Новые эколого-экономические подходы в природоохранной деятельности
Новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователь в осуществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал формироваться у нас в стране в конце 80-х гг. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономического механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; имитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. Государственный учет природных ресурсов. Такой учет осуществляется по единой системе органами статистического учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня. Кадастр — это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит характеристику объектов, классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране. Различаются земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых. Например, в земельный кадастр включают следующие основные сведения: качественный состав почв, распределение земель по категориям и др. Данные кадастровой оценки земель используются при определении платежей за землю, для оценки использования земель.
Финансирование природоохранной деятельности. При рыночной экономике на первое место выступает самофинансирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами. Кредиты на экологические мероприятия могут предоставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), дающие предприятиям возможность финансирования своей экологической деятельности. Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренного договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов. На экологическое страхование заключается договор. Стороны (страхователь и страховщик) определяют свои права и обязанности, объекты страхования, порядок выплаты страховых взносов и страхового возмещения. Страхование может быть обязательным и добровольным. Сравнительно недавно был утвержден новый вид добровольного экологического страхования — защита имущественных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды. В этом случае страховой договор заключается между предприятиями, учреждениями и организациями, которые представляют потенциальную опасность для возникновения аварийных ситуаций и катастроф (химические заводы, атомные реакторы, нефтегазопроводы и т. п.), и государственной страховой компанией. Страховым событием является внезапное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварии, которая произошла на предприятии. В случае аварии может быть нанесен ущерб третьим лицам, т. е. гражданам и юридическим лицам, которые являются природопользователями. Например, если вследствие аварийного сброса загрязняющих веществ может погибнуть урожай на полях сельскохозяйственного предприятия или фермерского хозяйства. Возмещение ущерба производится природопользователями из страховки, которую должно получить предприятие от страховой компании.
Государственное финансирование идет главным образом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий и катастроф, на строительство наиболее значимых природоохранных сооружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов). Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию природопользователь на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Эти лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Природопользование лимитируется по двум направлениям: изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т. п.); привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т. п.). При установлении лимитов учитывается экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения сбросов и выбросов, сроки достижения государственных и региональных экологических программ. Лицензирование природопользования проводится практически по всем видам природопользовательской деятельности. Лицензия — это разрешение, выдаваемое природопользователь специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. В лицензии указываются: цели пользования, срок действия (как правило, один год), требования по рациональному использованию и охране природных ресурсов, лимиты использования, нормативы платы и другие условия.
Существует несколько видов лицензий: • на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира); • на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т. д.); • на сбросы и выбросы загрязняющих веществ; лицензия на комплексное природопользование. Плата за природопользование включает: • плату за право пользования природными ресурсами (землей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных лимитов; • плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; • плату за загрязнение окружающей среды, т. е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов; • плату за загрязнение сверх установленных лимитов. Внесение платы не освобождает от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов. Основными мерами стимулирования являются следующие: • налоговые и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природоохранную деятельность (по налогу на при быль, на имущество предприятий, земельному налогу); • установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов; • применение поощрительных цен и надбавок на экологи чески чистую продукцию; • введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий; • льготное кредитование природоохранной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|