Органы управления и надзора по охране природы
Основной функцией государства в сфере охраны окружающей среды является обеспечение экологической безопасности общества. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Государство реализует данную функцию посредством управления охраной окружающей среды и природопользованием. Целью управления является регулирование деятельности природопользователей таким образом, чтобы обеспечить выполнение требований экологического законодательства. К основным функциям управления в сфере охраны окружающей среды относятся: планирование природопользования и охраны окружающей среды; ведение учета природных ресурсов и источников негативного воздействия на окружающую среду; экономическая оценка природных ресурсов; установление экологических нормативов и экологических требований; установление платы за природопользование и охрану окружающей среды; контроль за деятельностью природопользователей; применение мер юридической ответственности за нарушение экологического законодательства. Управление осуществляется через систему государственных органов, которые наделены властными полномочиями. В систему органов управления и надзора по охране природы входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции. К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их полномочий.
Структура органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. В системе органов исполнительной власти можно выделить ряд органов специальной компетенции, которые выполняют функции управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. К этим органам относятся: Министерство природных ресурсов Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая находится в ведении Правительства РФ; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по рыболовству, которые находятся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В систему органов управления входят также территориальные органы, которые осуществляют функции управления в границах субъектов Российской Федерации. Задачи органов общей и специальной компетенции Высшие федеральные, а также республиканские, областные и краевые законодательные органы России призваны определять основные направления экологической политики, утверждать экологические программы, устанавливать в пределах своей компетенции правовые основы и нормы. На Правительство РФ возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ, а также координация деятельности всех органов в области охраны окружающей среды, образования и использования внебюджетных экологических фондов, установление порядка платы за природопользование, обеспечения населения экологической информацией. На исполнительные органы государственной власти субъектов возложены следующие задачи: определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации; реализация федеральной политики в области экологического развития на территориях субъектов, государственный экологический контроль, ограничение, приостановление, прекращение деятельности объектов, вредно воздействующих на окружающую среду; разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов не ниже установленных на федеральном уровне. Основной задачей Министерства природных ресурсов Российской Федерации является выработка государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, а также координация деятельности федеральных служб и агентств, находящихся в его ведении. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный экологический контроль и надзор за исполнением требований экологического законодательства.
Федеральное агентство водных ресурсов управляет водными ресурсами. Федеральное агентство лесного хозяйства управляет лесными ресурсами. Федеральное агентство по недропользованию управляет фондом недр. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор в сфере ядерной и радиационной безопасности, в области промышленной и экологической безопасности. Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет контроль и надзор в сфере обеспечения экологической безопасности в сельском хозяйстве. Федеральное агентство по рыболовству управляет рыбными ресурсами. Экологическое просвещение Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15% ее территории — зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. В настоящее время ситуация усугубляется тем, что продолжается грабительский для России экспорт природного сырья, на территорию страны ввозятся для захоронения радиоактивные отходы. Несмотря на то, что в сфере охраны окружающей природной среды задействованы все рычаги управления: сформирована нормативно-правовая база, экономический механизм, функционируют многочисленные природоохранные органы, ситуация продолжает оставаться критической. Одной из причин является низкий уровень экологической культуры граждан, под которой подразумевается экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования. В настоящее время экологическое образование и воспитание является одним из актуальных направлений развития системы образования и воспитания в целом. Без экологического просвещения невозможно формирование общественного экологического сознания.
Общественное экологическое сознание является мощным фактором, который позволит обществу справиться с экологическими проблемами. Такие примеры уже есть. Япония — это страна, где природоохранная политика достигла больших успехов. Стимулом к формированию государственной природоохранной системы стало мощное движение экологического протеста в конце 60-х гг. Проводившаяся тогда политика была ориентирована исключительно на экономический рост и совершенно игнорировала состояние окружающей среды. Национальная экологическая стратегия стала реализовываться под давлением общественного мнения в начале 70-х гг. Сейчас Япония — одна из наиболее благополучных стран в экологическом отношении. Аналогичного положения достигли и в США, где массовое экологическое движение 60—70-х гг. вынудило правительство страны заниматься решением экологических проблем. Экологическое воспитание — это способ воздействия на чувства людей, на сознание, взгляды и представления. Оно повышает уровень сознательности граждан, прививает бережное отношение к природе, озабоченности ее состоянием, обеспечивает подготовленность каждого к нравственному поведению в природной среде. Экологическое воспитание должно охватывать все сферы общественной жизни и осуществляться на нескольких уровнях. Основной средой, где происходит формирование личности, является семья, поэтому родители, кроме основополагающих норм поведения в обществе, должны прививать ребенку основные начала экологической культуры. Следует отметить, что нынешняя ситуация в некотором роде парадоксальна: уровень экологической образованности детей зачастую превышает уровень родителей. Дети нередко сами могут преподнести "уроки экологии" своим родителям. В результате собственных исследований дети и родители могут убедиться, что в жизни, не имея злого умысла, они наносят определенный ущерб среде обитания. Они расходуют Невозобновляемые природные ресурсы, загрязняют воздух, воду, производят огромное количество бытового мусора. Охрана природы может осуществляться в собственной квартире — это экономия воды, уменьшение ее загрязнения, использование аэрозолей без озоноразрушающих веществ и т. д. Таким образом, начала экологической культуры закладываются в семье. Последующее экологическое воспитание должно осуществляться обществом. В этом смысле многое зависит от руководства страны, от уровня его экологической культуры, от того, какое значение придается задачам охраны окружающей природной среды.
Экологическое воспитание может осуществляться различными средствами. Большая роль здесь принадлежит средствам массовой информации (СМИ) и общественным экологическим организациям. СМИ были первыми, кто забил тревогу и оповещал население об экологическом неблагополучии. Благодаря этой деятельности был дан импульс росту экологического сознания населения. В настоящее время возникла и успешно развивается специальная экологическая печать — экспресса. Экспресса в числе первых стала активно использовать новые информационные технологии, к которым относится Интернет, благодаря чему возможно интерактивное общение — общение с постоянной обратной связью. Современное "зеленое движение" в России пока только набирает силу. Однако следует отметить, что деятельность многих общественных организаций весьма результативна. Эти организации не только осуществляют реализацию программы экологического воспитания, но и оказывают практическую помощь гражданам в защите экологических прав. Экологическое воспитание дополняется экологическим образованием. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей 1 среды. Оно способствует профессиональной подготовке специалистов, является неотъемлемой частью общей системы | просвещения, образования, подготовки кадров: Действующим законодательством провозглашена всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования. Принцип всеобщности означает, что экологическое образование и воспитание должно охватывать всех членов общества. Преподавание экологических дисциплин должно осуществляться во всех учебных заведениях. Однако, как уже отмечалось выше, экологическое просвещение не ограничивается рамками учебных заведений, большая роль здесь принадлежит средствам массовой информации, общественным экологическим организациям. Принцип комплексности экологического воспитания и образования означает, что два разных процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться в комплексе с учетом научно обоснованных методических требований. Принцип непрерывности означает право и обязанность граждан, специалистов, руководящих работников, профессиональная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, повышать свою квалификацию через действующую систему экологического образования и воспитания. Таким образом, основной целью экологического воспитания и образования является экологизация общественного сознания. В задачи экологии входит сохранение духовной среды, формирующейся в процессе жизнедеятельности человека, что должно способствовать всестороннему развитию человеческой личности, активно решающей как вопросы общественной жизни, так и управление средой своего обитания. Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные нормативно-правовые акты, которые регулируют использование отдельных природных ресурсов и охрану окружающей природной среды. 2. Охарактеризуйте основные этапы формирования российского законодательства. 3. Раскройте понятие и сущность экологического права. 4. Дайте общую характеристику Федерального закона "Об охране окружающей среды". 5. Какие отношения в сфере охраны окружающей при родной среды регулирует Федеральный закон "Об охране окружающей среды"? 6. Назовите основные элементы экономического механизма охраны окружающей природной среды. 7. С какой целью нормируется качество окружающей при родной среды? 8. Какие задачи стоят перед экологическим контролем? 9. Какие общественные отношения регулируются природоресурсными нормативными актами? 10. Дайте характеристику Земельного кодекса РФ. 11. Дайте характеристику Водного кодекса РФ. 12. Какие обязанности землепользователей предусмотрены Земельным кодексом РФ? 13. Каким образом государство контролирует деятельность землепользователей? 14. Какими способами осуществляется охрана водных объектов? 15. Назовите организации ООН, посвященные охране окружающей природной среды. 16. Какие принципы международного сотрудничества являются основополагающими в области экологии? 17. Какие задачи стоят перед мировым сообществом для перехода к устойчивому развитию? 18. Назовите основные формы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды. 19. Какие международное организации занимаются охраной окружающей природной среды? 20. Приведите примеры участия России в международном сотрудничестве. 21. Каким образом ведется государственный учет природных ресурсов? 22. Из каких источников финансируется природоохранная деятельность? 23. Какие природоохранные мероприятия финансируются из государственного бюджета? 24. С какой целью лицензируется природопользование? 25. Можно ли считать возмещение вреда окружающей среде вследствие правонарушения платой за природопользование?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|