Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 1. Содержание управления в области здравоохранения




§ 1. Содержание управления в области здравоохранения

 

Правовой основой управления в области здравоохранения являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закон Российской Федерации " О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральные законы от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ " О лекарственных средствах", от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ " О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Федеральный закон " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности в данной сфере, гарантии их реализации. Закон также закрепляет полномочия и ответственность властей, права и обязанности медорганизаций, фармацевтических и медработников.

Среди основных принципов охраны здоровья - доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в ней; приоритет интересов пациента при ее оказании, а также охраны здоровья детей и профилактики. Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся:

- проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья;

- организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

- организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

- лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья;

- организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья;

- организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

- организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

- организация оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (далее - клиническая апробация) медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

- организация медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, а также ряд других.

 

§ 2. Система и правовое положение органов исполнительной

власти, осуществляющих управление в области здравоохранения

Государственное управление в сфере здравоохранения осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации, находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство, а также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, руководство деятельностью которой осуществляет Правительство Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

В функции Федеральной службы входит осуществление надзора за фармацевтической деятельностью; соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения проводит аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств, а также осуществляет проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения.

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

- функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, организацию медико-социальной экспертизы и организацию деятельности службы крови, функции по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов, по организации предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан;

- функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов по пилотируемым программам, проведении водолазных и кессонных работ) и населения отдельных территорий < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 206, с изменениями от 28 ноября 2006 г., 2 июня 2008 г.

 

Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет следующие полномочия:

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии;

- контроль и надзор в сфере донорства крови и ее компонентов;

- устанавливает медико-санитарные требования в отношении продукции (работ, услуг), ее характеристик, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, сведения о которых составляют государственную тайну или относятся к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 с изменениями от 23 мая, 14 декабря 2006 г.

 

Федеральная служба осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

В функции Федеральной службы входит установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); информирование органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; подготовка предложений о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина), а также организация ведения социально-гигиенического мониторинга.

К полномочиям Федеральной службы также относится осуществление проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

 

Контрольные вопросы

 

1. Правовые основы государственного управления в области здравоохранения.

2. Система и компетенция органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области здравоохранения.

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

 

1. Вялков А. И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. М., 2003.

2. Ерохина Т. В. Структура административно-правового статуса медицинских учреждений // Административное право. 2010. N 1.

3. Медицинское право. Учебник. М., 2015.

4. Шилюк Т. О. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения // Административное право и процесс. 2009. N 3.

5. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ " Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (СЗ РФ. 1998. N 38. Ст. 4736).

6. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650).

7. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ " Об обращении лекарственных средств" (СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815).

8. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ " Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6422).

9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724).

10. Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 (СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3526).

11. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 (СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2900).

12. Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 206 (СЗ РФ. 2005. N 16. Ст. 1456).

13. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322) (СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2901).

 

Глава 36. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...