Часть V. Психическая саморегуляция
Стр 1 из 35Следующая ⇒ ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
ПИТЕР' Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург• Самара •Новосибирск Киев • Харьков • Минск
Это современное учебное пособие по одной из новых психологических дисциплин — психологии здоровья — может быть использовано как для практических, семинарских, так и для лекционных занятий. Тематика представленною материала отражает самые разные проблемы, которые находятся в центре внимания специалистов, занимающихся вопросами здоровья: какова роль личности в поддержании своего здоровья: как влияют на здоровье человека социальные п психологически-*; факторы: какие методы разрабатываются и как используются в исследованиях в данном! области и т. д. Пособие рекомендуется преподавателям, студентам, обучающимся по направлению и специальностям психологии, психологам-практикам и всем, кто интересуется проблемами психологии здоровья.
Оглавление
От редактора........................................................................ 10 Часть I. Физическое, психическое и социальное здоровье Занятие 1. Определение аэробной работоспособности (прямое определение максимального потребления кислорода) (Д. Н. Давиденко).......................... •............................. 12 Контрольные вопросы...................................................... 14 Занятие 2. Оценка анаэробной производительности (определение максимального кислородного долга) (Д. Н. Давиденко)............................................................ 15 Контрольные вопросы.................................................... 16 Занятие 3. Оценка физического состояния (Д. Н. Давиденко).... 17 Контрольные вопросы.................................................. 18 Занятие 4. Оценка физической работоспособности с помощью
Гарвардского степ-теста (Д. Н. Давиденко)............................. 19 Контрольный вопрос.................................................... 21 Занятие 5. Оценка физической работоспособности по данным теста PWC и непрямого определения МПК (Д. Н. Давиденко).... 22 Контрольные вопросы.................................................... 24 Занятие 6. Оценка физической работоспособности с помощью б-моментной функциональной пробы (Д. Н. Давиденко)... 25 Контрольный вопрос...................................................... 26 Задание 7. Определение адаптационного потенциала (Д. Н. Давиденко)................................................................ 27 Контрольный вопрос...................................................... 28 Занятие 8. Интегральная оценка уровня физического здоровья. (Д. Н. Давиденко).. '...................................................... 29 Контрольный вопрос...................................................... 31 Занятие 9. Самооценка состояния здоровья (Д. Н. Давиденко)... 32 Контрольный вопрос..................................................33 Рекомендуемая литература............................................ 34 Занятие 10. Самооценка физического, психического и социального здоровья (Г. С. Никифоров, Л. И. Августова).. 35 Задание 1. Самооценка физического здоровья........................ 36 Контрольные вопросы......................................................... 141 Приложение 20.1. Опросник Кейрси.......................... 141 Приложение 20.2. Образец регистрационного листа к опроснику Кейрси................................................... 144 Рекомендуемая литература......................................... 146 Часть IV. Образ жизни Занятие 21. Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни (Н. Б. Водопьянова)............................................. 148 Контрольные вопросы.................................................... 150 Приложение 21.1. Шкала оценки качества жизни......... 151 Ключ............................................................................... 155 Рекомендуемая литература............................................ 155 Занятие 22. Оценка качества жизни (3. Ф. Дудченко)....... 156 Контрольные вопросы.................................................... 159 Приложение 22.1. Опросник оценки качества жизни.,... 159
Приложение 22.2. Оценки параметров качества жизни... 162 Приложение 22.3. Заключение по оценке качества жизни.. 162 Рекомендуемая литература......................................... 163 Занятие 23. Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни школьников (А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк)... 164 Контрольные вопросы................................................. 166 Приложение 23.1. Опросник «Образ жизни школьников».. 166 тестирования по методике «Образ жизни школьников»... 178 Рекомендуемая литература......................................... 192 Занятие 24. Информированность о путях передачи ВИЧ-инфекции (О. П. Исакова)................................... 193 Контрольные вопросы................................................. 194 Приложение 24.1. Вопросы для оценки практических знаний о поведении, создающем риск заражения ВИЧ..... 194 Ключ.............................................................................. 199 Рекомендуемая литература........................................... 200 Занятие 25. Предрасположенность к наркотизации. (О. П. Исакова)............... \........................................... 201 Контрольные вопросы................................................. 202 Приложение 25.1. Методика Цукермана. Склонность к поиску ощущений............................. 203, Приложение 25.2. Вопросы.......................... '................... 203 Приложение 25.3. Ключи к шкалам опросника SSS... 205 Рекомендуемая литература.......................................... 206 Занятие 26. Ранняя профилактика приобщения к наркотикам (О.П.Исакова)............................................................... 207 Контрольные вопросы............................................. 208 Приложение 26.1. Хомякова Елена. Тайна цветка Папоротника............................................................ 208 Рекомендуемая литература......................................... 212 Занятие 27. Оценка аддиктивных установок лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом (О. П. Исакова)........... 213 Контрольные вопросы........................................ 214 Приложение 27.1. Тест аддиктивных установок Макмаллаиа-Гайлхар............................................. 214 Рекомендуемая литература........................................ 216 Часть V. Психическая саморегуляция Занятие 28. Психическая саморегуляция как неотъемлемый компонент здоровой личности (С. М. Шингаев)......... 218 Содержание занятий..................................................... 219 Занятие 1....................................................................... 219
Занятие 2....................................................................... 224 Занятия 3-8................................................................... 226 План занятий............................................................... 226 Занятие 9....................................................................... 229 Занятия 10-12.......................................................... 230 План занятий................................................................ 230 Контрольные вопросы................................................. 231 Рекомендуемая литература......................................... 231 Занятие 29. Технология и эффективность мышечной релаксации (Ю. И. Филимоненко)....................................................... 232 История создания методики мышечной релаксации.... 232 Структура методики мышечной релаксации.............. 235 Психофизиологические механизмы методики мышечной релаксации................................................................ 240 Производственный вариант методики мышечной релаксации............................................................... 248 Рекомендации ведущему обучение навыкам релаксации.. 254 Оценка успешности релаксационных занятий............ 260 Контрольные вопросы.................................................. 266 Приложение 29.1. Первое занятие курса мышечной релаксации. Основные положения информационной части....... 266 Приложение 29.2. Первое занятие курса мышечной релаксации. Ориентировочный текст учебной части... 271 Приложение 29.3. Учебная успешность сеанса мышечной релаксации: формы оценки..................................... 275 Приложение 29.4. Сеанс мышечной релаксации: динамические особенности учебной и прагматической успешности........................................................... 276 Приложение 29.5. Статистические нормативы показателей цветового теста М. Люшера.................................... 277 Рекомендуемая литература........................................ 277 Часть VI. Профессиональное здоровье Занятие 30. Методика работы руководителя по обеспечению психического здоровья персонала (С. М. Шингаев)... 280 Методика определения состояния психического здоровья персонала................................................................. 281 Методика работы с сотрудниками, имеющими отклонения в психическом здоровье 285 Контрольные вопросы.................................................. 289 Приложение 30.1. Основные направления работы руководителя организации по сохранению
и укреплению здоровья персонала......................... 289 Рекомендуемая литература......................................... 291 Занятие 31. Общие принципы, методы и направления работы психолога при оказании психологической помощи в экстремальных условиях деятельности (А Г. Маклаков)... 292 Общие проблемы организации психологической помощи в экстремальных условиях деятельности............... 292 Методика оценки психического состояния пострадавших Общие принципы осуществления психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий при массовой психической травматизации.................................. 298 Контрольные вопросы............................................... 300 Приложение 31.1. Методика для оценки уровня развития адаптационных способностей личности............... 301 Текст опросника......................................................... 303 Приложение 31.2. Методика оценки уровня ситуационной тревожности.............................................................. 317 Приложение 31.3. Анкета самооценки состояния (АСС)... 318 Бланк для анкеты самооценки состояния................. 319 Шкала самооценки (Ч. Д. Снилбергер, 10. Л. Ханин).... 320 Приложение 31.4. Оценка резервных возможностей кардиоресиираторноп системы............................ 321 Приложение 31.5. Инструкция по применению психологических методов коррекции функционального состояния............................................................... 323 Рекомендуемая литература....................................... 331 Занятие 32. Арт-терапевтическое сопровождение профессиональной деятельности (Н. Е. Пурнис, Е. А. Соловьева)......................................................... 332 Контрольные вопросы............................................... 341 Приложение 32.1. Упражнения на занятиях по арт-терапии... 341 Рекомендуемая литература....................................... 344 Занятие 33. Ретроспективный анализ спортивной карьеры по средствам моделирования (Н. Л. Ильина)........... 345 Контрольные вопросы................................................ 349 Рекомендуемая литература....................................... 350
От редактора Как самостоятельная научная дисциплина психология здоровья оформляется на границе 70-80-х гг. XX в. за рубежом и в начале 1990-х гг. в России. Прошедший период был отмечен выходом специальных научных журналов в данной области знаний, статей, учебных пособии и монографий. В 2003 г. под редакцией профессора Г. С. Никифорова вышел первый в России учебник «Психология здоровья» и в том же году под его руководством была создана первая в России кафедра психологии здоровья при Институте психологии и социальной работы в Санкт-Петербурге. Настоящий труд — первый опыт издания практикума по психологии здоровья в нашей стране. Его вполне можно рассматривать как практическое дополнение к упомянутому выше учебнику. В содержание практикума вошли темы, относящиеся к числу особенно важных направлений исследования в современной психологии здоровья. К ним относятся: оценка здоровья на физическом, психическом и социальном уровнях; психические состояния и здоровье; личностные аспекты здоровья; образ жизни; поддержание здоровья с помощью методов психической саморегуляции; психологическое обеспечение здоровья в профессиональной деятельности.
В практикуме представлены как уже хорошо известные и апробированные методики, так и оригинальные, разработанные авторами практических занятий. В подготовке данной работы приняли участие в основном преподаватели факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. В подготовке данного пособия приняли участие следующие авторы: Л. И. Августова, канд. психол. наук, доцент; Е. Ю. Березняк, магистр психологии; Р. А. Березовская, канд. психол. наук, доцент; Я. Е, Водопьянова, канд. психол. наук, доцент; А. С. Галицкий, канд. пед. наук; Я. Я. Гурвич, д-р психол. наук, профессор; Д. Я Давидепко, д-р биол. наук, профессор; 3. Ф. Дудчепко, канд. психол. паук, доцент; Я. Л. Ильина, канд. психол. наук, доцент; О. П. Исакова, ассистент; А. И. Колчев, д-р мед. наук; Л. В. Куликов, д-р психол. наук, профессор; А. Г. Маклаков, д-р психол. наук, профессор; Г. С. Никифоров, заслуженный деятель науки РФ, д-р психол. наук, профессор; Б. В. Овчинников, д-р мед. наук, профессор; Я. Е. Пурнис, аспирантка кафедры психологии СПбГАСУ; Е. А. Соловьева, канд. психол. наук, доцент; Ю. И. Филимоненко, канд. психол. наук, с. н. с; С. М. Шишаев, канд. психол. наук, доцент; М. В. Штейн, ассистент.
Часть I
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|