Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ источников увеличения предпринимательского потенциала.




С ростом сложности продукции и производства усиливается роль информации как производственного фактора.

Таким образом, вход X в производственную систему является совокупностью производственных факторов:

X— Х(Х.\, Х2, Хз, Х4, Х5).

Основными направлениями и проблемами формирования производственных факторов, возникшими в связи с переходом к рыночной экономике, являются:

• организация производственной кооперации и научно-
технического сотрудничества по технологической цепи
изготовления конечного продукта;

• обеспечение сбалансированности деятельности по стадиям
жизненного цикла продукции;

• создание новых механизмов инвестирования в расширение
и научно-техническое развитие производства;

• преодоление трудностей развития внешнеэкономической
деятельности предприятий, вызванных геополитическими
особенностями Украины;

• достижение согласованности интересов государства и
собственников предприятий в использовании земли и природных
ресурсов;

• создание на предприятиях внутреннего рынка рабочей
силы, обеспечивающего решение проблем профессиональной
переподготовки и занятости;

15


L~


предприятий в глобальную систему и преодоление трудностей научно-технического развития производства, вызванных закрытием каналов информации в связи с установлением права предприятий на коммерческую тайну [1].

стоатегГч^"0' ЧТ° Р6ШеНИе ЭТИХ Задач имеет Д™ предприятий стратегическое значение.

исто»1*3 Производствен«ый фактор «капитал» как основной источник повышения эффективности производства.

Понимании «капитал» - это вложенный в дело ДаЮЩИЙ обЩественно полезный эффект. "ОСТУпаюЩих от использования капитала средств над образует прибыль. Направление ее части на развитие

/./Г" КаПИТаЛИЗЯЦИЮ (Реинвестирование)

капитала

Рис. 1.1 - Воспроизводство

Доход приносит не только производственный фактор «капитал», но и другие источники (деньги, акции и т. п.). Однако все эти

иннегГ™ В КОНеч"ом счете обеспечивают доход в результате инвестирования в объекты предпринимательской деятельности - в

ИВСТВ° Т°Ваа " УСЛУГ УД°влетворяющих потребности

Так, деньги не приносят их владельцам дохода до тех пор, пока они не вложены в прибыльное дело. Вклады в банк приносят их вкладчикам доход в виде процентов благодаря тому, что банк инвестирует принятые им вклады в производство путем


предоставления предприятиям кредитов под более высокий процент, чем процент по вкладам.

Капитал как производственный фактор выступает, с одной стороны, в форме денежного или вещественного капитала, а с другой — в форме собственного или чужого капитала.

Эта неоднозначность определяется структурой баланса предприятия. Если смотреть со стороны пассива, то можно выделить собственный капитал предприятия, то есть те финансовые средства, которые предприятие (предприниматель) создает себе само, и чужие (заемные) средства, образующие чужой капитал.

Со стороны актива можно выделить денежный капитал (финансовые средства) и вещественный (реальный) капитал. Предоставление денежного капитала для покупки средств производства называется финансированием, превращение денежного капитала в реальный капитал — инвестированием.

Таким образом, инвестиции финансируются за счет собственного капитала предприятия (самофинансирование) и за счет чужого капитала путем привлечения заемных средств. Существуют различные механизмы привлечения заемных средств (в форме: ссуды, кредита, выпуска облигаций, венчурного финансирования, лизинга).

Средства производства длительного пользования надолго привязывают финансовые средства к производству, поэтому плата за пользование таким капиталом высока: имеют место издержки финансовых средств на процент и производственного капитала на амортизацию и ремонт. Эти издержки возникают независимо от количества производимой продукции, то есть являются постоянными. Если в капиталоемком производстве фактор «капитал» все время оказывается незагруженным, то постоянные издержки распределяются на меньшее количество продукции, что ведет к росту полных издержек на единицу продукции, снижению прибыли и рентабельности капитала (рис. 1.2).

Приведенные на рис. 1.2 графики выручки yl =fi(x) и издержек У1 =fi(x) имеют точку пересечения при объеме продаж Xj на рис. 1.2, а и Х2 на рис. 1.2, б, которую называют порогом прибыльности (точкой безубыточности, точкой критического объема производства). В этой точке прибыль равняется нулю. При меньшем объеме производства (объеме продаж) предприятие несет убытки. При увеличении производства сверх критического объема предприятие получает прибыль. На предприятии, более полно использующем свои


 


16


17


$$


производственные мощности, при том же объеме текущего производства рентабельность продукции будет более высокой. Максимальная рентабельность достигается при полном использовании производственных мощностей.

Рассмотрим параметры выручки и издержек. Принимается, что цена единицы продукции р и переменные издержки на единицу продукции b постоянны.

Тогда у! - рх, у2=а+Ьх.

В точке безубыточности хо(на/>мс. 1.1 а хо= хь на рис. 1.1 бхо = х2) имеем (у00 = (у2)0,

рх0 = а + Ьх0,

а р-Ь

Чём ниже постоянные расходы и больше разница между ценой изделия и переменными затратами на его изготовление, тем при меньшем объеме выпуска производство безубыточно. Так как при неполном использовании производственных мощностей а > а точка безубыточности х0 отодвигается вправо от точки х0.

Прибыль

У, У2

"3

Рис. 1.2. - Влияние постоянных издержек капитала на прибыль при полном (а) и неполном (б) использовании производственных

мощностей:

УьУг — выручка и полные издержки соответственно; X — объем продаж в натуральных единицах; а, а — постоянные издержки соответственно при полном и неполном использовании производственных мощностей;

18


ПьП2,Пз,П1*,П2*,Пз* — прибыль (убыток) в точках хь х2, х3 соответственно при полном и неполном использовании производственных мощностей.

Например, если а = 2а, то х0 = 0.

Допустим, что проектная мощность предприятия хпр составляет 4х0, а выпуск продукции х — половину проектного выпуска, то есть х

= 2х0.

В этом случае производство остается недогруженным и объем выпуска продукции достигает лишь точки безубыточности.

Дальнейшее снижение объема производства принесет убытки. В связи с этим важнейшей задачей управления предприятием является полное использование производственной мощности.

Решение этой задачи достигается систематическим обновлением продукции, обеспечивающим поддержание спроса на данном рынке, и проникновением на другие рынки, где спрос на данную продукцию достаточно высок. Другим способом решения данной задачи является рациональная диверсификация производства путем расширения сферы деятельности предприятия по жизненному циклу продукции (например, не только изготовление технологического оборудования, но и его монтаж и наладка у потребителя, профилактическое обслуживание и ремонт) и расширения номенклатуры выпускаемой продукции в пределах данной технологии (простейший широко распространенный вариант — выпуск различных модификаций на основе базовой конструкции).

Определяющее влияние на величину выручки на единицу продукции (р - Ъ) оказывают:

S качество изделия (чем выше качество, тем выше цена продажи),

материалоемкость, энергоемкость,

S фондоемкость и

S трудоемкость (точнее, зарплатоемкость) продукции. Значения указанных параметров определяются на стадии проек­тирования и опытной отработки продукции и технологической системы ее изготовления.

Очевидно, чем ниже затратоемкость продукции, тем при меньшем объеме производства предприятие начинает получать прибыль. Поэтому одной из задач стратегического управления яв­ляется размещение производств компании в районах,

19


обеспечивающих снижение затратоемкости продукции. Так, многие транснациональные компании размещают свои трудоемкие сборочные производства в регионах с дешевой рабочей силой.

Материалоемкие производства (например, металлургические) целесообразно располагать вблизи источников сырья с тем, чтобы максимально снизить транспортные издержки.

Наукоемкие производства предпочитают размещать там, где имеется квалифицированная рабочая сила и поэтому не требуется дополнительных расходов на обучение.

Производства, требующие больших территорий, размещают в районах с более низкой ценой на землю. Однако следует отметить, что все усилия по снижению затратоемкости продукции могут не оправдаться, если будет производиться продукция низкого качества (с низкой ценой продажи).

Графики безубыточности позволяют определить:

прибыль (77) при заданном объеме выпуска продукции в):

П=у,-у2=р*хв-(аЩ)=(р-Ь)*хв-а, (1Л)

0 кромку безубыточности [превышение объема продаж (х) над критическим объемом (х0)]:

Я
Х ^ V? (1-2)

объем продаж (х), необходимый для получения заданной прибыли (Пв):

(1.3)

х — ■

Р-Ъ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...