Основные элементы предпринимательского потенциала предприятия.
Предприятие как объект управления это сложная, динамичная, производственная, социально-экономическая, техническая и организационная система, открытая воздействию внешней среды. В производственном процессе предприятия объединяются различные материальные и трудовые ресурсы, между которыми существует множество связей. Предприятие является многоэлементным образованием и делится, в зависимости от применяемого основания (признака) деления, на различные множества элементов (подсистемы). В зависимости от объектов управления можно выделить подсистемы управления: производственными процессами, материально-техническими ресурсами, персоналом и др. К таким подсистемам можно отнести и управление затратами предприятия, которое включает объект и субъект управления. Сущность управления состоит в достижении предприятием его цели при минимальном использовании ресурсов и максимальном выходе целевого продукта. Системный подход — это методология исследования объектов как систем, позволяющий в современных условиях хозяйствования повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. По мнению Фатхутдинова Р.А. система состоит из: ■/ внешнего окружения, которое включает в себя вход, т.е. компоненты, поступающие в систему (сырье, материалы, оборудование, кадры, документы, информация и т.д.), выход системы - выпускаемый системой товар, связь с внешней средой, обратная связь; взаимосвязанных компонентов, которые обеспечивают процесс воздействия субъекта управления на объект и достижение целей системы [23]. Во многом успешная деятельность на рынке определяется потенциалом предприятия. Потенциал предприятия представляет собой реальную или вероятную способность выполнить целенаправленную работу.
Для целей анализа потенциала предприятия в целом его следует разделить на четыре категории: Базовый потенциал, обеспечивающий предприятию возможность достижения основных коммерческих целей, создания экономических ценностей и извлечения при этом прибылей. Базовый потенциал связан с конкурентными преимуществами предприятия, и поддержание и развитие его позволяет получить устойчивое конкурентное преимущество на рынке. Скрытый потенциал — это активы, не представляющие конкретного преимущества на сегодняшнем этапе, хотя в перспективе могут трансформироваться в базовые средства. Сюда следует отнести кадровый потенциал предприятия, накопленный опыт работы в определенной сфере бизнеса. Когда скрытый потенциал достигает определенного уровня, он может быть реализован в виде открытия нового направления бизнеса, улучшения потребительских свойств товаров и т.д. Убыточный потенциал. Наличие убыточного потенциала приводит к потреблению ресурсов без какой-либо прибыли для предприятия. В частности, из-за нерациональной организационной структуры могут возникать расходы на дублирование функций. Пересекающийся потенциал характеризуется наличием у предприятия активов, обеспечивающих эффективное использование
12 13 других потенциалов: в частности, хорошо функционирующая система управления сбытом, финансами. Успешно функционирующая организация не только извлекает текущие доходы, но и обеспечивает развитие всех указанных выше потенциалов. Конечными целями всякого производства является создание товаров для удовлетворения потребностей в них и удовлетворение потребностей человека в труде. Основными производственными факторами, необходимыми для достижения этих целей, являются:
Xj — предметы труда, то есть сырье и полупродукты, перерабатываемые в процессе производства в конечный продукт; Х2 — средства труда, то есть технологическое оборудование (в совокупности — технологическая система), производственные здания и сооружения, обеспечивающие переработку предметов труда; Х3 — земля с ее поверхностью, недрами, лесами, реками, озерами, морями, океанами и атмосферой — источниками многих видов промышленного сырья и материалов, сельскохозяйственного производства и рыбного хозяйства, топливно-энергетических ресурсов; Х4 — труд, то есть умственная и физическая деятельность людей в производственном процессе, обеспечивающая выполнение необходимых технологических процессов и удовлетворение потребностей человека в труде как самостоятельной ценности и источнике материальных благ; Х5, — информация, необходимая для обеспечения организации, целенаправленности и оптимальности производства (информация о состоянии внешней среды, о потребностях, техническая документация на изготавливаемую продукцию и технологические процессы, образцы продукции и т. д.). Производственные факторы Х| и Х2 в совокупности образуют вещественный капитал, являющийся объектом инвестирования денежного капитала, что обеспечивает непрерывность развития производства. Особенностью производственного фактора «земля» является его ограниченность (богатства земли постоянно сокращаются), а также зависимость качества этого фактора от индустриальной деятельности общества, отрицательно влияющей на экологическое состояние окружающей среды. Другой особенностью земли, как производственного фактора, являются географические особенности, в том числе территориальное распределение природных 14 ресурсов и населения (от последнего зависит состояние производственного фактора «труд»), которое определяющим образов влияет на территориальное размещение производств и организации^ производственных связей между ними. И, наконец, географическое положение государства определяет его геополитические особенности ч от которых в сильной степени зависит внешнеэкономическая деятельность предприятия, в том числе деятельность на внешних; рынках, организация производственной и научно-технической кооперации (ярким примером такого влияния является деятельность» компании «Газпром», трубопроводы которой проходят пс* территориям ряда государств).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|