Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологические права граждан




Согласно ст. 42 Конституции РФ "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информа­цию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонаруше­нием". Под благоприятной окружающей средой понимается такая окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Согласно ст. 11 Федерального закона "Об охране окружа­ющей среды" граждане имеют право: создавать обществен­ные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; участвовать в публичных ме­роприятиях, в том числе в референдумах по вопросам охра­ны окружающей среды; направлять обращения в органы го­сударственной власти о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Законом определены также права общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Общественные объединения, в частности, имеют право: организовывать и прово­дить публичные мероприятия, в том числе, референдумы в защиту окружающей среды, общественную экологическую экспертизу, слушания по вопросам проектирования и разме­щения объектов хозяйственной и иной деятельности; пода­вать в органы государственной власти, органы местного са­моуправления, суд обращения об отмене решений о реали­зации деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду; предъявлять в суд иски о возмещении ущерба окружающей среде.

Экологическим законодательством предусмотрен также механизм реализации прав граждан. Наиболее действенными мерами являются: судебная защита права на проживание в экологически благоприятных условиях, участие граждан и общественных организаций в проведении общественной эко­логической экспертизы как меры, позволяющей не допус­тить реализацию хозяйственной деятельности, которая мо­жет нанести вред окружающей среде, общественный конт­роль за деятельностью источников загрязнения.

Общественная экологическая экспертиза позволяет граж­данам участвовать в принятии экологически значимых реше­ний. Порядок проведения общественной экологической экспер­тизы определен Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Законодательством предусмотрен механизм учета экологических требований при планировании любой хозяйственной деятельности. Проект любой хозяйственной деятельности подлежит государствен­ной экологической экспертизе, которая дает заключение о том, насколько данный проект учитывает экологические тре­бования. Независимая общественная экологическая экспертиза проводится наряду с государственной.

Общественная экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления. Проводить и организовывать экс­пертизу имеют право органы местного самоуправления и об­щественные объединения, уставом которых предусмотрен такой вид деятельности. Законом определены условия прове­дения общественной экспертизы:

• порядок и сроки регистрации заявления общественных объединений органами местного самоуправления;

• форма и содержание заявления о проведении экспертизы;

• обязанность общественных объединений известить насе­ление о начале и результатах ее проведения;

• перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении обще­ственной экологической экспертизы.

В том случае если заключение утверждено соответству­ющим образом, то оно имеет такой же правовой статус, как и заключение государственной экологической экспертизы, т. е. проект должен осуществляться в соответствии с этим заклю­чением. Заключение может носить рекомендательный харак­тер, если оно не утверждено, в этом случае оно должно в обязательном порядке учитываться при работе государствен­ной экспертной комиссии.

Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями в соответствии с их устава­ми, а также гражданами в соответствии с законодательством. Общественный экологический контроль носит в основном ин­формационный характер, т. е. граждане имеют право требо­вать предоставления информации о состоянии окружающей среды, а также информировать соответствующие государ­ственные органы о фактах загрязнения окружающей среды или о других нарушениях экологического законодательства. В соответствии с Федеральным законом "Об охра­не окружающей среды" (п. 5 ст. 68) "Результаты обществен­ного контроля в области охраны окружающей среды, пред­ставленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органы местного самоуправления, под­лежат обязательному рассмотрению в порядке, установлен­ном законодательством".

4.4. Федеральный закон "Об охране окружающей среды"

Федеральный закон "Об охране окружающей среды", при­нятый 10 января 2002 г., является систематизированным, ком­плексным нормативно-правовым актом в области охраны ок­ружающей среды. Он регулирует основные общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружаю­щей природной среды.

Общая характеристика закона

Этот закон определил основные задачи и механизм регу­лирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Он заложил основы прогрессивного развития эко­логического законодательства как законодательства нового поколения. Для этого закона характерно наличие следую­щих особенностей:

1. Закон является комплексным нормативным актом, ре­гулирующим природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам. Онформулирует основные положения, которые позволяют пре­дупредить нанесение вреда окружающей среде и обеспечить исполнение экологических требований. К ним относятся: со­ здание экономического механизма охраны окружающей сре­ды, регулирование государственной экологической экспер­тизы, ответственность за экологические правонарушения.

2. Закон является базовым нормативным актом, положе­ния которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства. Отдельные разделы этого закона впоследствии стали основой для разработки других федеральных законов и иных нормативных актов экологи­ческого законодательства.

3. Закон устанавливает приоритет охраны жизни и здоро­вья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Охрана окружающей природной среды не является самоцелью, основной целью является предотвращение вред­ного воздействия окружающей среды на организм человека.

С этой точки зрения действуют основные правовые институ­ты охраны окружающей среды. В частности, здоровье чело­века является основным критерием при установлении эколо­гических нормативов.

Закон исходит из научно обоснованного сочетания эко­ логических и экономических интересов общества. Принцип соотношения экологических и экономических интересов об­щества является основополагающим в концепции устойчиво­го развития, сформулированной на конференциях ООН в 1972 и 1992 гг. В нашем законодательстве этот принцип нашел от­ радение в такой компромиссной формулировке. Каким обра­зом он реализуется в регулировании экологических отноше­ний? На стадии планирования хозяйственной деятельности приоритетными являются экологические интересы общества, так как определенные меры, например государственная эко­логическая экспертиза, позволяют предотвратить реализа­цию экологически опасной деятельности. В то же время при ведении хозяйственной деятельности приоритет пока отдает­ся экономическим интересам общества.

Закон закрепляет систему экономических стимулов де­ятельности по охране окружающей среды в сочетании с ме­рами административно-правового воздействия. Такое соче­тание позволяет, с одной стороны, государству контролиро­вать деятельность природопользователей, так как природныересурсы являются достоянием всего общества, с другой сто­роны, внедрение рыночных механизмов создает предпосыл­ки для рационального использования природных ресурсов.

Структура и содержание закона

Закон состоит из преамбулы, 16 глав и 84 статей.

В главе 1 "Общие положения" даны нормативные опре­деления основных понятий, которые используются в законе, в частности понятия "окружающая среда", "природная сре­да", "природный объект", определена структура экологичес­кого законодательства, основные принципы и объекты охра­ны окружающей среды.

В главе 2 "Основы управления в области охраны окружа­ющей среды" определены полномочия органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления в сфере от­ношений, связанных с охраной окружающей среды.

В главе 3 "Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны ок­ружающей среды" закреплено право граждан на благопри­ятную окружающую среду, которое обеспечивается соответ­ствующими государственными гарантиями.

В главе 4 "Экономическое регулирование в области охра­ны окружающей среды" закреплены методы экономического регулирования в этой сфере, к которым относятся: прогнози­рование и программирование природопользования и охраны окружающей среды; платность и имитирование природо­пользования и загрязнения окружающей среды; проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов; меры экономического стимулирования рациональ­ного природопользования и природоохранной деятельности; поддержка предпринимательской деятельности, направлен­ной на охрану окружающей среды.

В главе 5 "Нормирование в области охраны окружающей среды" закреплена система экологических нормативов, их функции и критерии определения. Нормирование произво­дится с целью установления предельно допустимых норм воз­действия на окружающую среду, гарантирующих экологи­ческую безопасность населения, обеспечивающих рациональ­ное использование и воспроизводство природных ресурсов.

В главе 6 "Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза" регламентированы правовые ос­новы регулирования проведения оценки воздействия на ок­ружающую среду и экологической экспертизы. Эти меропри­ятия проводятся с целью предупреждения принятия хозяй­ственных решений, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду. Проект любой деятель­ности может быть подвергнут экологической экспертизе, ко­торая дает заключение о возможности реализации проекта.

В случае отрицательного заключения экологической экспер­тизы проект не подлежит финансированию и не должен осу­ществляться.

В главе 7 "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельно­сти" закреплены хозяйственные требования к различным сферам промышленного производства. Эти требования долж­ны учитываться при размещении, проектировании, реконст­рукции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий.

В главе 8 "Зоны экологического бедствия, зоны чрезвы­чайных ситуаций" предусмотрено установление таких зон в соответствии с федеральным законом о защите населения Щ территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В главе 9 "Природные объекты, находящиеся под особой] охраной" закреплены виды особо охраняемых территорий,! цель и порядок их образования. На этих территориях, к которым относятся заповедники, заказники, национальные пар­ки, памятники природы и лечебно-оздоровительные зоны,; соблюдается особый заповедный режим с целью охраны при-] родных комплексов, сохранения и воспроизводства растительного и животного мира. Эти территории образуют природно-заповедный фонд Российской Федерации, большая часть которого может находиться только в государственной собственности. В пределах этого фонда запрещены различ­ные виды хозяйственной деятельности.

В главе 10 "Государственный мониторинг окружающей! среды (государственный экологический мониторинг)" определен порядок осуществления мониторинга, его цели и задачи.

В главе 11 "Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)" определены задачи и структура экологического контроля, а также права, обязанности) и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Основными задачами контроля является проверка соблюдения субъектами хозяйственной деятельности экологических требований.

В систему экологического контроля входят: государствен­ный, производственный, муниципальный и общественный контроль. Инспектора по охране природы обладают широки­ми полномочиями. Они имеют право проверять работу очист­ных сооружений, выдавать разрешения на право выброса и сброса, привлекать виновных лиц к административной от­ветственности, принимать решения об ограничении, приос­тановлении и прекращении деятельности. Большое значение имеет общественный контроль, который позволяет обеспе­чить участие граждан и общественных организаций в конт­роле за источниками загрязнения.

В главе 12 "Научные исследования в области охраны ок­ружающей среды" определены цели и порядок проведения научных исследований.

В главе 13 "Основы формирования экологической куль­туры" определены принципы и система экологического обра­зования и просвещения. Система экологического образования является всеобщей и комплексной и включает в себя дош­кольное, общее, среднее и высшее профессиональное обра­зование, а также профессиональную переподготовку и повы­шение квалификации специалистов.

В главе 14 "Ответственность за нарушение законодатель­ства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды" предусмотре­на имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Закреплена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, а также порядок ком­пенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В главе 15 "Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды" предусмотрено, что осуществ­ление международного сотрудничества должно осуществляться в соответствии с принципами и нормами международ­ного права и международными договорами Российской Фе­дерации в этой сфере.

В главе 16 "Заключительные положения" закреплен по­рядок вступления в силу этого закона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...