Занятие 17. Оценка оптимизма и активности личности
Н. Е. Водопьянова, М. В. Штейн Вводные замечания. Одна из задач психологии профессионального здоровья - выявление личностных факторов, связанных с высокой стрессоустойчивостью и способностью противостоять жизненным невзгодам. В структуре стрессоустойчивости как сложного личностного конструкта можно выделить такие компоненты, как конструктивная активность, позитивное мироощущение и жизнерадостность в трудных жизненных ситуациях, которые требуют сохранения стойкости, мужества и веры в их положительное разрешение. Позитивное мироощущение и жизнерадостность - важные атрибуты психосоциального здоровья человека. Они могут быть описаны в категории оптимизма Однако в отечественной психологии сейчас не существует четкого определения понятия оптимизма, поскольку психологическая категория это весьма емкое и многозначное понятие. В повседневной жизни под «оптимизмом» чаще всего подразумеваются оод-рость, жизнерадостность, жизнелюбие человека. По определению С. И. Ожегова, «оптимизм - это бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро». В философском словаре оптимизм и пессимизм определяются как понятия, характеризующие ценностную сторону мировосприятия, когда мир осмысливается лишь с точки зрения соотношения в нем добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бедствий. Исходя из понятия динамической функциональной структуры личности, которое предложил К. К. Платонов, оптимизм представляет собой устойчивую характеристику личности, тесно связанную с ее направленностью и установками.
С позиций гуманистической психологии под ним понимают веру в безусловно позитивную человеческую природу, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную как потенциал, который Раскрывается при соответствующих условиях. К. Роджерс утверждает, что люди развиваются в позитивном направлении и только неблагоприятные социальные обстоятельства заставляют прибегать к психологическим защитам, делают их жестокими, деградирующими, асоциальными и пессимистичными. Экзистенциальный подход также основывается на вере в позитивную сущность человека, однако индивид приобретает ее в процессе самосозидания и его позитивная актуализация оказывается результатом собственного свободного и ответственного выбора, т. е. определенной личностной активности. В социальной психологии оптимизм и пессимизм рассматривается главным образом как врожденное свойство или как результат первых этапов социализации личности. Социальные условия выступают в качестве важнейшего обстоятельства развития оптимизма. Последний можно рассматривать также как систему взглядов отношений личности к своей настоящей и будущей жизни, к окр жающим людям и самому себе, как проявление общего умонастр ния. Д. Осгуд в своих трудах отметил: самое крупное открытие наш го поколения заключается в том, что человек может изменить сво жизнь, поменяв отношение к ней. От системы отношений личност зависят многие явления внутреннего мира, психические состояния процессы, в том числе и здоровье человека. Согласно концепции «вы ученной беспомощности» М. Зелигмана[4], определяющая черта песси мистов — вера в то, что все их усилия бесполезны, а неудачи беек нечны, что они погубят все свои дела и виноваты в неудачах о сами. Оптимисты верят, что поражение или жизненные невзгоды им ют временный характер и в случившемся они не виноваты, причи~ неудач оптимисты приписывают обстоятельствам или другим людя~ Поражение не способно их сломить. Неблагоприятную ситуаци они воспринимают как вызов и с удвоенной энергией (активность-настойчивостью) борются с ней.
В результате анализа и обобщения научной литературы oптимизм можно определить как устойчивую личностную позицию уверенности в преодолении жизненных трудностей или невзгод, уверенности в их временном характере, которая основана на вере индивида в силу человеческой природы и в собственные ресурсы. На наш-взгляд, оптимизм как система позитивных отношений, жизнерадостного мировосприятия и мировоззрения представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние навыбор адаптивных моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу и служит важной составляющей психологического здоровья личности. Оптимизм как системное качество может иметь различные формы и внутриличностные детерминанты. В связи с этим его диагностика должна быть направлена не только на выявление степени оптимистического настроя, но также и на активность преобразующего (преодолевающего) поведения, способствующего социальной адаптации и удовлетворенности качеством жизни. Предлагаемая нами методика является адаптированным вариантом шкалы активности и оптимизма, которую разработали И. С. Шуллер и А. Л. Комуниан (AOS)[5]. Наша российская версия шкалы AOS позволяет выделить пять типов личности, отличающихся по степени выраженности оптимизма—пессимизма и активности—пассивности. Валидизация опросника осуществлялась с помощью сопоставления результатов шкалы AOS и анкетирования студентов технических вузов (98 человек)[6]. С помощью анкеты оценивались установки и умонастроение студентов, касающиеся преодоления настоящих и будущих трудностей в шести значимых сферах их жизнедеятельности: • образование; • будущая работа; • профессиональная карьера; • семья; • социальная адаптация (контакты); • удовлетворенность качеством жизни. Выявлено, что у студентов-юношей активность (по шкале AOS) коррелирует с уверенностью в преодолении трудностей семейной Жизни, профессионального образования, устройства на квалифицированную работу, достижения высокого качества жизни, а также с общим показателем позитивного жизневосприятия. У студенток активность коррелирует с уверенностью в достижении высокого качества жизни и социальной адаптации. У юношей показатель оптимизма по шкале AOS коррелирует с уверенностью в преодолении трудностей во всех сферах жизнедеятельности. У девушек оптимизм свйзан только с уверенностью в получении образования, устройстве на работу и удовлетворенностью качеством жизни. Очевидно, обнаруженные в корреляционных связях различия у юношей и девушек отражают тендерные различия в структурных компонентах оптимизма.
В результате апробации шкалы A OS в группе российских менеджеров среднего звена нами было обнаружено следующее. Менеджеры-оптимисты отличаются высокой адаптивностью к новым ситуациям, интернальным локусом контроля и высокой коммуникабельностью. В трудных жизненных ситуациях они чаще используют конструктивные, ориентированные на проблему модели поведения. Среди них реже встречаются лица с высоким уровнем психического «выгорания», чем среди пессимистов. Менеджеры-пессимисты хуже адаптируются к новым социально-экономическим условиям, более агрессивны и склонны обвинять в своих неудачах судьбу или других людей, например своих подчиненных. В стрессовых ситуациях «пессимисты» часто используют деструктивные модели преодолевающего поведения и управления, характеризуются более низкой стрессовой устойчивостью и более высокими показателями «выгорания» по сравнению с «оптимистами». При использовании шкалы AOS в группе брокеров (62 челове*] ка) нами было установлено, что лица с высоким уровнем оптимизма и активностью меньше подвержены профессиональному «выгоранию», чем лица с пессимистическим настроем. Эти данные под-1 тверждают гипотезу о том, что оптимизм как позитивная жизненная установка в сочетании с активностью (энергичностью) представляет собой психологический ресурс устойчивости личности к профессиональным и жизненным стрессам, способствует «здоровому копингу» (преодолевающему поведению) и тем самым препятствует развитию негативных синдромов стресса, например психического «выгорания».
Цель занятия. Определение психологических типов в соответствии со степенью оптимизма и активности (энергичности) личности. Оснащение. Шкала оптимизма—активности (AOS) и ответный лист? (приложение 17.1), ключ (приложение 17.2). Порядок работы. Испытуемому выдается опросник и бланк для ответов со следующей инструкцией: Перед вами список утверждений. Прочтите внимательно каждое из них и оцените степень вашего согласия с каждым из них. Для этого используйте приведенные на бланке варианты ответов. Зачеркните цифру, соответствующую вашей оценке. Обработка результатов. Методика содержит две субшкалы: оптимизм и активность. Оптимизм в данной методике понимается как предрасположенность человека верить в своп силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и от других людей. «Оптимисты», как правило, экстравертированны, доброжелательны и открыты для общения. Противоположной категории людей, «пессимистам», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем мире (интровертирован-ность). Под активностью понимаются энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску. Пассивность проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании что-либо делать. В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по данным субшкалам (табл. 17.1), которые соотносятся с квадратом координатной модели (рис. 17.1). Каждому квадрату соответствует определенный тип личности. Таблица 17.7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|