их параметры: 1. Перспективы роста в данной СЗХ. Они должны выражаться потенциальными темпами роста объёмов производства продукции с одновременной увязкой этих темпов с фазами жизненного цикла спроса на продукцию. 2. Перспективы рентабельности производства продукции в данной СЗХ, зависящие от возможностей реализации в ней ожидаемой прибыли, а также достижения требуемого уровня издержек производства.
3. Ожидаемый уровень нестабильности внешней среды, при котором перспективы роста объёма продаж и рентабельности производства теряют определённость и могут изменяться. 4. Главные факторы успешной конкуренции в будущем, отражающие остроту конкуренции, техническую и экономическую политику конкурентов. Возможность достижения требуемого уровня конкурентоспособности и т.д. и т.п. Мы рассматриваем возможным для данного предприятия выделить 2 СЗХ. Мы полагаем, что главными факторами нашего успеха являются качество нашей продукции, удовлетворение самых оригинальных и непредсказуемых потребностей наших клиентов и достаточно невысокие, в сравнении с конкурентами, цены. 1. Вид деятельности: производство межкомнатных перегородок; 2. Географический регион: г. Санкт-Петербург; . Потребители: · Покупатели с низким уровнем дохода (до 15000 руб.); · Покупатели со средним и высоким уровнем дохода Первая группа потребителей ориентирована на приобретение межкомнатных перегородок на основе ДСП, вторая группа - на основе более современной технологии МДФ, которая обеспечивает новые качественные характеристики производимых межкомнатных перегородок, а также является более экологически чистым продуктом, так как при данном производстве не используются вредные для здоровья эпоксидные смолы и фенол. Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования (ПСЗХ) Оценка привлекательности СЗХ основана на следующих принципах: 1. Необходим глобальный прогноз экономических, социальных, политических. Технологических условий для тех СЗХ, которые интересуют организацию. 2. Необходим анализ степени воздействия важнейших тенденций и случайных событий на соответствующую СЗХ и оценка нестабильности в этой зоне. . Необходима экстраполяция прежних тенденций роста и рентабельности в рассматриваемых СЗХ.
. необходим анализ факторов, определяющих спрос и оценка возможных изменений в сложившихся тенденциях спроса. Оценка общих сдвигов в тенденциях роста в близкой и далёкой перспективе проводится с помощью баллов интенсивности. . С помощью анализа степени конкурентного давления и экстраполяции данных о рентабельности дается оценка возможных изменений в тенденциях рентабельности. . Оценку будущей привлекательности СЗХ можно произвести по следующей зависимости:
Пприн. СЗХ = Кр * Пр. СЗХ x Пр. СЗХ = αПР + βР+ xБ - zH,
где: Пр. СЗХ - расчетная ПСЗХ ; Кр - размерный коэффициент; ПР - перспективы роста данной СЗХ (сумма оценок параметров по шкале интенсивности); Р - рентабельность в данной СЗХ; Б - благоприятные тенденции; Н - неблагоприятные тенденции; α, β, x, z - коэффициенты относительного вклада каждого фактора (сумма равна единице). На данном этапе мы провели анализ факторов, определяющих спрос и оценку возможных изменений в сложившихся тенденциях спроса. Оценку общих сдвигов в тенденциях роста в близкой и далёкой перспективе мы осуществляли с помощью баллов интенсивности.
Оценка изменений в прогнозируемом росте СЗХ №1 (межкомнатные перегородки на основе ДСП)
Шкала интенсивности | ||||||||||||
-5 | +5 | |||||||||||
Темп роста соответствующего сектора экономики | понизится | +2 | повысится | |||||||||
Прирост численности потребителей данного сектора | понизится | +2 | повысится | |||||||||
Динамика географического расширения рынков | расширение | 0 | сужение | |||||||||
Степень устаревания продукции | снизится | -2 | повысится | |||||||||
Степень обновления продукции | снизится | +2 | повысится | |||||||||
Степень обновления технологий | снизится | +2 | повысится | |||||||||
Уровень насыщения спроса | повысится | 0 | снизится | |||||||||
Общественная приемлемость товара | понизится | -2 | повысится | |||||||||
Государственное регулирование издержек | ужесточится | 0 | ослабеет | |||||||||
Государственное регулирование роста | ужесточится | 0 | ослабеет | |||||||||
Неблагоприятные факторы для роста рентабельности | возрастут | +2 | уменьшатся | |||||||||
Благоприятные факторы для роста рентабельности | уменьшатся | +3 | возрастут | |||||||||
Прочие факторы, имеющие значение для СЗХ | +2 | |||||||||||
Общая оценка изменений в перспективе роста | 11 |
|
|
Оценка изменений в прогнозируемом росте СЗХ №2 (межкомнатные перегородки на основе МДФ)
Параметры | Шкала интенсивности | ||
-5 | +5 | ||
Темп роста соответствующего сектора экономики | понизится | +2 | повысится |
Прирост численности потребителей данного сектора | понизится | +2 | повысится |
Динамика географического расширения рынков | расширение | 0 | сужение |
Степень устаревания продукции | снизится | 0 | повысится |
Степень обновления продукции | снизится | +2 | повысится |
Степень обновления технологий | снизится | +2 | повысится |
Уровень насыщения спроса | повысится | -2 | снизится |
Общественная приемлемость товара | понизится | -3 | повысится |
Государственное регулирование издержек | ужесточится | 0 | ослабеет |
Государственное регулирование роста | ужесточится | 0 | ослабеет |
Неблагоприятные факторы для роста рентабельности | возрастут | +3 | уменьшатся |
Благоприятные факторы для роста рентабельности | уменьшатся | +2 | возрастут |
Прочие факторы, имеющие значение для СЗХ | +1 | ||
Общая оценка изменений в перспективе роста | 9 |
Оценка изменений рентабельности СЗХ №1 (межкомнатные перегородки на основе ДСП)
Параметры | Шкала интенсивности | ||
-5 | +5 | ||
Колебания рентабельности | отсутствуют | +1 | очень велики |
Колебания объёма продаж | отсутствуют | -1 | очень велики |
Колебания цен | отсутствуют | 0 | очень велики |
Цикличность спроса | отсутствуют | +2 | очень велики |
Уверенность спроса по отношению к мощности | очень высок | 0 | очень низок |
Характеристика структуры рынка | высокая концентрация | +4 | равномерное |
Стабильность структуры рынка | высокая | -3 | низкая |
Обновление состава продукции | редкое | -2 | частое |
Продолжительность жизненных циклов | большая | -1 | малая |
Время разработки новой продукции | длительное | -2 | короткое |
Расходы на НИОКР | высокие | +4 | низкие |
Затраты, необходимые для входа/выхода на рынок | высокие | -4 | низкие |
Агрессивность ведущих конкурентов | низкая | +4 | высокая |
Интенсивность торговой рекламы | низкая | +3 | высокая |
Послепродажное обслуживание | отсутствует | 0 | значительное |
Степень удовлетворения потребителей | высокая | -2 | низкая |
Государственное регулирование конкуренции | отсутствует | 0 | жёсткое |
Государственное регулирование производства товаров | отсутствует | 0 | жёсткое |
Давление потребителей | слабое | +4 | сильное |
Общая оценка сдвигов в перспективе рентабельности | 7 |
Оценка изменений рентабельности СЗХ №2 (межкомнатные перегородки на основе МДФ)
|
|
Параметры | Шкала интенсивности | ||
-5 | +5 | ||
Колебания рентабельности | отсутствуют | +2 | очень велики |
Колебания объёма продаж | отсутствуют | -1 | очень велики |
Колебания цен | отсутствуют | 0 | очень велики |
Цикличность спроса | отсутствуют | 0 | очень велики |
Уверенность спроса по отношению к мощности | очень высок | +2 | очень низок |
Характеристика структуры рынка | высокая концентрация | +2 | равномерное |
Стабильность структуры рынка | высокая | -3 | низкая |
Обновление состава продукции | редкое | +3 | частое |
Продолжительность жизненных циклов | большая | -2 | малая |
Время разработки новой продукции | длительное | -2 | короткое |
Расходы на НИОКР | высокие | +4 | низкие |
Затраты, необходимые для входа/выхода на рынок | высокие | -4 | низкие |
Агрессивность ведущих конкурентов | низкая | +3 | высокая |
Интенсивность торговой рекламы | низкая | +2 | высокая |
Послепродажное обслуживание | отсутствует | 0 | значительное |
Степень удовлетворения потребителей | высокая | -1 | низкая |
Государственное регулирование конкуренции | отсутствует | 0 | жёсткое |
Государственное регулирование производства товаров | отсутствует | 0 | жёсткое |
Давление потребителей | слабое | +3 | сильное |
Общая оценка сдвигов в перспективе рентабельности | 8 |
Пр. СЗХ 1 = 0,5*11 + 0,2*7 + 0,2*3 - 0,1*2 = 7,3
Пр. СЗХ 2 = 0,4*9 + 0,3*8 + 0,2*2 - 0,1*3 = 6,1
В зависимости от расчётного значения привлекательности СЗХ (Пр. СЗХ) вводится размерный коэффициент Кр (если: Пр. СЗХ <10, Кр = 0,1; Пр. СЗХ < 100, Кр = 0,01; Пр. СЗХ < 1000, Кр = 0,001).
Пр. СЗХ 1 = 7,3 < 10, следовательно, Кр = 0,1
Пр. СЗХ 2 = 6,1 < 10, следовательно, Кр = 0,1
Принимаемое значение привлекательности СЗХ определяем по формуле:
Пприн.СЗХ1 = 0,1*7,3 = 0,73
Пприн.СЗХ2 = 0,1*6,1 = 0,61
Привлекательность СЗХ1 больше привлекательности СЗХ2, необходимо отметить, что обе они являются привлекательными для нашей фирмы. Для получения более полной картины о привлекательности фирмы в рассматриваемых СЗХ, необходимо рассчитать конкурентный статус нашей организации в каждом сегменте.
|
|