Механизм функционирования организационного потенциала предприятия. Основные элементы.
Основным назначением организационных механизмов в составе комплексного механизма управления является формирование и усиление организационного потенциала компании как составляющей части ресурсов управления, обеспечивающих воздействие на факторы производства. Формирование организационного потенциала достигается: ■ проектированием структуры компании и формированием ■ организацией деятельности компании в соответствии с ■ организацией управления деятельностью компании, в том ■ реструктуризацией компании и реорганизацией ее изменениями потребностей общества, целей компании и состояния внешней среды; ■ развитием мотивации рационализации оргструктур и систем управления. По природе основных параметров организационного процесса конкретные организационные механизмы могут быть: •/ организационно-структурными, осуществляющими организационных структур и их реструктуризации; •S организационно-техническими, осуществляющими воздействие на технические, социотехнические и технологические параметры производственного процесса; S организационно-экономическими, осуществляющими воздействие на экономические параметры производственно-хозяйственной деятельности; S организационно - административными, осуществляющими воздействие на деятельность персонала;
•/ комплексными, обладающими всеми или несколькими указанными признаками. Большинство организационных механизмов на низовом (предприятие) и среднем (компания) уровнях организации производства и управления им являются комплексными. Для этих уровней управления характерен состав организационных механизмов, показанный на рисунке 3.1. Дадим краткую характеристику этих механизмов. 1. Структурные механизмы позволяют определить состав и характеристики факторов производства и производственного процесса, необходимых для изготовления потребной продукции, путем: формирования системы целей компании (предприятия) и определения приоритетов в их достижении; формирования адекватной этим целям структуры деятельности (диверсификация или специализация научной и производственно-хозяйственной деятельности, бизнес на рынке ценных бумаг, лизинговая деятельность и т. д.) или ее реструктуризации; формирования структуры организации или ее реструктуризации (научно-производственные, производственные и маркетинговые структуры); структуризации и (или) реструктуризации рынков (стратегические
64 65
зоны хозяйствования компании на товарных франчайзинговые структуры компании и т. д.). Рис. 3.1 - Состав механизмов организационного потенциала предприятия. 2. Организация управления призвана мобилизовать возможности воздействия всей системы механизмов управления различной природы на все стороны деятельности компании (предприятия). В практике имеют место: организация стратегического управления, для которого в силу нестабильности внешней среды компании характерны специфические модели программного управления; организация оперативного и текущего управления, которому свойственно сочетание целевого и функционального управления; механизм акционерной демократии, уровень которой зависит от сложившейся в компании модели акционерной
собственности. Данный механизм является субмоделью в моделях стратегического и оперативного управления. 3. Механизм корпоративного планирования, являющегося Важные задачи, требующие для принятия решения и его реализации длительного периода времени и имеющие для компании долгосрочные последствия, относятся к стратегическому планированию. Задачи, решение которых необходимо для нормального функционирования производства в настоящем и ближайшем будущем, принадлежат оперативному планированию. По мере реализации решений стратегические задачи могут переходить из стратегического плана в оперативный. Некоторые зарубежные аналитики рассматривают стратегическое планирование как самостоятельную модель управления наравне, например, с моделью целевого управления. Однако стратегическое планирование не в состоянии обеспечить реализацию плана без выполнения других функций стратегического управления. 4. Организационно-технические и организационно-
66 67 5. Информационные механизмы позволяют использовать информацию в качестве специфических ресурсов, оказывающих свое воздействие на научно-техническое развитие и поток факторов производства. К информационным механизмам относятся: механизм экономической информации глобального, народнохозяйственного и отраслевого характера, позволяющий формировать эффективную систему стратегий; механизм научно-технической информации, обеспечивающий полноценное использование достижений мирового научно-технического прогресса; механизм диффузии нововведений, основой которого является информация о радикальности нововведения и возможностях его адаптации к конкретным условиям; механизм маркетинговой информации, позволяющий целенаправить функции НИОКР и производства на достижение успеха на рынках; рефлексивное взаимодействие соперничающих сторон. Этот механизм позволяет защитить компанию от ошибочных решений и действий, имеющих место под влиянием воздействия соперников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|