Экологическое право в системе российского законодательства
Экологическое право занимает особое место в системе российского законодательства и в национальных правовых системах других стран. Во-первых, это одна из самых молодых и динамично развивающихся отраслей права, во-вторых, в рамках данной отрасли регулируются достаточно специфичные общественные отношения. Специфичность их определяется тем, что круг субъектов этих отношений обширен, но ограничен круг объектов, фактически их всего два: природные ресурсы и окружающая природная среда в целом. В-третьих, необычно самоназвание отрасли. В своем "Завещании экологам" известный юрист-эколог О. С. Колбасов так отмечал особую историческую роль экологического права: "Думается, имущественное богатство и благоприятная природная среда должны уравновешивать друг друга в системе человеческих ценностей. И экологическое право должно сыграть здесь колоссальную историческую роль - оно должно стать противовесом всего остального права, стоящего на страже имущественного богатства и сопряженной с ним власти". Экологическое право как самостоятельная отрасль права сформировалась в 80-е гг. XX в. Велись дискуссии о наличии предмета и метода правого регулирования, поскольку именно этим определяется самостоятельность отрасли права. Нетрадиционно название самой отрасли, так как обычно оно отражает предмет правового регулирования. Экология — это наука о взаимосвязи живых организмов и среды их обитания. В большинстве зарубежных стран аналогичные правовые отрасли носят название "право окружающей среды". Таким образом, на определенном этапе развития цивилизации возникла необходимость в регулировании отношений, которые связаны с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.
Предметом экологического права являются общественные отношения, которые складываются в сфере использования и охраны отдельных природных ресурсов, а также охраны окружающей природной среды в целом. К этим отношениям относятся: 1) отношения собственности на природные ресурсы; 2) отношения в сфере природопользования; 3) отношения в сфере охраны окружающей среды от раз личных форм деградации; 4) отношения в сфере обеспечения экологической безопасности людей, экологических прав и законных интересов юридических и физических лиц. Отношения собственности на природные ресурсы Природные ресурсы как объекты собственности имеют двойственную природу. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории", с другой стороны, на землю и иные природные ресурсы предусматриваются разные формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Таким образом, природные ресурсы являются национальным достоянием, т. е. должны служить интересам всего общества в целом и в то же время являются объектом различных форм собственности, т. е. собственник их может использовать исключительно в своих интересах. Каким образом в данном случае сочетаются публичные и частные интересы? Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц". В рамках экологического законодательства правомочия собственника природных ресурсов по владению, пользованию и распоряжению ими зачастую ограничивается. Например, Водным кодексом РФ предусмотрено установление водоохранных зон с целью охраны водных объектов от загрязнения и истощения. Земельные участки в пределах этих водоохранных зон могут находиться в частной собственности. Согласно Положению о водоохранных зонах на их территории установлен определенный правовой режим: запрещено использование навозных стоков в качестве удобрений, складирование бытовых и промышленных отходов, мойка автомашин. Собственники земельных участков обязаны соблюдать установленный режим водоохранных зон, т. е. их правомочия по пользованию участком в данном случае ограничены рамками закона. Таким образом, собственник земельного участка, расположенного в водоохранной зоне, может использовать свой участок свободно, если это не наносит ущерба водному объекту.
Правомочия собственника могут быть ограничены также в интересах других лиц путем установления сервитутов. По римскому праву сервитут — это право на чужую вещь. Предусмотрены земельные, лесные и водные сервитуты. Сервитуты могут быть частными, т. е. устанавливаться в интересах конкретных лиц, и публичными, т. е. устанавливаться в интересах неопределенного круга лиц. Например, если земельный массив, переданный дачному товариществу, был в свое время поделен на отдельные участки таким образом, что один из участков оказался лишен выхода на дорогу общего пользования, то владелец такого участка имеет право прохода через соседний земельный участок. Это так называемый частный земельный сервитут в целях прохода через чужой земельный участок. Основанием установления такого сервитута может быть как договор между соседями, так и судебное решение. Владелец земельного участка, обремененного сервитутом, имеет право брать плату за пользование его участком. Согласно Водному кодексу РФ публичные водные сервитуты могут устанавливаться в целях водопоя скота, забора воды без применения технических средств, для плаванья на маломерных судах. Например, если на озере устроен платный пляж, то в случае обременения этого озера сервитутом владелец пляжа не имеет права препятствовать гражданам использовать озеро в тех целях, которые перечислены выше.
Отношения в сфере природопользования Природопользование — это использование различных природных ресурсов в процессе хозяйственной и иной деятельности. С точки зрения правового регулирования различают общее и специальное природопользование. Общее природопользование — это использование природных ресурсов гражданами и юридическими лицами в целях, не связанных с коммерческой деятельностью. Природные ресурсы, как уже отмечалось выше, являются национальным достоянием, гражданам гарантировано право на благоприятную окружающую среду, т. е. граждане имеют право купаться в водоемах общего пользования, гулять по лесу, собирать грибы, ягоды и лекарственные растения, если это не запрещено законом. Основанием возникновения права общего природопользования может являться закон или соответствующий сервитут. Так, согласно ст. 86 Водного кодекса РФ "Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование..." Специальное природопользование — это использование природных ресурсов юридическими и физическими лицами для коммерческих целей на основании соответствующего разрешения, т. е. лицензии, и (или) в соответствии с договором. Субъектами правоотношений природопользования являются, с одной стороны, собственник природных ресурсов, с другой — природопользователь. В договоре оговариваются условия природопользования. Например, в договоре водопользования к основным условиям относятся: лимиты водопотребления, нормативы сбросов сточных вод, нормативы загрязняющих веществ, которые содержатся в водоеме, установленный размер и режим водоохранных зон, взаимные обязательства сторон, размер платы и порядок ее внесения, ответственность сторон за невыполнение условий договора. Содержание отношений природопользования определяется перечнем прав и обязанностей субъектов этих отношений. В частности, водопользователи обязаны: соблюдать нормативы сбросов, лимиты водопотребления; не допускать засорения, загрязнения и истощения водного объекта; соблюдать режим водоохранных зон. Другая сторона договора водопользования, т. е. собственник водного объекта берет на себя следующие обязательства: следить за состоянием водного объекта и, используя показатели мониторинга и контрольные оценки, уведомлять водопользователя о состоянии водного объекта; в случаях аварийных ситуаций (наводнение, засуха, залповые сбросы сточных вод) совместно с водопользователем принимать меры по предотвращению этих ситуаций и ликвидации их последствий.
Отношения в сфере охраны окружающей среды от различных форм деградации Деградация окружающей среды может происходить по различным причинам: вследствие антропогенной деятельности, вследствие аварий и катастроф природного и техногенного характера. Деградация окружающей среды вследствие антропогенной деятельности происходит в основном потому, что различные виды хозяйственной деятельности, в частности промышленность и сельское хозяйство, являются источниками токсичных и вредных веществ. Эти вещества поступают в окружающую среду и приводят к необратимым изменениям в ней. Выбросы вредных и токсичных веществ в окружающую среду — это необходимое условие любого технологического процесса. Задачей правового регулирования отношений по охране окружающей среды является не запрещение выбросов и сбросов, а оптимизация деятельности источников загрязнения таким образом, чтобы воздействие на окружающую среду было минимальным. Выбросы промышленных предприятий могут привести к загрязнению окружающей среды или не привести к такому результату. Загрязнение окружающей среды — это поступление в нее газообразных, твердых и жидких веществ, а также различных видов энергии в количествах, превышающих допустимые нормы содержания этих веществ и уровни физических воздействий. Таким образом, с юридической точки зрения, загрязнение — это такие действия, следствием которых является превышение установленных нормативов. Оптимизация процесса загрязнения окружающей среды осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, это наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, с другой — это регулирование деятельности источников загрязнения. Наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляется службами экологического мониторинга. У нас в стране существует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСМ). Задачами экологического мониторинга являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, сбор и анализ информации о ее состоянии, прогноз изменений качества окружающей среды. Оценка качества окружающей среды осуществляется по определенным показателям, которые называются экологическими нормативами. Нормируется содержание промышленных загрязнителей в воде, воздухе, почве, остаточные количества пестицидов в продуктах питания, устанавливаются допустимые уровни радиации, шума, электромагнитного излучения, вибрации, теплового воздействия. Как уже отмечалось выше, нормы экологического законодательства регламентируют деятельность источников загрязнения с целью минимизации их вредного воздействия на окружающую среду. Источники загрязнения по типу их деятельности подразделяются на две группы: стационарные, к которым относятся промышленные объекты, и передвижные, к которым относятся транспортные средства. Регламентация деятельности этих источников осуществляется по следующим основным направлениям: к ним предъявляются определенные экологические требования; нормируются выбросы и сбросы; осуществляется экологический контроль за соблюдением установленных требований и нормативов; применяются меры юридической ответственности за несоблюдение соответствующих норм. Экологические требования определены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". К ним, в частности, относятся требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строении, сооружений и иных объектов; требования при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, при использовании радиоактивных веществ, при обращении с отходами производства и потребления.
Отношения в сфере обеспечения экологической безопасности людей, экологических прав и интересов гражданина и человека Эти отношения занимают особое место среди экологических правоотношений. Первым принципом экологического законодательства, который закреплен Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является "соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду". Актами экологического законодательства определены экологические права граждан и общественных организаций, государственные гарантии соблюдения этих прав, а также способы защиты гражданами и общественными объединениями экологических прав. Большинство норм и институтов экологического законодательства ориентировано на обеспечение экологической безопасности граждан. Экологическая безопасность — это такое состояние защищенности человека, при котором отсутствуют факторы неблагоприятного воздействия на него окружающей среды и имеются надлежащие экологические условия его жизнедеятельности. Обеспечение экологической безопасности возможно при соблюдении определенных условий: во-первых, сохранение благоприятной окружающей среды, во-вторых, предупреждение неблагоприятного влияния окружающей среды на здоровье человека, в-третьих, принятие мер по предупреждению ведения экологически опасной деятельности, в-четвертых, принятие мер по предупреждению аварий техногенного и природного характера и по разработке мероприятий по оперативной ликвидации последствий аварийных ситуаций. В эту группу отношений входят также общественные отношения предупредительного характера, они направлены на предупреждение вредного воздействия на окружающую среду. Согласно требованиям экологического законодательства предусмотрено проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы любой планируемой хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. ОВОС проводится при подготовке и принятии решения о развитии хозяйственных и иных объектов деятельности, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Окончательное решение о реализации проекта принимается после проведения государственной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности условиям соблюдения экологической безопасности общества. Система экологического права включает в себя три части: общую, особенную и специальную. Общая часть представлена правовыми институтами, которые регулируют охрану окружающей среды в целом. К ним относятся: • предмет, метод, система и источники экологического права; • право собственности на природные ресурсы и право природопользования, т. е. объекты и субъекты, виды, содержание правомочий, основания возникновения и прекращения; • административно-правовой механизм охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, т. е. система органов управления охраной окружающей среды, компетенция органов, функции управления; • экономико-правовой механизм охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, т. е. плата за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды, источники и порядок финансирования природоохранных мероприятий, меры экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, предпринимательская деятельность в сфере охраны окружающей среды; • юридическая ответственность за экологические право нарушения. Особенная часть включает правовые институты, в рамках которых регулируется охрана и использование отдельных природных ресурсов и объектов: • эколого-правовой режим охраны и использования земель, недр земли, вод, лесов и иной растительности, животного мира и атмосферного воздуха; • правовой режим особо охраняемых территорий и объектов, т. е. заповедников, заказников, национальных и природных парков, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, редких и исчезающих видов растений и животных; • правовой режим экологически неблагополучных территорий. Специальная часть включает следующие вопросы: • международное право окружающей среды, т. е. источники и принципы, объекты международно-правовой охраны, международные экологические организации; • право окружающей среды отдельных стран.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|