Учебно-методическая карта дисциплины
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Краткий конспект лекций Введение. В современной экономике особая роль отводится товарному рынку, соответствующему эффективному взаимоотношению механизмов и звеньев в процессе товародвижения. Под товарным рынком мы понимаем экономические отношения, связанные с обменом товаров, работ, услуг в результате которого формируется спрос, предложение и цена. Объективно функционирующая система товарного рынка обладает собственной инфраструктурой, являющейся обязательным компонентом рыночной экономики. Механизм инфраструктуры товарного рынка включает в себя не только непосредственных производителей и потребителей товарной продукции, но и значительное число активных промежуточных звеньев, устанавливающих и реализующих соответствующие производственно-экономические отношения. Товарный рынок и его инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм и элементов, опосредствующих движение материальных ресурсов и деловых отношений, увязывающих эти отношения в единый целостный механизм, позволяющий повысить эффективность товародвижения.
Элементы товарного рынка и его инфраструктуры являются естественным и объективным порождением рыночных отношений, значение их возрастает по мере развития и совершенствования этих отношений. Механизм инфраструктуры товарного рынка способствует взаимодействию между производителями и потребителями, спросом и предложением. От того, насколько четко функционирует этот механизм, в значительной мере зависит эффективность функционирования всей экономики страны. Важность для народного хозяйства эффективной организации товарного рынка и его инфраструктуры подчеркивается во многих решениях правительства, работах научных и исследовательских организаций. Основная цель изучения и развития действенной инфраструктуры товарного рынка - создание условий для ее рационального функционирования, способствующего непрерывному процессу товарного воспроизводства, свободному движению товаров, удовлетворению нужд конечного товарного потребителя. Для достижения указанной цели должны быть, в частности, решены такие задачи как: - разработана концепция (программа) развития товарного рынка и его инфраструктуры; - обеспечено развитие современных форм и методов управления рыночной инфраструктурой; - осуществлено формирование сети посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающей эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товаров с минимальными затратами; - получено дальнейшее развитие транспортного обслуживания товарного рынка; - создана сеть транспортно-складских терминалов и логистических центров; - развита тароупаковочная индустрия; - создано эффективное информационное обслуживание товарного рынка, активное использование средств связи и других видов телекоммуникаций; - обеспечено совершенствование нормативно-правовых основ функционирования товарного рынка и его инфраструктуры;
- разработана система кредитно-финансового обеспечения товарного рынка; - создано научно-техническое и юридическое сопровождение инфраструктуры товарного рынка; - организована подготовки и переподготовки кадров для нужд товарного рынка страны. Основным объектом коммерческо-хозяйственных взаимоотношений между субъектами рынка является товар в виде конкретного продукта, работы, услуги. Товар - продукт труда (с физиологическими, материальными, финансовыми, временными затратами), предназначенный для определенных потребителей, то есть изготовленный с целью продажи нуждающимся в нем. Товар обладает стоимостью: потребительной стоимостью (свойство быть полезным и удовлетворять соответствующие потребности владельца) и меновой стоимостью (цена, удовлетворяющая потенциальных покупателей). По завершении производственного цикла продукт труда поступает в сферу обращения, представляющую собой: а) механизм организации товародвижения, определенную систему, обеспечивающую действенную связь между производством и потреблением товара; б) совокупность актов купли-продажи определенных видов товаров в соответствии с их функциональным назначением; в) формы реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками потребительского или производственного характера. Сфера обращения практически является товарным рынком, где проявляются все признаки рыночных отношений: действие законов стоимости, спроса и предложения, самостоятельность предпринимательской деятельности, демонополизация экономики, конкуренция, наличие рыночной инфраструктуры и т.д. В обобщенном виде товарный рынок позволяет посредством механизмов и инструментов: - осуществлять мониторинг за изменением спроса и приспосабливаться к нему; - побуждать производителей к выпуску новых, более совершенных товаров; - расширять и совершенствовать коммерческо-хозяйственные связи; - рационально направлять товарный поток от производителя к потребителю в достаточном объеме, нужном ассортименте, в требуемое время; - хранить определенные товарные запасы; - предоставлять соответствующие услуги по доставке товара до потребителя и т.д. Развитие товарного рынка в Беларуси происходит в сложных социально-экономических условиях. Для него характерны относительно низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение, нестабильная и несовершенная система финансово-кредитных отношений, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, хронические неплатежи и др. В сложившейся ситуации государственное управление должно решать такие задачи, как создание соответствующих условий для беспрепятственного развития подлинно рыночных отношений, защита белорусских экономических интересов на внутреннем и внешнем, рынках; регулировать другие отношения, складывающиеся на товарном рынке.
Практика рыночной экономики показывает, что товарный рынок обладает несомненными достоинствами и преимуществами: - объединяет интересы продавцов и потребителей через экономический механизм (естественным образом), без всякого давления на какую-либо из сторон; - заинтересовывает производителей в удовлетворении потребностей, выражаемых через платежеспособный спрос; - препятствует монополизации в производстве и обращении товаров; - расширяет возможности субъектов предпринимательской деятельности; - эффективнее других хозяйственных систем решает проблемы экономики (уровень жизни, качество продукции, эффективность производства, рациональной структуры потребления). Товарный рынок - это обобщенное понятие, подразумевающее, по существу, систему рынков, воплощенных, главным образом, в рынки работ, услуг и товаров: а) потребительского и б) производственно-технического назначения. Потребности общества на товарную продукцию подразделяются на: - экономические потребности, связанные с определенными обязательствами каждого человека в семье, личной жизни; - потребности, продиктованные общественными условиями проживания людей, предусматривающими подчинение законам, подзаконным актам и правилам общежития; - потребности, возникающие вследствие общения и деятельности в малых предприятиях и социальных группах (фирмах, хозяйственных компаниях, компаниях друзей, случайных попутчиков); - потребности, возникающие вследствие включения людей в деятельность больших коллективов - производственных (завод, университет, фирма, мастерская, цех, бригада, рабочий участок) и непроизводственных (театр, спортивная организация, научное и конструкторское учреждение, кафедра, профсоюз и др.). Данные обстоятельства определяют отношение общества к той или иной товарной продукции, что позволяет подразделять товары на потребительские (для личного или коллективного пользования) и производственно-технического назначения (средства производства). Характер приобретения и потребления этих товаров существенно различается по мотивам и способам. Рынок товаров потребительского назначения включает в себя обращение: - изделий кратковременного пользования (продукты питания, предметы личной гигиены, косметика, моющие средства и др.); - изделий длительного пользования (мебель, бытовая техника, автомобили, оргтехника, музыкальные инструменты, одежда и др.); - изделий, полученных в результате оказания соответствующих услуг (индивидуальный пошив одежды или обуви, набор на компьютере рукописного текста и т.п.)[1]. Рынок товаров производственно-технического назначения предполагает обращение: - предметов труда (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, энергия, топливо); - орудий труда (производственные и складские здания) сооружения, конструкции, машины, механизмы, оборудование, аппаратура, приборы. Рынок стимулирует внедрение современных технологий, разработку новых изделий и производство только той продукции, которая найдет покупателя. В нынешних условиях, несмотря на остроту социально-экономических проблем, доставшихся от административно-командной системы, нехватку материальных и финансовых ресурсов, сопротивление инерционных сил, рыночная экономика набирает силы. Развитие товарного рынка сопряжено с большими трудностями. Понятно, что этот рынок не может быть повсеместно внедрен каким-либо постановлением или волевым решением. Рынок товаров - это подвижный хозяйственный организм, и для его рационального формирования, успешного развития в стране должны быть созданы необходимые предпосылки и соответствующие условия. Формирование рационального товарного рынка - сложный процесс, требующий глубинных преобразований не только в сфере экономических отношений, но и в общественном сознании. В стране необходимо создать реальные благоприятные условия воспроизводства и прежде всего, преодолеть сложившиеся в экономике диспропорции и деформации, отрицательно повлиявшие на сбалансированность народного хозяйства. Сбалансированность предполагает соблюдение оптимального равновесия между спросом и предложением по каждому конкретному товару, между денежными средствами и их товарным покрытием. Обращение товаров и, соответственно, товарный рынок представлены отношением "продавец - покупатель", отражающим связи и противоречия между производством и потреблением. Поэтому такие экономические категории, как спрос и предложение, активно формируют рыночные отношения. Спрос - это форма выражения потребности в конкретном товаре, обеспеченной соответствующими денежными средствами. Предложение - совокупность конкретных товаров на рынке, представленных к реализации товаропроизводителями и торговлей. Соотношение спроса и предложения влияет на изменение пропорций производства, перелив капитала, естественное рыночное распределение материальных ресурсов и рабочей силы между отраслями, регионами, предприятиями. В определенном соотношении спроса и предложения как по товарной массе и ее группам, так и по отдельным товарам проявляется конъюнктура рынка, которая складывается и изменяется под воздействием многочисленных факторов, включая масштабы и структуру производства, торговли, динамику цен, денежные доходы покупателей и финансовые возможности организаций, размеры товарных запасов, организацию товародвижения. Для развития товарного рынка характерны сбалансированность спроса и предложения или некоторое превышение предложения над спросом, что должно способствовать снижению цен на товары. Товарный рынок имеет следующие основные признаки: -наличие товаров и предоставление услуг на всех уровнях товародвижения; -массовый характер коммерческо-хозяйственных взаимоотношений партнеров; -самостоятельность в выборе продавцом, посредником, покупателем соответствующего партнера исходя из коммерческо-хозяйственных приоритетов и потенциальных возможностей; - конечный результат взаимоотношений партнёров воплощается в акте купли-продажи товара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|