Задачи, функции и система органов внутренних дел
Задачи органов внутренних дел представляют собой своеобразный социальный заказ общества, в котором выражаются основные ожидания населения России. Перечень и формулировки задач органов внутренних дел постоянно меняются в связи с перманентным процессом реорганизации структуры этих органов в целях ее оптимизации. Наметилась некоторая тенденция концентрации в МВД России так называемых "полицейских" задач государства, а структурные единицы, в меньшей степени относящиеся к таковым, передаются в иные федеральные органы исполнительной власти. Так, в 90-е гг. прошедшего века из МВД России были выведены Фельдъегерская служба, уголовно-исполнительная (пенитенциарная) система. В начале нынешнего века - Государственная противопожарная служба. Но имеют место и выведение из органов внутренних дел и образование самостоятельных полицейских структур, например, Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (ГКНП) при МВД России (ранее УБНОН СКМ) преобразован в самостоятельное ведомство - Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Одновременно самостоятельные федеральные органы исполнительной власти - Федеральная миграционная служба и Федеральная служба налоговой полиции (ФМС России и ФСНП России) преобразованы в службы в составе МВД России - ФМС России и департамент экономической безопасности. И этот процесс постоянен: можно вспомнить, как в 1895 г. тюремная система передавалась из МВД России в Министерство юстиции, в 1934 г. - в НКВД создавались органы ЗАГСа; в 1936 г. - из "гражданского" ведомства Цудортранса СНК СССР в НКВД переданы Главное управление шоссейных дорог и Госавтоинспекция; а в 1938 г. в НКВД ликвидируется Главное управление мер и весов. В дальнейшем в органах внутренних дел создавались принципиально новые службы - в 1937 г. в составе милиции (ГУРКМ) подразделения БХСС; в 1948 г. - следственные аппараты МВД - УВД.
Все это не могло не сказаться на структуре и содержании задач органов внутренних дел и, в соответствии с ними, обусловливало появление принципиально новых функций. Обновление законодательства и проводимая в настоящее время в стране административная реформа также вносят коррективы в задачи и функции ОВД. Так, в связи с принятием и обновлением законодательства России о гражданстве, о статусе иностранных граждан на ОВД возложены задачи, связанные с его применением и решением вопроса о гражданстве. Законодательство о частной детективной и охранной деятельности повлекло возникновение новых задач и функций. Примерно также можно говорить и о Федеральном законе "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.). Задачи органов внутренних дел сформулированы в целом ряде нормативных актов, среди которых Закон РФ "О милиции", Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и приказ МВД России № 730 от 15 сентября 2003 г., утвердивший Типовое положение о министерстве, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации. Основными задачами министерства внутренних дел являются: ) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; ) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; ) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; ) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
) обеспечение охраны общественного порядка; ) обеспечение безопасности дорожного движения; ) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; ) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций; ) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел организация их деятельности (см. приложение № 1). Для реализации указанных задач органы внутренних дел в лице МВД России наделены рядом полномочий. К их числу следует отнести группу так называемых "внешних", реализация которых как раз и обусловлена спецификой решаемых задач: МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации: оперативно-разыскную деятельность; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность; розыск лиц и похищенного имущества; контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии; выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации; лицензирование отдельных видов деятельности; выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта; контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны; участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;
обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации; организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск; обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких; разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации; обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации; участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации; организует совместные действия с Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по осуществлению обороны Российской Федерации;
обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий - гражданской обороны; участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников; организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Функции, направленные на обеспечение общественного порядка, связаны с непосредственной охраной правопорядка или его защитой от противоправных посягательств, как правило, в общественных местах. Для осуществления этих функций в органах внутренних дел созданы структурные подразделения милиции, и в первую очередь милиция общественной безопасности. Функции по обеспечению общественной безопасностисвязаны с контролем за соблюдением правил и норм безопасного поведения в сфере обращения предметов повышенной опасности и функционирования объектов, где находятся подобные предметы (безопасность дорожного движения, пожарная безопасность, безопасность в сфере законного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств и психотропных веществ). Нарушение данных правил может создать реальную опасность жизни и здоровью людей, имуществу, чревато различными авариями и иными опасными чрезвычайными ситуациями. Функции по борьбе с преступностьюзаключаются в предотвращении пресечении, раскрытии и расследовании противоправных преступных деяний. Термин "борьба" в отношении преступности представляется не совсем удачным, поскольку борьба предполагает цель - победу. Преступность же как негативное социальное явление полностью неискоренима, как и все иные пороки человека и общества. Сейчас чаще применяются термины "противодействие" или "контроль", целью которых является сдерживание преступности, поддержание ее на терпимом обществом уровне - для начала хотя бы недопущение роста, а в идеале - планомерное его снижение. К этой же группе функций следует отнести и предупреждение, пресечение и расследование административных правонарушений, являющихся в принципе такими же правонарушениями в тех же сферах общественных отношений. Иные внешние функции органов внутренних дел в чем-то являются производными трех первых вышеуказанных групп функций и, в конечном счете, также направлены на цели поддержания должного правопорядка и контроля над преступностью.
К ним следует отнести: осуществление приема граждан в органах внутренних дел, регистрация и рассмотрение обращений граждан в пределах своей компетенции; осуществление регистрационной и экзаменационной деятельности в сфере безопасности дорожного движения; осуществление экспертно-криминалистической деятельности; проведение экспертиз по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также научно-технических исследований по материалам оперативно-розыскной деятельности; содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, их охрану и конвоирование; содержание в специальных приемниках лиц, арестованных в административном порядке; обеспечивает участие органов внутренних дел в исполнении иных видов административных наказаний в случаях, установленных федеральным законом; охрана на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах субъекта Федерации, а также контроль за соблюдением правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, государственная дактилоскопическая регистрация; оформление иностранным гражданам и лицам без гражданства документов на въезд, пребывание и проживание в Российской Федерации, контроль за соблюдением ими правил пребывания и проживания в Российской Федерации, их административное выдворение либо депортацию; исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в реализации установленного порядка предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства; осуществление мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территорию Российской Федерации и трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционного контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства; оформление и выдача документов о реабилитации жертв политических репрессий; государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, их близких, а также обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких; осуществление неотложных мер по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, по охране имущества, оставшегося без присмотра, при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в районах проведения карантинных мероприятий при эпидемиях и эпизоотиях, а также в зонах проведения контртеррористических операций; оказание содействия в пределах компетенции государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям по проведению референдума, должностным лицам органов государственной власти, депутатам представительных (законодательных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатам в депутаты или на выборные должности в органы государственной власти, органы местного самоуправления в осуществлении их полномочий; реализация в пределах полномочий положений международных договоров Российской Федерации, международных соглашений МВД России в области деятельности органов внутренних дел; ведение оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных учетов. Сбор, обработка и хранение информации для нужд правоохранительных органов. Кроме внешних функций органы внутренних дел осуществляют ряд внутриорганизационных, или обеспечивающих (обеспечительных) функций, направленных на организацию и нормальное функционирование всей системы. К ним относятся: функции руководства вышестоящими органами нижестоящих, руководителями служб и подразделений подчиненных сотрудников; штабные функции, связанные с анализом, планированием, научным прогнозированием деятельности органов внутренних дел, обеспечением мобилизационной готовности, инспектированием подчиненных подразделений, информационным обеспечением, научно-исследовательской работой и т. п; функции обеспечения делопроизводства и обеспечения режима секретности в органах внутренних дел; нормотворческая деятельность; кадровые функции, связанные с отбором кандидатов, приемом на службу, профессиональной подготовкой и обучением и воспитанием кадров, ведением личных дел сотрудников при прохождении службы, перемещением по службе, присвоением специальных званий, увольнением из органов внутренних дел, социальной защитой сотрудников; функции материально-технического обеспечения, связанные с обеспечением финансирования, хозяйственного, материально-технического и военного снабжения, капитального строительства, медицинского обслуживания сотрудников; функция обеспечения собственной безопасности - защита сотрудников от опасных противоправных посягательств, а также выявление среди сотрудников недопустимых форм поведения, в том числе и преступных деяний. Данная функция осуществляется по согласованию с ФСБ России. Для реализации обеспечительных функций органы внутренних дел наделены следующими полномочиями: формирование на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности; разработка и осуществление мер по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; разработка и представление в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготовка других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности МВД России; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельное принятие нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; определение основных направлений деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и руководство их деятельностью; обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разработка на этой основе мер по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, внутренних войск и ФМС России; участие в формировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности; подготовка по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; организация и осуществление в установленном порядке защиты в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также интересов МВД России; участие в работе по стандартизации, метрологии и сертификации; обеспечение проведения федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией; организация кадрового обеспечения системы МВД России, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров; разработка и реализация мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России; участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России; разработка и осуществление профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России; обеспечение в системе МВД России собственной безопасности и защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственной безопасности в ФМС России, участие в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России; организация централизованного обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами за счет федерального бюджета; разработка и реализация мер по укреплению и развитию материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск; участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России; обеспечение проведения конкурсов и заключения государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России; обеспечение внедрения достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России; осуществление информационно-правового обеспечения органов внутренних дел, внутренних войск и ФМС России, ведение баз данных правовой информации в установленной сфере деятельности; представление в установленном порядке в Минфин России предложений по формированию федерального бюджета и финансированию ФМС России; обеспечение взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск с территориальными органами ФМС России; организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; организация работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МВД России; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него функций; организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в системе МВД России, а также контроль и координация деятельности ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации; осуществление иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Внутренние войска МВД России. Система органов внутренних дел построена по территориально-объектовому принципу. Основная часть системных подразделений органов внутренних дел обслуживает территории страны в соответствии с административно-территориальным делением с сохранением вертикальной подчиненности каждого нижестоящего органа вышестоящему. Территориальным администрациям субъектов Российской Федерации (правительствам) органы внутренних дел не подчинены, но подконтрольны в пределах их компетенции. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность и в производство по делам об административных правонарушениях (см. приложение №2) МВД России возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: главные управления Министерства внутренних дел по федеральным округам. Следственные управления Следственного комитета при МВД России по федеральным округам, окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС); министерства, главные управления и управления внутренних дел (МВД, ГУВД, УВД) субъектов Российской Федерации - республик, автономных округов, автономной области, краев, областей; управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (УВДТ), отделы внутренних дел на транспорте, линейные пункты милиции; управления (отделы) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований и режимных объектов (УВДРО). Кроме того: образовательные учреждения МВД России; управления и отделы (УВД, ОВД) городов, районов, районов в городе и других муниципальных образований (округов) (горрайлинорганы); территориальные (городские, поселковые) отделы (отделения) милиции, территориальные пункты милиции. В целом систему органов внутренних дел России можно представить в виде подсистемных уровней: первый уровень - федеральный - МВД России; второй уровень - окружной (по федеральным округам): ) ГУ МВД России по федеральному округу (их всего 7); ) следственные управления Следственного комитета при МВД России по федеральному округу (7); ) управления внутренних войск по округу внутренних войск (7) (формально не входят в систему органов внутренних дел, но входят в систему МВД России); ) окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС); третий уровень - региональный: ) МВД (21), ГУВД (20), УВД (47) субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, автономной области). Их всего 88, поскольку одно из ГУВД объединяет два субъекта Федерации - ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области; ) управления внутренних дел на транспорте (УВДТ), их всего 20, систематизированы по объектовому принципу, поскольку обслуживают объекты железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Регион обслуживания - транспортная инфраструктура, прилегающая к железной дороге - филиалу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - их 17 (18 УВДТ). Кроме того, это Московское УВД на воздушном и водном транспорте и Азово-Черноморское УВДТ (без железнодорожных объектов); ) управления внутренних дел на режимных объектах (УВДРО) - обслуживают закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), статус которых регламентирован Законом РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 г. № 3297-1 (в ред. от 2 апреля 1999 г., с изм. от 24 декабря 2002 г.), перечень которых определен постановлением Правительства РФ № 508 "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территории населенных пунктов" от 5 июля 2001 г. Таких образований 42, и находятся они в 22 субъектах Российской Федерации. Кроме того, УВДРО (ОВДРО) обслуживают территории режимных объектов, статус и перечень которых определяется Правительством РФ. Данные УВД в наименовании имеют номер. Наиболее крупные из них - УВДРО №5 и № 124; ) образовательные учреждения и научно-исследовательские организации МВД России - 23 вуза (включая Академию управления), ВНИИ МВД России, Всероссийский институт повышения квалификации МВД России, Государственное учреждение "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь"; четвертый уровень - муниципальный: ) городские районные (и иных муниципальных образований) органы внутренних дел (горрайорганы) - обслуживают соответствующее муниципальное образование город, район, округ или его часть. ) городские (поселковые) отделы (отделения) милиции, а также территориальные пункты милиции - это системное звено находится в составе соответствующего горрайоргана внутренних дел и является его структурным подразделением. ) к низовому звену можно отнести и объектовые органы внутренних дел, обслуживающие режимные объекты - ОВДРО и управления (отделы, отделения) внутренних дел на транспорте, а также относящиеся к этим отделам линейные пункты милиции. Кроме того, в посольских и консульских учреждениях России за рубежом имеются представительства (представители) МВД России. Внутренние войска являются самостоятельным структурным подразделением МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. К задачам, возложенным законодательством на внутренние войска, относятся: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным войскам Федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации. Систему внутренних войск возглавляет Главное командование внутренних войск МВД России. Главнокомандующий является одновременно заместителем министра внутренних дел по должности. Положение о Главном командовании внутренних войск МВД России определено Указом Президента РФ от 3 марта 1999 г. № 281 (в ред. от 19 ноября 2003 г.). Система внутренних войск представлена органами управления внутренними войсками оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений). Приказом МВД России от 23 марта 2000 г. утверждены семь положений об управлениях Северо-Кавказского, Московского, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Сибирского, Восточного округов внутренних войск. В состав округов внутренних войск и других оперативно-территориальных объединений входят также: соединения и воинские части оперативного назначения; специальные моторизованные соединения и воинские части; соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов; авиационные воинские части; морские воинские части; военные образовательные учреждения высшего профессионального образования; разведывательные воинские части (подразделения); воинские части (подразделения) специального назначения; учреждения (медицинские, научные и другие) и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, научные, связи и др.). Президент России руководит внутренними войсками и назначает по представлению министра внутренних дел главнокомандующего внутренними войсками Министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск, дислоцированных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Правовые основы деятельности внутренних войск, полномочия органов государственной власти (в том числе субъектов РФ), порядок и условия прохождения службы, применение внутренними войсками физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и боевой техники регламентированы Федеральным законом от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (в ред. от 7 марта 2005 г.). Основные принципы, направления совершенствования органов внутренних дел и внутренних войск России определены программным документом - Концепцией развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, утвержденной приказом МВД от 20 марта 1996 года. Концепция призвана обеспечить комплексный подход к достижению главной цели - надежной защите личности, общества и государства от преступных посягательств. Этим программным документом достижение главной цели предусматривалось в три этапа. На первом этапе предполагалось достижение положительных сдвигов на основных направлениях служебной деятельности. На втором - достижение социально одобряемого состояния уровня функционирования системы. На третьем - достижение главной цели. Все это планировалось осуществлять с учетом ограниченности финансовых и материальных ресурсов. Однако некоторые направления деятельности МВД России за прошедшие годы и переданы в другие ведомства, одновременно появились принципиально новые функции, совершенствование которых не определено Концепцией. Основные концептуальные направления можно в обобщенном виде представить следующим образом. Прежде всего это совершенствование управления и организационных структур; обеспечение рационального перераспределения функций и правомочий в сфере управления органами внутренних дел и внутренними войсками на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и муниципальном. Развитие структуры системы МВД предполагается осуществлять по следующим основным направлениям: сохранение вертикальной подчиненности подразделений федерального значения (внутренние войска, ОВДТ, ОВДРО и иные); четкое разграничение полномочий между МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации; создание действенной системы штабных подразделений (система реагирования на чрезвычайные ситуации, укрепление дежурных частей и т.д.); оптимизация структуры кадровых аппаратов, перестройка системы тылового обеспечения, с учетом новых отношений в экономике, усиление контрольно-ревизионного аппарата; существенное расширение круга полномочий начальников гор-райлинорганов. Кроме того, разработаны перспективные варианты совершенствования каждого из направлений деятельности органов внутренних дел; службы криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного следствия, ОВДТ, ОВДРО, внутренних войск, работы с кадрами в области обеспечения социальной защиты личного состава, правового и информационного обеспечения, развития тылового и научно-методического обеспечения, укрепления международных связей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|