Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия и основные направления правоохранительной деятельности




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Общая характеристика правоохранительной деятельности

§ 1.1 Понятия и основные направления правоохранительной деятельности

§ 1.2 Понятие, задачи, признаки и основные функции правоохранительных органов

Глава 2. Милиция в механизме обеспечения правоохранительной деятельности

§ 2.1 Задачи, функции и система органов внутренних дел

§ 2.3 Взаимодействие частных охранно-сыскных структур с органами внутренних дел

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 


Введение

 

В современных условиях государственное управление, имеющее задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей общества, выражается в механизме исполнительной власти - одной из отраслей единой государственной власти. Данная дипломная работа призвана объяснить процедуру управления милицией, поскольку место милиции в системе правоохранительных органов имеет большое значение для соблюдения законности в управлении, поскольку её можно обеспечить лишь тогда, когда реализация норм административного материального права осуществляется с соблюдением юридических предписаний, определяющих порядок совершения правореализационных действий. Но если гражданский и уголовный процессы достаточно чётко определены в кодифицированных источниках нормативных актов (Гражданско-процессуальный кодекс и Уголовно - процессуальный кодекс), то положения о милиции представлены в законе "О милиции" и различных приказах Министерства внутренних дел. Эта без системность нормативно-правовых актов создаёт определённые неудобства в управлении милицией. Поэтому тема данной дипломной работы очень актуальна в настоящее время, поскольку она призвана детально изучить нормативно-правовые акты, чтобы определить задачи и функции милиции в системе правоохранительных органов.

Объектом данного исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления милицией правоохранительной деятельности.

Предметом же исследования является изучение милиции в системе правоохранительных органов, осуществляющих свои правомочия и обязанности в сфере обеспечения правоохранительной деятельности.

Основная цель научного исследования заключается в комплексном изучении милиции в системе правоохранительных органов.

правоохранительный орган милиция внутренний

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение понятию и раскрыть основные направления правоохранительной деятельности;

дать характеристику правоохранительным органам, раскрыв понятия основные признаки и задачи;

оценка современного состояния правового регулирования деятельности и структуры органов внутренних дел милиции;

изучить и проанализировать задачи и функции органов внутренних дел;

рассмотреть вопросы взаимодействия милиции с иными правоохранительными органами на примере негосударственных формирований правоохранительной направленности.

Методологической основой дипломной работы является диалектический подход к научному познанию социально-правовой действительности, позволяющий всесторонне изучить объект и предмет исследования. Теоретический, выражающийся в анализе изученного теоретического материала и его логическом построении в соответствии со структурой работы.

В процессе исследования использовались формально-логический, системно-структурный и другие научные методы исследования.

Теоретическую основу данной работы составляют научные труды Д.Н. Бахраха, В.М. Семенова, В.Е. Севрюгина, В.П. Божьева и др.

В дипломную работу включены акты законодательства, с учетом последних изменений, проведен их анализ и указаны источники их опубликования.

Следует отметить, что проблемы правового положения милиции освещались в трудах Ю.Е. Аврутина, С.А. Воронцова, Ю.А. Тихомирова, А.К. Соловьёва. Из большого числа научных работ наиболее полно место милиции в системе правоохранительных органов раскрывает Ю.Е. Аврутин.

Однако тема место милиции в системе правоохранительных органов вызывает много разногласий. Такой вывод можно сделать при изучении большого числа статей в различных правовых журналах.

В структуру дипломной работы входят: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

В первой главе рассматриваются такие вопросы, как понятие, правовая сущность и признаки.

В первой главе рассмотрена общая характеристика правоохранительной деятельности, понятия и основные направления, а так же понятие, задачи, признаки, основные функции правоохранительных органов.

Вторая глава посвящена милиция в механизме обеспечения правоохранительной деятельности, где раскрываются правовые положения, задачи и функции органов внутренних дел.

В заключении подведены итоги дипломной работы и приведены её основные тезисы. Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1. Общая характеристика правоохранительной деятельности

 

Понятия и основные направления правоохранительной деятельности

 

Российская Федерация, как это закреплено в Конституции РФ, - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1). Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией РФ, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17), а государство признает, соблюдает и защищает их носителя - человека как высшую ценность (ст.2).

Основополагающие конституционные положения являются правовой базой формирования принципа законности, т.е. обязательного выполнения предписаний Конституции РФ и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве.

Современное понимание правопорядка включает, в частности, такие компоненты, как верховенство Конституции, законов и соответствие им всех других нормативных правовых актов; соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений (должностными лицами и гражданами); равная и реальная ответственность перед обществом и государством всех, кто нарушил закон, чьи-либо субъективные права или не исполнил субъективные обязанности; применение права и государственного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений.

Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, а также соблюдения прав и свобод граждан. Отсюда следует, что реальное обеспечение мер по соблюдению законности и укреплению правопорядка как важнейшего фактора успешной практической работы в той или иной степени присуще всем участникам общественных отношений.

Президент России как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в рамках действующего законодательства обеспечивает суверенитет страны, ее независимость и государственную целостность, согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст.80 Конституции РФ).

Вопросами законности и правопорядка, наряду с другими проблемами, занимается Федеральное Собрание РФ, которое принимает законы, в том числе и о правоохранительных органах. Совет Федерации назначает судей высших судов страны и Генерального прокурора (п. "ж" и "з" ч.1 ст.102). Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию (п. "д" и "е" ч.1 ст.103).

Правительство РФ, наряду с выполнением основной функции - руководством политической, экономической и культурной жизнью государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п. "е" ч.1 ст.114).

Министерства, государственные комитеты, службы и другие органы отраслевого управления, наряду с выполнением своих основных функций, занимаются и вопросами обеспечения законности и правопорядка, прежде всего в порученной им сфере деятельности, включая и координацию работы с другими ведомствами. Так, например, п.2 и 6 Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 488 от 26 октября 2000 г. в редакции от 15 марта 2002 г., обязывают Министерство при осуществлении хозяйственной и управленческой функций руководствоваться Конституцией РФ, обеспечивать исполнение федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. Министерство вправе издавать нормативные правовые акты в соответствии с действующими правовыми нормами, в том числе и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Органы государственной власти субъектов РФ на своей территории осуществляют полномочия, связанные с обеспечением законности, правопорядка и общественной безопасности (п. "б" ч.1 ст.72 Конституции РФ).

К предметам ведения местного самоуправления, в числе других, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции от 4 августа 2000 г.  отнесены охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной милиции, муниципальной пожарной службы и ряд других функций.

Особо отметим участие граждан и их общественных объединений в обеспечении законности и правопорядка. Согласно Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45). Обращаясь в суд за защитой субъективных трудовых, жилищных, имущественных, семейных и других прав, добиваясь устранения допущенных нарушений закона, гражданин тем самым по существу участвует в выполнении функции охраны права в целом. Характерно, что закон (ст.14 Гражданского кодекса РФ) допускает самозащиту гражданских прав способом, который должен быть соразмерным нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Важное значение в обеспечении участия граждан в борьбе с правонарушениями имеет их право обратиться с заявлением в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" в редакции от 14 декабря 1995 г.

Изложенное выше применимо и к деятельности многочисленных общественных объединений граждан, которые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" в редакции от 19 мая 1998 г. создаются на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей. Меры, принимаемые для защиты интересов членов объединений, включая и обращения в суд, способствуют укреплению законности и правопорядка.

Таким образом, как явствует из изложенного, все упомянутые выше органы и организации выполняют функции по охране правопорядка в той мере, которая требуется для решения стоящих перед ними иных задач в сферах экономического, социального, культурного строительства, вопросов науки, образования, обороны, внешних сношений и т.д.

Для того чтобы из названных органов выделить те, основная деятельность которых заключается именно в обеспечении правопорядка и законности, т.е. относящихся к правоохранительным органам, следует определить существенные признаки, имманентно присущие их деятельности.

Прежде всего, для правоохранительной деятельности характерным является применение мер юридической ответственности. Так, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом РФ; за проступки, не влекущие уголовное наказание, - меры административного взыскания согласно КоАП РФ; при причинении имущественного или иного ущерба, невыполнении договорных обязательств - соответствующие санкции, установленные гражданским законодательством, и т.д.

Применение мер юридической ответственности может осуществляться только на основе закона или иного нормативного правового акта, принятого в его исполнение компетентными органами. Соответствующий законодательный акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, определять ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения.

Правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, по усмотрению правоприменителя, а в рамках точно определенных процедур, относящихся к досудебным и судебным стадиям расследования преступлений, рассмотрению имущественных, трудовых, жилищных, семейных конфликтов, разрешению дел об административных правонарушениях. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.

Существенный признак правоохранительной деятельности заключается в том, что она реализуется органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям. Тем самым обеспечивается необходимая правовая регламентация правоохранительной деятельности соответствующих правоприменителей, их ответственность и контроль со стороны государства.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Из приведенного определения следуют два общих положения.

Во-первых, в связи с многообразием задач и особенностямистатуса правоприменителя правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами (органы юстиции, внутренних дел и т.д.), так и негосударственными организациями (адвокатура, частные охранные организации); в рамках как сугубо централизованных подсистем (прокуратура, госнаркоконтроль), так и действующих автономно (суд, органы охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскная деятельность).

Во-вторых, при многообразии организационных форм и методов работы во всех случаях и для всех органов и организаций, осуществляющих правоохрану, незыблемым остается неукоснительное соблюдение конституционных принципов правоохраны. К числу основных относятся:

принцип законности, в силу которого Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституционные нормы и законы (ст.15 Конституции РФ);

приоритет прав и свобод человека и гражданинавключает обязанность государства обеспечивать соблюдение политических, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст.2 и гл. II Конституции РФ);

равенство граждан и юридических лиц перед законом. В отношении граждан этот пример обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции РФ). В отношении юридических лиц речь идет о государственных гарантиях единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст.8 Конституции РФ).

Приведенная выше характеристика правоохранительной деятельности с учетом ее конкретного содержания и объема выполняемых функций позволяет решить вопрос об основных направлениях и органах, организациях, обеспечивающих правоохрану. Предварительно следует принять во внимание, что до настоящего времени существуют противоречивые точки зрения на содержание правоохранительной деятельности.

С одной стороны, сфера правоохранительной деятельности заметно сужается и ограничивается уголовно-правовыми мерами борьбы с преступностью. Иногда к этому добавляется и деятельность по поддержанию правопорядка: патрулирование на улицах и иных общественных местах, контроль за проведением массовых мероприятий (уличных шествий, митингов, пикетирования) и т.д. Безусловно, упомянутые меры являются составной частью правоохранительной деятельности, но не могут ими ограничиваться. Очевидно, что правоохрана выполняет и многие другие функции: защита политических, имущественных, социальных и иных прав граждан, обеспечение законности функционирования государственных структур, хозяйственных органов и общественных формирований и др.

С другой - просматривается тенденция включения в содержание правоохранительной деятельности функций, свойственных структурам, обеспечивающим национальную безопасность страны с присущими ей мерами по предотвращению политических, экономических, военных и иных угроз. Столь широкий подход размывает установленные Конституцией РФ и действующим законодательством границы правоохранительной деятельности, по существу стимулирует силовые методы воздействия и посягает на принципы применения мер юридической ответственности, свойственных правовому демократическому государству.

Отнесение к мерам правоохраны обеспечения национальной безопасности, т.е. предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), не в полной мере учитывает участие населения и органов местного самоуправления. Между тем, практика показывает, что многие проблемы укрепления правопорядка могут и должны решаться при активной поддержке населения и местных сообществ, так как чем ближе правоохрана к источникам возникновения и конечной цели реализации прав, тем выше эффективность самой правоохранительной функции.

Еще одна проблема связана с объемом правоохранительной деятельности. Известно, что отдельные должностные лица и подразделения государственных структур наделены правом проводить определенные законом действия, связанные с обеспечением правоохраны. Правом ведения дознания обладают капитаны кораблей дальнего плавания, начальники зимовок, командиры воинских частей, руководители подразделений пограничной службы. Однако с учетом места и роли такой деятельности в-общем объеме выполняемых ими функций (у капитанов - организация морских перевозок, у командиров воинских частей - боевая подготовка, у пограничников - обеспечение охраны границы и т.д.) эти должностные лица и органы не принято относить к числу правоохранительных органов, рассматриваемых в рамках данной учебной дисциплины.

С учетом изложенного можно определить основные направления (функции) правоохранительной деятельности, органы и организации, ее осуществляющие.

Конституционный контроль и правосудиезанимают особое место в системе правоохранительных органов. Конституционный контроль, как самостоятельный вид охраны права, направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдения принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов. Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В Российской Федерации функционируют система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи, относящиеся к судам субъектов РФ. При Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности (подготовка кадров, финансирование, снабжение и т.д.), имеющей важное значение для нормального отправления правосудия.

Прокурорский надзоркак самостоятельное направление правоохранительной деятельности включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасностивключает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений: Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности, таможенные службы.

Несколько иные функции, также связанные с правоохраной, осуществляет Министерство юстиции РФ, которое участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений (приговоров и решений), лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

Выявление и расследование преступлений - особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел (милиции), федеральной службы безопасности, органов наркоконтроля и таможенных служб. Их задача - выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь - составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функция адвокатов - оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и в уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельностьосуществляется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или во взаимопонимании с государственными органами, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов (частная охранная и детективная деятельность).

Основные направления деятельности (функции) правоохранительных органов предопределяют их роль и место в системе государственных органов. В основе такого распределения лежат установленные Конституцией РФ принцип разделения властей, полномочия главы государства, парламента, Правительства РФ, предметы ведения Федерации и ее субъектов, конституционные основы деятельности местного самоуправления, иных публично-правовых структур и общественных объединений граждан.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...