Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, задачи, признаки и основные функции правоохранительных органов




 

Как уже отмечалось выше Конституция РФ - Основной Закон Российского государства, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России, закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина, федеральное устройство и организацию высших органов государственной власти, обеспечивающих защиту конституционных прав граждан.

Политические, экономические, социальные и культурные права граждан, как то свобода мысли и слова (ст.29), вероисповедания (ст.28), свобода мирных собраний, митингов и демонстраций (ст.31), право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33), право на участие в управлении делами государства (ст.32) и др. (ст.7, 30, 34-54, 71, 72, 114), признаются и соблюдаются государством.

Защита прав и свобод граждан является одной из важнейших задач государства. В случае, если нарушение законных прав и свобод граждан государственными органами, учреждениями, организациями или другими гражданами будет сопряжено с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступление (правонарушение), задачи выявления, предупреждения и пресечения подобных действий; защиты жизни, здоровья и имущества граждан; государственной, общественной или частной собственности, а также восстановление нарушенных прав или наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, возлагаются на правоохранительные органы.

Правоохранительные органы - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности, безопасности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

Реализация принципа законности, содержание которого закреплено в Конституции РФ, заключена в обеспечении неукоснительного исполнения законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. Принцип законности находит свое воплощение в правопорядке - одной из основных составных частей общественного порядка, регламентируемого правовыми нормами. Как определенное состояние регламентируемых правом общественных отношений, правопорядокхарактеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации, субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

Исходя из данного определения и указанных выше задачам к правоохранительным органам следует отнести суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратуру, органы юстиции, органы внутренних дел, федеральные органы государственной безопасности, федеральную службу охраны, внешнюю разведку, федеральное агентство правительственной связи и информации, федеральную пограничную службу, таможенные органы. В широком смысле понятие "правоохранительные органы" включает органы по правовому обеспечению и правовой помощи: адвокатуру, нотариат, а также негосударственные организации обеспечения правоохраны: частную детективную и охранную деятельность и деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими признаками, отступление от которых или их нарушение недопустимо и может явиться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность:

правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, а в отдельных случаях в установленной законом процессуальной форме;

правоохранительную деятельность могут осуществлять только органы, уполномоченные на то государством; лица, состоящие на службе в этих органах и имеющие специальную подготовку;

воспрепятствование законной деятельности сотрудников правоохранительных органов недопустимо и влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

правоохранительные органы не вправе вмешиваться в личную жизнь граждан, в деятельность государственных, общественных и частных организаций;

действия (решения) правоохранительных органов, затрагивающие интересы, права и свободы граждан, государственных, общественных и частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке;

решения правоохранительных органов, основанные на законе, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами.

Несмотря на разнообразие правоохранительной деятельности,в качестве основных можно выделить следующие функции правоохранительных органов:

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, осуществляемая органами Министерства внутренних дел в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия нарушений законности и правопорядка;

охрана государственной безопасности, осуществляемая службой внешней разведки, федеральными органами государственной безопасности, федеральной пограничной службой и др., в целях своевременного выявления, предупреждения и пресечения угроз безопасности РФ;

охрана экономической безопасности государства, осуществляемая таможенными органами Российской Федерации, федеральной службой налоговой полиции РФ совместно с другими правоохранительными органами;

выявление и расследование преступлений, осуществляемое должностными лицами правоохранительных органов - оперативными уполномоченными и следователями. Цель их работы - выявить и раскрыть преступление, установить, задержать и изобличить лиц, их совершивших, совершающих или планирующих, для предания суду;

прокурорский надзор за исполнением законов РФ, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. В компетенцию прокуратуры входит также уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде;

правосудие - рассмотрение и разрешение судом отнесенных к его компетенции дел (об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др.);

защита судебная - право граждан, а также совокупность процессуальных действий, направленных на защиту чести и достоинства, жизни и здоровья, личной свободы и имущества от преступных посягательств, на опровержение обвинения или смягчение ответственности обвиняемого (подсудимого). Обеспечивается участием адвоката в судопроизводстве по гражданским или уголовным делам:

исполнение судебных решений - принудительное исполнение решений, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, мировых соглашений, утвержденных судом, исполнительных надписей нотариальных органов, решений арбитражных судов и др.

Особая роль суда в системе правоохранительных органов определяет его значение и место в государстве. В соответствии с конституционным принципом разделения властей суд самостоятельно осуществляет возложенные на него полномочия, не подчинен и не подконтролен каким-либо иным органам государства и обеспечивает судебный контроль за их деятельностью.

Иногда высказываются мнения о том, что суд в силу своего особого положения не может входить в систему правоохранительных органов, так как это ставит его в зависимость от органов исполнительной власти. Такую оценку нельзя признать обоснованной. Отнесение суда к органам правоохраны не лишает его независимости в силу установленных законом правил осуществления правосудия и защиты статуса судьи, а исключение суда из числа органов правоохраны лишает суд, а значит, и другие правоохранительные органы возможности реально осуществлять правоохранительную функцию, что, конечно, неприемлемо.

Специфика взаимоотношений судов с другими государственными органами заключается в том, что они, осуществляя судебный контроль, вправе требовать устранения допущенных нарушений закона, вносить предложения по совершенствованию законодательства, направленного на укрепление законности и правопорядка.

Конституционный Суд РФ, признав не соответствующими Конституции России те или иные акты законодательства, принимает решение о прекращении их действия и контролирует достижение реального результата. В определенных случаях принимает решение о необходимости устранения правового вакуума, в том числе и путем использования своего права на законодательную инициативу.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды контролируют исполнение принятых ими постановлений (приговоров, решений) по уголовным, гражданским и арбитражным делам. На основе установленных в судебном заседании фактических обстоятельств совершенного правонарушения вносят в государственные органы, учреждения и организации частные определения об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Место прокуратуры в системе органов государственной власти определяется ее статусом единой, независимой, централизованной системы. По мнению большинства специалистов и ученых, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти, а относится к механизму системы сдержек и противовесов, обеспечивающему деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.

Сказанное не исключает различные формы взаимоотношений прокуратуры с государственными органами. В актах прокурорского надзора, направляемых руководителям государственных органов, учреждений и организаций, содержатся требования об устранении нарушений закона и принятии мер по укреплению правопорядка. Представители прокуратуры участвуют в работе совещаний, проводимых федеральными и региональными органами государственной власти, входят в состав различных координационных органов (например, межведомственные комиссии Совета Безопасности), информируют органы власти и население о мерах по борьбе с правонарушениями.

Органы охраны порядка и безопасности, МВД, ФСБ и другие, а также Министерство юстиции РФ входят в систему федеральных органов государственной власти, подчинены и подконтрольны Президенту и Правительству РФ. Действующее законодательство и положения об этих органах определяют рамки их самостоятельности и ответственности за выполнение поставленных задач.

Взаимоотношения органов охраны порядка и безопасности с другими государственными органами многоплановы и конструктивны. Совместная работа в президентских и правительственных комиссиях способствует координации их усилий в борьбе с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и т.п. правонарушениями несовершеннолетних.

В соответствии с Конституцией РФ охрана общественного порядка возлагается также на органы местного самоуправления (ст.132). Как известно, меры по созданию муниципальной милиции (полиции), проводимые в течение последних лет, не привели к принятию окончательного решения. Проблемы, которые обсуждались, сводились к определению места органов охраны общественного порядка в системе муниципальной власти, их координации с деятельностью органов внутренних дел (милиции) и к государственному контролю. В этой связи отметим, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и взаимодействие может строиться на основе судебного контроля и ответственности за принимаемые решения.

Место в системе органов государства таких публично-правовых структур, как нотариат и адвокатура, определяется их правовой природой как общественных самоуправляющихся организаций, конституционной нормой о праве каждого на квалифицированную юридическую помощь (ст.46, 48).

Место и роль негосударственных правоохранительных организаций определяется тем, что они свободны в установлении целей, форм и методов своей деятельности. Обязанностью органов государственной власти является соблюдение их прав и интересов, оказание необходимой поддержки в решении вопросов, связанных с их участием в укреплении законности и правопорядка.

Государственный контроль ограничен регистрацией уставов общественных организаций и наблюдением за его выполнением в рамках Конституции России и действующего законодательства. В случае возникновения разногласий конфликтная ситуация разрешается путем обращения в суд.

Достаточно большая группа правоохранительных органов называется также специальными службами. Ключевое слово "служба" заложено в само название большинства этих органов: служба внешней разведки, федеральная служба государственной безопасности, федеральная пограничная служба, федеральная служба налоговой полиции и др. Причем в законодательстве нет специально сформулированного понятия "спецслужба", как, впрочем, и понятия "правоохранительные органы". Эти понятия сложились в ходе многолетней практики и достаточно широко используются в документах ненормативного характера, в публикациях, теле - и радиопередачах.

Под специальными службами принято понимать государственные органы, созданные и действующие с целью защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене.

Это наиболее острый инструмент государственной власти, обеспечивающий политическое руководство объективной информацией о существующих внутренних и внешних угрозах.

Характерной особенностью специальных служб, выделяющей их из числа других правоохранительных органов, является использование в своей деятельности специальных сил и средств, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Все многообразие специальных служб можно условно разделить на два основных вида.

Первый вид - специальные службы, занимающиеся сбором оперативной информации с последующим предоставлением ее правительственным, правоохранительным и иным официальным структурам; осуществлением негласного контроля за разведывательно-подрывными и иными враждебными инфраструктурами, а также проведением против них специальных операций оперативными средствами или ограниченными контингентами подготовленных для этих целей сотрудников.

Второй вид спецслужб. Особенностью, которого не только включение спецслужб как органов госбезопасности в систему государственного управления, но и признание их головным органом в сфере обеспечения безопасности страны. Отсюда - наделение этих органов межведомственными функциями, правом давать обязательные рекомендации другим министерствам и ведомствам в этой области, осуществлять официальный контроль за определенными видами ведомственной деятельности. В ряде случаев они принимали меры административного воздействия, требовали обязательного согласования с органами госбезопасности кадровых вопросов, зарубежных командировок и т.п.

Как уже было отмечено выше, характерной особенностью специальных служб является использование ими в своей практической деятельности специальных форм и методов, которые не применяются другими государственными органами власти и управления. Речь идет прежде всего об использовании агентуры, т.е. лиц,". которые конспиративно (тайно), добровольно либо вынужденно, на постоянной или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками. Именно вербовка и использование агентуры позволяют спецслужбам проникнуть к важнейшим секретам другой стороны. Эта деятельность называется агентурно-оперативной.

Спецслужбы получают информацию не только агентурным путем, но и с использованием технических средств, а также специфических методов, присущих только секретным службам, таких как перлюстрация корреспонденции, негласный обыск, досмотр помещений, слуховой контроль телефонной связи и разговоров лиц на открытых пространствах, шифрование, перехват и дешифрование электронных сообщений, проникновение в компьютерные системы и т.д.. На отдельных этапах истории в арсенал спецслужб входили такие острые методы, как террористические и диверсионные акты, дезинформирование и компрометация политических противников.

Службы внутренней безопасности в различных государствах мира представлены контрразведкой, политическим сыском, а так же ведомствами экономической безопасности и охраны руководства страны. В Российской Федерации к ним относятся Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Федеральная служба налоговой полиции и др., использующие в своей деятельности, согласно законодательству, агентурно-оперативные методы. Кроме того, в ведущих государствах мира созданы самостоятельные службы электронной безопасности, специальной связи и добывания информации техническими методами. Они требуют высокого научно-технического и технологического уровня развития и затрат значительных средств. Среди них наиболее крупными можно считать Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и Агентство национальной безопасности США. Они проводят работу по добыванию и обеспечению сохранности информации.

Особое положение в России занимает Федеральная пограничная служба - Главное командование пограничных войск, которое использует технические, агентурно-оперативные и чисто военные методы охраны государственной границы судя по последним правотворческим инициативам, приближается к завершению.

Принципиальные изменения произошли во взаимоотношениях судов и Министерства юстиции РФ, сформировалась единая система деятельности по исполнению судебных постановлений, по-новому организовано руководство судебно-исполнительной системой, повысилась роль Министерства в координации и контроле за правотворчеством в субъектах РФ и федеральных органах исполнительной власти.

Новшества коснулись и нотариального обслуживания населения. Идет процесс создания единого нотариата - публично-правовой структуры, призванной защищать права и интересы граждан и государства. Наметились определенные подвижки и в реформе адвокатуры, повышении ее роли в обеспечении квалифицированной защиты законных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Все это диктует необходимость своевременного обновления учебного материала, анализа новых источников законодательства и учета тех направлений реформирования деятельности правоохранительных органов, о которых шла речь выше.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...