Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повседневность – это то, что регулярно повторяется в жизни человека и человеческих сообществ (по преимуществу, но не обязательно, - изо дня в день).




Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Факультет мировой культуры

Кафедра теории и истории культуры

Культурные практики и индустрии: история и современность

Учебно-методическое пособие

 

Санкт-Петербург

СПбГИК

2017


 

УДК

008 (075.8)

 
ББК

71 и 73

И 89

 
   
 

 

 
 

Учебно-методическое пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры.

 
 

Рекомендовано к печати учебно-методическим советом СПбГИК в качестве  учебно-методического пособия

 

 
 

 

 
 

Рецензенты:



 
 

Большаков В.П. и другие

 
 

Учебные издания. Подготовка к публикации: учебно-методическое пособие Автор-составитель: доктор философских наук, профессор В.П.Большаков.– Санкт-Петербург: СПбГИК, 2019. – 32 с.

 
   
 

Учебно-методическое пособие разработано на основе Рабочей программы по дисциплине Культурные практики и индустрии: история и современность, используемой при обучении  студентов и магистрантов заочной формы обучения и предназначено для их ориентирования в процессе самостоятельной работы над содержанием соответствующего учебного курса.

 
   
   

УДК 008 (075.8)

   

ББК

71 и 73 И 89  

 

 

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019

           

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этом учебно-методическом пособии произведено уточнение смысла понятия «культурные практики» и особенностей их трансформации в культурные индустрии. Указан материал для изучения становления культурных практик в истории человечества и, в общих чертах, динамики их развития, вплоть до современных культурных индустрий.

Притом указано, что в соответствующем курсе анализируются характерные черты повседневных и не повседневных культурных практик: хозяйственных, бытовых, гендерных, семейных и возрастных, досуговых, практик повседневного общения, институциональных, ритуально-обрядовых, культовых и мистических, собственно духовных культурных практик разного рода (йога,, исихазм,, суфизм и др.), и некоторых иных культурно значимых практик.

Особое внимание уделено развитию и состоянию культурных практик и культурных индустрий в ХХ – ХХ1 веках, процессам массовизации практик, их трансформации в культурные индустрии: индустриализации хозяйственных практик, быта и повседневного общения, индустриям образования, масс медиа и рекламы, питания, моды, индустриям досуга, культурным практикам и индустрии в сфере современной художественной культуры.

В разделе 2.1 использован текст доктора культурологии, профессора Т.Ф.Ляпкиной при описании хозяйственных практик скотоводов.

В последнем разделе учебно-методического пособия использованы тексты: магистра культурологии О.В.Лазаревой (индустрия питания и индустрия образования); доктора культурологии, профессора Т.Ф.Ляпкиной (культурные практики и индустрии); кандидата философских наук, доцента Л.Ф.Новицкой (индустрия моды); доктора философских наук, профессора Н.Н.Суворова (индустрии в сфере современной художественной культуры); магистра культурологии П.И.Чубарь (индустрии масс-медиа и рекламы).

 

 

                                           Оглавление

Введение

1. Тематический план изучения курса

2.  Содержание курса: рекомендации по освоению конкретных тем

2.1 Культурные практики и их историческое развитие

2.2 Дополнения к изучению содержания конкретных тем

3. Культурные практики и индустрии современности

 

Заключение

   Список рекомендуемой литературы

Вопросы для итоговой аттестации (экзамен)

 

Введение

Что такое культурные практики? О практиках пишут не так уж и мало, но чаще всего – не о культурных практиках. О повседневных вообще. Как всегда, прежде чем разбираться с культурными практиками, следует уточнить смысл, содержание понятия. А поскольку оно образовано из двух слов следует начать с понятия «практика», а потом попытаться понять, что скрывается за определением «культурная».

Практику нередко определяют как разумную человеческую деятельность, основанную на сознательном целеполагании и направленную на преобразование действительности, в том числе и самого человека.

Или как деятельность, служащую для достижения необходимой опытности в каком-либо деле, а также индивидуальный опыт того или иного специалиста в своей области. С этим определением связано понятие «практиковаться».

Отдельно определяют социальные практики как процессы взаимодействия субъекта и системы общественных отношений, приводящих к изменению как личности, так и общества.

И наконец, употребляется выражение «духовные практики» в отношении к таким явлениям как йога, исихазм, суфизм и т.д. – практики индивидуального самосовершенствования.

Одно из основных понятий теории культурных практик является «освоение».

Главное, исходя из выше отмеченного: практика – деятельность или (и) поведение человека по непосредственному освоению действительности (в том числе и самого себя): порождение, реализация, сохранение, и трансляция опыта и навыков разнообразного ее освоения.

При этом надо иметь в виду, что существует разнообразие форм, видов, способов освоения действительности, а также, что возможно ее умозрительное, чисто теоретическое освоение.

Особо выделяют практики культурные. Значение определения «культурная» зависит от смысла, который мы вкладываем в понятие «культура».

Понятие «культура» в наше время довольно часто трактуется чрезмерно широко, как все, что создано (и создается) человеком и человечеством, как способы (и результаты) вообще человеческой деятельности. При таком понимании культуры все практики и есть практики культурные.

Но вряд ли, выявляя особенности культурных практик следует исходить из чрезмерно расширительного понимания культуры.

Целесообразнее использовать понимание культуры как реализуемого духовного опыта, содержанием которого являются ценностные смыслы явлений, выраженные в знаковой форме.

Тогда культурные практики – это разнообразные (основанные на текущих и перспективных интересах человека) виды самостоятельной индивидуальной или групповой деятельности, поведения, формы и виды организации собственных действий и опыта в целях их освоения и реализации, способы и формы самоопределения и самореализации, основанные на ценностном содержании бытия и события с другими людьми.

Воплощение и реализация (практическая) ценностных смыслов происходит в языках культуры, знаковых системах любой физической природы (телодвижениях, жестах мимике, словесных языках, языках искусств и т.д.).

Культурные практики – не обязательно индивидуальны. Более того, чаще всего – совместны и нередко институциализованы. Культурные практики  - это, помимо всего прочего, - деятельность социальных институтов культуры (музеи, библиотеки, клубы, дома культуры, школы искусств, вузы культуры и искусств, и т.д.). Практики управленческих структур (министерств, ведомств, отделов культуры) культурны в другом смысле, в смысле направленности их деятельности (по долгу службы!) на сохранение и функционирование культуры.

А в общем-то культурные практики – это и есть реализация культуры в ее непосредственной действенности.

Какие же существуют культурные практики, их типы, виды и формы?

Прежде всего, различают культурные практики повседневности и не повседневности. Но для того, чтобы иметь представление о том. какие повседневны, а какие - нет, надо остановиться на смыслах понятий «повседневность» и «культура повседневности».

В.Д.Лелеко отметил, что «человек живет повседневной жизнью с момента своего появления на Земле. Но осознал это, заинтересовался и сделал предметом наблюдения, размышления и изучения не так давно, около 150 лет назад. Повседневность становится предметом интереса ученых со второй половины XIX в.»[1]

Современные ученые (в частности В.Д.Лелеко)  показывают связь повседневности как микроисторического уровня жизни с макроисторией, их взаимодействие; описывают и анализируют не только реалии быта, но и ментальные структуры, идеалы, стереотипы сознания, ценностные ориентации; раскрывают культурные смыслы бытовых вещей, одежды, форм и формул поведения.

Повседневность – это то, что регулярно повторяется в жизни человека и человеческих сообществ (по преимуществу, но не обязательно, - изо дня в день).

  Тогда: Культура повседневности - это реализация (воплощение) культуры, ее ценностей, ценностных смыслов в каждодневном бытии человека или сообщества людей. [2]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...