Методические советы по подготовке и сдаче экзаменов
Экзамен – проверочное испытание по какому – либо учебному предмету (см.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 903). Это своеобразный «венец», конечная форма изучения определенного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель экзамена – завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. Тем самым экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов. Основные функции экзаменов – обучающая, воспитательная и оценивающая. Обучающее значение экзаменов заключается в том, что студент в период экзаменационной сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебники, иные источники. Он не только повторяет закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экзаменов «старые» знания обобщаются и переводятся на качественно «новый» уровень системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет понять логику предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т.п.) и нормативной базы. Оценивающая функция экзамена заключается в том, что они подводят итоги как знаниям студентов, так и всей учебной работе по данному предмету. В определенной степени преподаватель - экзаменатор оценивает и себя, результаты своей учебно-педагогической работы. Если экзамены проводятся объективно и доброжелательно, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке, вузу и преподавателям.
Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, которых нет в экзаменационных билетах, но на которые студенту также нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к экзамену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом максимально использовать программу курса и т.п. На консультациях перед экзаменом, как правило, интересуются: нужно ли заучивать учебный материал? Все зависит от того, что именно заучивать. В первую очередь необходимо запоминать определение каждого понятия, так как в нем фиксируются признаки, показывающие его сущность и позволяющие отличить данную категорию от других. Кроме того, будущий юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий «наращивает» свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное с юридической терминологией. Всякая наука, в том числе конституционное право Российской Федерации, имеет свою систему понятий, и студент через усилия, запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, «поднимается» до ее уровня, говорит на ее языке (не пытаясь объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов). Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные политико-правовые проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную информацию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.
Психологи для улучшения запоминания предлагают различные способы. Один из них – использование ассоциаций. Ассоциация в психологии – это связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более понятиями, представлениями и т.д. Другими словами, это такой психический процесс, в результате которого одни понятия или представления вызывают появление в уме других. Для большей уверенности на экзамене необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и записать в виде тезисов. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти. В идеале к экзаменам необходимо начинать готовиться с первого же занятия (лекции или семинара). По большому счету возможности для этого создаются. Однако далеко не все студенты сразу «включаются» в такую долгосрочную и достаточно напряженную работу. Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод», когда информация закрепляется в памяти в течение нескольких часов или дней и лишь для того, чтобы сдать экзамен. Такая подготовка не может образовать прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило ненадежны и бессистемны. Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный с ассоциациями, другими событиями и многократно обсужденный, образует качественные знания. Большую пользу студентам принесет и использование нормативных правовых актов, находящихся «под рукой», при чтении учебника или учебного пособия. Для этого необходимо заранее запастись перечнем рекомендованных к изучению по конкретной теме нормативных правовых актов. Студент, встретив в учебнике ссылку на какой – либо нормативный акт (статью Конституции, федерального закона и т.п.), будет иметь возможность, что называется, «по горячим следам» изучить норму права в текущем законодательстве. При подготовке к экзамену следует уделять пристальное внимание конспектам «живых» лекций, затем учебникам, курсам лекций, другой литературе. «Живые» лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, лучше иллюстрированы и оперативны, позволяют преподавателю оценивать современную обстановку, отразить самую свежую политическую и правовую информацию, ответить на интересующие аудиторию вопросы. Так как для написания и опубликования печатной продукции необходимо время, содержание некоторого учебного материала (особенно в период реформ) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции зачастую бывает ограничен.
На консультациях студенты часто интересуются: каким учебником, помимо лекционных конспектов, пользоваться? Рекомендовать какой-то конкретный учебник нежелательно. Идеальных учебников не бывает: они пишутся представителями различных школ, научных направлений, поэтому в каждом из них имеются сильные и слабые стороны. Затруднительно также указать точное количество учебников, необходимых для подготовки к семинарским занятиям и к экзаменам. В этом вопросе следует руководствоваться принципом «чем больше, тем лучше». Большую пользу приносит также активное привлечение юридических словарей, справочников, хрестоматий. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо руководствоваться принципом плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения, в том числе отличную от точки зрения преподавателя, при условии ее достаточной аргументации. При подготовке к экзамену наряду с конспектами лекций, учебниками и т.д. важно максимально использовать программу курса, так как она включает разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых и формируются экзаменационные вопросы. Поэтому студент, заранее изучив программу курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему может помочь программа и в какой последовательности (чтобы структурировать знания, построить их в определенную систему) осваивать учебный курс. Программа окажет содействие и во время экзамена. Важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет свою логику изложения учебного материала, обладает структурой, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смысловой соподчиненности. Студент же, учитывая то, где расположен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абзаце), как он связан и соотносится с другими вопросами, и применяя приемы «систематического» и «логического» толкования, сможет увереннее и грамотнее построить свой ответ.
На экзамене преподаватель вправе задать студенту дополнительные и уточняющие (наводящие) вопросы. Дополнительные вопросы задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, со слабым ответом; уточняющие (наводящие) вопросы задаются в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене: - правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.); - полнота и одновременно лаконичность ответа; - новизна учебной информации и нормативных источников (законов, подзаконных актов, решений судебных органов), материалов практики органов государственной власти, а также степень использования и понимания научных и нормативных источников; - умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям; - логика и аргументированность изложения; - грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий; - культура речи. Таким образом, преподаватель оценивает не только знание предмета (содержание), но и форму его изложения студентом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|