Экологические права граждан
Согласно ст. 42 Конституции РФ "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Под благоприятной окружающей средой понимается такая окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Согласно ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" граждане имеют право: создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; участвовать в публичных мероприятиях, в том числе в референдумах по вопросам охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды. Законом определены также права общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Общественные объединения, в частности, имеют право: организовывать и проводить публичные мероприятия, в том числе, референдумы в защиту окружающей среды, общественную экологическую экспертизу, слушания по вопросам проектирования и размещения объектов хозяйственной и иной деятельности; подавать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о реализации деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду; предъявлять в суд иски о возмещении ущерба окружающей среде. Экологическим законодательством предусмотрен также механизм реализации прав граждан. Наиболее действенными мерами являются: судебная защита права на проживание в экологически благоприятных условиях, участие граждан и общественных организаций в проведении общественной экологической экспертизы как меры, позволяющей не допустить реализацию хозяйственной деятельности, которая может нанести вред окружающей среде, общественный контроль за деятельностью источников загрязнения.
Общественная экологическая экспертиза позволяет гражданам участвовать в принятии экологически значимых решений. Порядок проведения общественной экологической экспертизы определен Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Законодательством предусмотрен механизм учета экологических требований при планировании любой хозяйственной деятельности. Проект любой хозяйственной деятельности подлежит государственной экологической экспертизе, которая дает заключение о том, насколько данный проект учитывает экологические требования. Независимая общественная экологическая экспертиза проводится наряду с государственной. Общественная экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления. Проводить и организовывать экспертизу имеют право органы местного самоуправления и общественные объединения, уставом которых предусмотрен такой вид деятельности. Законом определены условия проведения общественной экспертизы: • порядок и сроки регистрации заявления общественных объединений органами местного самоуправления; • форма и содержание заявления о проведении экспертизы; • обязанность общественных объединений известить население о начале и результатах ее проведения; • перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
В том случае если заключение утверждено соответствующим образом, то оно имеет такой же правовой статус, как и заключение государственной экологической экспертизы, т. е. проект должен осуществляться в соответствии с этим заключением. Заключение может носить рекомендательный характер, если оно не утверждено, в этом случае оно должно в обязательном порядке учитываться при работе государственной экспертной комиссии. Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Общественный экологический контроль носит в основном информационный характер, т. е. граждане имеют право требовать предоставления информации о состоянии окружающей среды, а также информировать соответствующие государственные органы о фактах загрязнения окружающей среды или о других нарушениях экологического законодательства. В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (п. 5 ст. 68) "Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством". 4.4. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" Федеральный закон "Об охране окружающей среды", принятый 10 января 2002 г., является систематизированным, комплексным нормативно-правовым актом в области охраны окружающей среды. Он регулирует основные общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. Общая характеристика закона Этот закон определил основные задачи и механизм регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Он заложил основы прогрессивного развития экологического законодательства как законодательства нового поколения. Для этого закона характерно наличие следующих особенностей: 1. Закон является комплексным нормативным актом, регулирующим природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам. Онформулирует основные положения, которые позволяют предупредить нанесение вреда окружающей среде и обеспечить исполнение экологических требований. К ним относятся: со здание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственность за экологические правонарушения.
2. Закон является базовым нормативным актом, положения которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства. Отдельные разделы этого закона впоследствии стали основой для разработки других федеральных законов и иных нормативных актов экологического законодательства. 3. Закон устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Охрана окружающей природной среды не является самоцелью, основной целью является предотвращение вредного воздействия окружающей среды на организм человека. С этой точки зрения действуют основные правовые институты охраны окружающей среды. В частности, здоровье человека является основным критерием при установлении экологических нормативов. Закон исходит из научно обоснованного сочетания эко логических и экономических интересов общества. Принцип соотношения экологических и экономических интересов общества является основополагающим в концепции устойчивого развития, сформулированной на конференциях ООН в 1972 и 1992 гг. В нашем законодательстве этот принцип нашел от радение в такой компромиссной формулировке. Каким образом он реализуется в регулировании экологических отношений? На стадии планирования хозяйственной деятельности приоритетными являются экологические интересы общества, так как определенные меры, например государственная экологическая экспертиза, позволяют предотвратить реализацию экологически опасной деятельности. В то же время при ведении хозяйственной деятельности приоритет пока отдается экономическим интересам общества.
Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия. Такое сочетание позволяет, с одной стороны, государству контролировать деятельность природопользователей, так как природныересурсы являются достоянием всего общества, с другой стороны, внедрение рыночных механизмов создает предпосылки для рационального использования природных ресурсов. Структура и содержание закона Закон состоит из преамбулы, 16 глав и 84 статей. В главе 1 "Общие положения" даны нормативные определения основных понятий, которые используются в законе, в частности понятия "окружающая среда", "природная среда", "природный объект", определена структура экологического законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей среды. В главе 2 "Основы управления в области охраны окружающей среды" определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В главе 3 "Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, которое обеспечивается соответствующими государственными гарантиями. В главе 4 "Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды" закреплены методы экономического регулирования в этой сфере, к которым относятся: прогнозирование и программирование природопользования и охраны окружающей среды; платность и имитирование природопользования и загрязнения окружающей среды; проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов; меры экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности; поддержка предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды. В главе 5 "Нормирование в области охраны окружающей среды" закреплена система экологических нормативов, их функции и критерии определения. Нормирование производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. В главе 6 "Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза" регламентированы правовые основы регулирования проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. Эти мероприятия проводятся с целью предупреждения принятия хозяйственных решений, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду. Проект любой деятельности может быть подвергнут экологической экспертизе, которая дает заключение о возможности реализации проекта.
В случае отрицательного заключения экологической экспертизы проект не подлежит финансированию и не должен осуществляться. В главе 7 "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" закреплены хозяйственные требования к различным сферам промышленного производства. Эти требования должны учитываться при размещении, проектировании, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий. В главе 8 "Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций" предусмотрено установление таких зон в соответствии с федеральным законом о защите населения Щ территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В главе 9 "Природные объекты, находящиеся под особой] охраной" закреплены виды особо охраняемых территорий,! цель и порядок их образования. На этих территориях, к которым относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и лечебно-оздоровительные зоны,; соблюдается особый заповедный режим с целью охраны при-] родных комплексов, сохранения и воспроизводства растительного и животного мира. Эти территории образуют природно-заповедный фонд Российской Федерации, большая часть которого может находиться только в государственной собственности. В пределах этого фонда запрещены различные виды хозяйственной деятельности. В главе 10 "Государственный мониторинг окружающей! среды (государственный экологический мониторинг)" определен порядок осуществления мониторинга, его цели и задачи. В главе 11 "Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)" определены задачи и структура экологического контроля, а также права, обязанности) и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Основными задачами контроля является проверка соблюдения субъектами хозяйственной деятельности экологических требований. В систему экологического контроля входят: государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль. Инспектора по охране природы обладают широкими полномочиями. Они имеют право проверять работу очистных сооружений, выдавать разрешения на право выброса и сброса, привлекать виновных лиц к административной ответственности, принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности. Большое значение имеет общественный контроль, который позволяет обеспечить участие граждан и общественных организаций в контроле за источниками загрязнения. В главе 12 "Научные исследования в области охраны окружающей среды" определены цели и порядок проведения научных исследований. В главе 13 "Основы формирования экологической культуры" определены принципы и система экологического образования и просвещения. Система экологического образования является всеобщей и комплексной и включает в себя дошкольное, общее, среднее и высшее профессиональное образование, а также профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов. В главе 14 "Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды" предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Закреплена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, а также порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. В главе 15 "Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды" предусмотрено, что осуществление международного сотрудничества должно осуществляться в соответствии с принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в этой сфере. В главе 16 "Заключительные положения" закреплен порядок вступления в силу этого закона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|