Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индустрии в поле эстетической и художественной культуры современности




Ранее в настоящем учебно-методическом пособии достаточно подробно рассмотрены особенности художественных практик в культуре современности. Однако, переход эстетически и художественно выразительных практик в индустрии, обретение ими, или доминирование в их бытии, индустриального и коммерческого характера - очевидны и существенно важны.

Как уже было отмечено выше, культурные практики индустриализуются тогда, когда индивидуальное творчество преобразуется в производство. «Шедевры», художественные тексты выступают не в качестве собственно ценностей, а в виде продуктов, товаров (и услуг), тиражируемых для продажи, организации массового спроса в целях массового же потребления, обретающего характер коммерческой деятельности, направленной на получение максимальной прибыли.

В рыночной стихии Европы эти изменения начали сказываться прежде всего в развитии книгоиздательской деятельности. Однако в полной мере художественные практики преобразуются в индустрии в 20-м веке в связи с их реализацией в пространстве массовой культуры при резко возросшей технизации процессов производства, распространения и потребления художественной, и имитирующей художественную, продукции. И ярче всего такие изменения выразились в развитии индустрий экранных искусств и музыки. А также – в рыночной организации и технической оформленности развлекательно-зрелищных мероприятий.

Начало всего этого просматривается в развитии киноиндустрии в значительной мере дополнившейся телеиндустрией и производством и потреблением видеопродукции самого разного рода. Сложились, например, развитые системы производства и «проката» кинопродукции. Киностудии, киноконцерны, да и телестудии, стали во многом напоминать технические и коммерческие учреждения. Наряду с этим, образовалась музыкальная индустрия – как отрасль мировой экономики, основанная на возможностях извлечения прибыли из музыки в виде товара или услуги.

Развитие массовой культуры как культуры потребительской, коммерчески обусловленной, потребовало стандартизации продуктов и процессов в том числе и в духовной деятельности. В условиях, когда у масс людей резко повысился общеобразовательный уровень и произошло разделения жизнедеятельности на работу и досуг, возник повышенный спрос на товары и услуги, которые помогают «заполнить» досуг, Рынок ответил на это предложением «типовых», легко тиражируемых культурных продуктов во все возрастающем количестве6 книг, фильмов, телепрограмм, пластинок, компакт-дисков сидеромов и т.д. А также особо стандартизованных зрелищно-развлекательных услуг в системах шоу-бизнеса.

В производстве, распространении и потреблении этих товаров и услуг используются новейшие технологии.

Определяющими их качество становятся вкусы человека массы, ибо они определяют коммерческий успех или коммерческую неудачу в организации «купли-продажи» художественной, или уже только напоминающей художественную, продукцию. Именно в это время, в 20-м веке, острой становится проблема границ искусства, границ художественности, причем и в так называемой элитарной и в массовой культуре. В последней критериями качества «художественной» продукции становятся общедоступность, занимательность, технологичность в производстве, (легкость тиражирования), серийность, сходное с наркотическим воздействие на восприятие и, вследствие всего этого, - коммерческий успех. Очевидно, скажем в кинопродукции, всем этим определяется кассовость прокатываемого кинофильма. В музыке усиленное воздействие на подсознание. на физиологию и «коллективные», групповые, массовые всплески эмоций

Это не значит, что вся продукция массовой культуры лишена всякой эстетической и художественной ценности. Однако, некоторые свойства потребительской культуры открыли дорогу к успешному функционированию имитаций, подделок в пространстве художественных ценностей. Само требование легкой тиражируемости продукта ведет к торжеству копии над оригиналом, подмены оригинального стандартным. Участие в производстве и организации потребления большого количества технических работников и устройств действует в ту же сторону. В музыкальном творчестве, например, не только в звукозаписи и воспроизведении, но и в исполнительстве существенно возросла роль технических устройств и звукооператора, уж не говоря о пении «под фонограмму». Организация исполнительской деятельности: концертов, конкурсов, развлекательных программ и шоу предполагает развитие солидного административного аппарата, руководящего процессом, осуществляющего управление созданием и функционированием эстетически и художественно значимой (привлекательной для массы, ценимой ею хотя бы сиюминутно) продукции. Продюссерская деятельность, менеджмент, маркетинг становятся необходимыми и неизбежными моментами, организующими творчество и сотворчество с целью массового и непременно успешного непосредственного воздействия.

Именно поэтому возникает не бесспорное представление об утрате собственно культурности индустриями в сфере художественной культуры. Индустриями, которые становятся заложниками рыночной стихии, активного вовлечения художественных ценностей в предпринимательскую, коммерческую деятельность. Индустриями, которые в известной мере характеризуют преобразование того, что мы называем культурой в то. что именуется цивилизацией. Не в том смысле, в котором О.Шпенглер описывал это преобразование как вообще деградацию культуры, а скорее в значении, которое П.Сорокин придавал излишнему доминированию пользы при утрате ее единства с ценностями истины, добра и красоты в индустриальном обществе.

Профессор Н.Н.Суворов в своей статье «Практики в поле художественной культуры»/ Вестник СПбГУКИ, №2 (31)/2017             подробно рассмотрел особенности индустриализации художественной культуры в области изобразительного творчества. Ознакомление с материалом этой статьи полезно для освоения современных представлений о художественных индустриях вообще.

 

Заключение

 

Таким образом, представленные и рекомендованные к ознакомлению материалы создают возможности для самостоятельного освоения студентами и магистрантами заочной формы обучения курса Культурные практики и индустрии: история и современность. При этом, что касается культурных практик в их историческом развитии в данном учебном пособии в основном указаны источники, которые помогут осветить это развитие. Что же касается культурных индустрий таких указаний немного. Зато даны тексты, обеспечивающие получение знаний особенностей культурных индустрий и их развития вообще, и, в частностях – конкретных видов культурных индустрий, реализуемых в современных цивилизованных сообществах. С учетом того, что в этих текстах еще и содержатся ссылки на целый ряд источников полезных для углубления знаний о культурных практиках и культурных индустриях.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1.  Бахтин М.В.,Большаков В.П История мировой культуры: учебник / М.В. Бахтин, В.П. Большаков. – Москва: ВНИИгеосистем, 2013. – 734 с

2. Большаков В.П.     Культурные практики в процессах становления культуры/ Вестник СПбГИК, № 2 (27), 2016, с. 16 – 23.

3. Большаков В.П. Культурные практики эстетического и художественного освоения человеком мира/ Вестник СПбГИК, № 1 (30), 2017, с. 36 – 40.

4. Большаков В.П. Особенности гендерных культурных практик/ Вестник СПбГИК, № 4 (37), 2018, с. 60 – 65.

5.       История культуры повседневности: учебное пособие / ред.: В.П. Большаков, С.Н. Иконникова. - Москва: Проспект, 2016. - 495 с.

6. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности/ Санкт-Петербург, Алетейя, 2009. – 232 с.

7. Суворов Н.Н. Практики в поле художественной культуры/ Вестник СПбГИК/№2 (31)/2017.

 

Дополнительная:

Дополнительно:

1. Аверьянова О. Гламур не для дур… / О. Аверьянова // Теория моды. Одежда. Тело. Культура./ Москва – 2007. – № 5. – С. 319–323.

2. Барташевич А. А. История интерьера и мебели / А. А. Барташевич, Н. И. Аладова, А. И. Романовский. – Ростов н/Д, 2004.

3. Бекер Д. Гейши: история, традиции, тайны./ Москва., 2010.

4. Бертрам Д.Г. История розги. Т. I-II,/ Москва., 1992.

5. Блох И. История проституции./ Москва., 1994 (1913).

6. Богданов И. Дым отечества, или Краткая история табакокурения / И. Богданов. /Москва.: Нов. лит. обозрение, 2007. – 280 с. (История)

7. Буровик К.А. Родословная вещей./ Москва., 1991.

8. Бутовская М. Л. Культура и тело / М. Л. Бутовская. /Москва., 2004.

9. Бутовская М. Л. Мужское и женское / М. Л. Бутовская. /Москва., 2005.

10. Вандербильт Э. Этикет./ Москва., 1995.

11. Вардиман Е. Женщина в древнем мире./ Москва., 1990.

12. Вейс Г. История культуры народов мира: Высокое Возрождение, итальянский Ренессанс: обычаи и нравы, костюм, украшения, предметы быта, вооружение, храмы и жилища./ Москва., 2005. (шифр РНБ: 2005-7/3846)

13. Виолле-ле-Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в средние века./ СПб., 1997.

14. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима./ Москва., 1998.

15. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового времени./: Москва., 1995.

16. Гиро П. Быт и нравы древних римлян./ Москва, 2002.

17. "Городская жизнь в средневековой Европе"./ Москва., 1987

18..Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре./ Москва.: 1998.

19. Гуляев В.Г. Тайны древних городов: Ближний Восток и Мезоамерика. /Москва.: 2012

20. Дани И. Повседневная жизнь в старой Японии./ Москва.:1990

21. Добиаш-Рождественская А.О. Культура западноевропейского средневековья./ Москва., 1987.

22. Д'Орвильи Б. О дендизме и Джордже Браммеле./ Москва., 2000 (1912).

23. Дюби Ж. Европа в средние века./ Москва., 1994.

24. Дюпуи Е. Проституция в древности./ Кишинев., 1991 (1907).

25. Иванов К.А. Многоликое средневековье./ Москва., 1996.

26. "Иллюстрированная энциклопедия моды"./ Прага., 1988.

27. Каминская Н.М. История костюма./ Москва., 1986.

28. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства./ Москва., 1987.

29. Карсавин Л.П. Монашество в средние века./ Москва., 1992.

30. Карсавин Л.П. Культура средних веков./Москва., 1995.

31. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки./ Москва., 1987.

32. Кинжалов Р.В. Культура древних Майя./ – Ленинград.: 1971.

33. Козьякова М.И. История Культура Повседневность. Западная Европа от античности до ХХ века./ Москва:2017.

34. Кон И.С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. /Москва.: 1997.

35. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. /Москва., 2003.

36. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима./ Москва., 1990.

37. Лаврентьева В. В. Культура застолья XIX века / В. В. Лаврентьева. /Москва.: Терра – кн. клуб, 1999. – 318 с.

38. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы/ Г.Г.Литаврин [электронный ресурс] URL http: //Krotov.info/libr-min/12 l/it/avrin 01.htm

39. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней./ Москва. 1990.

40. Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь, или Как возник "весь Париж", 1815-1848./ Москва., 1998.

41. Мерцалова М.Н. История костюма./ Москва., 1972.

42. Мец А. Мусульманский ренессанс. Пер. с немецкого. 2-е изд./ _ Москва.: 1973.

43. Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы./ Свердловск, 1989.

44. Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в тысячном году./ Москва., 1999.

45. Седова М. Занимательная история сумки / Седова, Е. Седова. – СПб.: Славия, 2005. – 153 с. (2006-7/4996)

46. Ребора Дж. Происхождение вилки. История правильной еды. /Москва.: 2007.

47. Сыромятникова И.С. История прически./ Москва., 1983.

48. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма./ Мэсква., 1994.

49. Цвейг С. Статьи. Эссе. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. /Москва.: 1987.

50. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени./ Москва., 1996.

 

Примерные вопросы для итогового контроля знаний

1.Культурные практики: понятие и явление, типы и виды

2. Возникновение культурных практик в истории человечества

3. Ритуально-мифологические и магические практики первобытности

4. Хозяйственные и пищевые культурные практики первобытности

5. Становление в первобытности практик отношений между полами, общения, воспитания и обработки внешности

6. Хозяйственные культурные практики у скотоводов

7. Практики освоения пространств, организации жилищ скотоводами

8. Особенности культурных практик земледелия и растениеводства в древних «речных» цивилизациях

9. Культурные практики освоения и обработки пространств, устройства поселений земледельцами разных регионов Земли

10. Развитие культурных практик устройства жилищ и обустройства в них людей античного мира

11. Особенности культурных практик устройства поселений и жилищ европейцами средневековья и Нового времени

12. Культурные практики устройства поселений, устройства и обустройства жилищ в особых климатических и географических условиях (Дальний Восток, Северные территории Европы, Азии и Америки, и другое)

13. Культурные практики ремесел: обработка камня, гончарное, кузнечное, плотницкое ремесла в истории человечества

14. Культурные практики ремесел: обработка кож и шкур, плетение, прядение, ткачество, шитье в истории человечества

15. Культурные практики народных промыслов в доиндустриальных обществах

16. Культурные практики телесности, гигиены и физической культуры в

Древних цивилизациях, в античном мире (Греция и Рим)

17. Культурные практики телесности, гигиены и физической развитости в христианской Европе (средневековой и Нового времени)

18. Пищевые культурные практики в их историческом развитии, социально-слоевой и региональной специфике

19. Культурные практики одежды и ухода за внешностью в античности и европейском средневековье

20. Особенности развития культурных практик одежды и ухода за внешностью в странах Ближнего и дальнего Востока

21. Культурные практики одежды и ухода за внешностью в Европе Нового времени: функциональность, статусность, моды и стили

22. Культурные практики эстетики быта в сельских и н городских местностях Запада и Востока

23. Развитие культурных практик гендерных отношений: культы, эмансипация

24. Культурные практики брака и семейной жизни в доиндустриальных обществах: исторические и региональные особенности.

25. Культурные практики воспитания и образования в доиндустриальных обществах и Европе Нового времени

26. Игровые практики детей и взрослых: историческая и региональная специфика

27. Культурные практики народного художественного творчества в доиндустриальной Европе

28. Культурные практики общения с природой, домашними животными и окультуренными растениями в доиндустриальном и индустриальном обществах

29. Культурные практики повседневного общения в их историческом развитии

30. Ритуально-обрядовые, культовые, мистические практики

31.Так называемые «Духовные» культурные практики разного рода (медитации, йога, суфизм и так далее)

32. Институциональные культурные практики в их историческом развитии (музеи, выставки, библиотеки и тому подобное)

33. Политические, правовые и иные общественно-значимые культурно ориентированные практики

34. Особенности культурных практик разного рода праздников

35. Досуговые культурные практики в их историческом развитии и региональных особенностях

36. Исторические и региональные особенности культурных практик любительского спорта

37. Художественная самодеятельность как совокупность культурных практик индустриальных сообществ

38. Культурные практики средневекового рыцарства, трубадуров и вагантов

39. Культурные практики урбанизации в Европе Нового времени

40. Особенности культурных практик российского дворянства.

41. Особенности культурных практик субкультур

42. Трансформации культурных практик в индустриальных обществах: возникновение культурных индустрий.

43.Культурные индустрии: понятие, явление, типы и технологии.

44.Креативные индустрии. Культура в сфере рынка.

45 Индустрия питания.

46 Индустрия образования.

47. Индустрия масс-медиа и рекламы.

48 Индустрия моды.

49. Эстетические и художественные практики.

50. Индустрии в сфере художественной культуры.

 

 

 

                                                     

 

 

                  

 

 

                  

 

 

 


 

 


[1] Лелеко В.Д. Повседневность и культура повседневности/ Культурология Учебник / под ред. С.Н.Иконниковой и В.П.Большакова М.: 2010, с.180.

[2] См. об этом там же.

[3] См. об этом подробнее: Новицкая Л.Ф. Становление культуры. В книге: Л.Ф.Новицкая, К.Ф.Завершинский, В.П.Большаков История и теория культуры, учебник под общей редакцией В.П.Большакова/ Москва: ЮРАЙТ, 2018, с. 17 – 57.

[4] Ляпкина Т.Ф. Специфика повседневной жизни скотоводов / История культуры повседневности Учебное пособие. / под ред. В.П.Большакова и С.Н.Иконниковой. М., 2016. Гл.5. С.44 – 63.

[5] Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. М. 1893. С.37.

[6] Пространство в традиционной культуре монгольских народов/ Б.З. Нанзатов, Д.А. Николаева, М.М. Содномпилова, О.А. Шагланова. – М.: Вост.лит, 2008. – С.14.

[7] Там же. С.249.

[8] Ямсков А.Н. Ямсков А.Н. Традиционное скотоводство и природная среда: культурно-экологические аспекты взаимодействия // Этническая экология. Теория и практика. М., 1991. С.287-288.

[9] Содномпилова М.М. Организация пространства. Традиционное жилище монгольских народов как модель и моделируемое// Пространство в традиционной культуре монгольских народов. – М., 2008. – С.242.

[10] Жуковская Н.Л. Категория и символика традиционной культуры монголов. М., 1988. С.24.

[11] Содномпилова М.М. Организация пространства. Традиционное жилище монгольских народов как модель и моделируемое// Пространство в традиционной культуре монгольских народов. – М., 2008. – С.249.

[12] Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.1. Улан-Удэ, 1958. С.113.

[13] Цэрэнханд Г. Традиции кочевого стойбища у монголов// Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Новосибирск, 1993. С.32.

[14] Жуковская Н.Л. Категория и символика традиционной культуры монголов. М., 1988. С.25.

[15] Крадин Н.Н. Кочевые общества (проблемы формационной характеристики). Владивосток: Дальнаука, 1992. С.47-48.

[16] Сыртыпова С. Маричи, богиня, дарующая бесстрашие// Проблемы традиционной культуры Байкальского региона. Улан-Удэ,1999. С.80.

[17] Окладникова Е.А. Модель вселенной в системе образов наскального искусства тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб., 1995. С.291.

[18] Толеубаев А. Юрта в представлениях, верованиях и обрядах казахов// Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. М., 2000. С.172.

[19] Содномпилова М.М. Организация пространства. Традиционное жилище монгольских народов как модель и моделируемое// Пространство в традиционной культуре монгольских народов. – М., 2008. – С.284.

[20] Содномпилова М.М. Организация пространства. Традиционное жилище монгольских народов как модель и моделируемое// Пространство в традиционной культуре монгольских народов. – М., 2008. – С.247.

[21] Например в родильных обрядах при захоронении последа.

[22] Они появились в период распространения буддизма или ислама среди кочевников.

[23] Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Сб. этнографических статей и исследований алтайского миссионера. М., 1893. С.12.

[24] Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984 – 272 с., с. 37.

[25] Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 383 с., с. 161.

[26] См. об этом: Махлина С. Т. Семиотика культуры повседневности. – СПб.: Алетейя, 2009. – 232 с., с. 104-110.

 

[27] Новицкая Л.Ф. Особенности повседневности первобытных культур./История культуры повседневности. учебное пособие. – М.: 2016, с.40.

[28] См. об этом здесь и далее, согласно материалу главы 9 (автор Прокуденкова О.В.) учебного пособия «История культуры повседневности» - М., 2016, с. 183 – 184.

[29] Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. – М.: ЗАО изд-во «Центрполиграф», 1999.-327с., с.8.

[30] См. об этом: Мишель Доменика. Ватель и рождение гастрономии. – М., 2002, с. 297.

[31] Татаркевич Вл. Античная эстетика/Москва, 1977, с 72.

[32] Зеленцова Е. В., Гладких Н. В. Творческие индустрии: теории и практики. М.: Классика–XXI, 2010. C. 14.

[33] Черных А. И. Мир современных медиа. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2007. C. 147.

[34] Хэзмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. C. 20.

[35] Дебрэ Р. Введение в медиологию / пер. с франц. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2010. C.

[36] Там же. С. 16.

[37] Хэзмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. C. 16.

[38] Хестанов Р. Когда культура становится товаром. Рецензия на книгу Дэвида Хезмондалша «Культурные индустрии»// Экономическая политика. 2016. Т.11. №5. С.234.

[39] Браун Дж. Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории [Электронный ресурс] / Дж. Браун // Институт культурной политики. – Режим доступа: http:www.cpolicy.ru/analytics/64/html. – (Дата обращения: 15.11.2017); Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005. № 4 (24); Зеленцова Е.В. От творческих индустрий – к творческой экономике / Е.В. Зеленцова // Управленческое консультирование. – 2009. – № 3; Купцова И.А. Культурные практики и креативные индустрии как современный фактор динамики провинциального мира / И.А. Купцова // Роль вуза искусств и культуры в формировании и развитии культурного пространства. - Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2011; Конева А.В. Коммуникативные стратегии креативных индустрий / Конева А.В.// Образование, наука, культура в современном мире = Education, science, and culture in the contemporary world: материалы науч. веб-конф-ции Базовые идеи ЮНЕСКО в современном образовании, культуре и науке. – М.: Пашков дом, 2014; Кудинова А.В. Социально-культурное производство и культурные индустрии: культурологическое и социологическое измерение: междисциплинарное исследование / Кудинова А.В. и др. – Краснодар: Открытый центр культурных индустрий, 2014. – 340 с.; Магидович М.Л. Современные модели развития культурных индустрий в регионах России = Modern cultural industries development in regions of Russia: сборник научных статей / отв. ред. Магидович М.Л. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 418 с.; МатарассоФ., ЛэндриЧ. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. – М.: Либерея, 2002; Флорида Р. Кто твой город: креативная экономика и выбор места жительства / Р. Флорида, пер. с англ. Е. Лобкова – М.: Strelka Press, 2014.

[40] Васильева Е. Социологические подходы к изучению практик питания [Электронный ресурс]// URL: http://www.zaharov.znautvse.com/articles/vasilieva_02.htm (Дата обращения 25.06.2017)

[41] Франчайзинг - «смешанная форма крупного и среднего предпринимательства, при которой крупные корпорации и «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию, действовать от имени франчайезера.

[42] Райзберг Б. А ., Лозовский Л. Ш ., Стародубцева Е. Б .. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА - М. С.199.

[43] Haute couture – высокая мода. Ее определяют и как лабораторию, в которой кутюрье создают идеи новых коллекций готовой одежды.

[44] Pret-a-porter  - - это одежда готовая к носке, одежда массового производства.

[45] McLuhan M. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. New York: Gingko Press, 2002. 159 p.

[46] Вахштайн В. С. Дело о повседневности. Социология в судебных прецедентах. СПб.: Центр Гуманитарных инициатив, 2015. C. 144.

[47] Thompson J.B. Social theory and the media. In: D. Crowley and D. Mitchell, Communication Theory Today. L.: Sage, 1993. Pp. 27-49.

[48] Запорожец О. Н., Лапина-Кратасюк Е. Г. Антропология цифрового города: к вопросу о выборе метода // Этнографическое обозрение. 2015. № 4. С. 41–54.

[49] Черных А. И. Мир современных медиа. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2007. 312 с.

[50] Там же. С. 159.

[51] Капица Л. М. Миграционный цунами в Европейском союзе // Университет МГИМО [Электронный ресурс]. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document277067.phtml. (Дата обращения: 21.09.2015).

[52] Дебрэ Р. Введение в медиологию / пер. с франц. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2010. C. 99.

[53] Дебрэ Р. Введение в медиологию / пер. с франц. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2010. С. 83.

[54]Digital-агрессия: что делать и кто виноват? [Электронный ресурс] URL: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-51397910. (Дата обращения:

1.03.2016).

[55] Пресс-выпуск №2898. Как нам отрегулировать Рунет? ВЦИОМ [Электронный ресурс] URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115344. (Дата обращения: 21.03.2016).

[56] Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2006. C. 87.

[57] Черных А. И. Мир современных медиа. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2007. C. 125.

[58] Барт Р. Мифологии / пер. с фр. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2008. C. 259.

[59] Хэзмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. C. 415.

[60] Барт Р. Мифологии / пер. с фр. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2008. C. 268.

[61] Философия. Язык. Культура. Вып. 5 / отв. ред. Горбатов В. В. СПб.: Алатейя, 2014. С. 501.

[62] Кармин А.С., Мельник М.А. Историческая эволюция форм учебы. // Философия образования. Серия “Symposium”, Выпуск 23. / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.. C.398-402.

[63] Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с., 2004

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...