Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 3. Воинская обязанность и военная служба




§ 3. Воинская обязанность и военная служба

в Российской Федерации

 

К мерам, входящим в организацию обороны страны, относится и организация исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности и несения ими военной службы. В целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной ст. 59 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, Федеральным законом " О воинской обязанности и военной службе" установлена воинская обязанность. Целью законодательного установления этой обязанности для граждан Российской Федерации является обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований личным составом в мирное время, а также обеспечение их личным составом в период мобилизации и в военное время.

Сущность воинской обязанности состоит в том, что граждане Российской Федерации привлекаются к мероприятиям, установленным Федеральным законом " О воинской обязанности и военной службе" (формы исполнения воинской обязанности). Согласно ст. 1 этого Закона воинская обязанность предусматривает:

- воинский учет;

- обязательную подготовку к военной службе;

- призыв на военную службу;

- прохождение военной службы по призыву;

- пребывание в запасе;

- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время.

Воинская обязанность исполняется гражданами Российской Федерации. Она не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации. Кроме того, Федеральный закон " О воинской обязанности и военной службе" определяет круг граждан, которые освобождаются от воинской обязанности. К ним относятся следующие лица:

- граждане мужского пола моложе 16 лет;

- граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

- граждане мужского и женского пола, достигшие предельного возраста пребывания в запасе и переведенные в отставку;

- граждане, не годные к военной службе по состоянию здоровья.

Все остальные граждане Российской Федерации исполняют воинскую обязанность в одной из форм, предусмотренных Законом (например, находятся на воинском учете, проходят военную службу по призыву, пребывают в запасе и т. д. ). В ряде случаев закон предусматривает освобождение граждан от какой-либо формы исполнения воинской обязанности (например, от призыва на военную службу в связи с предоставлением отсрочки). Но такое освобождение не означает, что гражданин полностью освобождается от исполнения воинской обязанности.

Принципиально важным является то, что действующий Федеральный закон " О воинской обязанности и военной службе" в отличие от ранее действовавших Закона СССР " О всеобщей воинской обязанности" и Закона Российской Федерации " О воинской обязанности и военной службе" 1993 года четко разграничил исполнение гражданами воинской обязанности в установленных этим Законом формах и добровольное исполнение гражданами долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу и добровольной подготовки к военной службе. Эти положения Федерального закона " О воинской обязанности и военной службе" четко соответствуют ст. 59 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В Российской Федерации предусмотрена возможность для граждан (иностранных граждан), а также военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, добровольного поступления (по контракту) на военную службу. Порядок поступления на военную службу по контракту определяется разделом V " Поступление на военную службу по контракту" Федерального закона " О воинской обязанности и военной службе".

Однако при этом, добровольно поступив на военную службу, гражданин приобретает статус военнослужащего и связанные с ним юридические обязанности, за неисполнение которых может быть привлечен к юридической ответственности вплоть до уголовной.

Исполнение гражданином воинской обязанности в одной из предусмотренных Федеральным законом форм (например, постановка на воинский учет, призыв на военную службу) является не только исполнением долга по защите Отечества, но и конституционной обязанностью по защите Отечества и, следовательно, юридической обязанностью. За неисполнение этой обязанности наступает предусмотренная законодательством юридическая ответственность, независимо от того, имеет гражданин статус военнослужащего или нет (например, уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу).

Военная служба в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом " О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 " Вопросы прохождения военной службы" < 1>, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4534.

 

В соответствии с Федеральным законом " О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Прохождение военной службы осуществляется:

- гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

- иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом.

В соответствии с установленной организационной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также системой штатных должностей существуют следующие формы военной службы:

- военная служба офицеров;

- военная служба прапорщиков и мичманов;

- военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин.

По способу поступления военная служба делится на военную службу по призыву и военную службу по контракту. Военная служба по контракту является составной частью государственной службы Российской Федерации < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ " О системе государственной службы Российской Федерации".

 

Исходя из данного основания военнослужащие объединены в две группы (категории): военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту.

Военную службу по призыву проходят солдаты, сержанты, старшины, солдаты и матросы, зачисленные на военную службу по призыву; офицеры, призванные на военную службу из запаса, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.

Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Военная служба является видом федеральной государственной службы в Российской Федерации. Ей присущи все основные черты и принципы государственной службы в Российской Федерации:

- законность;

- внепартийность;

- обязательность решений вышестоящих органов военного управления и должностных лиц для военнослужащих, нижестоящих органов военного управления и должностных лиц; подконтрольность и подчиненность органов военного управления и военнослужащих;

- равный доступ граждан Российской Федерации к военной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;

- ответственность военнослужащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

- социальная защищенность военнослужащих и стабильность военной службы.

Вместе с тем военная служба, основываясь на основных принципах государственной службы, является ее особым видом. Это связано с тем, что Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы предназначены для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации военными методами, прямо связанными с вооруженной борьбой с противником с использованием вооружения и военной техники. В связи с этим военная служба имеет существенные особенности по сравнению с другими видами государственной службы. Эти особенности дают основания считать военную службу особым видом государственной службы. Они являются следующими.

Гражданин (иностранный гражданин), поступающий или призываемый на военную службу должен соответствовать медицинским требованиям, а поступающий на военную службу по контракту, кроме того, и профессионально-психологическим требованиям, а также требованиям по уровню образования; профессиональной и физической подготовки.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части. Текст Военной присяги утвержден Федеральным законом " О воинской обязанности и военной службе".

Приведение к Военной присяге проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца, или по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

До приведения к Военной присяге военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника; на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

Отношения, связанные с военной службой регулируются Федеральным законом " О воинской обязанности и военной службе", а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Военная служба отличается повышенной обязательностью ее требований. После поступления (призыва) на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, прекращать выполнение служебных обязанностей, самовольно покидать место военной службы.

Более строгая, по сравнению с государственной службой, ответственность за служебные правонарушения.

Беспрекословность служебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников). Однако командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наличие у военнослужащих персональных воинских званий, что обеспечивает ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих. Основное назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить отношения власти и подчинения во взаимоотношениях между военнослужащими. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Наличие военной формы одежды и знаков различия < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Указ Президента РФ от 11 марта 2010 г. N 293 " О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия".

 

Начало, срок и окончание военной службы определяются ст. 38 Федерального закона " О воинской обязанности и военной службе", а также Положением о порядке прохождения военной службы.

Начало военной службы определяет для гражданина момент поступления на военную службу и приобретение статуса военнослужащего. С началом военной службы гражданин становится военнослужащим, на него начинает распространяться Федеральный закон " О статусе военнослужащих", а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие права, обязанности и ответственность военнослужащих.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона " О воинской обязанности и военной службе" началом военной службы считается:

- для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового;

- для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

- для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.

Данной статьей также устанавливается срок военной службы:

- для военнослужащих, призванных на военную службу, - 12 месяцев;

- для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

- военнослужащий находится на стационарном лечении;

- военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;

- военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

- военнослужащий участвует в походах кораблей;

- военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;

- военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

- в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части;

- а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237.

 

Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении (в частности, военная служба в районах Крайнего Севера и других местностях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие обороны как области государственного управления.

2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление в области обороны и их компетенция.

3. Система органов военного управления.

4. Правовые основы воинской обязанности в Российской Федерации.

5. Военная служба в Российской Федерации.

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

 

1. Бакурова Н. Н. Государственное управление в административно-политической сфере. М.: Норма, 2018.

2. Мигачев Ю. И. Государственное управление в области обороны Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. N 9.

3. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Военное право. Учебник. М.: Юристъ, 2008.

4. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ " О военном положении" (СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375).

5. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ " Об обороне" (СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750).

6. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ " О воинской обязанности и военной службе" (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475).

7. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ " О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331).

8. Указ Президента РФ от 10 сентября 2014 г. N 627 " О Военно-промышленной комиссии Российской Федерации" (СЗ РФ. 2014. N 37. Ст. 4938).

9. Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 (СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3538).

10. Положение о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1083 (СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3539).

11. Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 (СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3541).

12. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 (СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2882).

13. Положение о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 651 (СЗ РФ. 2018. N 1. Ст. 324).

 

Глава 40. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...