Права человека и права национальных меньшинств.
В современном мире широко распространено положение, когда на территории государства проживают различные народы. Защита их прав представляет одну из наиболее острых проблем современности. Мирное сосуществование различных национальных. Этнических, языковых или религиозных групп является позитивным фактором, который служит источником социального и культурного обогащения. На международном уровне установлены стандарты прав человека, которые распространяются на всех людей, будь то представители меньшинств или другие лица. Международные акты, отражающие права меньшинств:
Процесс обретения меньшинствами статуса, который большинство рассматривает как естественный, может начаться лишь тогда, когда они будут иметь возможность пользоваться родным языком, управлять своими школами, извлекать пользу из других организованных ими служб, а также принимать участие в политической и экономической жизни государств. Важнейшей составляющей национальной политики Республики Беларусь является законодательное обеспечение соблюдения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Белорусское государство провозгласило и реализует демократические принципы своей национальной политики, которые нашли свое отражение в целом комплексе нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих данный вопрос.
В статьях 5, 12, 14, 15, 22, 50, 52, 53 Конституции Республики Беларусь заложены основы политики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов; оно ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на территории республики; все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности; оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону; каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения; запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной, религиозной и расовой вражды; каждый, кто находится на территории республики, обязан, кроме законодательства, соблюдать и национальные традиции народов Беларуси. В Законе Республики Беларусь "О гражданстве Республики Беларусь" заложены основы национального согласия в новых исторических условиях. Он предоставил гражданство всем, кто постоянно проживал на территории Беларуси, без всяких дискриминационных ограничений. Реализации прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в большой степени способствовало принятие 11.11.1992 г. Закона Республики Беларусь "О национальных меньшинствах в Республике Беларусь", основные положения которого в полной мере соответствуют международным нормам и стандартам в данной области. Статья 5 этого Закона гарантирует каждому гражданину Республики Беларусь, относящему себя к национальному, культурному, языковому, религиозному меньшинству, право на получение помощи со стороны государства в деле развития национальной культуры и образования; право изучения и пользования родным языком; право на печать и распространение информации на родном языке; право на установление культурных связей с соотечественниками за пределами республики; право исповедания любой религии, совершения национальных и ритуальных обрядов на родном языке; право на сохранение своих национальных традиций, развитие профессионального и самодеятельного искусства; право на создание своих национальных культурных обществ (объединений); право на основе всеобщих, равных и прямых выборов быть избранным в органы государственной власти Республики Беларусь; право занимать любые должности в органах государственной власти и управления республики. Кроме специального законодательного акта, посвященного национальным меньшинствам, в Республике Беларусь приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных положениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Защита прав женщин
Женщины составляют большинство человечества, дают жизнь человеку, вносят наибольший вклад в воспитание детей. Без защиты их прав невозможно обеспечение прав человека. Одним из основных достижений 20 века можно считать изменение социального статуса женщины, т. е. признание равенства мужчин и женщин. Положение о равноправии мужчин и женщин закреплено в следующих международных документах:
· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
Между тем следует отметить, что законодательное закрепление равноправия мужчин и женщин серьезным образом не улучшило их положения в реальной жизни.
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) содержит широкий перечень признаков, по которым дискриминация по признаку пола не допускается. Так, согласно статье 22 все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Женщины и мужчины имеют право свободно избирать и быть избранными (ст. 38), в соответствии со способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 39), право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41), право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 42), право на охрану здоровья, право на образование (ст. 49) и на социальное обеспечение в старости (ст. 47). В области семейных отношений супруги также полностью равноправны. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ст. 32). Республика Беларусь присоединилась к целому ряду международных конвенций (договоров), предусматривающих улучшение правового положения женщин. Однако, несмотря на принимаемые меры, положение женщин в республике продолжает оставаться сложным и противоречивым. С другой стороны, при всех сложностях переходного периода, созданы определенные условия, опираясь на которые можно изменить ситуацию к лучшему. К ним можно отнести: активную разработку новой и совершенствование существующей законодательной базы с учетом гендерного фактора; формирование национального механизма, реализующего государственную политику по отношению к женщинам; расширение участия женщин в принятии политических, экономических и социальных решений; растущее осознание обществом и самими женщинами необходимости перемен в этом направлении. Позитивное влияние на повышение социального статуса женщин оказывает также развитие женского движения, расширение социального партнерства женских общественных организаций с правительственными структурами и активизация гендерных исследований.
В целом же реализация политических, социальных, экономических и культурных прав женщин предполагает:
Права ребенка.
Права ребенка представляют собой общечеловеческую ценность. Необходимость особой правовой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелости ребенка. Координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, касающихся интересов детей, является ООН, входящие в ее состав специализированные структуры – Комитет по правам ребенка, Детский фонд ЮНИСЕФ. Важнейшим документом в области прав детей является Конвенция о правах ребенка (1989 г.). Согласно Конвенции ребенком является лицо в возрасте до 18 лет, если национальным законодательством не указан боле ранний возраст совершеннолетия. Основные принципы Конвенции: · Принцип недискриминации, т.е. равенства (ст.2) диктует необходимость принимать меры для предотвращения дискриминации детей в любой форме; · Принцип приоритетности интересов детей (ст. 3) предписывает в случае возникновения противоречий между интересами любых представителей населения и детей отдавать предпочтение последним; · Принцип соблюдения права детей на жизнь и здоровое развитие (ст. 6) требует от государства приложения максимально возможных в рамках собственных ресурсов усилий для создания условий для выживания и развития маленьких граждан; · Принцип уважения права детей на выражение собственных взглядов (ст.ст. 12-16) указывает на необходимость предоставления ребенку возможности принимать участие в решении своей судьбы. Следует отметить, что Конвенция: · Охватывает весь спектр прав человека: гражданских, политических, экономических, социальных и культурных – и признает, что осуществление одного права не может быть отделено от осуществления других прав; · Указывает на необходимость создания здоровой и безопасной обстановки, доступа к медицинскому обслуживанию и достижению минимальных стандартов в обеспечении продовольствием и жильем;
· Признает главенствующую роль семьи и родителей в уходе за детьми и в обеспечении их защиты. А также обязанность государства помогать им в выполнении этой задачи; · Закрепляет право ребенка на активную роль в процессе своего собственного развития, на выражение свого мнения и на то, чтобы его учитывали при принятии решений, касающихся его жизни; · Расширяет юридические аспекты прав человека прав человека, обеспечивая защиту детей от всех форм эксплуатации, опеку детей меньшинств и коренных групп населения; · Затрагивает проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях. Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию 1 октября 1990г., а в 1993г. в республике был принят Закон о правах ребенка. Закон о правах ребенка состоит из преамбулы и 5 глав следующего содержания: Глава 1 состоит из 14 статей и называется «Общие положения». В этой главе изложены цель закона, его сфера применения, определен возраст ребенка как субъекта права, зафиксированы основные права, а также включена одна статья об обязанностях ребенка. Глава 2 «Ребенок и семья» состоит из 7 статей, в которых подчеркивается важнейшее право ребенка на семью как естественную и необходимую для его нормального развития среду, очерчены границы личной ответственности родителей и возможность владения ребенком имуществом. Кроме того, среди важнейших задач государства зафиксирована защита семьи. Глава 3 «Ребенок и общество» состоит из 7 статей и закрепляет экономические, социальные и культурные права: на приобщение к культурным ценностям, на образование, на труд и отдых, а также некоторые гражданские и политические права: на свободу вероисповедания и объединения в общественные организации. Глава 4 является чрезвычайно важной частью закона. Она называется «Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях». В 9 статьях этой главы закрепляются права детей-сирот, инвалидов, несовершеннолетних преступников, беженцев, детей пострадавших от различного рода катастроф, очутившихся в зоне военных действий и т.д. Глава 5 определяет рамки сотрудничества в интересах детей. Глава 6 устанавливает ответственность за нарушение данного Закона. Особое место в деятельности по защите интересов детей принадлежит институту омбудсмена (уполномоченного или комиссара по правам человека). Еще одной формой защиты прав и интересов детей является оказание им помощи со стороны неправительственных организаций. Между тем в республике продолжают сохраняться многие проблемы в этой области: проблема роста преступности несовершеннолетних; отсутствие специальных судов для несовершеннолетних; недостаточное количество социальных работников, занимающихся малолетними правонарушителями и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|