Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование деятельности и структура органов внутренних дел




Органы внутренних дел являются одним из звеньев исполнительной власти. Они представляют собой целостную организационно-обособленную систему, объединенную под руководством федерального органа исполнительной власти Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Данное ведомство существует в органах власти уже более 200 лет. Все эти годы на ведомство возлагались самые различные функции, связанные с управлением во многих сферах внутренней жизни страны. К их числу можно отнести и управление в области землеустройства, транспорта, сельского хозяйства и т.д. Но одна из функций - полицейская - присутствовала все эти годы, а в 30-х гг. XX в. стала доминирующей, если не сказать основной и единственной.

В своей деятельности органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, положениями о МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также приказами Главного управления МВД России по федеральному округу, изданными в пределах полномочий, предоставленных МВД России, Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, изданными в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Нормативные акты государства относят органы внутренних дел к числу правоохранительных. Перечислить все подобные документы Российской Федерации и субъектов Федерации, регламентирующие деятельность ОВД, их компетенцию, практически невозможно - их сотни. Среди основных из них можно назвать Закон РФ "О милиции", Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", а также Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях. Среди норм, определяющих статус этих органов, следует отметить указы Президента от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Компетенцию и функциональные обязанности МВД России определили указы Президента от 19 июля 2004 г. № 927, утвердивший Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, и № 928, утвердивший Положение о Федеральной миграционной службе МВД России. Постановления Правительства от 7 декабря 2000 г. № 925 (в ред. от 24 июня 2003 г.) и № 926 (в ред. от 26 июля 2001 г.) определили статус подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Из ведомственных нормативных актов следует отметить примерное Положение о ГУ МВД России по федеральному округу (утвержденное нормативным актом МВД России), Типовое Положение о министерстве, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 15 сентября 2003 г. № 730, и Наставление по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте (утверждено приказом МВД России от 20 сентября 1994 г. № 260).

Система, структура и функции отдельных отраслевых служб органов внутренних дел регламентируются положениями о них (например, Положение о ГИБДД МВД России, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 № 711 (в ред. от 3 мая 2005 г.).

Правовое положение и структура ГУ МВД по федеральному округу определены Указом Президента от 4 июня 2001 г. № 644 (в ред. от 19 июля 2004 г.), а также нормативными актами МВД России.

Структура ГУ МВД создается исходя из основных задач, возложенных на него. Прежде всего это подразделения, осуществляющие координацию, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в округе, подразделения по обеспечению собственной безопасности, подразделения по работе с кадрами и конспирации. Кроме этого, к ним также относятся подразделения, организующие и непосредственно осуществляющие борьбу с организованной преступностью, терроризмом, с налоговыми и экономическими преступлениями - оперативно-розыскные бюро.

Кроме ГУ МВД к окружным подразделениям МВД России относится система следственных управлений Следственного комитета при МВД России

К окружным структурным подразделениям МВД относятся также управления округов внутренних войск (не относящиеся к органам внутренних дел, но входящие в систему МВД России), Положение о которых утверждено приказом МВД России от 29 марта 2000 г. № 309, а также окружные управления материально-технического и военного снабжения МВД России - ОУМТ и ВС (Департамент тыла МВД России).

Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации

Систему органов внутренних дел в масштабе субъектов Российской Федерации возглавляют министерства внутренних дел республик, главные управления и управления (ГУВД, УВД) края, области, г. Москвы, автономной области, автономного округа.

МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации выступают, с одной стороны, как руководящие центры нижестоящих ОВД, а с другой стороны, как аппараты, непосредственно выполняющие функции по обеспечению общественного порядка и безопасности, борьбы с преступностью собственными силами и средствами.

В гражданско-правовых отношениях МВД, ГУВД, УВД - юридические лица в форме государственного учреждения.

Правовой статус МВД, ГУВД, УВД субъекта Федерации регламентируется Типовым положением о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации утверждены приказом МВД России от 15 сентября 2003 г. № 730.

Правовое положение МВД, ГУВД, УВД конкретного субъекта Российской Федерации определяется соответствующим положением о нем, которое утверждается законодательством соответствующего субъекта Федерации по согласованию с МВД России.

Руководство УВД осуществляет его начальник и заместители. Заместителей, как правило, 7:

первый заместитель министра (начальника) - начальник криминальной милиции;

заместитель по экономическим и налоговым преступлениям;

заместитель - начальник милиции общественной безопасности;

заместитель - начальник следственного управления (главного управления, отдела);

заместитель - начальник штаба;

заместитель - начальник управления (отдела) кадров;

заместитель - начальник тыла.

Следует отметить, что в настоящий период в связи с проводимой административной реформой и реорганизацией органов внутренних дел принимаются меры к сокращению количества заместителей всех звеньев системы ОВД.

Министр внутренних дел, начальник ГУВД, УВД республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации. Начальнику непосредственно подчиняется ряд служб и подразделений, таких, как: подразделение собственной безопасности, по делам миграции, контрольно-ревизионное подразделение, организации делопроизводства и режима, юридическое (правовое) подразделение, информации и общественных связей.

До внесения Президенту РФ представления по кандидатуре для назначения на должность министра внутренних дел, начальника управления (главного управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (губернатора)) по предлагаемой кандидатуре (ч.4, 5 ст.7 Закона РФ "О милиции").

МВД, ГУВД, УВД не являются структурной единицей администрации (правительства) субъекта Российской Федерации и не находятся в двойном подчинении, как это было в прошлом (в советский период), то есть они не подчинены, хотя отчасти и подконтрольны органам исполнительной власти субъекта Федерации.

Министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск, дислоцированных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Структура МВД, ГУВД, УВД во многом похожа на несколько усеченную структуру МВД России, но все же имеются различия. Милицейские службы уже подразделяются на службу криминальной милиции (СКМ) и милицию общественной безопасности (МОБ).

Ряд структурных единиц, которые имеются в МВД России, отсутствует на уровне УВД (МВД, ГУВД) области, так как они на региональном уровне делятся по другому принципу УВДТ - по принципу деления транспортной инфраструктуры (в основном железных дорог). УВДТ находятся, как правило, в центре железной дороги, например, Западно-Сибирское УВДТ находится в г. Новосибирске - в центре Западно-Сибирской железной дороги. ОВД по обслуживанию режимных объектов создаются либо в закрытых административно-территориальных образованиях (Озерск), либо на конкретных режимных объектах (наиболее значимые из них УВДРО № 5 и № 124). Образовательные учреждения подчиняются МВД России. Внутренние войска подчиняются окружным управлениям по регионам. У соответствующего начальника (министра) МВД, ГУВД, УВД субъекта Федерации они находятся лишь в так называемом оперативном подчинении.

В остальном структура УВД отчасти повторяет структуру МВД России с уменьшением статуса подразделений, которые, как правило, представлены управлениями и отделами.

Некоторые подразделения ОВД находятся только в составе МВД, ГУВД, УВД и отсутствуют в нижестоящих горрайлинорганах: УСБ, ОМОН, некоторые спецучреждения милиции (ОВД).

Наиболее важные вопросы деятельности ОВД на территории субъекта Федерации рассматриваются специальным органом - коллегией МВД, ГУВД, УВД, состав которой утверждается министром внутренних дел Российской Федерации по представлению министра, начальника ГУВД, УВД. Формируется коллегия из министра (начальника) и его заместителей (члены коллегии по должности). Кроме того, при министре, начальнике ГУВД, УВД действует оперативное совещание для решения текущих вопросов.

Подводя итог сказанному, можно определить, что МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации организует охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на территории края, области, республики. Кроме того, УВД руководит нижестоящими горрайорганами внутренних дел и осуществляет оперативное руководство всей системой ОВД и внутренних войск на территории области при проведении отдельных мероприятий, на основании совместных планов. УВД подчиняется окружному ГУ, МВД субъектов РФ и МВД России, а также взаимодействует и координирует свою деятельность с соответствующей администрацией (правительством) по вопросам, входящим в ее компетенцию.

Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел в городах, районах и иных муниципальных образованиях.

Органом внутренних дел, обслуживающим муниципальное образование (город, район, район в городе, округ), является городское, районное управление (отдел) внутренних дел - ГРОВД (горрайорган). Этот орган является основным рабочим, самым распространенным звеном системы ОВД. Он решает непосредственно повседневные задачи охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на территории района округа.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Структура и правовое положение горрайоргана регламентированы приказом МВД России от 20 ноября 2002 г. "Об организационных вопросах и структурном построении аппаратов, подразделений и организаций системы органов внутренних дел Российской Федерации" (в ред. от 13 августа 2003 г). Организация работы ГРОВД регламентируется приказом МВД России от 20 сентября 1994 г. № 260 "О введении в действие Наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте". Структура ГРОВД в чем-то схожа с УВД области. Возглавляет его начальник, у которого, как правило, 5 заместителей или 6 (1 помощник). На заместителей возложено руководство милицией общественной безопасности и криминальной милицией, а также следствием, кадрами, штабом, тыловым обеспечением.

Территориальные отделы (отделения) милиции

В состав горрайорганов внутренних дел входят территориальные отделы (отделения) милиции (ТОМ), которые обслуживают какую-то часть муниципального образования с населением свыше 50 тыс. жителей - микрорайон, поселок, крупную постоянно действующую ярмарку, рынок и др.

В микрорайонах, удаленных от ГРОВД на значительное расстояние (10-15 км), с населением не менее 20 тыс. человек создаются городские отделения милиции (ГОМ).

В поселках с населением не менее 12-15 тыс. человек создаются поселковые отделения милиции (ПОМ).

Структура и деятельность ТОМов регламентируется приказом МВД России от 20 ноября 2002 г. "Об организационных вопросах и структурном построении аппаратов, подразделений и организаций системы органов внутренних дел Российской Федерации". ТОМ возглавляет начальник, в подчинении которого находятся, как правило, 2 заместителя, имеющих в подчинении основные милицейские службы: дежурную часть, уголовный розыск, участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовую службу, а также паспортно-визовую службу, группу анализа и учета, группу обеспечения и обслуживания. Остальные крупные службы - кадровая, штабная и др. в ТОМах не создаются, а дислоцируются в горрайорганах.

В состав горрайорганов также входят территориальные пункты милиции (ТПМ).

Низовым звеном органов внутренних дел являются также органы внутренних дел на режимных объектах и на объектах транспорта, к ним относятся управления, отделы, отделения внутренних дел на транспорте (У (О) ВДТ), линейные пункты милиции, входящие в состав У (0) ВДТ.

Горрайорган внутренних дел - самое распространенное звено системы органов внутренних дел страны, непосредственно решающее задачи обеспечения общественного порядка и безопасности на территории муниципального образования (в некоторых городах - административные округа).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...