Культурные практики и индустрии современности
Культурные практики, особенно хозяйственные, исходно имеют в своей реализованности нечто индустриальное, хотя, конечно об индустриальности, скажем, в первобытности, говорить не принято. Превращение же культурных практик в собственно индустрии особого рода (в индустриальных обществах) связывают с массовостью производства и потребления (в сферах культуры) и высокой тиражиромостью продуктов потребления. Что при этом в индустриях остается от культуры, а что все же скорее идет «по ведомству» цивилизации оставим пока в стороне от наших рассуждений. Современные исследователи, в частности доктор культурологии Т.Ф Т.Ф.Ляпкина, под культурными индустриями понимают системы, в которых деятельность основана не столько на культурных ценностях, сколько на творческих способностях индивидов, позволяющих получать финансовую прибыль. Творческие способности индивидов, однако, реализуются через разнообразные практики. Культурные практики становятся ресурсом культурных индустрий и, шире, ресурсом «новой экономики»: экономики знаний/услуг/впечатлений, креативной экономики и пр. Само понятие индустрии вписано в экономический контекст, что соотносится с тенденциями коммерциализации и коммодификации культуры, то есть с ее превращением в систему производства товаров для потребления. «Культурные индустрии сдвинулись ближе к центру экономической активности», - так Д. Хэзмондалш фиксировал перемены в развитии культуры[32]. Одна из основных целей индустрий заключается в создании культурных продуктов - рыночных товаров, массовых и стандартизированных. По замечанию А. И. Черных: «Понятие «индустрия» не должно пониматься буквально: оно обозначает не только и не столько процесс производства, сколько стандартизацию самого продукта <…> и рационализацию методов распределения, т. е. доставки его потребителю»[33]. Собственно спецификой культурных индустрий, выделяющей их среди других сфер, является то, что стадия распространения товаров культуры контролируется гораздо больше, чем стадия их производства[34]. Художник (в широком смысле слова) обладает гораздо большей свободой в организации своей работы во времени и пространстве, средствах и методах, чем работники других сфер.
В отличие от культурных практик, для культурных индустрий характерна ориентация на настоящее – на рынок и спрос, также для их функционирования важным является территориальный фактор, здесь актуализируются понятия креативных городов (Р. Флорида) и культурных кластеров (М. Портер). Примеры культурных кластеров в России – Креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге или Центр современного искусства «Винзавод» в Москве. Можно также сказать, что разница культурных практик и культурных индустрий близка разнице процессов передачи и коммуникации, которую разработал Р. Дэбре[35]. Коммуникация – это прежде всего циркуляция информации в определенном пространстве, именно на основе коммуникации выстраиваются различные индустрии. Передача же больше соотносится с феноменом культурных практик, она имеет отношение к «динамике коллективной памяти»[36], к переносу знаний и ценностей не в пространственном, а во временном измерении. Еще одно отличие культурных практик от культурных индустрий состоит в том, что если первые могут быть как рутинными, так и «прерывающими» повседневность, то в основе индустрий лежат креативные способности индивидов. Эти исключительные способности становятся источником массового производства искусства и продуктов культуры, то есть текстов. Д. Хэзмондалш предложил использование понятия текстов культуры, которые производятся и распространяются культурными индустриями, потоки и характер циркуляции этих текстов позволяет понять тенденции развития всей сферы[37]. Тексты культуры – это и современные музыкальные треки, и балет, и телевизионные ток-шоу, и дизайнерские коллекции.
Таким образом, культурные индустрии – это результат превращения культуры в специфическое производство. Этому соответствуют организационные принципы, социальные и экономические основания, т.е. все то, что определяет любые виды производства, которые, в свою очередь, интегрированы в рыночную систему. Тем более, что внутри промышленного сектора искусство, индивидуальное творчество, производящие романы, образы, поэмы, шутки или картины, играют периферийную роль, а художники и поэты, оперируют полу- или неиндустриальными методами[38]. В такого рода культурной промышленности главную роль играют радио- и телевидение, Интернет, видеоигры, киностудии. Все это доказывает растворение границы между искусством и коммерцией, экономикой и предельно широко понимаемой культурой. При анализе ряда научных статей и монографий[39] обращает на себя внимание то, что основной контекст, в котором индустрии представлены – экономический. Их рассматривают как ресурс креативной экономики. Однако, нам представляется очень перспективным для культурологических исследований, наиболее перспективным является ценностный контекст. Что дает возможность рассмотреть их с точки зрения внутреннего содержания в разных культурах и на разных примерах. В этом случае характеристика содержания культурных индустрий с ценностной доминантой, может выглядеть таким образом: сохранение национального своеобразия и традиционных ценностей культуры; сочетание традиции и инновации в структуре культурных индустрий; культурные индустрии как историко-культурная категория; механизм пропаганды лучших образцов традиционного культурного наследия как внутри, так и за пределами страны. В этом случае, на рынке культурных индустрий двойственный характер может проявится в том, что они могут, с одной стороны конкурировать там, где ясно видна, и востребована национальная доминанта, особенности менталитета, этнические концепции, с другой тоже самое может затруднить их восприятие представителями другой культуры.
Далее, в соответствии с развернутым Т.Ф.Ляпкиной пониманием культурных индустрий, целесообразно обратиться характеристике конкретных видов этих индустрий, которые оказались все более активно реализуемыми в ХХ и начале ХХ1 веков. Что касается в частности индустрии питания ее рассмотрение специально осуществила магистр культурологии О.В.Лазарева.
Индустрия питания Еда, как одна из базовых категорий человеческого существования, сопровождала его с самых древних времен. Прием пищи по-человечески - самая древняя культурная практика, выполняющая функцию жизнеобеспечения. На протяжении тысячелетий трансформировались способы приготовления и подачи пищи, а также постепенно изменялось значение приема пищи в повседневной жизни. Базовой и первостепенной ее функцией еды является физиологическая, но несмотря на это параллельно постепенно формировались и вторичные – социальные, культурные. Так, после удачной охоты всем жителям племени доставался определенный кусок, соотносимый с их ролью в древнем обществе. В жертвоприношениях богам преподносились в качестве даров продукты или то, что могло бы быть употреблено в «метафорическом» смысле. Пиршества знатных римлян, изысканные и обильные, продолжались часами, в то время как крестьяне и бедные горожане довольствовались овощами с редкими исключениями. Суровые христианские посты с одной стороны и пышные пиры в средневековых замках с другой демонстрировали разные мировоззрения и способы бытия. Даже темп еды в различных культурах, эпохах, слоях населениях отличался в разы, отражая темперамент и режим жизни. Однако вплоть до XX века, пищевые практики являлись преимущественно утилитарными для средних и бедных слоев населения, и статусными для высших. Эпоха модерна изменила базовую константу - еда превратилась из практики повседневности в индустрию. Современная индустрия питания стала специфической отраслью экономики, где присутствует производство, реализация, организация потребления и досуга. В рамках этого подхода на сегодняшний день существует четыре подхода к питанию: теория демонстративного потребления пищи (Т. Веблен); концепция вкуса (П. Бурдье); культурно-сакральный подход (Э. Лич); концепция символического значения пищи (С. Кириленко)[40].
Сегодня пища перестала быть только определенным образом приготовленными продуктами, наоборот, это понимание постепенно изживает себя. Сегодня еда наполнена символическим содержанием в зависимости от места, времени, условий её приготовления, она рассматривается как источник удовольствия и удовлетворения потребности во вкусе (а не голоде). Удовольствие и вкус – это преимущественно культурно-сформированные категории, которые разительно отличаются у представителей различных сообществ. Таким образом, при отсутствии постоянной угрозы голода и следовательно смерти, человек постепенно отходит от своей биологической составляющей даже в таком базовом аспекте как «пища». И именно в этот момент стало возможным формирование культурной индустрии, которая была бы направлена не столько на производство продуктов питания, сколько на изучение и тиражирование удовольствия от их потребления. Формированию индустрии питания способствовали следующие причины: урбанизация и индустриализация открыли множество рабочих мест вдали от традиционных поселений с традиционных укладом жизни и возможностью самообеспечения; усиливающаяся специализация труда, развитие рыночных отношений, возрастающие население больших городов позволили выделиться производству продуктов питания в отдельную серьезную отрасль промышленности; рост общего уровня жизни и укрепление «среднего класса», который и является основным потребителем пищевой индустрии; возросшая конкуренция вынудила занятых в пищевой отрасли людей искать новые техники производства, стратегии распространения, постоянно повышать качество продукта. Окончательно оформил пищевую индустрию переход к экономике услуг. Как мы уже писали выше, в индустрии питания существуют такие сферы как производство. Оно позволяет удовлетворять постоянно возрастающие потребности. Это потребовало реогранизовать привычные формы производства продуктов питания. На смену частным фермам и хозяйствам приходят громадные пищевые промышленные комплексы. На подобных фабриках счет идет на десятки тысяч голов животных или тонн мяса, но и они не всегда способны заполнить рынок. Для оптимизации производства и развития индустрии в целом открываются специализированные государственные институты и научные центры. Результатом их труда выступают пестициды для защиты от вредителей, специализированные минеральные удобрения, и столь спорные на сегодняшний день, генетически модифицированные организмы и прочее. Постоянным спутником индустриального производства продуктов питания является балансировка на тонкой грани между этикой и прагматикой, экологией и окупаемостью.
Следующим звеном в индустрии питания является распространение. Многочисленные супермаркеты, рынки, продуктовые магазины заполонили улицы городов и поселений. Они являются промежуточным звеном между «фабрикой» и «столом», выступая местом хранения и рекламой одновременно. Переход от традиционного прилавочного магазина к формату супермаркета даровал потребителю свободу передвижения и возможность контакта с товаром, что повысило продажи в разы. При усиливающейся конкуренции магазины стремятся выделиться из общей толпы высоким качеством продуктов, низкими ценами, акциями, нацеленностью на определенную социальную нишу. И, наконец, последнее звено индустрии - потребление. Потребление продуктов пищевой индустрии может происходить в двух направлениях: домашнее, где необходимые ингредиенты произведены на промышленных комплексах, закуплены в гипермаркетах и приготовлены дома; социальное, когда потребление происходит в стенах заведения общественного питания. Подобные кафе, рестораны, закусочные, бары сопровождают современного человека на каждом шагу, не позволяя ему тревожиться о внезапном голоде или отсутствии запасов. Теперь он способен полностью сосредоточиться на своей профессиональной деятельности, в зависимости от оплаты которой он способен позволить себе в тех или иных заведениях. Именно развитие этой сферы сделало практики потребления пищи культурной индустрией, и именно здесь наиболее проявлена специфика индустриального общества. Еда перестаёт быть простым средством поддержания жизни, она превращается в своеобразный социальный ритуал. Крайне интересно в этом плане обратить внимание на историческую особенность, связанную с потреблением пищи. Издавна, этот процесс символизировал максимальную безопасность и защищенность, а человек, с которым ты разделял обед, переставал быть по крайней мере врагом. Совместное употребление пищи становилось временем и местом сбора семьи или близких людей. Сегодня употребление пищи в заведении, полном незнакомых людей, становится нормой и формой укрепления социальной идентичности. Кроме того, появление понятия «гастрономическая идентичность» (в первую очередь какого либо региона) открывает еще один пласт в путях ее построения в целом. Важным фактором в современной пищевой индустрии является франчайзинг, который позволяет тиражировать технологию индустрии в разных вариантах, получая от главной фирмы оборудование, товары, технологии[41]. Именно такой подход позволил сдеалать действительно глобальными сети вроде Subway, Papa John's Int'l. Inc., KFC Corp., McDonald's и др. Возможность открытие любого такого представительства в любом городке становится вопросом времени и средств, при наличии отлаженной бизнес-стратегии и устоявшихся стандартов качества[42]. Отдельно стоит отметить специфику высокой кухни, столь явно проявляющую себя на фоне массового фастфуда. Подобные заведения, не включенные в массовое тиражирование вкусового удовольствия, а направленные на получение уникального единичного ощущения остаются прерогативой высших слоев населения либо осознанного выбора человека. Они являются более дорогостоящими, длительными по времени контакта, обладают определенным порогом вхождения, но взамен предлагают возможность качественного питания, выделения статуса, серьезное и уважительное отношение к пище. Расцвет национальной кухни на фоне глобализации фастфуда может объясняться теми же причинами, что и усиление национальной культуры в эпоху вестернизации. Устоявшаяся гастрономическая система является наиболее ярким маркером региона, которая может открыть много его особенностей. Так, русская кухня отличается вариацией блюд, широким набором закусок и солений, обильным угощением для гостей, использованием простых и естественных способов приготовления и компонентов, взаимовлиянием традиций. Самыми популярными являются блюда из злаковых (хлеб, каши) и овощей, а так же желательно присутствие разнообразных сладостей (выпечка, варенье, мед). Такой набор позволяет получать необходимое количество энергии даже в суровых погодных условиях. В эволюции русской кухни можно выделить несколько этапов – древнерусский, московский, петровский, петербургский, советский, современный. Столь популярное в России блюдо, как блины представляют собой переосмысление языческих традиций, приуроченных к солнечно-лунному календарю и значимым событиями в жизни человека. Множество песен, пословиц и загадок отражают значение этого блюда в культуре. «Блин брюху не порча», «блин добро не один», «не подбивай клин под овсяный блин- поджарится и сам свалится», «первый блин – комом», «скоро только блины пекутся». То же самое можно сказать и о каше, которая ознаменовывала события от рождения до заключения военного перемирия. «Каша – мать наша», «заварить кашу», «с ним каши не сваришь», «один в поле не воин; один и у каши загниешь», «кашевар живет сытнее князя», «сыт чертенок, коли кашу не ест». Совершенно другой представляется, например, японская кухня. Даже повседневный прием пищи здесь обладает сакральным значением, что требует особого поведения, сервировки и отношения. Основным ингредиентом выступает рис, как наиболее распространенная культура на данной ограниченной территории. Даже само слово, обозначающее рис – «гохан» - означает и любое блюдо вообще. Потому на любом столе рис выступает в качестве основного блюда, вкус которого оттеняется разнообразными салатами и добавками. На втором месте по популярности находятся морепродукты, которые во всем изобилии представлены на столе, а так же свежие овощи. Такой рацион легкоусвояемый, позволяет питаться небольшими порциями и чувствовать себя хорошо во влажном островном климате. Согласно легенде, главное божество риса – Инари-сама – принесло в Японию злак из далеких стран и стало главным покровителем плодородия. Оно же следит за тем, чтобы к рису относились почтительно, помнили про наличие у него души и зависимости от него жизни простого человека. Впрочем, уважительное отношение японцы демонстрируют не только к рису, но и к другим продуктам, а так же и самой природе/жизни в целом. Наблюдая трапезу или просматривая меню, мы чаще всего угадываем, что за культура перед нами. И дело даже не столько в продуктах, характерных для территории, сколько в особом отношении к питанию, которое отражает сложившийся менталитет. Таким образом, культурные практики приготовления и потребления пищи в развитых странах претерпели значительные трансформации в XX веке, изменив не только атрибуты процесса, но и его значение. Они превратились в индустрию питания, тиражирующую удовольствие от потребления определенных продуктов и в определенных условиях. Есть ли будущее у такой чрезмерной символизации пищи – еще предстоит узнать. Но уже можно утверждать, что уход от биологической составляющей, сформированной веками на определенной территории или тысячелетиями в самом человеке, влечет за собой значительные изменения в организме. С особенностями индустрии моды специально разбиралась кандидат философских наук, доцент Л.Ф.Новицкая.
Индустрия моды Можно сказать, что развитие индустрии модных товаров активно продвинулось со второй половины Х1Х века. Оформление моды в том, как она понимается сейчас, произошло тогда же. К этому моменту была организована система производства и распространения модных товаров, которая жива до сих пор. Любопытно в этом плане то, что развитие модной индустрии шло «сверху», то есть первоначальные шаги были сделаны на пути становления так называемой «Hаutе couture», то есть «высокой моды». Родоначальник ее – англичанин Чарльз-Фредерик Ворт (1825-1895). В 1858 г. он открыл свою мастерскую в Париже, а с 1860 г. стал личным портным императрицы Марии-Евгении. Ч.-Ф. Ворт был первым кутюрье, и на его долю выпало создать базисные основы развития моды и модной индустрии. Многие из его идей определили путь моды до сегодняшнего дня. С его легкой руки пошла тенденция производить ежегодные модные сезонные коллекции, что придало моде определенный порядок движения. Он же создал профессию манекенщицы. Так как он шил туалеты даже королевским особам, то, понятно, что они не могли заниматься примерками. Для этого нанимали девушек идентичной комплекции, на которых все эти туалеты и примерялись. Ему же принадлежит инициатива создания Синдиката высокой моды (Chambre Syndicale de la Couture Parisienne). Синдикат был призван защищать авторские права известных кутюрье; его вторая задача состояла в том, чтобы предлагать своим клиентам эксклюзивные модели. Этот Синдикат существует до сей поры. Ч.-Ф. Ворт начал формировать полный гардероб для своих клиенток. В части производства женского костюма им было выдвинуто много новых идей. Он создал платье с огромным металлическим кринолином, завысил линию талии, затем заменил юбки с кринолином на юбки с эффектом турнюра, он ввел шитье на ткани, а также асимметрию в юбке, умело вводил элементы исторического костюма в создаваемые им модели. И не только декор интересовал кутюрье, удобство костюма также было им не забыто. В частности одна из наиболее его революционных идей состояла в том, чтобы создавать к одной юбке несколько лифов, что позволяло изменять платье до неузнаваемости. Дело в том, что в среде аристократии было принято несколько раз на дню менять туалеты. А поскольку женское платье состояло из двух частей: лифа и юбки, то эта его идея легко реализовалась, чем заметно упростила жизнь дам высшего света. А самое главное, - он создал Дом высокой моды, который стал образцом для подражания. За ним образовалось довольно много Домов высокой моды в Париже: Лаферье, «Жанна Пакэн», «Поль Пуаре», «Жак Дусе», «Сестры Кало» и др. Подобного рода салоны образовывались и в других странах, например, в Вене, в Неаполе, в Санкт- Петербурге, Нью-Йорке. С самого начала «Haute Couture» стала и до сих пор остается высшей инстанцией модной индустрии. Здесь присутствуют все необходимые элементы для выполнения высокой функции: новые идеи силуэта, кроя, обработки, декора, воплощенные в эксклюзивные модели, ручное шитье, высочайшее искусство швейного дела. Для создания одежды «Haute Couture» надо получить сертификат от Парижского Синдиката высокой моды. По правилам Синдиката эта одежда должна быть сшита вручную на 70 и более процентов, и из тканей, которые производят специально для таких моделей. И они должны дважды год представлять не менее 50 моделей на каждый показ. И получить такие сертификаты могут только дома высокой моды в Париже. Правда, в других странах есть другие дома, которые производят одежду «haute couture», но они в Париже не могут так называться. Можно сказать, что вместе с этим и началась как бы «осознанная» эпоха развития модной промышленности. Дома высокой моды задавали направление развития. И долгое время они были основным источником новых модных идей и веяний. Единовластие закончилось во второй половине 20 века, когда мощно заявила о себе «уличная мода», влияние которой все усиливается, тогда как «высокая мода» постепенно, но все же сдает свои позиции. Что проявляется во множестве факторов, в частности, в том, что где-то с 70-ых гг. мода лишилась такого типичного для нее признака, как единое господствующее направление модных тенденций в женском и мужском костюме. Первоначально еще были сетования на то, что на показах так и не определяется единое модное направление, сейчас уже такоего рода сожалений как-то не слышно и не видно. Само появления великого множества домов моды не только в Европе, но и на других континентах, где широко используются типичные для них национальные мотивы, также свидетельствуют о потере власти Домов высокой моды. Но к моменту возникновения они задали основные направления развития модной индустрии. В Домах высокой моды родилась идея «показов» новых коллекций. Впервые такой показ состоялся в Париже в 1900 г. на Всемирной выставке в Павильоне Элегантности. Показы моды делятся на показы одежды pret-a-porte и показы haute couture. Коллекции haute couture[43] демонстрируются в Париже дважды в год. В январе идет коллекции S-S (весна - лето) и в июле A-W (осень - зима). Это самое знаковое событие в мире моды. На этом показе демонстрируются модели одежды, выполненные в единичном экземпляре, стоимость которых чрезвычайно высока. Но дело не в цене, главное – это то, что в этих моделях воплощаются новые идеи создания одежды. Участвовать в этом показе могут члены и члены-корреспонденты Синдиката высокой моды. Но в последнее время к показам допускаются кутюрье, не состоящие в Синдикате, их приглашают в качестве гостей. Показы pret-a-porter[44] (WRTW B MRTW) также проводятся дважды в год. WRTW –готовая женская одежда массового производства. Показы pret-a-porte проводится в Нью-Йорке, Лондоне, Милане, Париже и получил название недели моды. Здесь выделяют два сезона: осень – зима (A-W) и весна- лето. (S- S). Показы A-W проходят в начале весны, с тем, чтобы коллекция могла начать продаваться уже летом. А коллекция следующего лета показывается в конце осени, c тем чтобы зимой можно было начать ее продажу. Таким образом обеспечивается насыщение торговли модными товарами к сезону.. MRTW- готовая мужская одежда массового производства. Ее показы также проводятся дважды в год в Нью-Йорку и Милане. Показы бывают в январе и июле. Модные показы нынче проводятся во множестве городов, среди которых и наши русские города: Санкт-Петербург, Москва, а также Вена, Берлин, Токио, Дели, Дубай, Израиль, Киеве и другие. Словом, модные показы распространяются по планете как пожар. И понятно, что при этом многообразие направлений моды огромное. Кроме того, появились так называемые круизные коллекции, то есть те, что дополняют собой основные коллекции. Они, как правило, не имеют никаких показов. Изготовители одежды pret-a-porter в 1973 г.создали свою организацию, которая называется Профсоюзная палата готовой одежды, модельеров и создателей модных коллекций. Сюда входят дома моды и модельеры женской одежды массового производства. В этом же годы была создана Профсоюзная палата мужской одежды. И в этом же 1973 г. была основана Французская федерация моды, готовой одежды, модельеров и создателей модных коллекций, куда входят вышеназванные Профсоюзные палаты плюс Профсоюзная палата высокой моды, созданная в 1868 г. Деятельность Федерации состоит в организации парижских показов, в продвижении парижской моды и культуры, она же представляет интересы свих членов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|