Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники общепризнанных прав человека.




Тема 1. Теория прав человека: предмет, метод и функции

 

  1. Права человека: понятие, предмет и сущность.

Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духовное начала, а так же изменяющиеся условия его существования.

Понятие «права человека» возникло с возрождением естественного права.

Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека. Суть идеи естественного права состоит в следующем:

· Наряду с «писаным правом», состоящим из совокупности норм права, существует неписанное, моральное право, которое проистекает из самой сущности человека;

· Естественное право не всегда соответствует законодательству;

· Права человека составляют значительную часть естественного права.

К естественным правам относят: право на жизнь, право на свободу, право на нормальные условия существования и т.д.

Появление самого термина «права человека» связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 г. и явился введением к Конституции американской колонии Вирджиния, где были впервые провозглашены права человека. В настоящее время распространенным является следующее определение:

Права человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов.

Признаки прав человека:

· Права человека возникают и развиваются на основе природы человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

· Права человека складываются объективно и не зависят от государственного признания;

· Права человека принадлежат индивиду от рождения;

· Права человека имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными;

· Права человека являются непосредственно действующими;

· Права человека признаются высшей социальной ценностью;

· Права человека выступают необходимой частью права;

· Права человека представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага;

· Признание прав человека, их соблюдение и защита является обязанностью государства.

Принципы прав человека:

· Принцип гуманизма;

· Принцип свободы;

· Принцип равенства и равноправия.

Предметом данной науки являются права человека как неотъемлемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилизации, важнейшее условие развития индивида и применения его творческих сил и способностей.

Права человека как учебная дисциплина раскрывает их общечеловеческую ценность, концентрирует внимание на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества.

Реализация прав человека его свобод и обязанностей является главным источником социального прогресса и выживания человечества в современных условиях.

Существуют два основных подхода к определению сущности прав человека:

Первый: права человека – это естественные, неотчуждаемые свойства, не зависящие от государства (естественно-правовая теория).

Второй: права дарованы государством (позитивная теория).

Существуют два основных способа закрепления прав и свобод – позитивный и негативный.

При позитивном способе формулирования прав, свобод и обязанностей конституция или конституционный закон устанавливает или определяет, что гражданин обладает определенным правом.

Негативный способ формулирования прав и свобод означает запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать права и свободы других субъектов права.

Права человека носят всеобщий универсальный характер, это выражается в том, что:

· Все люди, без какой-либо дискриминации, имеют все основные права и свободы;

· Все права человека универсальны вне зависимости от государственного строя или международного статуса страны;

· Права и свободы человек имеет везде, где бы он ни находился;

· Проблема прав человека – всеобщая.

 

Методы учебного курса «права человека».

Под методом понимается совокупность приемов, правил и способов, с помощью которых происходит процесс получения объективных истинных знаний. При этом различают универсальный и частные методы. В основе универсального метода лежат наиболее общие закономерности развития природы, мышления и общества. При изучении прав и свобод человека используются также частные по своему характеру методы. В их числе следующие методы:

  1. Системный, подразумевающий познание проблем прав и свобод человека в качестве единого целого, состоящего из взаимосвязанных между собой подсистем личных прав и свобод;
  2. Исторический, при котором права человека изучаются в их историческом развитии;
  3. Сравнительный, предполагающий сопоставление понятий, явлений и выявление их общих черт и различий;
  4. Социологический, это способы сбора информации и анализа.
  5. Логический – это средства и способы логического изучения проблем прав и свобод человека. Они основываются на общезначимых формах, необходимых для рационального познания в любой области знания, в том числе и при изучении проблем прав и свобод человека.

 

Функции прав человека.

Права человека, как средоточие гуманистического философского и научного знания, выполняют целый ряд функций: мировоззренческую, аксиологическую, креативную, воспитательную, эвристическую, прогностическую и др.

  1. Мировоззренческая функция. Мировоззрение включает совокупность взглядов, оценок, норм и установок, формирующих определенное отношение человека к другим людям, обществу и государству и выступающих в качестве ориентиров его поведения. Гуманистическое мировоззрение основано на признании человека и его неотъемлемых прав абсолютной ценностью, а интересов государства – относительной, ибо они не должны осуществляться за счет основных прав и свобод личности.
  2. Аксиологическая функция. Аксиология – это философское исследование природы ценностей, раскрывающее ценностную характеристику отдельных общественных явлений и процессов. Определенные ценности во многом обусловлены конкретными интересами людей, а они многообразны. Но существуют и общепризнанные человеческие ценности. Они представляют собой идеал, к достижению которого стремятся все цивилизованные страны, чтобы сделать эти права и свободы реальностью для возможно большего числа людей и народов.
  3. Креативная функция заключается в том, что права человека и его основные свободы являются неиссякаемым источником развития и применения творческих способностей людей. Чем меньше индивид зависит от постоянного контроля и регулирования со стороны других людей и государственных органов, от их вмешательства в личную жизнь, тем активнее проявляется его инициатива, предприимчивость и укрепляется сознание собственной ответственности за свою судьбу и состояние общественных дел.
  4. Воспитательная функция находится в тесной взаимосвязи со всеми вышеуказанными функциями. Благодаря правам у людей формируется уважение к человеческому достоинству, правам и свободам другого человека.
  5. Эвристическая функция. Активная творческая жизнь человека неразрывно связана с процессами познания, проникновения в сущность явлений и событий. Право «знать» является одним из фундаментальных прав личности. В свою очередь оно предполагает и обеспечение такого важного права как право на информацию. Следовательно права человека выполняют эвристическую функцию.
  6. Прогностическая функция. Поскольку права человека представляют собой общечеловеческую ценность и высокий нравственный идеал, они выполняют прогностическую функцию. Раскрытие закономерного характера возрастания роли прав человека в развитии личности, общества и всего человечества и проектирование этой тенденции на историческую перспективу дает основание для выводов о том, каким может быть будущее человека и человечества. Построение социальных прогнозов является одной из главных функций любой науки и человеческого мышления.

Таким образом, обеспечение прав человека как выражение взаимосвязи поколений в жизни каждого человека и народа, оказывает глубокое воспитательное воздействие на формирование духовных и нравственных ценностей людей, придает внутренней и внешней политике страны гуманистическую направленность.

 

Источники общепризнанных прав человека.

В современном международном праве сложился комплекс принципов и норм, относящихся к общепризнанным правам человека. Международные договоры по правам человека устанавливают обязательства государств по предоставлению индивидам прав и свобод. Национальное законодательство каждого государства определяет объем прав, их содержание и гарантии осуществления. Можно указать на три уровня источников общепризнанных прав человека:

  1. Международные источники общепризнанных прав человека;
  2. Региональные источники общепризнанных прав человека;
  3. Национальные источники общепризнанных прав человека.

К международным источникам относят:

  • Устав ООН (1945 г.);
  • Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.);
  • Международные пакты о правах человека (1966 г.);
  • Другие основные договоры ООН по правам человека:

ü Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.);

ü Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

ü Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);

ü Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);

ü Международная конвенция о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей (1990 г.) и др.

 

Основными региональными источниками прав человека являются:

  • Американская декларация прав и обязанностей человека (1948 г.);
  • Американская конвенция о правах человека (1969 г.);
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.);
  • Европейская социальная хартия (1960 г.);
  • Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.);
  • Арабская хартия прав человека (1994 г.)

 

Национальными источниками прав человека являются:

  • Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.);
  • Законы Республики Беларусь:

ü «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г.);

ü «О правах ребенка в Республике Беларусь» (1993 г.);

ü «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (1992 г.)

и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...