Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.
В период экономики планового типа кредитная система была развита в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого предприятия, а по решению органов государственного планирования. В наше время кредитные учреждения развиваются в большом количестве и с разнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыночной экономики. Бурное развитие на рубеже XXI в. получили коммерческие банки, которых не было в плановой экономике, а также специализированные небанковские' кредитно-финансовые институты. К последним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые не оказываются коммерческими банками. Такая структура кредитной системы отражает потребности рыночного хозяйства, приближаясь к модели кредитной системы развитых стран. В консалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Аудиторские компании.Аудит — это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспертиза — обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получение лицензий, организации совместных предприятий (СП).
Учебные заведения. Раньше в Беларуси, как и в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток — крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет. Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов, дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон России. В советской экономической литературе к инфраструктуре относилиосновную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфраструктура рынка имела расширительное толкование. На рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое пространство между производителями и потребителями; ее функционирование обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.
На рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, системы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников. На рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя инвесторов и владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов. Инфраструктура кредитного рынка — это современная двухуровневая банковская система (Центральный банк и коммерческие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты. Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через налоги, а также через расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок. Следующий элемент инфраструктуры — этозаконодательство, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы превращает рынок в «дикий», а экономику делает криминальной.
Тема 2. Состав инфраструктуры товарного рынка и факторы ее формирующие Трудности, возникающие перед организациями (предприятиями)[2] в связи с переходом к рынку во многом связаны с тем, что управленческий персонал предприятий не знает принципов и механизмов рынка, подходов к его изучению. Современные компании столкнулись с явлением: реализуемая ими продукция не пользуется спросом, а как ее "проталкивать" на рынок специалисты не знают. Проанализировав внутренние и внешние условия рынка, товар, потребителей, конкурентов фирма сможет улучшить свое положение, укрепиться на рынке, наладить связи с потребителями, достичь определенных целей: увеличить доход, размер прибыли, объемы сбыта и продаж. В итоге это поможет эффективно действовать в рыночных условиях.
Изучение товарного рынка как такового - первый шаг к познанию внешней среды, в которой намерена действовать организация (предприятие). Поэтому следует проводить аналитическую работу в целях выбора из потенциальных рынков, такие которые наиболее перспективные для организации (компании), на которых с наименьшими совокупными затратами можно достичь коммерческого успеха. Исследование рынка самое распространенное и необходимое направление в современных исследованиях. Без данных полученных в ходе исследования товарного рынка невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять информацию необходимую для принятия управленческих решений связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием коммерческой деятельности, детальным изучением инфраструктуры товарного рынка. Исследования товарного рынка имеют целью выделить и оценить потенциал, определить специфику данного рынка, как правило, для данного товара, работы или услуги. Этот тип исследований дает руководителям маркетинга, сбыта и продаж информацию, где выгоднее всего продавать и сбывать товар, и указывает на участки рынка недостаточно емкие для данного продукта и услуги. Следует помнить, что рынок – это не только совокупность существующих и потенциальных потребителей, но и комплекс взаимосвязанных элементов – спрос, предложение, цена (рис 1.1). Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через своих посредников с тем, чтобы продать или купить товары, работы и услуги в обмен на свои денежные доходы. На свободном рынке процесс обмена, купли-продажи определяет, кому, по какой цене и какие товары следует производить, а так же что и как покупать. Подходя к понятию рынка более детально, следует отметить, что рынок состоит из ряда обязательных элементов (каждый из этих элементов, характеризует какую-то одну сторону рынка, в совокупности они описывают весь его комплекс): покупатель (люди, группы людей, организации, фирмы, компании, государство) со своими потребностями; наличие продавцов, желающих и имеющих возможность продать; покупательская способность (деньги); желания, потребности (купить); соответствующие возможности – условия приобретения.
Из этого вытекает следующее: во-первых, важность понимания нужд и потребностей покупателя, так как это ведет непосредственно к акту покупки; во-вторых, продавцы должны иметь возможность производить товар необходимый покупателям и иметь возможность его реализовывать; в-третьих, рынок может расширяться и сокращаться в зависимости от покупательской способности; в-четвертых, новые рынки могут быть созданы или существующие расширены путем увеличения возможности купить при помощи более широкого распределения; в-пятых, емкость рынков может быть увеличена, формируя и стимулируя желание купить товары и приобретать услуги посредством активного маркетинга и рекламы. Рынки и товары можно классифицировать следующим образом (табл. 1.1). Таблица 1.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|