Нормативные акты по рациональному природопользованию
Как уже отмечалось выше, среди законов, которые регулируют экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсных. Природоресурсные нормативные акты регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере рационального использования отдельных видов природных ресурсов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий. В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие: Земельный кодекс РФ, Закон РФ "О недрах", Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире", Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Все перечисленные законодательные акты определяют объекты и субъекты регулируемых правоотношений, основания пользования указанными объектами, сферу и систему государственного управления, а также содержат ряд норм, которые направлены на регулирование рационального использования природных ресурсов. Для этих нормативных актов характерно наличие некоторых общих признаков. 1. Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим объектом собственности, так как используются всем обществом, и поэтому государство ограничивает право собственности на природные ресурсы, устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов. Указанные федеральные правовые акты определяют обязанности собственников и природопользователей. Основными их обязанностями является охрана и рациональное использование природных ресурсов.
2. Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия "охрана и рациональное использование природного ресурса". Какие качества природного ресурса являются приоритетными? Например, вода может использоваться для питья, для хозяйственных нужд, как судоходный путь и т. д. Если вода используется как судоходный путь, то ее чистота не имеет решающего значения. Законодательство определяет, что приоритетным качеством воды является ее пригодность для питья, т. е. чистота. Законодательство определяет содержание понятия "охрана и рациональное использование природного ресурса" и предусматривает соответствующие меры. 3. Выполнение любых предписаний невозможно без наличия ответственности. Норма права — это не рекомендация, а повеление, за которым стоит авторитет государства. Указанные законодательные акты предусматривают ответственность за нарушение соответствующего законодательства (земельного, водного, лесного и т. д.), причем меры ответственности могут иметь свои специфические особенности. Рассмотрим подробнее два основных природоресурсных федеральных закона. Земельный кодекс определяет: режим использования земель; порядок предоставления земельных участков для различных целей; порядок изъятия земель; основания прекращения прав на землю; права и обязанности собственников земли, землевладельцев и землепользователей; ответственность за нарушение земельного законодательства. Земли, находящиеся в пределах территории Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Земля выполняет две основные функции. Земля может использоваться как основное средство производства в сельском хозяйстве и как пространственный базис для размещения на ней различных объектов хозяйственной деятельности (городов, промышленных предприятий, транспорта и т. д.).
Важной прерогативой управления земельным фондом является классификация земель по категориям, что позволяет государству осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения. Различают семь категорий земель: • земли сельскохозяйственного назначения; • земли населенных пунктов; • земли специального назначения (промышленность, транс • земли лесного фонда; • земли водного фонда; • земли особо охраняемых территорий; • земли запаса. Основной целью контроля за рациональным использованием земель является сохранение прежде всего сельскохозяйственных земель, а также недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования. Земельные участки могут использоваться на правах собственности и на основании других прав (например, аренда земли). Собственниками земли и землепользователями могут быть граждане и юридические лица, которые могут использовать землю для различных целей: сельскохозяйственных нужд, строительства, изыскательских работ и т. д. Несмотря на то что земля может находиться в разных формах собственности и использоваться для различных целей, государство оставляет за собой право контролировать использование земли. Государство обязывает собственников и землепользователей использовать землю в соответствии с целевым назначением, а также принимать меры по предотвращению загрязнения и истощения земли. Например, при предоставлении земельного участка для изыскательских работ законодательство обязывает предприятие привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, т. е. провести рекультивацию земель. Согласно Земельному кодексу РФ собственники и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением такими способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать порядок пользования землями, лесами и другими природными объектами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42).
При несоблюдении вышеуказанных требований Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена соответствующая ответственность: на граждан накладывается штраф в размере от 10 до 20 МРОТ, на должностных лиц — от 20 до 40 МРОТ, на юридических лиц — от 200 до 400 МРОТ (ст. 8.6, 8.7 КоАП РФ). Если земельный участок используется не по назначению, то государство оставляет за собой право изъятия этого участка. Водный кодекс регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду. Эти цели достигаются с помощью следующих мероприятий: • поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; • защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; • предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем. Пользование водными объектами допускается на правах собственности, общего пользования, особого и специального пользования. В частной собственности могут находиться только обособленные водные объекты, которые не имеют гидравлической связи с другими поверхностными водоемами. Специальное водопользование, т. е. аренда водных объектов, допускается при наличии лицензии. Особое водопользование предполагает использование водоемов для федеральных нужд (оборона, транспорт, энергетика и т. п.). Водным кодексом РФ предусмотрены следующие обязанности водопользователей: рационально использовать водные объекты; не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей и окружающей природной среде; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов.
Охрана водных объектов осуществляется по различным направлениям и несколькими способами: от загрязнения и засорения — определением источников загрязнения, регулированием их деятельности; от аварийного загрязнения — оповещением органов по чрезвычайным ситуациям нижележащей территории, принятием мер для локализации аварийной ситуации; от ядохимикатов и других химических веществ — разрешением применять их только при условии, что это не повлияет на состояние водных ресурсов. Водным кодексом РФ предусмотрено, что "лица, виновные в нарушении водного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст. 130). Если нанесен ущерб водному объекту, то лица, виновные в этом, обязаны возместить ущерб. 4.6. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" Этот закон регулирует порядок обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Данный закон относится к тем нормативным актам, которые регламентируют обеспечение экологической безопасности общества. Отходы производства и потребления являются источником нарушения такой безопасности, так как их накопление создает угрозу здоровью человека и окружающей среде. Закон состоит из преамбулы, 8 глав и 31 статьи. В главе 1 "Общие положения" даны нормативные определения основных понятий, которые используются в законе: "отходы производства и потребления", "опасные отходы", "обращение с отходами", "обезвреживание отходов" и т. п., закреплены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами и дается понятие отходов как объекта права собственности. К числу основных принципов относятся: • охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия. Это основной принцип экологического законодательства, который закреплен в других нормативных правовых актах. Вся деятельность по обращению с отходами должна регулироваться таким образом, чтобы не наносился вред здоровью человека и окружающей среде, т. е. нормативы и лимиты размещения отходов, требования к их хранению должны устанавливаться с учетом влияния на здоровье человека, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества.
Экологические и экономические интересы общества зачастую вступают в противоречие друг с другом. Идеальным способом сохранения окружающей среды явилось бы прекращение любой антропогенной деятельности. Существует принцип "презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности", согласно которому любая антропогенная деятельность потенциально опасна для окружающей среды. Экономические интересы общества предполагают наращивание промышленного производства, которое создает угрозу для окружающей среды. Научно обоснованное сочетание тех и других интересов — это разумный компромисс, который предполагает минимизацию воздействия на окружающую среду антропогенной деятельности без ущерба экономическим интересам общества. Экономические интересы заключаются в наращивании промышленного производства, экологические интересы — в сокращении промышленного производства, научно обоснованное сочетание предполагает нормирование вредных выбросов и установку очистных сооружений. В главе 2 "Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами" определены полномочия РФ и ее субъектов, специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области обращения с отходами. В главе 3 "Общие требования к обращению с отходами" определены требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений, требования к эксплуатации предприятий, зданий, строении и сооружений, требования к объектам размещения отходов, требования к обращению с отходами на территории городских и других поселений, требования к обращению с опасными отходами, требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, требования к транспортировке опасных отходов, порядок трансграничного перемещения отходов. Деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации, а также эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе чего образуются отходы, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические и санитарные требования, разрабатывать проекты нормативов, проводить инвентаризацию отходов, предоставлять необходимую информацию, соблюдать требования по предупреждению аварий. В главе 4 "Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами" регламентируется порядок осуществления нормирования, ведения учета, отчетности и государственного кадастра отходов. Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности. Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Лимиты устанавливаются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет и отчетность отходов и предоставлять эти данные в соответствующие государственные органы в установленные сроки. Государственный кадастр отходов ведется специально уполномоченными на то государственными органами. Кадастр обходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п. В главе 5 "Экономическое регулирование в области обращения с отходами" определены основные принципы экономического регулирования, основы программирования деятельности в области обращения с отходами, виды платежей за размещение отходов, критерии, которые должны учитываться при определении платежей, а также основные методы экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами. К основным принципам относятся: • уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; • платность размещения отходов; • экономическое стимулирование деятельности в области Базовые нормативы определяются Правительством РФ, дифференцированные ставки платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. В главе 6 "Контроль в области обращения с отходами" закреплены виды контроля, а также определены виды деятельности, которые должны осуществляться в рамках государственного контроля. В области обращения с отходами осуществляется государственный, производственный и общественный контроль. Государственный контроль осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Контроль осуществляется: за выполнением экологических, санитарных и иных требований, за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов, предупреждению чрезвычайных ситуаций, правил транспортировки отходов, за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов. В ходе проведения контроля должны выявляться и пресекаться нарушения законодательства РФ в области обращения с отходами. Производственный контроль осуществляется юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность. Общественный контроль проводится гражданами и общественными объединениями. В главе 7 "Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами" определены виды ответственности и порядок рассмотрения исковых требований об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами. В главе 8 "Заключительные положения" закреплен порядок вступления в силу настоящего закона. 4.7. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Экологические проблемы, которые встали перед человечеством во второй половине XX в., стали предметом озабоченности всего мирового сообщества. Необходимость их решения в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей природной среды. Первое международное мероприятие, посвященное проблемам охраны окружающей природной среды, состоялось в 1972 г. — Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. В Декларации Стокгольмской конференции были сформулированы принципы международного сотрудничества в области экологии: 1. Государство вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. 2. Природные ресурсы Земли должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости. 3. Невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество. На этой же конференции по инициативе Японии и Сенегала был учрежден Всемирный день окружающей среды — 5 июня. Важными этапами международного сотрудничества являются: Генеральная Ассамблея ООН 1981 г., принявшая резолюцию "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений"; Генеральная Ассамблея ООН 1988 г., которая одобрила Всемирную хартию природы; Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г., которая приняла Повестку дня на XXI век и Декларацию по окружающей среде и развитию. На этой же конференции была подписана рамочная Конвенция ООН об изменении климата. В декабре 1997 г. в Киото главами 55 государств был подписан протокол о сокращении выбросов парниковых газов. Это был первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных проблем изменения климата. На сегодня среди стран — участниц Киотского протокола доля выбросов Японии составляет 6,7%, России — 16,7%, стран ЕС — 23%, США — 33,6%. Выход США из Киотского соглашения осложняет механизм его реализации, поскольку по условиям Киотского протокола общая сумма выбросов всех участников должна, быть не более 55%. В Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся всемирный саммит, посвященный проблемам глобального развития планеты. Международная конференция, созванная по инициативе ООН, была призвана выработать практическую программу изменения существующего мирового порядка, основанного на принципе выживания сильных государств за счет наиболее бедных. Основное место на форуме заняло обсуждение проблемы бедности, и позиция развитых стран заключалась в том что, развивая экологически грязные производства на территориях стран третьего мира, они тем самым помогают бедным странам бороться с обнищанием населения. Позиция России на всемирном саммите включала три основных положения: предложения к странам Западной Европы и США реструктурировать внешний долг стран третьего мира и стран с переходной экономикой на условиях внедрения в этих странах экологически чистых технологий производства, предложения по развитию рынка экологических услуг, которые могут оказать страны третьего мира, и намерение России ратифицировать Киотский протокол. С присоединением России к Киотскому протоколу должна быть создана российская законодательная база и начаты широкомасштабные международные проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению, что приведет к существенному снижению выбросов парниковых газов. Во Всемирной хартии природы был сформулирован ряд основополагающих принципов рационального использования природных ресурсов. 1. Биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению. 2. Производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения. 3. Ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются. 4. Невозобновляемые природные ресурсы однократного использования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональной возможности их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем. 5. Необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести ущерб природе. 6. Должны приниматься особые меры с целью недопущения сброса радиоактивных и токсичных отходов. 7. Районы, пришедшие в результате деятельности чело века в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованиями благосостояния проживающего в этом районе населения. Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, содержит около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на период до 2000 г. и на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей. Переход к устойчивому развитию, согласно этому документу, требует решения трех стратегических задач, которые стоят перед мировым сообществом: • ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся главными потребителями ресурсов и источниками загрязнения; • ограничение роста населения, особенно в развивающихся странах; • предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными, ввергшего 75% человечества в борьбу за выживание и вызвавшего обострение социальных конфликтов. Декларация включает 27 принципов деятельности государств, которые должны обеспечить формирование устойчивого развития общества и природной среды. Главные из этих принципов следующие. 1. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Международные действия должны быть направлены в первую очередь на улучшение экологической ситуации в развивающихся странах, так как именно в них обострился экологический кризис в связи с высокими темпами роста промышленного производства и структурной перестройкой экономики. Успехи развивающихся стран в сфере экономики зачастую достигаются за счет переэксплуатации природных ресурсов, что приводит к их деградации. 2. Экологические законы и стандарты принимаются в разных странах с учетом их экономического и социального со стояния. Например, в Японии — самые строгие в мире нормативы по загрязнению атмосферы, превосходящие аналогичные параметры в других странах. Японские производители могут их обеспечить за счет высокого уровня развития производства. 3. Трансграничные проблемы (сброс в открытый океан загрязняющих веществ, охрана мигрирующих видов животных и т. д.) не должны решаться в одностороннем порядке. В каждом конкретном случае необходим консенсус, т. е. международное соглашение. 4. Государства не должны экспортировать загрязнители или создавать экологически грязные производства в более бедных странах. Этот принцип касается многих индустриально развитых стран, которые продают отходы для захоронения в бедные страны. Формами международного сотрудничества являются: международные конвенции, договоры, соглашения, участие государств в деятельности межправительственных и общественных экологических организаций. Ряд международных соглашений, регулирующих отношения государств в сфере решения глобальных экологических проблем, был рассмотрен в разд. 1. Охраной окружающей среды занимаются более 100 международных организаций, наиболее авторитетной среди них является ООН. В 1972 г. при ООН был создан ЮНЕП — специальный орган по окружающей среде. МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) осуществляет программу "Ядерная безопасность и защита окружающей среды". ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) одобрила программу "Человек и биосфера", "Человек и его окружающая среда". ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) занимается проблемами гигиены, борьбы с загрязнением воздуха. ВМО (Всемирная метеорологическая организация) занимается климатической программой. ФАО (Всемирная организация продовольствия) занимается решением проблемы перераспределения продовольственных ресурсов. МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов), учрежденный в 1984 г., включает межправительственные и общественные организации. Основной его задачей является оказание содействия в сотрудничестве между национальными и международными объединениями, между гражданами. МСОП осуществляет реализацию Всемирной стратегии охраны природы (ВСОП), которая провозглашается как система национальных методов управления деятельностью человека по использованию ресурсов биосферы. Основными направлениями деятельности Союза являются: издание Красных книг, организация заповедников, национальных и природных парков, экологическое просвещение. Одной из наиболее влиятельных организаций является Римский клуб — международная научная неправительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, его взаимодействия с биосферой и поиск путей, которые могут вывести мир из экологического кризиса. Самым известным международным общественным движением является "Гринпис" — "Зеленый мир", главным направлением деятельности которого является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды. Большое значение для реализации обязательств по международным соглашениям имеет их финансовое обеспечение. Активную работу в этом направлении ведут многие банки: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ). Так, МБРР является исполнительным органом Фонда финансового обеспечения Монреальского протокола о поэтапном сокращении производства веществ, вызывающих разрушение озонового слоя. В своей экологической политике Россия исходит из необходимости обеспечения всеобщей безопасности и развития международного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений. Именно поэтому в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" международное сотрудничество провозглашено одним из основных принципов охраны окружающей природной среды. Как уже было отмечено ранее, международным сообществом были сформулированы принципы международного сотрудничества. Эти принципы были закреплены в вышеуказанном Законе. Таким образом, Россия взяла на себя обязательства по их выполнению, принятию действенных мер по их реализации. В ст. 82 Закона "Об охране окружающей среды" сказано, что "если международным договором в области охраны окружающей среды, заключенным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международного договора". Таким образом, Россия признает приоритет международных правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды. Охрана окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях: с другими странами СНГ; со странами Балтии; с восточноевропейскими странами; с индустриально развитыми государствами; с развивающимися странами. Объекты охраны окружающей среды подразделяются на: находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан); используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря); используемые двумя государствами (как правило, пограничные объекты — реки Дунай и Амур, мигрирующие животные). Российская Федерация участвует более чем в 50 международных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна являлась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений: Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.); Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.) и др. В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств — участников соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот Совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат Совета. Деятельность Секретариата финансируется Межгосударственным экологическим фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального дохода каждой из стран. Основной задачей фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра, озеро Балхаш, Черчпвское. Каспийское моря, Приаралье. В настоящее время разрабатываются несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания; о редких находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП. Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, Скандинавскими странами, Германией. На очередной сессии Российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство США выразило готовность оказать техническое содействие и поддержку конкретным российским природоохранным проектам — это сотрудничество по проблемам озера Байкал; управление качеством воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров. Подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Основные направления сотрудничества с Норвегией связаны с исследованием проблем локального загрязнения окружающей среды комбинатом "Печенганикель", а также загрязнением Баренцева и Карского морей. В ходе сессии Российско-датской комиссии по охране окружающей среды намечена большая программа действий, определено для совместной реализации более 20 проектов. Развивается российско-германское сотрудничество, в частности, по решению экологических проблем в Тульской и Калининградской областях, в районе озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического мониторинга) в местах расположения объектов атомной энергетики. На Смоленской АЭС установлена и введена в действие аппаратура, налажен сбор информации о радиологической обстановке, ее обработка и обмен с Германией. Затем проект ИРИС будет введен на Курской и Ленинградской станциях. Продолжаются двусторонние контакты и сотрудничество с Нидерландами, Канадой, Великобританией и Китаем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|