Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы управления и надзора по охране природы




Основной функцией государства в сфере охраны окружа­ющей среды является обеспечение экологической безопасно­сти общества. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важ­ных интересов человека от возможного негативного воздей­ствия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера, их последствий.

Государство реализует данную функцию посредством уп­равления охраной окружающей среды и природопользовани­ем. Целью управления является регулирование деятельности природопользователей таким образом, чтобы обеспечить вы­полнение требований экологического законодательства. К ос­новным функциям управления в сфере охраны окружающей среды относятся: планирование природопользования и охра­ны окружающей среды; ведение учета природных ресурсов и источников негативного воздействия на окружающую сре­ду; экономическая оценка природных ресурсов; установление экологических нормативов и экологических требований; установление платы за природопользование и охрану окру­жающей среды; контроль за деятельностью природопользо­вателей; применение мер юридической ответственности за нарушение экологического законодательства. Управление осуществляется через систему государственных органов, ко­торые наделены властными полномочиями.

В систему органов управления и надзора по охране при­роды входят органы общей компетенции и органы специаль­ной компетенции.

К государственным органам общей компетенции отно­сятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави­тельство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Наряду с ох­раной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их полномочий.

Структура органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ "О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. В си­стему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и феде­ральные агентства.

Федеральные министерство является органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в установленной сфере деятельности, а также осу­ществляет координацию и контроль деятельности находящих­ся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по контро­лю и надзору в установленной сфере деятельности.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и пра­воприменительные функции.

В системе органов исполнительной власти можно выде­лить ряд органов специальной компетенции, которые выпол­няют функции управления в сфере охраны окружающей сре­ды и природопользования.

К этим органам относятся: Министерство природных ре­сурсов Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере природопользова­ния, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по не­дропользованию, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая находится в ведении Правительства РФ; Федеральная служба по надзо­ру в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело­века, которая находится в ведении Министерства здравоох­ранения и социального развития Российской Федерации; Фе­деральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по рыболовству, которые находятся в ведении Министерства сельского хозяйства Рос­сийской Федерации.

В систему органов управления входят также территори­альные органы, которые осуществляют функции управле­ния в границах субъектов Российской Федерации.

Задачи органов общей и специальной компетенции Высшие федеральные, а также республиканские, облас­тные и краевые законодательные органы России призваны определять основные направления экологической политики, утверждать экологические программы, устанавливать в пре­делах своей компетенции правовые основы и нормы.

На Правительство РФ возложены задачи реализации эко­логической политики и выполнение программ, а также коор­динация деятельности всех органов в области охраны окру­жающей среды, образования и использования внебюджетных экологических фондов, установление порядка платы за природопользование, обеспечения населения экологической ин­формацией.

На исполнительные органы государственной власти субъектов возложены следующие задачи: определение ос­новных направлений охраны окружающей среды на терри­ториях субъектов Российской Федерации с учетом геогра­фических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации; реализация федеральной политики в области экологического развития на территориях субъектов, государственный экологический контроль, ограничение, приостановление, прекращение де­ятельности объектов, вредно воздействующих на окружаю­щую среду; разработка и утверждение нормативов, госу­дарственных стандартов не ниже установленных на феде­ральном уровне.

Основной задачей Министерства природных ресурсов Рос­сийской Федерации является выработка государственной по­литики в области охраны окружающей среды и природополь­зования, а также координация деятельности федеральных служб и агентств, находящихся в его ведении.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользо­вания осуществляет государственный экологический контроль и надзор за исполнением требований экологического законо­дательства.

Федеральное агентство водных ресурсов управляет вод­ными ресурсами.

Федеральное агентство лесного хозяйства управляет лес­ными ресурсами.

Федеральное агентство по недропользованию управляет фондом недр.

Федеральная служба по экологическому, технологичес­кому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор в сфере ядерной и радиационной безопасности, в области про­мышленной и экологической безопасности.

Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет конт­роль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет контроль и надзор в сфере обес­печения экологической безопасности в сельском хозяйстве.

Федеральное агентство по рыболовству управляет рыб­ными ресурсами.

Экологическое просвещение

Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологичес­кой обстановкой: 15% ее территории — зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. В настоящее время ситуация усугубляется тем, что продолжается грабительс­кий для России экспорт природного сырья, на территорию страны ввозятся для захоронения радиоактивные отходы. Несмотря на то, что в сфере охраны окружающей природ­ной среды задействованы все рычаги управления: сформиро­вана нормативно-правовая база, экономический механизм, функционируют многочисленные природоохранные органы, ситуация продолжает оставаться критической. Одной из при­чин является низкий уровень экологической культуры граж­дан, под которой подразумевается экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседнев­ной реализации норм рационального природопользования.

В настоящее время экологическое образование и воспи­тание является одним из актуальных направлений развития системы образования и воспитания в целом. Без экологичес­кого просвещения невозможно формирование общественно­го экологического сознания.

Общественное экологическое сознание является мощным фактором, который позволит обществу справиться с эколо­гическими проблемами. Такие примеры уже есть.

Япония — это страна, где природоохранная политика достигла больших успехов. Стимулом к формированию государственной природоохранной системы стало мощное дви­жение экологического протеста в конце 60-х гг. Проводив­шаяся тогда политика была ориентирована исключительно на экономический рост и совершенно игнорировала состоя­ние окружающей среды. Национальная экологическая стра­тегия стала реализовываться под давлением общественного мнения в начале 70-х гг. Сейчас Япония — одна из наиболее благополучных стран в экологическом отношении. Аналогич­ного положения достигли и в США, где массовое экологи­ческое движение 60—70-х гг. вынудило правительство стра­ны заниматься решением экологических проблем.

Экологическое воспитание — это способ воздействия на чувства людей, на сознание, взгляды и представления. Оно повышает уровень сознательности граждан, прививает бережное отношение к природе, озабоченности ее состояни­ем, обеспечивает подготовленность каждого к нравственно­му поведению в природной среде.

Экологическое воспитание должно охватывать все сфе­ры общественной жизни и осуществляться на нескольких уровнях. Основной средой, где происходит формирование личности, является семья, поэтому родители, кроме осново­полагающих норм поведения в обществе, должны прививать ребенку основные начала экологической культуры. Следует отметить, что нынешняя ситуация в некотором роде пара­доксальна: уровень экологической образованности детей за­частую превышает уровень родителей. Дети нередко сами могут преподнести "уроки экологии" своим родителям. В ре­зультате собственных исследований дети и родители могут убедиться, что в жизни, не имея злого умысла, они наносят определенный ущерб среде обитания. Они расходуют Невозобновляемые природные ресурсы, загрязняют воздух, воду, производят огромное количество бытового мусора. Охрана природы может осуществляться в собственной квартире — это экономия воды, уменьшение ее загрязнения, использо­вание аэрозолей без озоноразрушающих веществ и т. д.

Таким образом, начала экологической культуры заклады­ваются в семье. Последующее экологическое воспитание дол­жно осуществляться обществом. В этом смысле многое зави­сит от руководства страны, от уровня его экологической куль­туры, от того, какое значение придается задачам охраны окружающей природной среды.

Экологическое воспитание может осуществляться различ­ными средствами. Большая роль здесь принадлежит средствам массовой информации (СМИ) и общественным экологическим организациям. СМИ были первыми, кто забил тревогу и опо­вещал население об экологическом неблагополучии. Благода­ря этой деятельности был дан импульс росту экологического сознания населения. В настоящее время возникла и успешно развивается специальная экологическая печать — экспресса. Экспресса в числе первых стала активно использовать но­вые информационные технологии, к которым относится Ин­тернет, благодаря чему возможно интерактивное общение — общение с постоянной обратной связью.

Современное "зеленое движение" в России пока только набирает силу. Однако следует отметить, что деятельность многих общественных организаций весьма результативна. Эти организации не только осуществляют реализацию програм­мы экологического воспитания, но и оказывают практичес­кую помощь гражданам в защите экологических прав.

Экологическое воспитание дополняется экологическим образованием.

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей 1 среды. Оно способствует профессиональной подготовке специалистов, является неотъемлемой частью общей системы | просвещения, образования, подготовки кадров: Действующим законодательством провозглашена всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образо­вания.

Принцип всеобщности означает, что экологическое об­разование и воспитание должно охватывать всех членов общества. Преподавание экологических дисциплин должно осу­ществляться во всех учебных заведениях. Однако, как уже отмечалось выше, экологическое просвещение не ограничи­вается рамками учебных заведений, большая роль здесь при­надлежит средствам массовой информации, общественным экологическим организациям.

Принцип комплексности экологического воспитания и образования означает, что два разных процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться в комплексе с учетом научно обоснованных методических требований.

Принцип непрерывности означает право и обязанность граждан, специалистов, руководящих работников, профес­сиональная деятельность которых оказывает вредное воздей­ствие на окружающую среду и здоровье человека, повышать свою квалификацию через действующую систему экологичес­кого образования и воспитания.

Таким образом, основной целью экологического воспита­ния и образования является экологизация общественного со­знания. В задачи экологии входит сохранение духовной сре­ды, формирующейся в процессе жизнедеятельности челове­ка, что должно способствовать всестороннему развитию человеческой личности, активно решающей как вопросы об­щественной жизни, так и управление средой своего обитания.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные нормативно-правовые акты, кото­рые регулируют использование отдельных природных ре­сурсов и охрану окружающей природной среды.

2. Охарактеризуйте основные этапы формирования рос­сийского законодательства.

3. Раскройте понятие и сущность экологического права.

4. Дайте общую характеристику Федерального закона "Об охране окружающей среды".

5. Какие отношения в сфере охраны окружающей при­ родной среды регулирует Федеральный закон "Об охране окружающей среды"?

6. Назовите основные элементы экономического механиз­ма охраны окружающей природной среды.

7. С какой целью нормируется качество окружающей при­ родной среды?

8. Какие задачи стоят перед экологическим контролем?

9. Какие общественные отношения регулируются природоресурсными нормативными актами?

10. Дайте характеристику Земельного кодекса РФ.

11. Дайте характеристику Водного кодекса РФ.

12. Какие обязанности землепользователей предусмотре­ны Земельным кодексом РФ?

13. Каким образом государство контролирует деятельность землепользователей?

14. Какими способами осуществляется охрана водных объектов?

15. Назовите организации ООН, посвященные охране ок­ружающей природной среды.

16. Какие принципы международного сотрудничества яв­ляются основополагающими в области экологии?

17. Какие задачи стоят перед мировым сообществом для перехода к устойчивому развитию?

18. Назовите основные формы международного сотруд­ничества в сфере охраны окружающей природной среды.

19. Какие международное организации занимаются охра­ной окружающей природной среды?

20. Приведите примеры участия России в международном сотрудничестве.

21. Каким образом ведется государственный учет природ­ных ресурсов?

22. Из каких источников финансируется природоохранная деятельность?

23. Какие природоохранные мероприятия финансируются из государственного бюджета?

24. С какой целью лицензируется природопользование?

25. Можно ли считать возмещение вреда окружающей среде вследствие правонарушения платой за природополь­зование?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...