Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации




Изучение данного раздела курса начинается с темы «Конституционная система государственных органов Российской Федерации». Уяснив понятие государственного органа, необходимо усвоить принципы построения системы государственных органов, тщательно изучить критерии классификации государственных органов. При этом следует иметь в виду, что в единую систему государственных органов Российской Федерации входят и федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Важно также понять, чем обусловлено и в чем проявляется единство системы государственных органов.

Студенту надлежит знать, что многообразие государственных органов не сводится лишь к трем их видам (органам законодательной, исполнительной и судебной власти). Во-первых, не входит непосредственно ни в одну из этих ветвей власти Президент Российской Федерации – глава государства; во-вторых, не относятся ни к одному из трех упомянутых видов такие государственные органы, как прокуратура, Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и ряд других.

Важное место в этом разделе курса занимают вопросы избирательного права. Необходимо усвоить понятия избирательной системы и избирательного права, изучить принципы проведения выборов в Российской Федерации, а также порядок их подготовки и проведения. При изучении источников избирательного права следует обратить особое внимание на то, в какой мере федеральное законодательство регулирует выборы на уровне субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

При подготовке вопроса о видах избирательных систем нужно разобраться в достоинствах и недостатках мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, какие аргументы были высказаны при введении пропорциональной избирательной системы, примененной на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 5-го созыва в декабре 2007 г.

Изучая темы курса, посвященные отдельным федеральным органам государственной власти (Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации), важно прежде всего понять их место в системе власти, обусловленное их полномочиями, а также их взаимоотношения с другими государственными органами. Так, применительно к Президенту Российской Федерации студент, в частности, должен уметь раскрыть его функцию по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, показать, в чем проявляются другие составляющие его статуса, содержащиеся в статье 80 Конституции Российской Федерации; применительно к Федеральному Собранию – раскрыть тезис о том, что оно является как представительным, так и законодательным органом.

Необходимо также изучить порядок формирования соответствующего органа власти, его структуру, внутреннюю организацию (применительно к Президенту следует получить представление об организации его Администрации), порядок деятельности, полномочия, принимаемые акты.

Студентам также надлежит быть в курсе проводимой в Российской Федерации административной реформы, о необходимости которой упомянул Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию 2001 г. Студентам необходимо знать цели и задачи, этапы реализации административной реформы, систему мероприятий по ее проведению, механизмы реализации.

При рассмотрении организации и деятельности Федерального Собрания нужно уяснить отличия его двухпалатной структуры от двухпалатной структуры прежнего российской парламента - Верховного Совета; понять, чем было обусловлено изменение порядка формирования Совета Федерации, осуществленное в 2000 г.

Среди указанных федеральных органов государственной власти вопросы внутренней организации и порядка деятельности наиболее детально должны быть изучены в отношении палат Федерального Собрания. Это касается, прежде всего, их комитетов и комиссий, специальных внутренних органов, создающихся для рассмотрения организационных вопросов (советов палат), а также депутатских объединений (фракций и депутатских групп). Нуждается в обстоятельном рассмотрении и вопрос о правовом статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

Изучая порядок деятельности палат Федерального Собрания, студент должен получить представление о различных парламентских процедурах (о созыве заседаний, определении повестки дня, обсуждении вопроса, голосовании и т.д.). Особое внимание нужно уделить законодательному процессу, при этом требуется уяснить роль каждой из палат, а также то, как в нем участвуют Президент и Правительство. Необходимо, в частности: различать федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации, и те, которые могут быть им «молчаливо одобрены»; усвоить, кем направляются Президенту для подписания и обнародования федеральные законы; знать тот единственный случай, когда федеральные законы поступают главе государства непосредственно из Государственной Думы; четко разграничивать право Президента отклонить направленный ему федеральный закон (наложить вето) и право возвратить закон без рассмотрения.

В число источников, на которые нужно опираться при подготовке вопросов данного раздела курса, входят соответствующие регламенты: Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства. Следует иметь в виду, что эти акты довольно быстро обновляются, вследствие чего их описания, содержащиеся в перечнях источников к темам семинарских занятий, могут с течением времени существенно устареть.

Изучение федеральных государственных органов завершается судебной ветвью власти. Студенту необходимо изучить судебную систему Российской Федерации, полномочия судов различной юрисдикции (арбитражных, общей юрисдикции, мировых), в том числе Высшего Арбитражного и Верховного суда Российской Федерации, принципы судопроизводства в Российской Федерации, статус судей, органы судейского сообщества. Следует подробно остановиться на Конституционном Суде РФ. При этом важно соединить знания, полученные в конце курса, со сведениями об актах Конституционного Суда России, которые стали известны студенту при подготовке предшествующих тем.

Изучая систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нужно опираться на Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также привлечь их конституции и уставы. Углубленное проникновение в эту проблему с использование иных нормативных правовых актов субъектов Федерации может быть осуществлено на примере Республики Северная Осетия - Алания. В поле зрения студента также должны быть правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в связи с оценкой конституционности уставов Алтайского края, Читинской и Тамбовской областей, Конституции Республики Алтай. Значение указанных постановлений Конституционного Суда РФ выходит за рамки соответствующих субъектов Федерации.

При подготовке заключительной темы курса, посвященной основам местного самоуправления, в качестве ключевого (после Конституции) источника следует использовать Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Необходимо изучить также законы о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц, опубликованные для всеобщего сведения. Подспорьем для студента будут соответствующие решения Конституционного Суда, в частности, касающиеся Устава и законов Курской области (определение от 4 ноября 1999 г. и постановление от 30 ноября 2000 г.), а также решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.

ПРОГРАММА КУРСА

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Раздел I

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...