Источники общепризнанных прав человека.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Тема 1. Теория прав человека: предмет, метод и функции
Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духовное начала, а так же изменяющиеся условия его существования. Понятие «права человека» возникло с возрождением естественного права. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека. Суть идеи естественного права состоит в следующем: · Наряду с «писаным правом», состоящим из совокупности норм права, существует неписанное, моральное право, которое проистекает из самой сущности человека; · Естественное право не всегда соответствует законодательству; · Права человека составляют значительную часть естественного права. К естественным правам относят: право на жизнь, право на свободу, право на нормальные условия существования и т.д. Появление самого термина «права человека» связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 г. и явился введением к Конституции американской колонии Вирджиния, где были впервые провозглашены права человека. В настоящее время распространенным является следующее определение: Права человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов. Признаки прав человека: · Права человека возникают и развиваются на основе природы человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
· Права человека складываются объективно и не зависят от государственного признания; · Права человека принадлежат индивиду от рождения; · Права человека имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными; · Права человека являются непосредственно действующими; · Права человека признаются высшей социальной ценностью; · Права человека выступают необходимой частью права; · Права человека представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага; · Признание прав человека, их соблюдение и защита является обязанностью государства. Принципы прав человека: · Принцип гуманизма; · Принцип свободы; · Принцип равенства и равноправия. Предметом данной науки являются права человека как неотъемлемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилизации, важнейшее условие развития индивида и применения его творческих сил и способностей. Права человека как учебная дисциплина раскрывает их общечеловеческую ценность, концентрирует внимание на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества. Реализация прав человека его свобод и обязанностей является главным источником социального прогресса и выживания человечества в современных условиях. Существуют два основных подхода к определению сущности прав человека: Первый: права человека – это естественные, неотчуждаемые свойства, не зависящие от государства (естественно-правовая теория). Второй: права дарованы государством (позитивная теория). Существуют два основных способа закрепления прав и свобод – позитивный и негативный. При позитивном способе формулирования прав, свобод и обязанностей конституция или конституционный закон устанавливает или определяет, что гражданин обладает определенным правом.
Негативный способ формулирования прав и свобод означает запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать права и свободы других субъектов права. Права человека носят всеобщий универсальный характер, это выражается в том, что: · Все люди, без какой-либо дискриминации, имеют все основные права и свободы; · Все права человека универсальны вне зависимости от государственного строя или международного статуса страны; · Права и свободы человек имеет везде, где бы он ни находился; · Проблема прав человека – всеобщая.
Методы учебного курса «права человека». Под методом понимается совокупность приемов, правил и способов, с помощью которых происходит процесс получения объективных истинных знаний. При этом различают универсальный и частные методы. В основе универсального метода лежат наиболее общие закономерности развития природы, мышления и общества. При изучении прав и свобод человека используются также частные по своему характеру методы. В их числе следующие методы:
Функции прав человека. Права человека, как средоточие гуманистического философского и научного знания, выполняют целый ряд функций: мировоззренческую, аксиологическую, креативную, воспитательную, эвристическую, прогностическую и др.
Таким образом, обеспечение прав человека как выражение взаимосвязи поколений в жизни каждого человека и народа, оказывает глубокое воспитательное воздействие на формирование духовных и нравственных ценностей людей, придает внутренней и внешней политике страны гуманистическую направленность.
Источники общепризнанных прав человека. В современном международном праве сложился комплекс принципов и норм, относящихся к общепризнанным правам человека. Международные договоры по правам человека устанавливают обязательства государств по предоставлению индивидам прав и свобод. Национальное законодательство каждого государства определяет объем прав, их содержание и гарантии осуществления. Можно указать на три уровня источников общепризнанных прав человека:
К международным источникам относят:
ü Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.); ü Конвенция о правах ребенка (1989 г.); ü Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); ü Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.); ü Международная конвенция о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей (1990 г.) и др.
Основными региональными источниками прав человека являются:
Национальными источниками прав человека являются:
ü «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г.); ü «О правах ребенка в Республике Беларусь» (1993 г.); ü «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (1992 г.) и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|