Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Сущность, состав и основные элементы инфраструктуры товарного рынка




 

Тема 1. Сущность и генезис категории «инфраструктура»

Понятие «инфраструктура» впервые ввели во время второй мировой войны те американские специалисты, которые занимались организацией тыловой поддержки действующей армии. Инфраструктура воспринималась как материальное и организационное обеспечение тех передовых армейских подразделений, которым было поручено выполнение главной стратегической задачи.

Любой рынок имеет свою инфраструктуру (инфраструктура рынка или рыночная инфраструктура).

Рыночная инфраструктура – это совокупность субъектов рынка, которые обеспечивают и обслуживают движение товаров и услуг, финансовых ресурсов и рабочей силы.

К таким субъектам относятся: предприятия оптовой и розничной торговли; товарные, фондовые и валютные биржи и их брокеры, организаторы выставок, ярмарок и аукционов, транспортные организации, банки, лизинговые компании, центры занятости, центры подготовки и переподготовки персонала.

К рыночной инфраструктуре не принадлежат субъекты рынка, которые выступают на рынке в качестве только продавца или покупателя (например, производители и конечные потребители товаров, собственники финансовых ресурсов и те, кто в них нуждается, трудоспособные лица и работодатели). Все остальные являются субъектами инфраструктуры рынка.

Рыночная инфраструктура позволяет обеспечивать общественное воспроизводство: производство, распределение, обмен и потребление. В то же время, институты инфраструктуры рынка не только обеспечивают деятельность важнейших торговых и производственных отраслей, но и являются вполне самодостаточными.

В современной экономической литературе нет однозначного толкования категории «инфраструктура товарного рынка» и поэтому следует дать его исходя из подходов и оценок этого явления и истории формирования категории «инфраструктуры» как таковой.

Инфраструктура рынка - это совокупность системных институтов и организаций, обеспечивающих эффективную работу рынка.

Инфраструктура товарного рынка – совокупность субъектов товарного рынка (предприятия, организаций, учреждений), которые осуществляют разные виды деятельности в сфере товарного обращения.

К видам деятельности, которую обеспечивает торговая инфраструктура относят:

- торговая деятельность, целью которой является получение прибыли от операций купли-продажи товаров;

- предоставление субъектам товарного рынка разных услуг (транспортных, экспедиционных, складских, выставочных, рекламных, посреднических, таможенных), которые способствуют продвижению товаров от производителей к потребителям.

Следует отметить, что рыночная инфраструктура существует на нескольких уровнях.

Так, имеет смысл разграничивать глобальный и локальный уровни инфраструктуры рынка.

Глобальная инфраструктура реально существует как бы в двух измерениях - мировом и национальном - и включает в себя ряд локальных рыночных инфраструктур. Это относится к обоим измерениям.
Если же для анализа берется национальный уровень, то очевидно, что национальная рыночная инфраструктура, являясь локальной по отношению к мировой, одновременно выступает глобальной в рамках соответствующей страны

Инфраструктура товарного рынка содействует взаимодействию между производителями товаров и потребителями, предложением и спросом. От четкости этого механизма в значительной мере зависит эффективность функционирования экономики.

В торговли завершается процесс кругооборота денежных средств, вложенных в произведенные товары, происходит преобразование товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для нового операционного цикла.

При продвижении товаров из сферы производства в сферу потребления он может проходить через одного или нескольких посредников. Производители, стремясь уменьшить количество посредников, создают собственные дистрибьюторские сети.

В тоже время, товары сложного ассортимента перед поступлением в розничную торговлю проходят на оптовых складах.

Кроме того, производители на пути продвижения товара к потребителям предоставляют различные услуги материального и нематериального характера, что, несомненно, увеличивает стоимость самого товара, а поэтому розничная стоимость, эффективность товародвижения и товарообмена зависят от стоимости и качества таких услуг.

Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры.

Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга.

Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства.

Под услугой могут пониматься: а) результат деятельности или процессов, полезный эффект которого проявляется в виде удовлетворения потребностей; б) деятельность, в процессе выполнения которой не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта.

Услуги имеют следующие особенности: неосязаемость (нематериальность); меньшая степень стандартизации и однородности, чем товар; повышенный риск для покупателя вследствие неопределенности результата; неразрывность производства и потребления; непостоянство качества и несохраняемость.

Новое в инфраструктуре Беларуси – это зарождение чисто рыночной инфраструктуры торговли, которая представлена, прежде всего, частными рыночными структурами: товарными биржами, брокерскими конторами, торговыми домами и иными посредническими фирмами.

Инфраструктура товарного рынка состоит из разных элементов или объектов.

Объекты инфраструктуры товарного рынка – это предприятия, учреждения, организации, которые занимаются куплей-продажей товаров или специализируются на предоставлении однородных услуг собственникам товаров на пути их продвижения от производителя до потребителя. При этом субъекты могут быть активными и косвенными, т.е. их деятельность может как прямо, так и косвенно касаться товара.

К активным объектам инфраструктуры товарного рынка относятся:

- предприятия оптовой торговли с полным и ограниченным циклами обслуживания;

- предприятия розничной торговли (в т.ч. предприятия общественного питания и собственники объектов мелкорозничной сети).

Эти предприятия осуществляют куплю-продажу товаров за свой счет и являются заказчиками услуг, которые наддаются косвенным субъектам инфраструктуры товарного рынка.

К косвенным объектам инфраструктуры товарного рынка принадлежат предприятия, учреждения, организации, которые предоставляют услуги по продвижению товаров производителю и активным субъектам. К ним относят:

ОСНОВНЫМИ косвенными ОБЪЕКТАМИ ИНФРАСТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЯВ­ЛЯЮТСЯ:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их орга­низационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не­биржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центр госу­дарственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) информационные цент­ры и агентства средней массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

14) система высшего и среднего экономического образования;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства.

Отличием косвенных объектов инфраструктуры товарного рынка от активных объектов заключается в том, что косвенные не имеют права собственности на товар, в отношении которого предоставляются услуги. Косвенные объекты получаю вознаграждение от собственника товара в виде процентов от стоимости товара или как оплату за выполненную работу на основе договорных тарифов.

Предприятия оптовой торговли с полным или ограниченным циклами обслуживания осуществляют закупку товаров у поставщиков за свой счет, хранят их на складах, занимаются фасовкой, подсортировкой, доставкой товаров в розничную сеть или иным оптовым покупателям. Данные предприятия имеют собственную материально-техническую базу (склады, автотранспорт, погрузочно-разгрузочную технику).

Предприятия розничной торговли осуществляют продажу товаров населению через магазины, павильоны, палатки, автомагазины. К розничной торговле также принадлежат учреждения и предприятия общественного питания (рестораны, кафе, закусочные).

Оптово-розничные предприятия также исполняют функции оптовой и розничной торговли.

Посреднические структуры включают торговых посредников, которые не имеют права собственности на товар: агенты, оптовики-консигнаторы, оптовики-комиссионеры, брокеры.

Организаторы оптового оборота – это торговые посредники, которые создают условия для осуществления актов купли-продажи товаров между продавцами и покупателями (выставки, оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы). Они функционируют как предприятия, и как временные объединения предприятий на период проведения мероприятия.

Торгово-промышленная палата и ее региональные палаты содействую развитию международного экономического сотрудничества и инвестиционной деятельности, занимаются организациею выставок и ярмарок, ведут негосударственный реестр предприятий, предоставляют предприятиям различные справочно-информационные услуги, осуществляют экспертизу и сертификацию товаров, предоставляют патентно-лицензионные, переводческие, таможено-брокерские услуги.

Таможенные органы включают: региональные таможни и таможни. Они осуществляют взимание таможенных платежей, контролируют перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, сопровождают ценные и иные грузы. К таможенным организациям принадлежат предприятия, которые имеют лицензии или разрешения на осуществление определенных видов деятельности, связанных с перемещением товаров через таможенную границу: таможенные брокеры, собственники таможенных лицензионных складов и складов временного хранения, собственники магазинов бестаможенной торговли.

Таможенные брокеры и собственники таможенных лицензионных складов предоставляют услуги предприятиям по декларированию товаров, подаче таможне документов, представлению грузов и транспортных средств для таможенного оформления. Собственники таможенных лицензионных складов также услуги по хранению импортных и транзитных товаров на своих складских площадях, стягивая за это с предприятий оплату в соответствии с условиями договора.

Транспортные организации и экспедиторы предоставляют услуги субъектам рынка по подготовке грузов к перевозке, по транспортировке и сопровождению, разгрузке транспортных средств в пункте назначения, оформления приемки-передачи грузом. Перевозки могут осуществлять организациями железнодорожного, воздушного, морского, речного, автомобильного транспорта.

Охранные организации и предприятия предоставляют услуги субъектам товарного рынка по охране коллективной и частной собственности, грузов, граждан, а также услуг по монтажу, ремонту и профилактическому обслуживанию средств охранной сигнализации. Охранную деятельность могут осуществлять структурные подразделения Государственной службы охраны при МВД и негосударственные охранные предприятия, которые имеют лицензии на эти виды предпринимательской деятельности. Охранные предприятия охраняют склады, магазины и территории торговых предприятий, офисные помещения. От их работы зависит сохранность товарно-материальных ценностей и безопасность персонала.

Рекламные агентства, средства массовой информации и иные распространители рекламы – это предприятия, которые предоставляют услуги по производству и/или распространению рекламы товаров. Рекламное агентство является посредником между рекламодателем, производителем и/или распространителем рекламы, получает комиссионное вознаграждение с обеих сторон.

Маркетинговые и информационно-коммерческие центры включают крупные многофункциональные заграничные консультационные фирмы, предприятия, подразделения (отделы) государственных учреждений. Они предоставляют информацию и консультируют по маркетинговым, финансовым, юридическим и иным вопросам. За предоставленную информацию и консультации с клиентов стягивается оплата.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не на­вязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойствен­ный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого чело­века, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслужива­ющих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...